Второй раз я был в столице гораздо дольше, чем в первый - шесть дней против одного. Не буду врать: всей Москвы я не видел, да и вряд ли смогу увидеть даже за месяц, зато убедился, что Москва очень разная, как мне и говорили в ответ на отплёвывания после первого визита.
Самое страшное в Москве - более сухой, чем в Петербурге, воздух. На практике это выливается в обветренные губы, сухость и першение в горле (сколько воды выдуто за эти дни - считать надо галлонами, а не литрами), волосы дыбом и уподобление шамблерам, вортигонам и Императору из "Звёздных войн" одновременно - это я про битьё окружающих электричеством. В общем, полегче было только в пятницу и субботу, когда понемногу дождило.
Второй кошмар для эстетствующего петербуржца - дикая "эклектика" и внедрённость советского бетонного убожества (и неважно, что это практически einstuerzende Neubauten) пополам с жутким новостроем девяностых-двухтысячных почти во всех пейзажах. Недаром на "Культуре" недавно говорили, что Москва - город, утративший понятие об архитектуре и стиле. Кошмар, собственно, начинается сразу на выходе с Ленинградского (какая долгая у москвичей память!) вокзала, продолжается гостиницей "Измайлово", и тянется следом за приезжим, то тут, то там всплывая в поле зрения. Очевидно, убогий новострой создаётся на деньги и в соответствии с запросами и отсутствием вкуса "непрошенных гостей" столицы, в основном выходцев из южных республик бывшего Союза.
Им же я склонен приписывать жутчайшую московскую рекламу. Из всех плакатов, биллбордов, роуд-бордов и прочей ерунды качественно, на мой северно-венецианский взгляд, сделана в лучшем случае треть. Остальное будто бы нарисовано пьяным обколотым абстракционистом на картонке, отсканировано, приведено в чувство и в читабельный вид посредством фотошопа и напечатано на самых дешёвых китайских машинах. Кажется, вся эта крикливая яркость - наследие восточных базаров и узбекских халатов. Позабавил такой факт: в Питере в поездах метро для рекламы сделаны специальные панели, закрытые оргстеклом, а на эскалаторах рекламные щиты закреплены на балюстраде (ну, то есть, в пространстве между поручнями двух соседних эскалаторов, в одном ряду с лампами); в Москве же рекламу в поездах клеют кто попало и куда попало, даже на сиденья, а рекламные щиты на эскалаторах размещают на стенке тюбинга, в котором движущиеся лестницы уложены - наверное, это из-за малой длины эскалаторов, поскольку в Петербурге, если ехать вверх или вниз всё время глядя вбок, шея затечёт.
Поезда, кстати, в Москве по большей части грязные и раздолбаные (кроме составов "Русич") - не столько потому, что народу ездит много, сколько потому, что народ этот грязный. Столько потрёпанных, грязных типов, столько бомжей в метро в нашем славном северном городе не увидишь. А уж сколько бомжей на Ленинградском вокзале - порядки соответствуют массе Солнца, выраженной в килограммах :)
Ещё Москва показалась мне целиком подчинённой принципу дуализма: очень ярко ощущаются все контрасты, а полутонов практически нет. В архитектуре это старая застройка против новой и качественные проекты против откровенных барачных башен, в демографическом плане - небритая и немытая масса южан против более-менее опрятных и чистых северян, в метро - "Русичи" против старых поездов... Всё чётко, будто кто-то сканировал Москву в режиме "black & white". Прямо инь-янь, а не город.
Не забудьте про изменчивость: моя chere maman ругала номера в корпусе "Гамма" гостиницы "Измайлово", а мне уже достался нормальный номер, и завтраки были вкусные. Вселенские флуктуации, не иначе.
Путевые заметки: между столицей нынешней и предыдущей курсируют в основном поезда, в которых только одно удобство - естественно, в самых топовых не ездил, поэтому пока пишу о том, что видел. В первый визит "туда" ехали на "Николаевском экспрессе", в котором ужин не давали и сортиры были открытые (то есть, слив происходил на полотно) - зато купе кондиционировались. "Сюда" ехали без кондиционера и ужина, зато сортир был закрытого типа (с баком для нечистот). Во вторую поездку "туда" рукоятка выключения радио вырубала не только приёмник в купе, но и тот, который расположен в коридоре у купе, а также два его ближайших соседа (настоящее благо!), а "сюда" я ехал опять без кондиционера и закрытого сортира, зато с ужином. Прямо компьютерная игра какая-то - на всё сразу денег не хватает, приходится "прокачивать" поезда по одному параметру, зато все по-разному, чтобы обеспечить общую привлекательность парка...
К разговору о парках:
Борщ, проживающий в опрятном и аккуратном районе неподалёку от метро "Дмитровская" (Тимирязевский округ, если не изменяет память), показал район - и опять резкий контраст с той засранностью и разваленностью, каковые я наблюдал в других местах. Дуализм, да-да.
А ещё этот отличный человек напоил меня - сначала прекрасным терпким ливанским вином (я этикетку запомнил, а название - нет, так что, дружище, название в студию), а потом - шикарным чешским монастырским пивом (литровая кружка - это по-нашему!) в пивном ресторане аккурат между "Дмитровской" и "Савёловской". В итоге, пропитанная алкоголем мускулатура с удовольствием превратила суммарный тридцатипятикилограммовый вес сумок в три с половиной кило, так что ещё раз спасибо (и я помню, что с меня причитается) - до поезда добрался будто и не гружёный.
В общем, "гениальный механик планеты" позволил наконец закрыть выставку как положено :)
Ладно, расписался я что-то... Потом ещё вспомню - напишу. Кстати, некоторые камрады, которые просили делать путевые заметки - задавайте наводящие вопросы, мне так вспоминать проще будет.