-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108452
Комментариев: 6801
Написано: 116923


12 августа родились...

Пятница, 12 Августа 2011 г. 06:22 + в цитатник
Блаватская (471x700, 72Kb)
1831
Елена Петровна Блаватская
русская оккультная писательница и общественный деятель, основательница Теософского общества. Родилась в семье выходца из Германии, в 16 лет вышла замуж за некоего Никифора Блаватского, которого вскоре оставила. Много путешествовала по Европе и Азии, бывала в США. По ее собственным словам, семь лет провела в Тибете, где получила посвящение в оккультные мистерии. В 1873 году перебралась в Нью-Йорк и два года спустя основала Теософское общество. Вскоре в обществе начался внутренний разлад, и Блаватская уехала в Индию, где продолжала заниматься теософией. В начале 1890-х годов Блаватскую обвинили в мошенничестве, что сильно подорвало ее репутацию. Основные работы Блаватской - "Разоблаченная Исида" (1877) и "Тайная доктрина" (1888). В день смерти Блаватской приверженцы ее учения отмечают праздник Белого Лотоса. Елена Петровна Блаватская, основательница современного теософического движения, родилась в Екатеринославе, городе на Днепре (ныне Днепропетровск). Её родителями были полковник Петр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая; женщина в высшей степени одарённая, она была известна своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn. Рано осиротевшая Елена воспитывается в доме бабушки и дедушки по матери. Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают. Елене было всего восемнадцать, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Еревана; поступок этот в действительности был продиктован желанием обрести полную независимость. Она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз, этот брак так и остался фиктивным. Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим детским видениям — посвященного с Востока, из раджпутов, Учителя Морью, или М. — под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она безоговорочно подчиняется его руководству — и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности. Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить полное приключений путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индия, а в следующем, 1852 году, уже спешит в Индию, — мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её первая попытка проникнуть в Тибет кончается провалом. В 1853 г. она возвращается в Англию, успев побывать ещё и на Яве. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые Горы. В конце 1855 г. она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей наконец удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки. В 1858 г. она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры во Пскове. С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 г. она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. Не исключено, что тогда же она ещё раз проникает в Тибет, но для прочего мира все её передвижения этого периода сокрыты завесой тайны. В 1870 г. она возвращается в Грецию, оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но её спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 г. по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности. В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Как позднее отмечают те, кто занимался её обучением, она была лучшим доступным инструментом для совершения задуманной ими работы — представить миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю Теософию, "Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...", это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, и, с другой, — оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь, и произошло это благодаря спиритуализму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е.П.Блаватская: "Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов". Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е.П.Блаватская обретает истинного друга и помощника в лице полковника Хенри Стила Олькотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств, который приобрёл известность в годы Гражданской войны благодаря своей безупречной службе. К ним примыкает Уилльям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в теософическом движении. 7-го сентября 1875 г. преимущественно стараниями Блаватской, Олькотта и Джаджа, а также ещё нескольких человек была создана организация, которую нарекли Теософическим Обществом, так как перед ним ставилась цель содействовать распространению древних учений Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы мистерий. 17 ноября 1875 г. президент-основатель полк. Олькотт официально известил о создании Общества, и с тех пор эту дату принято считать днём его основания. Провозгласив целью Общества "собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной", Основатели вскоре изложили задачи более детально; и претерпев лишь несколько незначительных редакционных поправок, они остаются всё теми же: 1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки. 3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке. В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W.Bouton'a вышел в свет первый монументальный труд Е.П.Блаватской "Разоблаченная Исида", и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской Herald-Tribune, книга явилась одним из "выдающихся творений века", другие газеты и журналы высказались в таком же духе. Очертив предмет оккультных наук и историю их развития. "Разоблаченная Исида" раскрывает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой нитью проходят через века, проявляясь время от времени в виде различных мистических движений. Сегодня этот труд столь же актуален, как и в те дни, когда он впервые увидел свет, и всё так же велика потребность в его новых изданиях. 8 июля 1878 г. Е.П.Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, это событие получило самую широкую огласку на страницах различных газет. Проработав ещё три года в США, Е.П.Блаватская и полк. Олькотт отбывают в Бомбей, в Индию, где устраивают штаб-квартиру Общества. Вскоре с ними знакомится Алфред Перси Синнетт — в то время редактор правительственной аллахабадской газеты "The Pioneer". Это знакомство оказалось чрезвычайно важным. Синнетт всерьёз заинтересовался учением теософического движения и его деятельностью, вследствие чего Е.П.Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя адептами, оказывавшими содействие движению — Учителем Морьей и Учителем Кут Хуми, из кашмирских браминов. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 гг., и многочисленные ответы этих мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А.О.Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием "The Mahatma Letters to A. P. Sinnett" (Письма Махатм к А.П.Синнетту), London, 1923. Оригиналы писем Учителей хранятся в Британском музее как большая ценность, но к ним можно получить доступ с особого разрешения Отдела редких рукописей. Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 г. приступают к изданию первого теософического журнала The Theosophist (выходящего по сей день), редактором которого становится Е.П.Блаватская. В это время Общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран. В мае 1880 г. основатели едут на Цейлон, где полковник Олькотт начинает работу по возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают "панча шила", то есть официально становятся буддистами, — факт, который Олькотт впоследствии объяснил как "формальное подтверждение наших давних убеждений". В мае 1882 г. в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Общества. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности, и основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком. Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии, основываются филиалы, принимаются посетители, ведётся обширнейшая переписка, готовятся к публикации в основанном незадолго до этого теософическом журнале ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индусах интурес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины. В 1884 г. полк. Олькотт отбывает в Лондон с петицией к Британскому правительству от буддистов Цейлона. Е.П.Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После недолгого пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, и с головой уходит в работу над "Тайной Доктриной". Между тем в Адьяре иезуиты спешно готовят заговор, в котором участвуют двое слуг Е.П.Блаватская, Алексис и Эмма Куломы. В конце декабря Е.П.Блаватская возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск супругам Куломам за грубую клевету о якобы мошенническом характере производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во главе Общества, по разным причинам решают не предавать это дело огласке, и Е.П.Блаватская, не добившись справедливости, в марте 1885 г. уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию. Как выяснилось впоследствии, всё это "дело" было целиком состряпано иезуитами, ненавидевшими и Общество, и Е.П.Блаватскую. Обвинения были построены на поддельных, частично и полностью, письмах, написанных якобы Е.П.Блаватской и содержавших указания относительно того, как устраивать всевозможные фальшивые феномены, — письмах, с которыми непредвзятым исследователям не дозволили ознакомиться (через сто лет после этих событий Общество Психических Исследований дезавуировало свой знаменитый "Отчёт", объявлявший Блаватскую шарлатанкой, как необъективный). В конце концов все эти злобные нападки самым губительным образом отразились на здоровье Е.П.Блаватской. Сначала она поселяется в Вюрцбурге, в Германии, затем перебирается в Остенде, а весной 1887 г. по приглашению английских теософов переезжает в Лондон. Не обращая внимания на своё вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она всё так же упорно работает над своим великим трудом; он был завершен и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 г. Помогали Блаватской Бертрам Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. "Тайная Доктрина" венчает литературную деятельность Е.П.Блаватской, это эпохальное творение только теперь начинает обретать признание выдающихся умов современности, и не приходится сомневаться в том, что в двадцать первом веке оно встретит ещё больший отклик и получит самую высокую оценку. Так как Е.П.Блаватская к тому времени фактически утратила всякий контроль над своим первым журналом "The Theosophist", то в 1887 г. она основывает в Лондоне ежемесячный журнал "Lucifer", который, как гласит надпись на его титульном листе, был задуман, чтобы "осветить предметы, сокрытые во мраке". Всего вышло двадцать томов этого периодического издания, после чего ему на смену пришло "The Theosophical Review". В 1889 г. европейская штаб-квартира Общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонз-Вуд, на Авеню-Роуд 19, и здесь Е.П.Блаватская пишет "The Key to Theosophy" (Ключ к Теософии), "изложение Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософическое Общество"; "The Voice of the Silence" (Голос Безмолвия), жемчужину теософической литературы, произведение, в которое вошли переводы избранных отрывков из священной восточной книги золотых правил, которую она выучила наизусть за время своего оккультного обучения в Тибете. В 1888 г. Е.П.Блаватская основывает Эзотерическую Секцию, для более глубокого изучения эзотерической философии, и пишет "Наставления" для тех, кто занимался в этой секции. Е.П.Блаватская скончалась 8 мая 1891 года во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии; её останки были преданы сожжению в Воукингском крематории в Суррее. Непредвзятое знакомство с жизнью Е.П.Блаватской, её трудами, беззаветным служением Истине, её духовными способностями и достижениями раскрывает перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником Транс-Гималайского Братства.

sir-joseph-barnby (396x700, 109Kb)
1838
Джозеф Барнби (Joseph Barnby)
Английский дирижер и композитор. Родился в Йорке. Ученик Royal Academy of Music. В 1867 Барнби основал свой собственный кружок хорового пения, общество исполнения ораторий и хоровое общество Royal Albert-Hall; в 1886 Барнби занял, после В.Шекспира, место дирижера концертов Royal Academy of Music, а в 1892 был назначен директором музыкальной школы "Guildhall". Барнби написал: Magnificat, ораторию "Rebekka", псалом "Der Herr ist Kцnig (Лидс 1885), 46 anthems, 250 гимнов, пьесы д. органа и пр. Умер в Лондоне 28 января 1896 года.

Goltz-portrait (510x700, 72Kb)
1843
Кольмар фон дер Гольц (Гольц-паша; немецкое имя - Colmar von der Goltz)
прусский генерал-фельдмаршал. Родился в Лабиау, Восточная Пруссия, в обедневшей дворянской семье. Воспитанник кадетского корпуса, в 1861 году он был выпущен лейтенантом в 41-й пехотный полк. Участник австро-прусской войны, был ранен под Траутенау. В 1867 году окончил военную академию, после чего служил в военно-топографическом отделе генерального штаба. Во время франко-прусской войны состоял при штабе 2-й армии. Участвовал в сражениях под Вионвилем, Гравелотом, Орлеаном, Ле-Мансом и осаде Меца. С 1871 года — преподаватель военной школы в Постдаме. С 1878 года служил в военно-историческом отделе Большого Генштаба и одновременно преподавал в Военной академии. С 1883 года состоит на службе у османских султанов. Заведовал военно-учебными заведениями. Приняв константинопольскую военную школу с 450 слушателями, Гольц за 12 лет увеличил их число до 1700, а общее число учащихся в турецких военно-учебных заведениях до 14 тысяч. Назначенный в 1886 году помощником начальника турецкого генерального штаба, Гольц совместно с Музареф-пашой выработал закон о призыве, преобразовавший комплектование армии. Затем он издал: правила призыва, уставы мобилизационный, полевой службы, внутренней, гарнизонной и наставление о ведении крепостной войны. Реорганизованная Гольцем турецкая армия победила в войне с Грецией 1897 года. Был произведён в муширы (маршалы). В 1896 году возвратился в Германию, где был произведён в чин генерал-лейтенанта и назначен командиром 5-й пехотной дивизии. С 1899 года — шеф инженерного и пионерного корпуса и генерал-инспектор укреплений. Организовал ряд крепостных и десантных маневров. С 1902 года командир 1-го армейского корпуса. С 1907 года генерал-инспектор военно-учебных заведений Германии, затем генерал-инспектор 6-й армейской инспекции. В 1909—1912 годах вице-председатель Высшего военного совета Турции. В 1911 году присвоено звание прусского генерал-фельдмаршала; вскоре фон дер Гольц вышел в отставку. В начале Первой мировой войны возвращён на службу был генерал-губернатором оккупированной немцами Бельгии. С ноября 1914 по апрель 1915 года — адъютант султана Мехмеда V. Фактически возглавил руководство военными действиями турецкой армии. С 14 апреля 1915 года — командующий 1-й турецкой армией, размещавшейся в районе Константинополя. С октября 1915 — командующий 6-й турецкой армией, объединил в своих руках руководство германскими и турецкими войсками в Месопотамии. Разбил английского генерала Чарльза Таунсенда при Ктесифоне 23 декабря 1915 года, после чего тот вынужден был уйти с войсками в Эль-Кут, где впоследствии капитулировал — через несколько дней после смерти Гольца. Умер в Багдаде от тифа 19 апреля 1916 года, похоронен по его желанию в Константинополе. Труды: Feldzug 1870-1871. Die Operationen der II. Armee. Berlin, 1873; Angeline. Stuttgart, 1877; Leon Gambetta und seine Armee. Berlin, 1877; Rossbach und Jena. Studien ьber die Zustдnde und das geistige Leben der preuЯischen Armee wдhrend der Uebergangszeit von XVIII. zum XIX. Jahrhundert. Berlin, 1883; Das Volk in Waffen, ein Buch ьber Heerwesen und Kriegfьhrung unserer Zeit. Berlin, 1883; Ein Ausflug nach Macedonien. Berlin, 1894; Kriegfьhrung. Kurze Lehre ihrer wichtigsten Grundsдtze und Formen. Berlin, 1895; Anatolische Ausflьge, Reisebilder von Colmar Freiherr v. d. Goltz; mit 37 Bildern und 18 Karten. Berlin, 1896; Krieg- und Heerfьhrung. Berlin, 1901; Von Rossbach bis Jena und Auerstedt; ein Beitrag zur Geschichte des preussischen Heeres. Berlin, 1906; Von Jena bis Pr. Eylau, des alten preussischen Heeres Schmach und Ehrenrettung; eine kriegsgeschichtliche Studie von Colmar Frhr. v. d. Goltz. Berlin, 1907; Jung-Deutschland; ein Beitrag zur Frage der Jugendpflege. Berlin, 1911; Kriegsgeschichte Deutschlands im neunzehnten Jahrhundert. Berlin, 1910—1912; 1813; Blьcher und Bonaparte, von Feldmarschall Frhn. v. d. Goltz.. Stuttgart and Berlin, 1913.

Muhammad_Ahmad_al-Mahdi (610x700, 131Kb)
1844
Махди Суданский (Мухаммед Ахмед)
мусульманский религиозный лидер, провозгласивший себя наследником Мухаммеда. Возглавлял движение против англо-египетского правления в Судане. Мухаммад бен Ахмад ибн Сайид Абдалла родился на острове Лебаб на Ниле в провинции Донгала (Египетский Судан). Его семья вела свою родословную от пророка Мухаммеда. По завершении религиозного образования Мухаммад бен Ахмад присоединился к ордену ас-самманийа, в 1870 отправился на остров Абба на Белом Ниле и посвятил себя размышлениям и молитве. Около 1880 Мухаммад бен Ахмад впервые заговорил о себе как о "махди" - "ведомом верным путем" (см. МАХДИ). С самого начала его поддерживал друг Абдалла ат-Таиша (Халифа) из арабской этнической группы баггара. Абдалла побудил его двинуться в Кордофан, где он мог бы расположить к себе воинственный народ и поднять его на восстание. В мае 1881 египетские власти вызвали Мухаммада бен Ахмада в Хартум для объяснений, но он отказался подчиниться. Провозгласив себя махди, он призвал к джихаду против неверных. Чтобы уничтожить махди и его последователей, египетский наместник Рауф-паша послал вооруженный отряд в 200 человек. 11 августа отряд высадился на остров Абба и атаковал махдистов. Не имея огнестрельного оружия, махдисты скрывались до наступления темноты, а затем окружили противника и разбили его наголову. Одержав победу, махди выступил в Кордофан, район более обособленный и защищенный от нападения. В Джебель-Гедире Мухаммад бен Ахмад одержал верх над сторонниками Юсеф-паши, мудира (правителя) Фашоды (Кодока). В мае 1882 египетское правительство бросило против махди армию численностью 6000 человек, которая была также разбита. Эта победа значительно укрепила позиции махди. В начале ноября 1882 он напал на Эль-Обейд, а 18 января 1883 вынудил египетский гарнизон капитулировать. После этого Махди сделал Эль-Обейд своей резиденцией. Попытки подавить восстание махди были продолжены. Во главе десятитысячной египетской армии в Судан был послан Уильям Хикс (Хикс-паша). 3 ноября 1883 махди нанес поражение египтянам в Кашгиле. После этого почти весь Судан оказался под его контролем. В декабре 1883 капитулировал Слатин-паша, бывший австрийский офицер, ответственный за оборону Дарджура. Англичане направили генерала Чарлза Джорджа Гордона в Хартум для эвакуации в Египет живших в Судане европейцев. Предполагалось, что Гордон, популярный генерал-губернатор Судана, вступит в переговоры с махди. По прибытии в Хартум Гордон 18 февраля 1884 предложил махди признать его правителем Кордофана, разрешить работорговлю и установить с ним торговые сношения при условии, что махди освободит пленников. Махди не принял это предложение и 22 августа двинул войска на Хартум, а в октябре осадил город. Вскоре запасы в городе истощились, положение стало критическим и в ночь с 25 на 26 января 1885 махди взял город штурмом. Генерал Гордон был убит на ступенях своего дворца. Окрыленный успехом, махди перенес свою резиденцию в Хартум, изолировал страну от внешнего мира и даже запретил паломничество в Мекку. Умер Махди в Омдурмане, близ Хартума, от тифа 22 июня 1885, назначив своим преемником Абдаллу ат-Таиша. Когда в 1898 английские колонизаторы завоевали Судан, мавзолей Махди был разрушен, а его труп брошен в реку.

Golitsyn_Lev_Sergeevich (467x700, 101Kb)
1845
Лев Сергеевич Голицын
князь, основоположник русского виноделия в Крыму, промышленного производства шампанских вин высокого качества в России. Родился в имении Стара Весь Люблинской губернии. Изучал во Франции опыт приготовления виноградных вин. В 1878 купил имение Новый Свет на Черноморском побережье Крыма, близ города Судак, культивировал до 500 сортов винограда, в 1880—1890-х гг. первым в России наладил производство высококачественных шампанских, шипучих и других виноградных вин, собрал единственную в мире коллекцию вин XVII—XX вв. Создал винодельческое хозяйство Абрау-Дюрсо. В 1891-1898 гг. занимал пост главного винодела Удельного ведомства. В 1912 г. в связи с ухудшением здоровья, затруднительным финансовым положением и желая сохранить уникальное хозяйство, принес в дар Николаю II часть своего имения Новый свет с землей (113 га), коллекцией вин, заводом шампанских вин и подвалами. 8-9 сентября 1903 г. русская общественность широко отмечала праздник русского виноделия – 25-летие деятельности Л.С.Голицына в Новом Свете. Умер 26 декабря 1915 года.

1854
Игнат Херрманн
чешский писатель и журналист

1859
Кэтрин Ли Бейтс
американская поэтесса и преподаватель, автор стихов America the Beautiful ("Прекрасная Америка"), ставших вторым, неофициальным гимном страны.

1860
Матвей Кузьмич Любавский
историк России, славяновед. Родился в семье сельского дьячка в селе Большие Можары Сапожковского уезда Рязанской губернии. Образование получил в Сапожковском духовном училище, Рязанской духовной семинарии. В 1878–1882 студент историко-филологического факультета Московского университета. Занимался в семинариях у профессоров В.О.Ключевского, В.И.Герье, Н.А.Попова. Вместе с сокурсниками, будущими известными общественно-политическими и научными деятелями П.Н.Милюковым, В.В.Розановым, Р.Ю.Виппером, был одним из самых способных студентов на факультете. Выпускное сочинение Любавского Дворяне и дети боярские в Московском государстве получило премию имени Н.В.Исакова. По предложению В.О.Ключевского был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. Одновременно работал в Московском архиве министерства юстиции, где разбирал материалы древнелитовского архива (Литовской метрики). В 1894 защитил магистерскую (кандидатскую) диссертацию Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского Статута, в 1901 – докторскую диссертацию Литовско-Русский Сейм. Преподавал в Московском университете, где стал преемником В.О.Ключевского на кафедре русской истории. Подготовил и прочитал знаменитый курс Историческая география России в связи с колонизацией, вышедший в 1909 отдельной книгой. В 1911–1917 ректор Московского университета. Обстоятельства, при которых состоялось назначение Любавского на эту должность, в немалой степени характеризуют политические взгляды ученого. Тогдашний министр народного просвещения Л.А.Кассо в целях пресечения «студенческих беспорядков» проводил политику по урезанию прав университетских советов. В знак протеста ректор университета А.А.Мануйлов и его окружение подали в отставку и были уволены. В отставку подали также либерально настроенные профессора, приват-доценты и ассистенты университета (всего около 130 человек), решившихся поддержать своих руководителей. Согласие Любавского возглавить университет многие его коллеги расценили как поддержку реакционного политического курса правительства по ограничению демократических свобод высшей школы. Позднее, объясняясь, ученый сравнивал свой выбор с временами Александра Невского, который во имя спасения Руси шел на сотрудничество с ханами Золотой Орды. Но в подобном оправдании, конечно, была изрядная доля лукавства. Политическим воззрениям Любавского вполне отвечала политика по сохранению в незыблемом виде основ самодержавия. В письме В.И.Герье 2 января 1906 он писал: «Не могу примириться с сознанием, что в это число (17 октября 1905) изнасилована была верховная власть в России». Научно-популярные работы ученого накануне и в годы Первой мировой войны (Возвышение Москвы, 1909, Отечественная война и русское общество, 1912, Исторические судьбы славянства, 1914, Наступление на степь, 1914–1915) проникнуты патриотическими настроениями, прославляют военные достижения предков. Более фундаментальный характер носят его труды Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно (1910) и История западных славян (прибалтийских, чехов и поляков) (1917), в которых приводится обширный, в значительной мере ранее не известный фактический материал. Октябрьскую революцию Любавский встретил враждебно. Тем не менее не эмигрировал, а пошел на сотрудничество с коммунистической властью во имя спасения историко-культурного достояния страны – ее архивов. Работал в структуре Главрахива (Центрархива), преподавал историко-архивные дисциплины сначала на курсах, затем в Московском университете. В 1929 опубликовал монографию Образование основной государственной территории великорусской народности. В связи с сфальсифицированным органами ОГПУ «делом Академии наук» (группу известных академиков и профессоров-обществоведов – С.Ф.Платонова, Н.П.Лихачева, Е.В.Тарле, Ю.В.Готье, С.В.Бахрушина и др. – объявили участниками контрреволюционной монархической организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России») в августе 1930 был арестован и затем осужден к 5 годам ссылки в Уфу. Находясь в ссылке, работал в Башкирском научно-исследовательском институте национальной культуры. Умер Любавский в Уфе 22 ноября 1936 года.

 (563x699, 88Kb)
1862
Николай Николаевич Юденич
российский военный и политический деятель, один из руководителей Белого движения. Родился в Москве в дворянской семье; отец – коллежский советник. В 1881 окончил московское Александровское военное училище. Произведен в поручики и направлен в лейб-гвардии Литовский полк. В 1884 поступил в Академию Генерального штаба, которую окончил в 1887 с присвоением чина штабс-капитана гвардии. В 1887–1892 служил на различных штабных и строевых должностях в 14-м армейском корпусе (Варшавский военный округ). В 1892 произведен в подполковники и направлен в Туркестанский военный округ. Назначен начальником штаба Памирского отряда. В 1896 получил чин полковника. В 1902 стал командиром 18-го стрелкового полка 6-й Восточно-Сибирской дивизии. Участвовал в Русско-японской войне; отличился в боях под Сандепу и Мукденом, где личным примером увлек солдат в штыковую атаку. Был ранен. Награжден золотым оружием «За храбрость» и произведен в генерал-майоры (1905). С 1906 – генерал-квартирмейстер Кавказского военного округа. В 1912 произведен в генерал-лейтенанты. В 1912–1914 – начальник штаба Кавказского военного округа. Участник военно-дипломатических переговоров с Ираном и Турцией. С началом Первой мировой войны начальник штаба Кавказской армии. Разработал и осуществил Сарыкамышскую операцию, закончившуюся разгромом 3-й турецкой армии (декабрь 1914). Генерал от инфантерии (1915). С 24 января 1915 командующий Кавказской армией. В октябре-декабре 1915 осуществил успешную Хамаданскую операцию, которая предотвратила вступление Ирана в войну на стороне Германии. В декабре 1915 – феврале 1916 провел блестящую операцию по захвату Эрзерума, за которую награжден орденом Святого Георгия 2 класса. Весной-летом 1916 его войска овладели Трапезундом и заняли всю турецкую Армению. В январе 1917 организовал наступление из Ирана на Месопотамию, что вынудило правительство Османской империи перебросить часть войск на русский фронт, ослабив оборону Багдада, который вскоре был занят англичанами. После Февральской революции назначен главкомом Кавказской армии и Кавказского фронта и продолжил наступательные действия против турок. Однако трудности со снабжением войск и падение дисциплины, вызванное ростом революционной агитации, заставили его прекратить Месопотамскую операцию и отвести войска. Отказался выполнить приказ Временного правительства о возобновлении наступления и был 7 мая 1917 отстранен от командования. В августе 1917 участвовал в работе Государственного совещания; поддержал Корниловский мятеж. Октябрьскую революцию встретил враждебно. Перешел на нелегальное положение, став одним из руководителей петроградского антибольшевистского подполья. В ноябре 1918 эмигрировал в Финляндию. «Русский комитет», созданный в Хельсинки в ноябре 1918 и претендовавший на роль российского правительства, провозгласил его в январе 1919 лидером Белого движения на Северо-Западе России, предоставив ему диктаторские полномочия. С согласия регента Финляндии К.Г.Маннергейма Юденич начал формирование вооруженных отрядов. Затем переехал в Эстонию, ставшую центром антибольшевистской борьбы на Северо-Западе. Вступил в тесные отношения с Антантой, прежде всего с Великобританией. Политическая программа Юденича исходила из идеи воссоздания единой и неделимой России в пределах ее исторической территории; при этом в тактических целях провозглашалась возможность предоставления культурно-национальной автономии и даже государственной самостоятельности малым народам, если они включатся в борьбу с большевиками. Предусматривался созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права для решения вопроса о будущем политическом устройстве России. В мае-июне 1919 руководил наступлением белых на Петроград (вместе с эстонскими и финскими соединениями). Его войска захватили Гдов (15 мая), Ямбург (17 мая), Псков (25 мая) и подошли к Луге, Ропше и Гатчине. Вдохновленный военными успехами Юденич решил конституировать свою власть: 24 мая в Хельсинки он создал и возглавил правительство Северо-Запада России (Политическое совещание). 10 июня Верховный правитель Колчак официально назначил его главнокомандующим войск в этом регионе, объединенных 19 июня в Северо-Западную армию. Однако начавшееся 21 июня контрнаступление красных привело к поражению отрядов Юденича; ему удалось удержать только нарвско-гдовский плацдарм. Заключенное им соглашение о совместных действиях с Маннергеймом и Временным правительством Северной области (Архангельск) не было реализовано из-за отказа Колчака и Деникина признать независимость Финляндии (главное условие Маннергейма). Военные неудачи и углубление разногласий Юденича с правительствами прибалтийских республик побудили Антанту переориентироваться на левые круги Белого движения: 11 августа по инициативе английского генерала Ф.Марша Политическое совещание было заменено Правительством Русской Северо-Западной области, в которое вошли кадеты, эсеры и меньшевики и которое подтвердило государственный суверенитет Эстонии. Юденич лишился диктаторских полномочий; его функции были ограничены военными вопросами (военный министр). В сентябре-октябре 1919 Юденич организовал второй поход на Петроград. 28 сентября Северо-Западная армия вместе с эстонскими войсками прорвала оборону красных; 12 октября пал Ямбург, во второй половине октября были захвачены Луга, Гатчина, Красное село, Детское (Царское) село и Павловск. К середине октября белые вышли на ближайшие подступы к Петрограду (Пулковские высоты). Однако им не удалось перерезать Николаевскую железную дорогу, обеспечивавшую большевиков продовольствием и вооружением. Финны и англичане не оказали наступавшим эффективной помощи. Усилились трения с эстонцами, которых отпугивали великодержавные устремления Юденича и которым большевики пообещали значительные политические уступки. Отсутствие резервов и растянутость фронта позволили Красной Армии 21 октября остановить наступление белых, а 22 октября прорвать их оборону. К концу ноября войска Юденича были прижаты к границе и перешли на эстонскую территорию, где были разоружены и интернированы своими бывшими союзниками. 22 января 1920 Юденич объявил о роспуске Северо-Западной армии. 28 января он был арестован эстонскими властями; освобожден по требованию представителей Антанты и эмигрировал в Англию. Позже перебрался во Францию и обосновался в Ницце. В эмиграции отошел от политической деятельности. Принимал участие в работе русских просветительских организаций; возглавлял Общество ревнителей русской истории. Умер в Каннах 5 октября 1933 года.

1863
Вацлав Климент
чешский певец (бас). С 1893 г. солист Национального театра в Праге.

1865
Иван Иванович Крафт
российский государственный деятель, действительный статский советник, 11-й губернатор Якутской области (1917-1913), губернатор Енисейской губернии (с 1913 г.; г. Красноярск), почетный гражданин г. Якутска. Внес значительный вклад в реформирование экономики и культуры Якутии и колонизацию области и духовное возрождение народа саха. Умер в 1914 году.

 (496x698, 1803Kb)
1866
Хасинто Бенавенте-и-Мартинес (Jacinto Benavente y Martнnez)
испанский драматург. Представитель «Поколения 1898 года». Член Испанской академии наук. Лауреат Нобелевской премии 1922. Родился в Мадриде, в семье известного мадридского врача. Большинство крупных театральных удач Бенавенте принадлежат к периоду до 1913. Умер Бенавенте в Мадриде 14 июля 1954 года. Лучше всего Бенавенте удавалась тонкая и ироничная, умеренная сатира с позиции циничного скептика, умудренного жизнью стороннего наблюдателя. Его почти всегда технически безупречные пьесы привлекают не действием (сюжет бывает едва намечен), но диалогом. Уже в первой пьесе Бенавенте Чужое гнездо (El nido ajeno, 1894) выявились характерные черты его драматургии: атмосфера «салонной», или «изысканной» комедии, светский диалог и отсутствие сложной интриги. Сугубо «испанские» черты общественого неблагополучия («кодекс чести», полуфеодальные предрассудки) усугубили критическую направленность пьесы, практически сразу снятой с репертуара. Субботний вечер (La noche de sábado, 1903) – первая из символических, почти лирических пьес, где персонажи представляют все уровни декадентского «международного» общества. В моралистической комедии о супружеской измене Осенние розы (Rosas de otoсo, 1905) был впервые заявлен частый мотив его последующей драматургии – антиаристократизм, обеспечивший ему прочные симпатии публики. Шедевр драматурга – яркая комедия Игра интересов (Los intereses creados, 1907), где современные общественные типы решены в традициях комедии дель арте. Действие пьесы Госпожа хозяйка (Seсora ama, 1908) разворачивается среди говорящих на диалекте кастильских крестьян. В центре другой морально-философской пьесы из сельской жизни Несчастная (La malquerida, 1913) – инцестуальная любовь. Моралистическая пьеса Зло, которое нам причиняют (El mal que nos hacen, 1919) демонстрирует ущербность чувства ревности. Тема Намеков (Alfilerazos, 1924), сатиры на реакционных и напыщенных членов общества, препятствующих подлинной благотворительности и религиозной и социальной терпимости, перекликается с Злодеями добра (Los malhechores del bien, 1905) и написанной позднее пьесой Пепа Донсель (Pepa Doncel, 1928). Лучшая из пьес Бенавенте после Второй мировой войны, Барышня (Infanzona, 1945), воскрешает проблематику Госпожи хозяйки и Несчастной. Последней в театрах шла его пьеса Красная Шапочка пугает волка (Caperucita asusta al lobo, 1953).

1867
Сергей Константинович Костинский
российский астроном, член-корреспондент Академии Наук СССР (1915). В 1890 г. окончил Московский университет. С 1894 г. работал в Пулковской обсерватории. В 20-е гг. был профессором Петроградского университета. Основные научные работы посвящены фотографической астрометрии. Один из основоположников астрофотографии и фотографической астрометрии в России. Собрал огромную коллекцию фотографий неба (в частности, полученных на так называемом нормальном астрографе), в том числе фотографий отдельных участков неба, включенных в план Каптейна. Сравнение их с фотографиями, полученными в Пулкове впоследствии, позволило составить каталог собственных движений 18000 звезд в избранных площадках Каптейна. Собрал и обработал обширный материал о собственных движениях звезд и туманностей. Получил фотографии спутников больших планет, в частности такого трудного для наблюдений объекта, как Тритон — спутник Нептуна, собрав тем самым ценнейший материал для изучения их движений. Разрабатывал фотографические методы определения звездных параллаксов. Ввел ряд усовершенствований в методику астрофотографических исследований, изучал различные ошибки при астрофотографических наблюдениях и измерениях снимков, указал пути их устранения. В 1906 г. обнаружил явление взаимодействия двух соседних изображений тесных двойных звезд на пластинке («эффект Костянского»). Значительна также работа, посвященная исследованиям изменяемости широт (1893). В ней приведена формула для определения координат полюсов Земли по изменяемости широт обсерваторий (формула Костинского). Участвовал в ряде экспедиций, в том числе на Новую Землю для наблюдения полного солнечного затмения (1896), на Шпицберген для измерения дуги земногомеридиана (1899-1901).

1868
Фредерик Джон Нейпир Челмсфорд
английский политический и колониальный деятель, вице-король Индии в 1916-1921 гг. В годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. стремился использовать ресурсы Индии для осуществления целей британского империализма в войне. В период мощного подъема национально-освободительной борьбы в Индии (1918-1922) прибегал к жестоким репрессиям. В 1924 г. входил в лейбористское министерство Макдональда в качестве морского министра.

1871
Карлос Мануэль де Сеспедес-и-Кесада
кубинский государственный и политический деятель, правитель Кубы (1933-1933).

1874
Станое Станоевич
сербский историк, член Сербской Академии Наук с 1933 г. Обучался в университетах Австрии, Германии, России. С 1900 г. - доцент, с 1903 г. - профессор сербской истории в Великой школе Белграда (с 1905 г. - университет). Участвовал в Балканских войнах 1912-1913 гг., в первой мировой войне 1914-1918 гг.; был членом сербской делегации на Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. С 1927 г. - председатель Югославского исторического общества. Работы посвящены средневековой истории Сербии. Под его редакцией издана "Народна энциклопедия српско-хрватско-словеначка" (тома 1-4, Загреб, 1925-1929).

1875
Эктор Паницца (Эктор Паниса)
аргентинский композитор и дирижер. По национальности итальянец. Музыкальное образование получил в Милане. Дирижировал оркестром театров «Ла Скала» (Милан), «Итальянская опера» (Лондон), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), а также оркестрами в Берлине и Буэнос-Айресе. Как композитор работал преимущественно в оперном жанре. Во многих его операх – «Обрученный с морем» (1897), «Средневековая латынь» (1900), «Аврора» (1908), «Византия» (1939) – проявлялись веристские тенденции.

1876
Мэри Робертс Райнхарт
американская писательница. Она написала более 50 книг: 8 пьес (три из них шли на Бродвее), сотни рассказов, стихотворений, но наибольшую известность приобрела своими детективными произведениями. В свое время она была даже более популярным автором, чем Агата Кристи.

1877
Сем Бенелли
итальянский драматург, декадент даннунцианского толка. В конце 1900-х -первой половине 1910-х были весьма популярны его исторические драмы с использованием эффектных аксессуаров итальянского средневековья ("Ужин шуток", 1909; "Любовь трех королей", 1910; "Рваный плащ", 1911).

1879
Жерар Хеккинг
французский виолончелист. В 1903-1914 гг. солист оркестра «Консергебау» и профессор консерватории в Амстердаме. В России гастролировал в начале 1900-х гг. С 1927 г. профессор Парижской консерватории. Автор школы для виолончели (1930).

1881
Александр Михайлович Герасимов
русский художник. Родился в Козлове (ныне Мичуринск) в купеческой семье. Окончил (в 1915) Московское училище живописи, ваяния и зодчества; среди его наставников были А.Е.Архипов, К.А.Коровин и В.А.Серов. Испытал большое влияние импрессионизма. Жил и работал в Козлове (1918–1925) и Москве (с 1925). Был членом АХРР. Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице соцреализма обретало парадный лоск. Его полотна (среди них В.И.Ленин на трибуне, 1929–1930, Исторический музей, Москва; повторение 1947 в Третьяковской галерее; И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле, 1938, Третьяковская галерея; Гимн Октябрю (торжественное заседание партийной общественности Москвы), 1942, Русский музей, Санкт-Петербург, Сталинская премия 1943; И.В.Сталин у гроба А.А.Жданова, 1948, Третьяковская галерея, Сталинская премия 1949) обычно создавались бригадным методом, т.е. подмастерьями, сам Герасимов прописывал лишь живописные детали. На фоне этого непрерывного партийного официоза Герасимов как бы отводил душу в портретах творческой интеллигенции (Балерина О.В.Лепешинская, 1939; групповой портрет старейших художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бирули, В.Н.Мешкова, 1944, Сталинская премия 1946), порой – в грубоватой эротике (эскиз незаконченной картины Баня, 1938, Дом-музей художника). В иллюстрациях к Тарасу Бульбе (1947–1952) и поздней, тоже недописанной картине Половецкие пляски (1955, собственность семьи художника, Москва) стремился возродить национальный романтизм начала века. Занимая посты председателя оргкомитета Союза советских художников (1939–1954) и первого президента Академии художеств СССР (1947–1957), Герасимов неутомимо боролся с инакомыслием в искусстве под лозунгом «верности великим традициям русского реализма» (при его активном участии был, в частности, закрыт в 1946 Музей нового западного искусства в Москве); поэтому его опала во второй половине 1950-х годов была воспринята общественностью как один из симптомов «оттепели». Умер Герасимов в Москве 23 июля 1963 года; в том же году вышли его мемуары «воинствующего реалиста» (Жизнь художника). В Мичуринске существует дом-музей А.М.Герасимова.

 (554x699, 38Kb)
1881
Сесиль Блаунт де Милль (Cecil B.De Mille)
американский кинорежиссер, мастер масштабных голливудских постановок. Родился в Ашфилде, в семье драматурга Г.Ч.Де Милля. Окончил Пенсильванскую военную академию и Американскую академию драматических искусств в Нью-Йорке. В 1913 совместно с С.Голдвином и Д.Ласки основал кинокомпанию «Джесси Ласки фичер плэй компани», в которой занял пост генерального директора. В том же году поставил свой первый фильм, Индеец племени скво (The Squaw Man), экранную версию театрального спектакля «под открытым небом». Двумя годами позже Де Милль экранизировал Кармен (Carmen) с оперной певицей Джеральдин Фаррар (1882–1967) в главной роли. Затем, вплоть до 1924, Де Милль занимался постановкой таких зрелищных картин, как Самец и самка (Male and Female), Не меняйте своего мужа (Don't Change Your Husband), Зачем менять жену? (Why Change Your Wife?). В 1923 Де Милль снял свой первый фильм на религиозную тему, Десять заповедей (The Ten Commandments), где с успехом применил гриффитовскую модель масштабного кинополотна. В 1927 на экраны вышел самый знаменитый фильм Де Милля – Царь царей (The King of Kings). В основу сюжета этой поражающей масштабами постановки положена история Христа. Картины Крестное знамение (The Sign of the Cross, 1932), Клеопатра (Cleopatra, 1934) и Крестовые походы (The Crusades, 1935) доказали, что и в звуковом кино он обрел достойное место. В поисках новых сюжетов в 1936 Де Милль обратился к анналам отечественной истории. Характерными для этого периода стали фильмы Житель равнин (The Plainsman, 1936), Пират (The Buccaneer, 1938) и Юнион Пасифик (Union Pacific, 1939). В 1949 Де Милль вернулся к библейской тематике, поставив фильм Самсон и Далила (Samson and Dalilah, 1949), а в 1952 на экраны вышел фильм Грандиознейшее представление на земле (The Greatest Show on Earth, 1952), удостоенный премии «Оскар» как лучший фильм года. Последней работой режиссера стал римейк его картины 1923 Десять заповедей. Эта 3,5-часовая лента с блестящим составом главных исполнителей и тысячными массовками вышла в прокат в 1958. Умер Де Милль в Голливуде 21 января 1959 года. Литература: Mourlet М., Cecil В. De Mille, (., 1968).

1882
Джордж Уэсли Беллоуз (George Wesley Bellows)
американский художник, представитель импрессионизма. Родился в Колумбусе (штат Огайо, США). Учился в университете Огайо (1902–1904) и в Нью-Йоркской художественной школе (1904) под руководством Р.Генри. Под влиянием последнего примкнул к той группе американских импрессионистов, которую враждебные критики прозвали – в силу ее остросоциального интереса к «задворкам жизни» – «школой мусорного ящика». Жил в Нью-Йорке, позднее часто работал на пленэре на острове Монхэган (штат Мэн). Получил известность свободными и красочными по манере письма, но в то же время драматичными образами городской жизни – такими, как сцена яростного боксерского поединка в наиболее известной его картине, Ставьте у Шарки! (1907–1909, Художественный музей, Кливленд). Был одним из главных организаторов авангардной нью-йоркской выставки «Армори шоу», но творчески был далек от авангарда. Эмоциональная, по-своему «джек-лондоновская» энергетика его манеры ярко проявилась и в пейзажах (Вверх по Гудзону, 1908, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Голубой снег, 1910, Галерея искусств, Колумбус). Наиболее уравновешенны, порой идиллически-задушевны поздние портреты Беллоуза (Дети на веранде, 1919, там же; Тетя Фанни, 1920, Центр искусств, Де-Мойн); его импрессионистический почерк в этот период заметно уступал место более корпусной и классичной манере письма. Беллоуз был также мастером рисунка и литографии. В 1912–1917 сотрудничал в качестве иллюстратора с социалистическим журналом «Мэссис». Плодотворно работал как педагог в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке (с 1910). Умер Беллоуз в Нью-Йорке 8 января 1925 года.

1882
Винсент Бендикс
американский изобретатель и промышленник, придумавший автомобильный стартер.

1883
Алексей Климентьевич Гладкий
педагог, пушкинист, краевед. Родился в Тульчине, Подольской губернии в семье пристава, окончил Каменец-Подольскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию, по окончании которой был удостоен степени кандидата богословия. 13 сентября 1908 г. он был назначен преподавателем греческого языка в Псковское духовное училище, вел также уроки русской истории в старших классах, а в январе 1909 г. стал членом и делопроизводителем училища. Еще через год, в январе 1910 г. А.К.Гладкому поручили вести в старших классах одновременно и уроки географии, а в июне 1910 г. его перевели в духовную семинарию, где Александр Климентьевич стал преподавателем греческого языка. В том же году его допустили к преподаванию латинского языка в Мариинской женской гимназии, он же вел латинский язык и в Псковской мужской гимназии. 13 сентября 1912 г. А.К.Гладкий был назначен штатным воспитателем пансиона мужской гимназии и допущен к преподаванию в ней русского и греческого языков. Помимо преподавательской деятельности А.К.Гладкий занимался и общественными делами, связанными с изучением Псковского края. С ноября 1909 г. он состоял членом Псковского церковно-археологического комитета, в августе 1911 г. был назначен его секретарем, а Псковское археологическое общество в марте 1912 г. избрало его в члены Псковского отделения Московского археологического общества по устройству XVI Всероссийского археологического съезда, который должен был состоятся в Пскове в 1914 г. 19 июня 1915 г. А.К.Гладкий был утвержден в звании учителя средних учебных заведений по русскому языку и словесности, а 8 ноября того же года назначен на вновь открывшуюся должность инспектора народных училищ Холмского уезда Псковской губернии. Целых пять лет его жизнь и деятельность протекала в одном из самых отдаленных уездов. В эти же годы появилась - первая серьезная публикация по Пушкинской теме, навеянная посещением Пушкинских мест еще в 1914 г. - "Пушкинский уголок", увидевшая свет в столичном журнале "Исторический вестник". С этого началось увлечение темой, ставшей делом дальнейшей жизни А.К.Гладкого. В июле 1920 г. А.К.Гладкий вернулся в Псков и поступил на службу инспектором УОНО, а по совместительству стал преподавать в знакомой ему бывшей мужской гимназии, ставшей теперь I-й Советской школой II ступени. С ноября 1922 г. он постоянно работал в I-й соединенной железнодорожной школе I и II ступени, по совместительству вел уроки на курсах комсостава. А.К.Гладкий не был в числе учредителей Псковского общества краеведения, но уже в 1922 г. начал активно сотрудничать в нем, разрабатывая, главным образом, Пушкинскую тему, руководил экскурсиями в Пушкинские места. В том же 1922 г. он был утвержден секретарем-корреспондентом Пушкинского дома при Академии Наук по Псковской губернии, в июне 1923 г. участвовал в работе совещания Академии Наук по вопросу об устройстве "Пушкинского уголка", в Пушкинских торжествах, посвященных 125-летию со дня рождения поэта и 100-летию прибытия его в Михайловскую ссылку. В 1924 г. он был избран кандидатом в члены Правления Псковского общества краеведения. С 1 октября 1924 г. А.К.Гладкий переехал на жительство в Ленинград, но связи с Псковом не прерывал. В январе 1925 г. его кандидатура рассматривалась в качестве возможной на пост заведующего "Пушкинским уголком", но власти предпочли другого человека. В последующие годы продолжал публиковать статьи и заметки на Пушкинскую тему, написанные главным образом, по вновь опубликованным Пушкинским домом документам. С образованием в Ленинграде группы Псковского общества краеведения исполнял обязанности ее секретаря и постоянно информировал псковичей о ее деятельности через печать. В качестве представителя группы участвовал в работе I-го губернского съезда краеведов в Пскове в феврале 1927 г. В целом же вклад А.К.Гладкого в "Пушкиниану" в 1920-е гг. оказался значительным.

1884
Давид Рафаилович Бергельсон
еврейский писатель (Россия). Дебютировал повестью «Вокруг вокзала» (1909). Его утонченный психологизм получил яркое выражение в романе «После всего» (1913), переведенном на многие западноевропейские языки (русский перевод «Миреле», 1941); в нем дана широкая картина жизни разных слоев еврейского народа, показаны разные судьбы еврейской интеллигенции. Поиски путей в сложной действительности после Революции 1905-1907 гг. показаны в романе «Отход» (1920). В 1921 г. уехал за границу, жил в Берлине, сотрудничал в демократической еврейской печати. Вернулся в СССР в 1929 г. Тема правомерности Октябрьской революции и Гражданской войны нашла выражение в романе « Мера строгости» (1926-1927) и в сборнике рассказов «Бурные дни» (1927). Художественным достижением еврейской литературы явился роман «На Днепре» (1932-1940, русский перевод 1-й редакции 1935). Героизму людей в Великой Отечественной войне посвящен сборник «Новые рассказы» (1947) и др. Ему принадлежат историческая пьеса «Принц Реубейни» (1946) и незаконченная повесть «Александр Бараш» (1946) о восстановлении народного хозяйства в 1920-х гг. Особенности его стиля – лирическая эмоциональность, мастерство психологической детали, строгая лаконичность языка.

1885
Жан Кабанн
французский физик-экспериментатор, член Парижской Академии Наук (1946). Окончил Нормальную школу. До 1921 г. работал в Марсельском университете, в 1921-1937 гг. – профессор университета в Монпелье, с 1937 г. – Парижского университета. Работы в области молекулярной физики и спектроскопии. В 1928 г. переоткрыл комбинационное рассеяние света, совместно с А.Дором получил спектр деполяризованного рассеяния и открыл линию крыла Рэлея.

1886
Леонид Васильевич Сорокин
российский астроном-гравиметрист. Окончил Московский университет (1911), с 1921 г. работал там же. С 1932 г. профессор Московского университета, в 1942-1952 гг. - Московского нефтяного института. Один из первых в СССР применил гравиметрические методы к разведке нефтяных месторождений, предложил некоторые способы интерпретации аномалий силы тяжести, произвёл гравиметрической съёмки на морях. Создал облегчённый маятниковый прибор и усовершенствовал оптический счётчик, разработал аппаратуру для ускоренных определений силы тяжести. Участвовал в разработке гравиметров. Сталинская премия СССР (1951).

1887
Эдельмиро Хулиан Фаррел
аргентинский государственный и политический деятель, президент Аргентины (1944-1946).

 (524x699, 68Kb)
1887
Эрвин Шрёдингер (Erwin Schroedinger)
австрийский физик, создатель волновой механики, удостоенный в 1933 Нобелевской премии по физике (совместно с П.Дираком). Родился в Вене. В 1910 окончил Венский университет, но его карьера физика началась лишь по окончании воинской службы в 1920. Работал в Венском и Йенском университетах, в 1920–1921 – профессор Высшей технической школы в Штутгарте и Бреслау (ныне Вроцлав), в 1921 – Высшей технической школы в Цюрихе. В 1927, после ухода в отставку М.Планка, получил кафедру теоретической физики в Берлинском университете. В 1933, с приходом к власти Гитлера, оставил кафедру. В 1933–1935 – профессор Оксфордского университета, в 1936–1938 – университета в Граце, в 1940 – профессор Королевской академии в Дублине, затем директор основанного им Института высших исследований. В 1956 вернулся в Австрию и до конца жизни оставался профессором Венского университета. Основные работы Шрёдингера относятся к области статистической физики, квантовой теории, квантовой механики, биофизики. Исходя из гипотезы Л.де Бройля о волнах материи и принципа Гамильтона, разработал теорию движения субатомных частиц – волновую механику, введя для описания состояния этих частиц волновую функцию (Y-функцию). Вывел основное уравнение нерелятивистской квантовой механики (уравнение Шрёдингера) и дал его решение для частных случаев. Установил связь волновой механики с матричной механикой Гейзенберга и доказал их физическую тождественность. Однако Шрёдингер, как и Эйнштейн, не считал квантовую теорию завершенной. Его не удовлетворяло двойственное описание субатомных объектов как волн и частиц и вероятностный характер всех предсказаний квантовой механики, и он пытался построить теорию исключительно в терминах волн. Широко известен мысленный эксперимент Шрёдингера, который он предложил, чтобы проиллюстрировать свои сомнения по поводу чисто вероятностного характера квантовомеханической теории. Допустим, что кошка сидит в герметичном ящике, где установлено некое смертоносное устройство. Кошка погибает или остается живой в зависимости от того, испускает ли в определенный момент времени капсула с радиоактивным веществом частицу, которая приводит устройство в действие. Спустя заданное время кошка на самом деле будет либо мертва, либо жива. Следовательно, квантовомеханические предсказания должны представлять собой нечто большее, чем «вероятность наблюдения» соответствующих событий. Дальнейшие исследования Шрёдингера были посвящены теории мезонов, термодинамике, общей теории относительности. Он неоднократно пытался построить единую теорию поля. Большой интерес проявлял Шрёдингер и к биологии. В 1943 была опубликована его известная популярная книга Что такое жизнь? (What is Life?). В ней он пытался использовать физические подходы и концепции к решению проблем живого, в частности к установлению природы генов. Эта книга оказала заметное влияние на послевоенное поколение молекулярных биологов и биофизиков, среди которых были Дж.Уотсон и Ф.Крик, создатели модели ДНК – двойной спирали. Умер Шрёдингер в Вене 4 января 1961 года.

1889
Вера Николаевна Попова
русская актриса. Родилась в Москве. Училась на Курсах драмы А.И.Адашева, в театральной школе И.Р.Пельтцера (1909–1910). В 1910 уехала в провинцию, поступив в труппу П.М.Медведева. До 1920 года играла в труппах Двинска, Витебска, Киева, Краснодара, Ростова-на-Дону роли лирических инженю: Лизы в Дворянском гнезде по Тургеневу, Веры в Обрыве по Гончарову, Норы в Норе Ибсена и др. В 1920–1921 работала в театре Передвижной драмы, в театре «Аквариум». С 1922 играла в Московском драматическом театре под руководством Сахновского. В 1923–1933 играла в Театре б. Корш: Грета в Эугене Несчастном Толлера, Анна Кристи в пьесе О'Нила, Римма в мелодраме Луначарского Яд, Оллан в Пурге Д.Щеглова, Лариса в Бесприданнице, Глафира в Волках и овцах, Гильда в Строителе Сольнесе Ибсена, Анна Пиглер в Пламени Кайзера. Нежная женственность ее героинь оттеняла драматизм их душевных переживаний. Удавались актрисе и комедийные роли. После закрытия театра вместе со своим мужем А.П.Кторовым была переведена во МХАТ. Ее первая роль: Глафира в Егоре Булычове (1934). Немирович-Данченко вскоре после премьеры спектакля писал Станиславскому: «Великолепна Попова – Глафира, нежная, простая, очень искренняя, с очень заразительным драматизмом. И характерная, словно никогда никаких ролей, кроме горничных, не играла». Удачен был ее ввод на роль Насти в На дне (1934). Обсуждая возобновление Трех сестер перед сезоном 1933/1934, ей назначают Машу. Немирович-Данченко считает, что в Чайке она могла бы быть Аркадиной, а в Иванове – Саррой (в письмах Н.-Д). В 1935 Сахновский считает, что ей надо играть заглавную роль в Анне Карениной. В распределении на сезон 1937/1938 ей назначается Гертруда в Гамлете. Ни одной из этих ролей Попова не получила. В 1937 сыграла в очередь с К.Н.Еланской Любовь Яровую. Дублировала в Грозе Еланскую – Катерину. Была введена на роли: Марии Александровны в Дядюшкином сне (1941); Раневской в Вишневом саде (1945); старухи Войницкой в Дяде Ване (1951); графини Лидии Ивановны в Анне Карениной (1953). Интересно, неожиданно и цельно была сыграна Поповой неунывающая неудачница Марго в Глубокой разведке Крона (1943). В мхатовском репертуаре Поповой: Мэри Эллис (Осенний сад, 1956), Марфа Тимофеевна (Дворянское гнездо, 1957). Последней работой был ввод на роль Марии Тарасовны (Платон Кречет, 1964). В 1964 актриса ушла на пенсию. Умерла Попова в Москве 27 августа 1982 года.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку