-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109047
Комментариев: 6801
Написано: 117519


12 августа родились...

Пятница, 12 Августа 2011 г. 06:20 + в цитатник
 (534x698, 219Kb)
1503
Кристиан III (Christian III)
король Дании и Норвегии. Старший сын Фредерика, герцога Гольштейнского, Кристиан родился в Готторпе (современный Шлезвиг), воспитывался у немецких лютеранских наставников. В 1521 отправился в Германию и присутствовал на рейхстаге в Вормсе. В 1523 Фредерик взошел на датский и норвежский трон – как Фредерик I. В 1526 Кристиан стал штатгальтером герцогств Шлезвиг и Гольштейн, а в 1529 – наместником отца в Норвегии, проявив на этих постах нетерпимость к католикам. Поэтому, когда в 1533 Фредерик умер, преимущественно католический государственный совет не желал утверждать Кристиана на престоле и предпочел ему младшего брата Ханса. В 1533–1536 в провинциях Дании происходили мятежи, имевшие целью восстановление на престоле пребывавшего в заключении Кристиана II (т.н. Графская распря), в Гольштейн вторглись войска Любека. Кристиан справился с внешними и внутренними угрозами и был коронован в 1535. В следующем году он упразднил епископат и изменил статус датской короны, сделав ее наследственной. В 1542 Кристиан объявил войну императору Карлу V и закрыл для голландских кораблей скандинавские морские пути, чем вынудил императора искать мира, который и был заключен в Шпейере в 1544. Ревностность Кристиана в проведении принципов лютеранства толкала его в ряде случаев на крайности, однако ему впервые удалось сплотить народ Дании в единое целое. Умер Кристиан в Колдинге (Дания) 1 января 1559 года.

 (578x698, 141Kb)
1626
Джованни Баттиста Легренци (Giovanni Battista Legrenzi)
итальянский композитор. Родился в Клузоне, близ Бергамо. Служил церковным органистом в Бергамо, затем преподавателем и директором консерватории, в Венеции и с 1685г. - регентом собора святого Марка в Венеции. Представитель венецианской оперной школы (наряду с Ф.Кавалли, А.Чести и др.). В числе учеников Легренци - Ф.Гаспарини, А.Лотти, А.Кальдара. Автор опер «Этеокл и Полиник» (1675), «Тотила» (1677) и др., трио-сонаты (для 2 скрипок и клавишного инструмента). Среди произведений Легренци наибольший интерес представляют сонаты для струнных инструментов Значительна его роль в инструментальной музыке как предшественника А.Корелли. Умер в Венеции 26 мая 1690 года. Сочинения: 17 опер; инструментальные сонаты; 6 ораторий, около 15 кантат. Литература: Fogaccia P., G. Legrenzi, Bergamo, 1954.

 (556x699, 172Kb)
1644
Генрих Игнац Франц фон Бибер (Heinrich Ignaz Franz von Biber)
австрийский композитор и скрипач родом из Богемии. Учился у Иоганна Генриха Шмельцера. В 1660-х годах — музыкант на службе у князя-епископа Оломоуцкого. Около 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга, с 1684 — капельмейстер. Умер в Зальцбурге 3 мая 1704 года. Скрипач-виртуоз, что сказалось в его скрипичных сонатах, где встречаются труднейшие пассажи, использована скордатура — изменение обычной настройки струн и т. п. Наиболее известен сборник его 15 сонат «Розарий» (около1676). Автор духовной музыки, инструментальных ансамблей, опер. По-видимому, Бибер является автором 53-голосной «Зальцбургской мессы», которая долгое время приписывалась разным авторам. Написал 16 мистерий-сонат для скрипки и бассо-континуо (орган, виола да гамба). Часто встречаются символы розы и креста (так как Бибер состоял в ложе «Розы и креста»). 16 сонат — 16 событий из жизни Девы Марии: Первый цикл — Рождественский. 1 соната — Благовещение — ре минор. строй соль-ре-ля-ми. 2 соната — Встреча Марии с Елизаветой — ля мажор. строй ля-ми-ля-ми. 3 — Рождество — си минор — си фа# си ре. 4 — Сретение — ре минор — ля ре ля ре. 5 — Обретение в храме — ля мажор — ля ми ля до#. Второй цикл — Страстной: 6 — Моление о чаше — до минор — ля бемоль — ми бемоль- соль-ре. 7 — Бичевание — фа мажор — до фа ля до. 8 — Венчание терновым венцом — до мажор — ре фа си бемоль ре. 9 — Несение креста — ля минор — до ми ля ми. 10 — Распятие — строй соль реля ре. Славный цикл: 11 — Воскресение — соль ре соль ре. 12 — Вознесение — до мадор — до ми соль до. 13 — Сошествие святого духа — ре минор — ля ми до# ми. 14 — Вознесение Марии — ре мажор — ля ми ля ре. 15 — Коронация Марии на небесах — до мажор — соль до соль ре. 16 — Чакона — соль минор — соль ре ля ми. Генрих Бибер обладал достаточно тонким чувством юмора, что нашло отражение в его музыке. Например, соната "Репрезентатива" имеет в своем составе такие части: соловей, кукушка, лягушка, петух и наседка, перепел, кошка, марш солдат. В них имитируются звуки, издаваемые этими живыми существами, причем весьма оригинально и смело. Игра на смычковых инструментах иногда ведется за "рабочей" поверхностью струны. Иногда между струнами и грифом на виолончели подкладывается лист бумаги, что придает ей особое звучание, а скрипичная партия является очень сложной и в наши дни, далеко не каждый скрипач возьмется ее играть. Генрих Бибер является дальним предком по материнской линии певца Джастина Бибера Литература: Chafe E.T. The church music of Heinrich Biber. Ann Arbor: UMI Research Press, 1987

 (391x698, 242Kb)
1696
Морис Грин (Maurice Greene)
английский композитор и органист. Умер в Лондоне 1 декабря 1755 года.

 (434x699, 400Kb)
1709
Иоганн Георг Гмелин (Johann Georg Gmelin)
немецкий естествоиспытатель, врач, ботаник, этнограф, путешественник, исследователь Сибири и Урала, адьюнкт химии и натуральной истории Санкт-Петербургской Академии наук (30 августа 1727), профессор c 22 января 1731 — по 1 января 1748, действительный член Санкт-Петербургской Академии Наук. Натуралист академического отряда Второй Камчатской экспедиции (1733—1743). По результатам исследований в Сибири изданы книги «Флора Сибири» (1747—1769) в 4-х томах на русском языке, где описаны 1178 видов произрастающих в Сибири растений, и «Путешествие по Сибири» в 4-х томах на немецком языке. Академик и почетный член Стокгольмской Академии наук. Родился в Тюбингене (Германия). Иоганн Георг Гмелин — сын аптекаря.. Получив домашее образование, в 13 лет становится студентом Университета Тюбингена . В 1725 году 16-летний Иоган окончил медицинский факультет со степенью доктора медицины. По совету отца, профессора университета, и друга семьи, ученого Г.Бюльфингера, Иоганн Гмелин летом 1727 года переехал в Россию. С рекомендательным письмом и коллекцией природных окаменелостей, которые были переданы в Санкт-Петербургскую Академии Наук, он прибыл в Санкт-Петербург, где сначала занимался естественной историей. В августе 1727 г. он стажируется при Петербурской Академии Наук. Пока решался вопрос об его утверждении профессором, он получал на расходы по 10 рублей в месяц. Этот год был знаменателен для Санкт-Петербургской академии. За два месяца до Гмелина в Санкт-Петербург по рекомендации Даниила Бернули, которому самому было 25 лет, прибывает девятнадцатилетний Леонард Эйлер. В том же году в Академию прибыл недоучившийся студент Герард-Фридрих Миллер, которому исполнилось 22 года. Впоследствии он станет старшим товарищем Гмелину в многотрудном путешествии по Сибири. Еще до приезда Гмелина по предложению Президента Академии Л.Блюментроста на профессорские должности рекомендовали Эйлера, Гмелина, Крафта, Миллера. Случай беспрецедентный для науки всех времен. Старшему — Крафту — было 26 лет. Первые три года жизни в России И.Г.Гмелин посвятил работе в Кунсткамере и кабинете натуральной истории. Он составил каталог минералов. Приступил к составлению каталога древних окаменелостей вместе с академиком Иоганн Аманом. (Но эту работу он не окончил, а заканчивал ее в 1741 году М.В.Ломоносов. Утвержден дожности адьюнкта по химии и естественной истории (30 августа 1727). Помогает в издании трудов профессора ботаники И.Х.Буксбауму. Действительный членом Санкт-Петербургской Академии в звании профессора химии и натуральной истории (22 января 1731). В 1724 г. Пётр I снарядил экспедицию для изучения северной части Тихого океана и прилегающих к нему земель под руководством Витуса Беринга. Эта экспедиция, известная как Первая Камчатская экспедиция (1725—1729), выехала уже после смерти императора Петра. Одной из ее задач было изучение перешейка между Америкой и Азией (открытие Семена Дежнева стало известно позднее). Однако экспедиция не выполнила полностью поставленных задач. В связи с этим была организована в 1733 г Вторая Камчатская экспедиция (1733—1743) также под началом В.Беринга. Число участников доходило до 2000 человек: морские офицеры, ученые, художники, переводчики, административные и технические работники. Из натуралистов в экспедиции участвовали — И.Г.Гмелин, Г.В.Стеллер, С.П.Крашенинников. Силами различных отрядов были составлены первые карты и описания побережья России от Архангельска до реки Колыма, Охотского моря и Камчатки; описаны природа, народы и история Сибири. Соверщены плавания к берегам Японии и Северо-Западной Америки, обследованы по пути Курильские и Алеутские острова. И.Г.Гмелин совершил путешествие по Сибири. Он обследовал северо-западную часть Алтая, Салаирский кряж, от Кузнецка спустился по р. Томь до Томска, прошел по долине реки Чулыма до Енисея, по реке поднялся до Красноярска, оттуда прибыл в Иркутск. Изучал Забайкалье от Селенги до Шилки и Аргуни. Затем проехал по Ангаре до Братскского острога, прошел через Илимск в Усть-Кут на Лене и, свернув на юг, добрался до устья Илги, далее на речном судне прибыл в Якутск. Здесь пожар уничтожил большую часть собранных им материалов. Для восстановления утраченного и дополнительных исследований прошел по Витиму до р. Мамы. Впервые исследовал Северо-Байкальское нагорье. Двигаясь по Лене, описал ее берега до Олекмы, рассказал о прибрежных утесах — «щеках». В 1736—1737 гг. открыл ряд месторождений полезных ископаемых в Якутском крае. В следующем году спустился на лодках по Ангаре и Енисею до Туруханска, описал северные отроги Енисейского кряжа. Несколько лет путешествовал по югу Западной Сибири и восточному склону рала, описал месторождение горы Магнитной. В 1741—1742 гг. изучал Барабинскую степь и восточные склоны Урала. Ученый-энциклопедист, и великолепный художник за 10 лет проехал по Сибири около 34 000 км, положив начало ее научному исследованию. Вернувшись в Санкт-Петербург, начал заниматься обработкой привезенных коллекций и дневников. Ботанические коллекции послужили основой его многотомного труда «Флора Сибири», содержавшей описание почти 1178 видов сибирских растений, их 300 изображений, причем 500 новых видов флоры, изданного в течении 1747—1759 гг. Первые два тома редактировал сам Гмелин, третий и четвертый тома вышли под редакцией С.Г.Гмелина — младшего, племянника автора, пятый том (споровые растения) остался в рукописи. По представлению Академии наук оконченного первого тома Гмелин попросил на академическом заседании разрешения уехать в Германию сроком на один год, с условием, что за это время он будет получать жалование и выполнять работу. Такое разрешение им было получено 1 июня 1747 г. В 1747 г Гмелин уехал в Тюбинген, где с 1749 г до своей смерти был профессором ботаники и химии местного университета. Умер 23 мая 1755 года. С 1751 по 1755 гг. в Геттингене опубликовывает свои экспедиционные дненики под названием «Путешествие по Сибири с 1741 по 1743 гг.» в 4-х томах. После смерти рукописи и гербарий ученого были доставлены в Санкт-Петербург и проданы Санкт-Петербургской Академии Наук. Все изданные ботанические материалы Гмелина не учли систематической реформы в ботанике Карла Линнея. Так как первые два тома вышли до реформы Линнея, а в остальных Гмелин-младший не привел в соответствие не оценив реформы Линнея. Поэтому большинство описанных для Сибири новых видов растений не сохранили авторства Гмелина И.Г. В честь И.Г.Гмелина Карл Линней описал род Gmelina (Verbenaceae) и около 60 видов растений. Литература и источники: Богатые ботанические материалы, вывезенные из Сибири, опубликованы в классической для своего времени работе «Flora Sibirica sive historia plantarum Sibiriae» .I, 1747; II — 1749; III- 1758 (Editore S.G.Gmelin); IV — 1759. (III, IV тома вышли после смерти Гмелина-старшего и издавались его племянником С.Г.Гмелиным-младшим). V Пятый том материалов Гмелина, содержавший сведения по споровым растениям, написан С.Крашенинниковым по материалам Гмелина после его смерти, но он остался в рукописи. Обручев В.А. История геологических исследований Сибири, период первый. — Ленинград, 1931; Литвинов Д.И. Библиография флоры Сибири. Труды Ботанического музея Академии Наук. Том 5.- Санкт-Петербург, 1909; Тихомиров В.А., Софиано Г.А. 200 лет со дня смерти академика И.Г.Гмелина. // Известия Академии Наук СССР. Серия геологическая. — № 2. — страница 130;

 (419x698, 158Kb)
1720
Мартин Герберт (барон Мартин фон Герберт; барон Мартин фон Хорнау; Gerbert)
немецкий теолог, историк музыки, композитор. Родился в Хорб-им-Неккаре. Один из основоположников музыкальной медиевистики. Антология латинских музыкальных трактатов ("Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum", Bd 1-3, St. Blasien, 1784, Hildesheim, 1963, сокращённо GS I-III), изданная Гербертом на основе собрания рукописей библиотеки монастыря Санкт-Блазиен (Южная Германия), явилась первой научной публикацией памятников европейской музыкальной теории 4-15 вв. (среди них: сочинения Гвидо Аретинского, Маркетто Падуанского, Иоанна де Муриса и другое). Умер в Санкт-Блазиене 13 мая 1793 года. В 19 в. труд Герберта продолжил Ш.А.Э. де Кусмакер, 4-томная антология которого (CS I-IV) была осуществлена как дополнение собрания Герберта.

 (561x699, 26Kb)
1720
Конрад Экгоф (Конрад Экхоф; Ekhof, Eckhof)
немецкий актер и театральный деятель. Служил писцом. В 1740 дебютировал в роли Ксифареса ("Митридат" Расина) в гамбургской труппе И Шенемана. В 1757 порвал с Шенеманом вследствие творческих разногласий. С 1758 играл в гамбургской антрепризе Г.Коха. С 1764 работал в труппе К. Аккермана, в 1767-1768 был актером Гамбургского национального театра, когда здесь работал Г.Э.Лессинг. Экгоф был любимым актером и единомышленником Лессинга. Позже выступал в труппе А.Зейлера, с 1775 руководил придворным театром в Готе. Творчество и многосторонняя театральная деятельность Экгофа во многом подготовили реформу немецкого театра, предпринятую его учеником - немецким актером Ф.Л.Шредером. Постепенно отходя от классицистской манеры игры, Экгоф стал первым интерпретатором просветительской бурж. драмы на нем. сцене. Лучшие роли: Одоардо, Маллефонт, Тельгейм ("Эмилия Галотти", "Мисс Сара Сампсон", "Минна фон Барнхельм" Лессинга), Барнвел ("Лондонский купец" Лилло), Отец семейства (оперная постановка Дидро). Экгоф обладал звучным, выразительным голосом, игра его отличалась чертами жизненного правдоподобия, естественностью слова и жеста, высокой сценической техникой. Экгоф первым в Германии обратился к разработке теории сценического мастерства, обобщению опыта актерского творчества. Он организовал в Шверине (1753) т. н. Академию шенемановского обществава, в которой актеры читали и обсуждали новые пьесы, их исполнение. Несмотря на кратковременное существование (13 месяцев), академия способствовала укреплению художественных и этических основ просветительского немецкого театра. Экгоф выступал как театральный педагог, уделял большое внимание воспитанию молодых актеров. Был также критиком, драматургом-переводчиком, историком немецкого театра. Умер 16 июня 1778 года. Сегодня первый немецкий театр носит имя Конрада Экхофа (Conrad Ekhof) - в честь одного из своих основателей. Литература: Fettin g H. (Hrsg.), Conrad Ekhof. Ein Schauspieler des achtzehnten Jahrhunderts, B., 1954; P i en s G., Conrad Ekhof und dieerste deutsche Theater-Akademie, {Dresden, 1956]; Троицкий З., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, Mосква-Ленинград, 1940.

 (473x699, 92Kb)
1753
Томас Бьюик (Thomas Bewick)
английский гравер и иллюстратор, мастер гравюры на дереве. Родился предположительно в Черриберне, близ Ньюкасла. Свое детство он описал в книге Воспоминания Томаса Бьюика, написанные им самим (опубликована в 1862). В 1767 был отдан в обучение к Ралфу Бейлби (1743-1817), единственному в то время граверу в Ньюкасле. Завершив образование, Бьюик отправился путешествовать по Шотландии, посетил Лондон. Свою небогатую событиями жизнь художник провел в Ньюкасле и Гейтсхеде, сначала работая вместе с Бейлби, а затем со своим сыном, Робертом Эллиотом Бьюиком. . В середине 1770-х гг. изобрел торцовую (тоновую) гравюру на дереве. Известность Бьюику принесли иллюстрации к работам по естествознанию «Общая история четвероногих» (1790, вместе с Р.Бейлби) Книга имела большой успех и выдержала до 1820 г. семь изданий. Опубликовал также два тома «Истории птиц Британии» - Наземные птицы (1797) и Водоплавающие птицы (1804). Помимо замечательных гравированных на дереве изображений животных и птиц, в этих книгах, как и в издании Эзопа (1818), проиллюстрированном Бьюиком, имеются серии тщательно выполненных концовок. Бьюик также иллюстрировал басни Эзопа (1818), песни о Робин Гуде (тома 1-2, 1795), произведения Голдсмита (1795) и Р.Бернса (тт. 1-2, 1808) и др. Умер 8 ноября 1828 года.

 (610x699, 75Kb)
1759
Томас Эндрю Найт (Thomas Andrew Knight)
английский ботаник, растениевод. Автор наименований ряда ботанических таксонов. В ботанической (бинарной) номенклатуре эти названия дополняются сокращением «T.Knight». Известен, в частности, опытами по тропности растений, в частности, по гравитропности (почему корень растёт вглубь, к центру земли, а стебель вверх, от центра). В конце XVIII века шло широкое обсуждение данной тематики. Среди прочих существовала гипотеза, что выбор направления роста происходит благодаря силе тяжести. В 1806 году Томас Найт поставил серию опытов по проверке этой гипотезы.
Опыт 1. На ободе большого колеса, вращающегося в вертикальной плоскости были укреплены сосуды, наполненные влажным мхом. Колесо вращалось со скоростью 150 оборотов в минуту (таким образом устранялась, точнее, усреднялась, сила тяжести, зато создавалась центробежная сила). В мох были посажены семена фасоли. Через несколько дней, когда семена проросли, выяснилось, что корни направились от центра колеса, а стебли — к центру. Таким образом центробежная сила выступала в данном опыте в роли «силы тяжести».
Опыт 2. Было взято колесо, аналогичное первому опыту, но вращалось оно не вертикально, а горизонтально. Таким образом сочеталось действие центробежной силы и силы тяжести. Было показано, что при очень малой скорости вращения прорастание шло почти так же, как и без вращения, вертикально: корешки вниз, а стебли вверх. При очень большой скорости вращения (то есть при значительном преобладании центробежной силы над силой тяжести) прорастание шло в горизонтальной плоскости, при этом корешки росли от центра колеса, а стебли к центру колеса. При средней скорости вращения направление роста было промежуточным (стебли — наклонными к центру). Умер Томас Эндрю Найт 11 мая 1838 года.

 (505x698, 78Kb)
1762
Георг IV (George IV; полное имя Георг Август Фридрих)
король Великобритании и Ирландии, а также король Ганноверский, самая яркая личность из всех королей Ганноверской династии. Старший сын Георга III и Шарлотты Мекленбург-Стерлицкой, родился в Лондоне. Сблизился с Чарльзом Джеймсом Фоксом и другими радикально настроенными вигами, образовав оппозицию кабинету отца, составленному из тори. В 1785 принц Георг тайно женился на католичке Марии Фицгерберт. Актом о наследовании (1689) предусматривалось, что прямой наследник, вступивший в брак с католиком, лишается права на трон. Принца это не касалось: по Акту о королевских браках (1772), его женитьба считалась незаконной, поскольку не получила благословения короля. В 1795 Георг женился на принцессе Каролине, дочери герцога Брауншвейгского и сестры Георга III Августы. Георг согласился на этот династический брак в обмен на еще одну уступку со стороны парламента – очередную уплату его долгов. Этот брак без любви обернулся 25-летней ожесточенной публичной распрей, которая длилась несмотря на то, что супруги разъехались после рождения в 1796 их единственного ребенка – принцессы Шарлотты. Связи принца с вигами несколько ослабли после смерти Фокса в 1806. Став в 1811 регентом по причине неизлечимой душевной болезни отца, Георг окончательно порвал с вигами и утвердил предложенный отцом кабинет тори. Это решение нашло поддержку в кругах английской аристократии, разочарованной в вигах из-за их неспособности выиграть войну с Францией. Кроме того, виги защищали идею эмансипации католиков, которая не пользовалась сочувствием ни принца, ни протестантской церкви. Вступление Георга IV на престол в 1820 привело к кризису в его отношениях с женой. В 1806 Георг пытался отобрать у Каролины их дочь в связи с рождением у королевы внебрачного ребенка. В 1813 Георг в качестве регента вновь предпринял публичное обсуждение вопроса, вправе ли он ограничить контакты матери с их общей дочерью. В 1814 Каролина покинула Англию и поселилась в Италии, но вернулась, когда Георг стал королем. Желая получить развод, Георг заставил своих министров внести на рассмотрение парламента билль о провинностях и наказаниях, на основании которого можно было бы расторгнуть брак и лишить Каролину титула и королевских прав. Сомнений относительно ее внебрачных связей практически не оставалось, но билль не получил поддержки в палате лордов и был отозван. В этих конфликтах в королевском семействе народ всегда становился на сторону «обиженной» супруги, что в значительной степени снижало авторитет Георга. Опираясь на общественную поддержку, Каролина в 1821 попыталась принять участие в коронации в Вестминстерском аббатстве, но ее туда не пустили. Ее смерть в августе 1821 разрешила затяжной конфликт. Георг IV как конституционный монарх не проявил должной твердости в проведении собственной политической линии и в назначении министров и не сохранил преемственности с методами правления отца. При Георге IV приоритет получил принцип, когда король признает в качестве премьер-министра политика, представляющего большинство в палате общин. Вопреки своему желанию король вынужден был признать Джорджа Каннинга – сначала как министра иностранных дел, затем как премьер-министра. Подобную же непоследовательность он проявил, уступив в вопросе об эмансипации католиков. Лучшие стороны натуры Георга проявилась в меценатстве. Он покровительствовал художнику сэру Томасу Лоуренсу и архитектору Джону Нэшу, построил изысканный павильон в Брайтоне, осуществил перестройку Виндзорского замка, существенно пополнил королевскую коллекцию произведений искусства. Последние годы жизни Георга отмечены упадком его физических сил и умственных способностей. Скончался Георг IV в Виндзоре 26 июня 1830 года.

 (532x699, 51Kb)
1762
Кристоф Вильгельм Гуфеланд (Кристоф Вильгельм Хуфеланд; Christoph Wilhelm Friedrich Hufeland)
немецкий терапевт-клиницист, доктор медицины (1783). Родился в Ланген-зальце. Медицинское образование получил в Гёттингенском университете. Профессор Йенского университета (с 1793), главный врач больницы Шарите в Берлине (с 1800). Содействовал основанию Берлинского университета, в котором с 1810 профессор кафедры терапии. Создал в Берлине Поликлинический институт. Отвергал метафизические учения С.Ганемана и Ф.Бруссе, однако заимствовал у них положения, которые казались ему рациональными. На основе этих положений создал эклектические построения, в которых нередко смешивал противоположные учения и точки зрения. Книга Гуфеланда "Руководство к практической медицине" (1839) была переведена русским врачом Г.И.Сокольским на русский язык и снабжена оригинальными критическими примечаниями. Большой заслугой Гуфеланда является то, что он положил начало особой отрасли биологии и медицины — геронтологии, которую назвал макробиотикой. В своём труде "Искусство продлить человеческую жизнь" (1797), сыгравшем важную роль в формировании представлений о факторах, влияющих на долголетие, в становлении учения о долголетии, дал комплексные рекомендации по личной гигиене, труду, отдыху, их чередованию, режиму питания, борьбе с излишествами. Книга пользовалась большим успехом, была переведена па русский (5 изданий; 1805—56) и все европейские языки. Пропагандировал и внедрял оспопрививание. Организовал общество вспомоществования нуждающимся врачам (1829), а в 1836 — такое же общество для вдов врачей. Иностранный почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук (1833). Умер в Берлине 25 августа 1836 года. Сочинения в русском переводе: Система практической врачебной науки, части 1—2, Москва, 1811—1812; Enchridion medicum или Руководство к практической медицине, Москва, 1839; Искусство продлить человеческую жизнь, Санкт-Петербург, 1852. Литература: Шилинис Ю.А., Христофор Вильгельм Гуфеланд, "Терапевтический архив", 1963, № 2.

 (478x699, 57Kb)
1769
Мартин Фёдорович Бартельс (Иоганн Христиан Мартин Бартельс, немецкое имя - Johann Christian Martin Bartels)
немецкий математик, которому довелось быть учителем двух исследователей неевклидовой геометрии — Гаусса и Лобачевского. С 1808 года жил в России. Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук (1826). Бартельс родился в Брауншвейге, в семье жестянщика. Ещё в детстве проявил математические способности. Некоторое время работал в местном училище, помогал преподавателю (1783), а затем и сам стал преподавать там математику. Здесь он познакомился с юным Гауссом, который поступил в училище около 1790 года. Бартельс оценил талантливого ученика и всячески ему помогал. Особенно важно то, что Бартельс сумел выхлопотать Гауссу стипендию от герцога Брауншвейгского, которая позволила будущему «королю математиков» продолжить обучение. Гаусс всегда очень тепло относился к своему первому учителю, и дружеская переписка между ними продолжалась до 1823 года. В 1791 году Бартельс слушает лекции по математике, физике, астрономии и другим естественным наукам — сначала в Хельмштедте, а затем в Гёттингене. С 1800 года он становится профессором в Райхенау (Швейцария). 1802: женитьба на Анне Магдалене Залуц (немецкое имя - Anna Magdalena Saluz). В 1803 году Бартельс возвращается в Германию и занимает кафедру философии в Йенском университете. В это время в России открылся Казанский университет, и ощущалась острая нехватка преподавателей. Степан Румовский, один из первых русских академиков, пригласил Бартельса на кафедру математики, и в 1808 году начинается русский период в биографии Бартельса. В России его называют Мартин Фёдорович. В Казани Бартельс провёл 12 лет. Он преподавал там анализ, алгебру, геометрию, тригонометрию, механику и астрономию. Почти одновременно с Бартельсом (1807) в университет поступил юный студент Николай Лобачевский, в судьбе которого Бартельс также сыграл немалую роль, способствуя расцвету его таланта и защищая своевольного студента от административного произвола. После одной из кадровых перетрясок в университете (1821) Бартельс совершает последний в своей жизни переезд — в Дерпт (в наши дни — Тарту, Эстония), где создаёт в местном университете научную школу по дифференциальной геометрии. В должности ординарного профессора чистой и прикладной математики он оставался в Дерпте до конца жизни. В 1823 году получил чин тайного советника. Избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук в 1826 году. Дочь Бартельса, Иоганна, стала женой выдающегося русского астронома В.Я.Струве, первого директора Пулковской обсерватории. Умер в Тарту 20 декабря 1836 года. В основном Бартельс работал в области математического анализа и аналитической геометрии. Труды: Disquisitiones quattuor ad theoriam functionum analyticarum pertinentes, Dorpati 1822; Aperзu abrйgй des formules fondamentales de la gйometrie а trois dimensions 1825 в Mйmoirs prйsentйs par divers savants а l'Acadйmie de sciences de St.-Pйtersbourg, tom. I, livг. 1; Vorlesungen ьber mathematische Analysis mit Anwendung auf Geometrie, Mechanik und Wahrscheinlichkeilslehre. Dorpat, I-stes Band 1833, II-stes Band 1837 (труд остался неоконченным; второй том опубликован посмертно). Литература: Боголюбов А.Н. Математики. Механики. Биографический справочник. Киев, Наукова думка, 1983; Большая биографическая энциклопедия; Переписка с Гауссом (на немецком языке)

 (572x699, 429Kb)
1774
Роберт Саути (Robert Southey)
английский поэт-романтик, представитель «озёрной школы». В наше время известен главным образом сказкой «Три медведя». Родился в Бристоле. Саути учился в Вестминстерской школе и в Оксфорде, где познакомился с Кольриджем. В молодости увлекался идеями французской революции и написал драму «Уот Тайлер» в революционном духе. Много путешествовал, жил в Испании и Португалии; ему принадлежат переводы рыцарских романов (в частности, знаменитого «Амадиса Галльского»), а многие его баллады написаны на сюжеты из истории и легенд этих стран, например, «Королева Урака и пять мучеников» (Queen Orraca, and the Five Martyrs of Morocco, 1803). Саути написал 5 больших описательных поэм — каждая на сюжет из мифологии разных народов: «Талаба-разрушитель» (1801), «Мэдок» (1805), «Проклятие Кехамы» (1810), «Родерик, последний из готов» (1814), «Видение суда» (1821). «Родерик» — самое удачное из эпических произведение Саути, написанное на сюжет из борьбы христиан с маврами. В этой поэме много страсти, движения; подъём патриотических чувств прекрасно изображен; стих очень художественный и мелодичный. В 1796 Саути приобрел известность, издав поэму Жанна д'Арк (Joan of Arc). Начав изучать право в 1797, скоро охладел к профессии юриста и занялся литературным трудом. В 1803 Саути переехал из Бристоля в Кесвик, где провел остальные 40 лет жизни в окружении семьи (из восьми его детей четверо умерли) и друзей, изредка наведываясь в Лондон и в Европу. В лирической поэзии Саути много страстности: он пламенно ненавидел Наполеона, написал, среди других официальных «стихотворений на случай», нежную поэму «На смерть принцессы Шарлотты» и много других маленьких стихотворений, идиллических и отчасти добродушно юмористических. В 1813 был избран придворным поэтом-лауреатом; после Саути это звание стало лишь почётным титулом первого поэта страны, но для него оно ещё было связано с обязанностью писать оды, посвящённые членам королевской семьи (в то время крайне непопулярной) по различным официозным поводам. «Боб Саути» критиковался многими современниками (в частности, Байроном: в начале «Дон Жуана» и в сатирической поэме «Видение суда», созданной в ответ на одноимённое сочинение Саути) за сервилизм по отношению к монарху и к европейской реакции 1810-х-1820-х годов. Английские читатели последующих поколений забыли эпику и официозные стихи Саути и выше всего ставили его баллады, включавшиеся в хрестоматии английской поэзии: «Ингкапский риф», «Бленгеймский бой» (последняя содержит сильное осуждение войны). Саути оказал заметное влияние на русскую литературу. Фактами русской поэзии стали его баллады «О том, как одна старушка ехала…», «Суд Божий над епископом», «Доника», «Ательстан», переведённые В.А.Жуковским. Его творчество высоко ценил Пушкин, переведший начало «Гимна пенатам» и «Мэдока», а также вдохновившийся сюжетом его «Родерика» для создания оригинальной поэмы на этот же сюжет («Родрик»). Примечательно, что сам поэт интересовался Россией, о чём свидетельствует его сатирическая баллада «Поход на Москву» (The March to Moscow, 1813), где он высмеивает завоевательные планы Наполеона. В начале XX века Саути переводили Гумилёв и Лозинский. В 1922 году в издательстве «Всемирная литература» появилось первое в России отдельное издание баллад Саути, составленное Н.Гумилёвым. В 2006 году вышло подготовленное Е.Витковским двуязычное издание, значительную часть которого составляют новые переводы. При жизни Саути выпустил 55 книг. В 1813 он стал поэтом-лауреатом. Он отказался от титула баронета в 1835, но принял выхлопотанную для него пенсию в 300 фунтов. Умер Саути в Кесвике 21 марта 1843 года. Издания на русском языке: Баллады. Предисловие Н.Гумилёва. Петроград: Всемирная литература, 1922; Баллады. Сборник. На английском и русском языках. Составление, послесловие и примечания Е.Витковского. Москва: Радуга, 2006.

