-Метки

2022 год 9мая актеры актрисы архитектура афоризмы весна видео война гео города дворцы день рождения дом достопримечательности еда женщины живопись жизнь заяц здоровье зима знаменитости знаменитые женщины знаменитые люди игры изобретения интересно интересное интересные сайты интернет искусство история история СССР история вещей история песни история россии календарь картинки картины кино китай книги котики коты кошки красавицы красота креатив кролик кролики кулинария культура легенды ленинград литература мифы мой петербург мудрость музеи музыка наука необычное необычные памятники новый год осень оформление дневника памятники парки песни петербург писатели пожелания поздравления полезное политика породы кошек праздник праздники природа прогулки по городу психология путешествия рейтинги рецепты рим россия символ года символы года слова советы современное искусство ссср стихи страны страны и города страны мира сюр сюрреализм тесты тигры фантазия фильмы фотографии фотоподборка фотоподборки фотопрогулки фразы художники цветение цветущие деревья цветы чтение шутки юбилеи юмор

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Астронель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.02.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 28708


Новый Год в России. История

Четверг, 19 Января 2017 г. 01:59 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda НОВЫЙ ГОД ПО-РУССКИ

Bo4kaMeda



«Объявление указа Петра Великого считать Новый год с 1 января»
Неизвестный художник

До конца XV века новый год на Руси начинался с 1 марта (как в Древнем Риме), затем, до конца XVII века, с 1 сентября (как в Византии). Пётр I своим указом «О праздновании Нового года» в конце 1699 года заменил летоисчисление «от сотворения мира» на «от рождества Христова». С тех пор в России празднуют Новый год на европейский манер.

Одним росчерком пера Пётр I перенёс Русь из 7208 года в 1700-й. Притом ссылался царь на обычай, принятый в «европейских христианских странах», в том числе у славян и православных сербов, молдаван, болгар и греков. «И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настаёт новый, 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года», – говорилось в царёвом указе.



Василий Суриков, «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского», 1900 г.

Наступление нового века и нового года царь приказал тоже праздновать по-европейски – «после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своём, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых».

Нравы были простыми. Царь – отец и господин всем своим подданным, а потому ничего нет удивительного и в том, что и как веселиться в первый день нового века, указ регламентировал достаточно подробно: из чего и сколько раз стрелять по случаю праздника (аналог салюта), в какие дни и как – зажигать праздничные костры.


Борис Кустодиев
«Ёлочный торг», 1918 г.

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чём не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублёв и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей…
Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу…» (А. Толстой «Пётр I»).

После смерти Петра I обычай украшать дома хвойными ветками и деревьями забылся и возродился лишь к концу XVIII в., уже как рождественский обычай. Так или иначе, но традиции широкого празднования Рождества и Нового года в России уже больше трехсот лет, а это не шутка. С тех пор маскарады, всевозможные потехи, праздничные ёлки и прочие атрибуты зимнего праздника прочно входят в русский быт, а вместе с тем – и в русское искусство.


Cергей Досекин
«Подготовка к Рождеству», 1896



Виктор Васнецов
«Снегурочка», 1899 г.




Константин Трутовский
«Колядки в Малороссии», 1864




Николай Фешин
«Ёлка», 1917

Вплоть до начала XX века ёлка называлась рождественской. Пришедшие к власти большевики взяли на вооружение тактику христианства, боровшегося с язычеством: праздник оставили, но в сильно усечённом виде. Всякая связь с Рождеством Христовым изгонялась.

Несмотря на популярную в советской живописи тему «Ленин на ёлке», в действительности к началу 20-х гг. ёлка и Дед Мороз в Стране Советов были отменены. В 1929 г. был официально отменён и праздник Рождества. После небольшого «ребрендинга» он вернулся как праздник Нового года в 1935-м году, по предложению заведующего особым сектором ЦК Александра Поскрёбышева.


Неизвестный художник
«В. И. Ленин на ёлке в Сокольниках»

«– Хотите, Владимир Дмитриевич, участвовать в детском празднике? – спросил меня Владимир Ильич.
– Хочу, – говорю.
– Ну так вот, доставайте где хотите пряников, конфет, хлеба, хлопушек, игрушек, и поедем завтра к вечеру в школу Надю навестить. Устроим детишкам праздник, а на расходы вот вам деньги». (Владимир Бонч-Бруевич, «На ёлке в школе»).

В 1935 году снова появилась и ёлка, и Дед Мороз, и подарки под ёлкой. Только атрибуты старого Рождества стали новогодними. Ещё через два года у Деда Мороза на ёлках появилась обязательная спутница – Снегурочка. Именно с этого момента праздник обретает свой канонический облик, в котором мы все его знаем



Тамара Зеброва
«Детский праздник», 1941



Александр Гуляев
«Новый Год», 1967

В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны – Кремлёвская.


Иван Тихий
«Для тебя и твоих друзей ежегодно сияет ярким светом ёлка в Кремле»
Иллюстрация в журнале «Барвинок», 1956 г.

Со временем появились новые детали – непременные мандарины, шампанское и салат «оливье» на столе, бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение главы государства. Вошли в моду новогодние огоньки и застолья.


Ольга Воробьева
«С Новым годом!», 2009



Андрей Андрианов
«Провансаль», 2012




Людмила Пипченко
иллюстрация к книге Е. Ракитиной «Приключения новогодних игрушек».




russkiymir.ru

.
Рубрики:  Новый год/Новогодние традиции
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку