Цитата сообщения Polina_Ukhanova
Петровский Путевой дворец - Дом приёмов Правительства Москвы
Петровский Путевой дворец - Дом приёмов Правительства Москвы
Продолжаю фотоотчёт о 18 мая.
Вторым пунктом нашей экскурсии в тот день был Петровский Путевой дворец.
Думаю, многие знают, что недавно он был отреставрирован и теперь является официальным Домом приёмов Правительства Москвы. Проект этого дворца был создан архитектором М.Ф. Казаковым (именно он - автор второго проекта Царицыно, "по мотивам" которого он сейчас воссоздан) в 1775-м году, сам же дворец решено было возвести в честь Кучук-Кайнарджийского мира. Кубический трёхэтажный объём дворца, увенчанный куполом с довольно высоким световым барабаном, был окружён двумя обширными дворами — парадным со стороны Петербургской дороги (по его периметру были размещены корпуса для приезжающих, помещения военного караула и кухня) и внутренним с противоположной стороны, где располагался небольшой садик. К его стенам примыкали с северо-запада и юго-востока ещё два небольших хозяйственных двора с конюшнями, казармами для солдат, погребами и сараями. Все сооружения строились из кирпича с применением белокаменных и керамических деталей. С внешней стороны вокруг дворца была устроена глубокая канава, края которой были обложены дёрном; через неё были перекинуты каменные мостики. Таким приёмом традиционно выделялась русская помещичья усадьба XVIII столетия, а вообще традиция обведения жилого дома, усадьбы бороздой в качестве способа уберечься от тёмных сил, восходит ко временам язычества.
Наружные декоративные работы были закончены в октябре 1778-го года. Интересно, что керамический декор фасадов был ярко и натуралистично раскрашен, также, как были раскрашены гирлянды, роги изобилия и наружные стены. Купол был крыт белой жестью, для кровель широко применялась красная черепица, а слуховые окна и крыши над лестничными клетками главного зала были покрыты черепицей, имитировавшей позолоту.
Строительство дворца было окончено в 1779-м году.
Надо сказать, что Петровский Путевой дворец был прямо-таки соткан из разных символов. Здесь были и пирамиды - знак славы и памяти, и роги изобилия, символизирующие богатство, великодушие, щедрость и всяческие земные блага, и два рога, крестообразно пересекающиеся - символ чрезвычайного изобилия и богатства. Именно такие роги изобилия обрамляли овальные окна главного фасада дворца, и имеются там и сейчас.
Другие декоративные детали — шары, звёзды, зубцы — скорее всего не несли конкретного символического содержания, а являлись средствами создания характерного образа крепостной ("турецкой") архитектуры.
В 1783-м году была закончена внутренняя отделка дворца, а с 4 по 9 сентября 1812-го года, как известно, во дворце останавливался Наполеон, войска которого дворец не тронули, зато после их ухода здание было порядком опустошено окрестными крестьянами...
Этот вид из дворца я сфотографировала специально. Примерно с этой же точки (из соседнего зала) Наполеон в своё время взирал на пылающую Москву...
Интерьеры дворца не отличаются своеобразием. Они очень классичны, а из антиквариата я обнаружила всего несколько предметов мебели, остальное - умело выполненный новодел, слишком, на мой взгляд, позолоченный...
Довольно неожиданно было обнаружить в интерьерах бюст Юрия Гагарина, хотя, в общем то, это логично, т.к. в советское время, с 1920-х годов в Петровском Путевом дворце располагался Дворец Красной авиации, затем - Академия им. Н.Е. Жуковского.
Компанию первому космонавту составил бюст Матвея Казакова, главного архитектора дворца...
...и парные бюсты Наполеона и Жозефины, подаренные дворцу Ю.М. Лужковым.
Не обошлось, разумеется, и без бюста Екатерины Великой;)
По-настоящему впечатляющее зрелище представляет собой Белый зал, в котором сейчас проходят приёмы и заседания. Высота потолка здесь - 8 метров, но визуально он кажется гораздо более высоким за счёт удивительного декора - росписи в технике "гризайль".
Вот такой Дом приёмов. В целом, впечатление хорошее, немножко декоративное, хотя, конечно, есть в Москве куда более интересные и замечательные в архитектурном плане дома, в которых можно было бы устроить подобное заведение.
Текст на основе статьи Г.В. Мудрова для альманаха "Искусство реставрации-2009".
Верхнее фото общего вида дворца - В. Горбунова (моё аналогичное получилось кривовато;), остальные - мои собственные.
Архитектура_и_интерьер