 (518x698, 140Kb)
1781
Роберт Миллз (Robert Mills)
американский архитектор и инженер, один из первых профессиональных архитекторов в США. Большинство его работ выполнены в неоклассических формах; своеобразие творческого метода Миллса проявилось прежде всего в разработке планов сооружений и в решении задач акустики и пожарной безопасности. Миллс родился в Чарлстоне (штат Южная Каролина). В начале своей деятельности он был чертежником у Т.Джефферсона, а затем с 1803 по 1808 работал с Б.Латробом, автором здания конгресса США. Первой самостоятельной работой Миллса стала пристройка к Индепенденс-холлу в Филадельфии. В 1836, после постройки нескольких церквей и ряда общественных сооружений, он был назначен архитектором правительственных зданий и занимал эту должность до 1851. Среди самых крупных проектов, осуществленных им за эти годы, – здания Казначейства, Почтамта и Старого Патентного ведомства в Вашингтоне. Славу Миллсу принесло создание по заказу конгресса монументов Джорджу Вашингтону в Балтиморе (штат Мэриленд, начат в 1815) и в Вашингтоне (начат в 1848). Первый из них представляет собой огромную колонну, увенчанную статуей Вашингтона работы Каузичи. При сооружении второго, завершенного в 1884, уже после смерти автора, не был возведен многоколонный пантеон, который, по первоначальному замыслу, должен был находиться у подножия монумента. Блестящие инженерные способности Миллса проявились при создании моста Аппер-Ферри через реку Скулкилл в Филадельфии, имевшего в то время самый широкий пролет (105 м). Миллс является также автором нескольких книг, в числе которых Трактат о навигации по рекам (1820), Статистические данные о Южной Каролине (1826) и Американский Фарос, или Ориентирование по маяку (1832). Умер Миллс в Вашингтоне 3 марта 1855 года.

 (525x700, 70Kb)
1797
Мануэль Агилар Чакон (Manuel Aguilar Chacon)
костариканский государственный и политический деятель, президент Коста-Рики (17 апреля 1837 — 27 мая 1838). Умер 6 июня 1846 года.

Jean-Jacques_AmpГЁre (542x700, 180Kb)
1800
Жан-Жак Ампер (французское имя - Jean-Jacques Ampиre)
французский филолог, член Французской академии. Родился в Лионе. Жан-Жак был единственным сыном известного физика Андре Мари Ампера. Образование получил в Париже, затем путешествовал по Италии, Германии и Скандинавии, где изучал народные песни и поэзию. Вернувшись во Францию в 1829 году, Ампер стал читать в Марселе публичные лекции по истории литературы. В 1830 году издал сборник скандинавской и германской поэзии, ставший первым для французской публики знакомством со скандинавским и ранней германской поэзии. Переехав в Париж, Ампер стал преподавать в Сорбонне и получил место профессора истории французской литературы в Коллеж де Франс. Также Ампер занимал должность куратора Библиотеки Мазарини, являлся членом Французской академии изящной словесности (с 1842) и Французской академии (с 1848). В 1841 году Ампер побывал в Северной Африке, а затем в Греции и Италии в компании друзей, в том числе Проспера Миреме. По результатам этого путешествия Ампер издал в 1848 году труд «Греция, Рим и Данте» (Grиce, Rome et Dante), вызвавший во Франции значительный интерес к творчеству Данте. В 1851 году Ампер побывал в Америке. С этого времени и до своей смерти он работал над монументальным трудом «L’Histoire romaine а Rome», также издал сборник своих стихов. Все сочинения Ампера отличаются здравой критикой, обширной эрудицией и ясным, привлекательным изложением. Умер в По27 марта 1864 года. Труды: De l’histoire de la poйsie (1830); De la littйrature franзaise dans ses rapports avec les littйratures йtrangиres au moyen вge (1833); Littйrature et voyages : Allemagne et Scandinavie (1833); Histoire littйraire de la France avant le XIIe siиcle (3 volumes) (1839); Histoire de la littйrature au moyen вge. De la formation de la langue franзaise (3 volumes) (1841); Ballanche (1849); La Grиce, Rome et Dante : йtudes littйraires d’aprиs nature (1848); Littйrature, voyages et poйsies (2 volumes) (1848); L’histoire romaine а Rome (4 volumes) (1856); Cйsar, scиnes historiques (1859); Promenade en Amйrique (2 volumes) (1860); La science et les lettres en Orient (1865); Mйlanges d’histoire et de littйrature (2 volumes) (1867); L’Empire romain а Rome (2 volumes) (1867); Voyage en Йgypte et en Nubie (1868); Christian ou l’annйe romaine (1887).

Charles_Rogier_(02) (488x700, 141Kb)
1800
Шарль Латур Рожье (Charles Latour Rogier)
бельгийский государственный деятель, один из лидеров Либеральной партии. Родился в Сен-Кантен. Во время Революции 1830 г. возглавлял в Брюсселе отряд волонтёров; был членом Временного правительства (1831). В 1847-1852 и в 1857-1868 гг. глава правительства. Стремясь предотвратить распространение Революции 1848-1849 гг. на Бельгию, его правительство провело ряд либеральных реформ (антиклерикальная, школьная и др.). С 1868 г. отошёл от активной политической деятельности. Умер в Брюсселе 27 мая 1885 года.

Eugene Burnouf (700x679, 138Kb)
1801
Эжен Бюрнуф (Eugene Burnouf)
французский востоковед. Родился в Париже. Учился в Школе хартий (1822) и в Школе права (1823—1824). Профессор Коллеж де Франс (с 1832) и член Академии надписей французского института. Положил начало научному изучению языка пали, занимался проблемами буддизма, изучал авестийскую литературу и язык. Перевёл на французский язык «Бхагавата-пурана» (тома 1—5, 1840—1898). Умер в Париже 28 мая 1852 года. Сочинения: Essai sur le Pali, P., 1826 (совместно с Ch. Lassen): Introduction б l'histoire du buddhisme indien, P., 1844.

Guerrazzi (461x700, 38Kb)
1804
Франческо Доменико Гверрацци (итальянское имя - Francesco Domenico Guerrazzi)
итальянский политический деятель эпохи Рисорджименто и писатель, видный представитель веризма. Активный участник итальянской революции 1848—1849 годов, по политическим взглядам был умеренным буржуазным демократом. Родился в Ливорно. Во время революции Гверрацци с октября 1848 года — министр тосканского правительства, после свержения монархии в Тоскане (8 февраля 1849 года) — член триумвирата (Гверрацци, Монтанелли, Маццони). 28 марта 1849 года Учредительным собранием Тосканы провозглашён диктатором, в период своего правления придерживался умеренного курса. Власть Гверрацци была свергнута в результате контрреволюционного мятежа 11-12 апреля 1849 года. Он был заключён в крепость, а затем выслан из Тосканы. Вернувшись на родину через 10 лет после победы восстания 1859 года, писатель играет видную роль в деятельности мадзинистских рабочих обществ Тосканы. Наибольшей известностью пользовались его романы "Битва при Беневенто" (1827-1828), "Осада Флоренции" (1836, русский перевод тома 1-2, 1934-1935) и "Беатриче Ченчи" (1854, русский перевод 1863). Исторический роман "Осада Флоренции" сыграл выдающуюся роль в развитии либерально-патриотической идеологии Рисорджименто. Значительный интерес представляют его "Мемуары" (1848), посвящённые Мадзини, и "Апология..." (1851), где изложены его политические взгляды. Умер в Сесине 25 сентября 1873 года. Сочинения: Apologia della vita politica, Firenze 1851 (в русском переводе: «Беатриса Ченчи», Санкт-Петербург, 1890; «Осада Флоренции», том 1-2 Москва-Ленинград 1934-1935. Литература: Bosio F., Opere — vita di F.D.Guerrazzi, Milan 1877.

Rodbertus000 (519x700, 45Kb)
1805
Иоганн Карл Родбертус-Ягецов (Johann Karl Rodbertus-Jagetzow)
немецкий экономист, один из основоположников теории "государственного социализма", выразитель интересов обуржуазившегося прусского дворянства. Родился в Грайфсвальд, Мекленбург — Передняя Померания. Получил юридическое образование в Гёттингенском и Берлинском университетах. По своим политическим взглядам эволюционировал от демократа (в период до 1848) до сторонника конституционной монархии. Отвергая классовую борьбу, он признавал решение социальных проблем путем реформ государства. Выдвигал проекты, направленные на укрепление социально-экономические положения юнкерства и увековечивание привилегированных классов. Для него характерно некритическое заимствование трактовок экономических категорий "...в их грубой, выражающей лишь поверхностность явления форме...". Он смешивал потребительную стоимость с меновой. Не понимая общественной природы стоимости, полагал, что в качестве непосредственной меры стоимости может выступить (при условии эквивалентного Обмена) труд. В этой связи он предлагал "конституировать" стоимость товаров путем ее законодательного выражения непосредственно в рабочем времени, что должно быть дополнено выпуском т. н. рабочих денег. Оспаривая первенство в решении ряда политэкономическую проблем у К.Маркса, он вместе с тем не понимал природы абстрактного труда, создающего стоимость, не мог дать научного объяснения механизму образования прибавочной стоимости. Прибавочный продукт он называл рентой, которая, по его мнению, распадается на прибыль и земельную ренту; не смог поставить проблему превращения стоимости в цену производства и правильно объяснить факт существования средней нормы прибыли. Умер в Фёльшов, Мекленбург — Передняя Померания 6 декабря 1875 года.

iparragirre  (524x700, 89Kb)
1820
Хосе Мариа Ипаррагирре (Jose Maria Iparraguirre y Balerdi)
баскский поэт, певец и композитор. Родился в Вильярреаль-де-Урречу, провинция Гипускоа. Участник национального движения басков. Вел скитальческую жизнь. Импровизировал песни, аккомпанируя себе на гитаре. Одна из его песен – «Дерево Герники» - стала народным революционным гимном. Умер в Сособастро-де-Исачо, провинция Гипускоа 6 апреля 1881 года.

 (512x699, 91Kb)
1820
Авдотья Яковлевна Панаева (урождённая - Брянская, во втором браке - Головачева; псевдоним - Н.Станицкий)
русская писательница. Родилась в Санкт-Петербурге в семье актеров Александринского театра. Получила домашнее образование, посещала балетный класс Санкт-Петербургского театрального училища. В 1839 вышла замуж за И.И.Панаева, который, не в силах расстаться с холостяцкими привычками, сделал жизнь будущей писательницы весьма трудной. Красивая, умная и обходительная Панаева привлекала внимание многих гостей панаевского дома, в том числе Ф.М.Достоевского и Н.А.Некрасова, чьей гражданской женой она стала в 1845. Участие в 1848–1864 в работе журнала «Современник» (ведение отдела мод, чтение корректур и проч.) расширило круг литературных знакомств и привязанностей Панаевой (В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, которого она в числе немногих навещала в Петропавловской крепости, став затем крестной матерью его сына Михаила; Н.А.Добролюбов и братья своего мужа). В «Иллюстрированном альманахе» (бесплатном приложении к журналу «Современник») в 1848 опубликовано ее первое и лучшее произведение – автобиографическая повесть Семейство Тальниковых, рассказывающая о казарменно-безлюбовном домашнем воспитании и семейном деспотизме, запрещенная цензурой за «безнравственность и подрыв родительской власти» (затем впервые опубл. в 1928 со вступительной статьёй К.И.Чуковского). Совместно с Некрасовым и, возможно, двоюродным братом мужа И.А.Панаевым написала роман Три страны света (отд. изд. 1849), сочетающий любовно-романтические и авантюрные сцены с социально-критической направленностью; при частичном участии Некрасова создан роман Мертвое озеро (1851) о жизни актеров, окончательно определивший принадлежность Панаевой к «натуральной школе», в русле которой были написаны и другие опубликованные в «Современнике» многочисленные произведения, затрагивающие актуальные темы положения женщины, воспитания, семьи, любви и брака. Героини рассказов Панаевой (Неосторожное слово, Безобразный муж, оба 1848; Жена часового мастера, Пасека, оба 1849; Необдуманный шаг, 1850, Роман в Санкт-Петербургском полусвете, 1860, и др.) – жертвы неправильных социальных условий, неспособные противостоять им, нередко духовно искажаемые ими. В романе Мелочи жизни (1854) героиня приходит к убеждению в необходимости трудовой деятельности и борьбы с отживающими общественными предрассудками. Женщинам, изуродованным светским воспитанием, писательница противопоставляет цельные натуры, созревшие в деревенской глуши, среди простых, «естественных» людей, ведущих здоровый образ жизни труженика (повесть Степная барышня, 1855, и др.). В 1850 в соавторстве с Некрасовым, Д.В.Григоровичем, И.И.Панаевым и др. Панаева создает цикл Рассказы о житейских глупостях, печатавшийся в «Современнике» в 1850. В 1850-х годах участвует в борьбе «Современника» с дворянским либерализмом (повесть Домашний ад, 1857; роман Русские в Италии, 1858). Круг обозначенных вопросов, дополненных не менее значимыми проблемами жестокости помещиков-крепостников, бедственного положения сельских и городских «низов», равнодушия чиновников, бесплодности аристократически-интеллигентского прекраснодушия, питает и повести Панаевой Воздушные замки (1855), Фантазерка (1864), рассказ Капризная женщина (1850), «физиологический очерк» Железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвою (1855), отмеченные характерными для ее прозы утрированной драматичностью и экзальтацией в сочетании с публицистическими или нравоучительными авторскими отступлениями. Одно из значительных произведений Панаевой – роман Женская доля (1862), в сюжете которого отразились этапы жизни самой писательницы (неудачное замужество, нравственные испытания гражданского брака) и, в духе идей Чернышевского, процесс формирования «новых людей», лишенных домостроевских представлений о месте женщины в обществе и семье, свободных, разумных и уважающих достоинство друг друга. После смерти Панаева и разрыва с Некрасовым (одной из причин которого явилась сомнительная и нашумевшая история с многолетней невыплатой писательницей долгов по наследству первой жены Н.П.Огарева, доверенным лицом которой она была) Панаева в 1864 вышла замуж за публициста А.Ф.Головачева, в 1863–1865 – секретаря редакции «Современника», скончавшегося от туберкулеза в 1877, оставив Панаеву с малолетней дочерью, будущей писательницей Е.А.Нагродской (1866–1930), автором популярных в начале 20 в. «женских романов». Чувствуя себя «позабытым автором прошлой литературной эпохи», Панаева жила скудным литературным заработком, печатаясь главным образом в «Ниве» и ее приложении (повесть История одного таланта, 1888; рассказы Дворняжка, Петух, Сироты, герои которых – Санкт-Петербургские труженики, отчаянно борющиеся с нуждой). Сохранившие широкого читателя вплоть до конца 20 в., мемуары Панаевой (Русские писатели и артисты. 1824–1870, 1889, отд. изд. 1890, полное изд. под ред. К.И.Чуковского под назв. Воспоминания, 1927) не лишены фактических неточностей (напр., описание мнимой встречи сотрудников «Современника» с Н.В.Гоголем, обстоятельства создания письма Белинского к Гоголю и ссоры Л.Н.Толстого с И.С.Тургеневым) и полемической тенденциозности (искаженные личной неприязнью характеристики В.П.Боткина, Тургенева, Григоровича), однако отличаются искренностью и занимательностью повествования, предлагая ценный материал для изучения общественной жизни России 1840–1860-х годов и запоминающиеся портреты многих видных деятелей отечественной культуры (в том числе Белинского, Добролюбова, Чернышевского, М.С.Щепкина, Т.Н.Грановского, М.А.Бакунина, М.В.Петрашевского, М.И.Глинки, А.Н.Верстовского, А.Е.Варламова). Умерла Панаева в Санкт-Петербурге 11 апреля 1893 года.

1821
Вэйр Престон (Ware Preston)
американский шахматист. Умер в Бостоне 29 января 1890 года.

Heinrich_Louis_d'Arrest (479x700, 49Kb)
1822
Генрих Луи Д`Арре (Генрих Луи Арре; немецкое имя - Heinrich Louis d'Arrest)
немецкий астроном, один из открывателей планеты Нептун. Родился в Берлине. Окончил Берлинский университет. Будучи ещё студентом, д’Арре помог Иоганну Галле в поиске Нептуна. 23 сентября 1846 он предложил сравнить недавно зарисованную на подробной звездной карте часть неба в той области, в которой Урбен Леверье предсказал местоположение планеты, с текущим видом неба, чтобы найти сместившийся объект (планету), в отличие от неподвижных звёзд. Нептун был обнаружен той же самой ночью. В 1848-1852 гг. работал в Лейпцигской обсерватории, в 1852-1858 гг. – профессор Лейпцигского университета, с 1858 г. – профессор и директор Копенгагенского университета. Основные научные работы посвящены изучению комет, астероидов, туманностей. Открыл три кометы – 1845 (I), 1851 (II), 1857 (III). Вторая комета получившая имя Д`арре – периодическая, она интересна тем, что ее орбита претерпевает изменения под действием негравитационных сил. В 1851 г. опубликовал описание всех тринадцати известных к тому времени малых планет, в 1862 г. открыл астероид № 76 Фрея. Предпринял систематическое изучение туманностей: в 1857 г. выполнил точные измерения положений и дал описание 269 объектов, в 1867 г. опубликовал результаты своих наблюдений еще 1942 туманностей. Одним из первых начал спектроскопические исследования туманностей. В 1873 г. первым указал, что туманности с яркими линиями в спектре (газовая природа которых была установлена позднее) расположены преимущественно в плоскости Млечного Пути, а это свидетельствует об их принадлежности к системе Млечного Пути. Следует отметить его участие в открытии Нептуна – он помогал И.Г.Галле 23 сентября 1846 г. в поисках этой планеты по предвычислениям Ж.Ж.Леверье. Награждён Золотой Медалью Королевского Астрономического Общества в 1875 году. Генрих Луи Д’Арре скончался в Копенгагене от разрыва сердца 13 июня 1875 года. В его честь названы кратер д’Арре на Луне, кратер на спутнике Марса Фобосе и астероид 9133 д’Арре.

Frederick_Ouseley (498x700, 74Kb)
1825
Фредерик Артур Гор Оусли (Sir Frederick Arthur Gore Ouseley, 2nd Baronet)
Английский церковный музыкант, ученый, композитор. Умер 6 апреля 1889 года.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку