Властелины песка |
В воспоминаниях практически любого бывшего ребенка есть чудесные моменты упоительного копания в грязи. С каким удовольствием мы замышляли когда- то грандиозные постройки и планировали накормить всех вокруг песочно-травяной кашей.
Жаль только, мама была недовольна и никак не могла понять, что наше тесто для пирожков – это вовсе не обыкновенная грязь. Что же за магия таится в этом податливом материале − песке, который, с тех пор как дети начали играть в игры, манит к себе каждого ребенка?!
На новом витке…
Мама двухлетней Оли рассказывает: «Когда мы с дочкой выходим на прогулку, она похожа на ангелочка: светлые кудряшки, чистое платьице, белые носочки. Но как только Оля видит песочницу, она тянет меня за руку, с восторгом лепит куличи, ползает по песку, зачерпывает его обеими руками и переносит с места на место. В общем, от аккуратненького вида дочки не остается и следа».
Суть одного из любимых детских развлечений можно выразить в нескольких словах: «лепить», «разминать», «месить» и, конечно, «ломать»! Причем игры с песком − это не только отличное времяпрепровождение, но и сигнал о наступлении следующего этапа развития. Если раньше малыш познавал мир через рот и потому все предметы обязательно пробовал на зубок, то теперь органом осязания и знакомства с миром становится рука. Малыш получает новые – тактильные, или, по-другому, кожные ощущения. При первой же возможности, например в отпуске на морском берегу, разрешите крохе полежать или побегать (кому что по душе и по темпераменту) на теплом песке, посыпьте песочек на ладони друг друга, покажите, как песок бежит, просачивается между пальцами.
Великий релаксатор
Удивительно, но благодаря своим свойствам – изменчивости, мягкости, текучести − песок используется не только в легкомысленных детских развлечениях, но и в серьезной психотерапевтической практике. Создана даже особая техника работы психолога с клиентом – sandplay, позволяющая проживать и переживать эмоции, корректировать некоторые личностные проблемы. К игре с песком на таких занятиях добавляют другие природные материалы, игрушки, разыгрывают сказки.
Действительно, возможности песка для расслабления и снятия напряжения неоспоримы. Ребенку игра в «куличики» помогает снять внутренний запрет, зажатость, скованность. Песок дает маленькому человеку ощущение контроля над ситуацией, в игре с песком малыш как нигде чувствует, что только от него зависит, построить или разрушить творение, выстроить дорогу или домик, только он сам делает выбор. Этот пластичный материал естественно и ненавязчиво демонстрирует ребенку важные жизненные закономерности − например, учит тому, что ничто не исчезает бесследно, но все видоизменяется, превращается в другое, новое. Для того чтобы игра действовала на малыша успокаивающе, предоставьте ему свободу самовыражения, поощряйте инициативу, радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним, если что-то получилось, но не требуйте обязательного результата. Больше наблюдайте и поощряйте и меньше вмешивайтесь. Впрочем, если малыш просит о помощи, играйте вместе с ним, спрашивайте, что малыш хочет создать, и рассказывайте о том, чего хотели бы вы.
Источник: Наталья Чудина, педагог Журнал «Счастливые родители», №135
Рубрики: | * Игротека * |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |