-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Родовед-историк

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2018
Записей: 4991
Комментариев: 15
Написано: 5019


Мифы и стереотипы о белом движении. Белые грабили церкви?

Воскресенье, 06 Октября 2019 г. 10:45 + в цитатник
CrisM все записи автора

 

 

Мифы и стереотипы о белом движении. Белые грабили церкви?

Грабёж церквей со стороны белых по-прежнему остаётся малоизученным. Вместе с тем, именно грабежи церквей приносили белым генералам наибольший доход. На продаже церковных ценностей многие генералы сколотили в эмиграции солидные состояния, что позволяло им вести активную пропагандистскую деятельность в эмигрантских общинах и нащначать себе высокие пенсии

«Пройдись по парижским бульварам, и вы увидите выставленные в витринах магазина золотую утварь, золотые драгоценности и разы, снятые с икон. Позор»[1], - писал бывший член Временного Правительства Владимир Львов.

Описываемый бывшим министром и оберпрокурором Святейшего Синода случай – далеко не частный. Церкви подвергались наиболее ожесточённым грабежам, особенно в сельской местности. Особенно широкий размах грабёж приобрёл летом 1919 года во время конного рейда атамана Мамонтова. Только за пределами Юга России белыми вывезено драгоценностей на сумму свыше 60 млн золотых рублей.

Мамонтов

При подготовке плацдарма для последующего похода на Москву, белые предприняли целый ряд операций, целью которых было разрушение коммуникаций и причинение значительного ущерба противнику. Командование рейдом взял на себя атаман К.К. Мамонтов.

Однако запомнился его рейд не только впечатляющими победами, но и массовыми разбоями. Вот, что писал об этом генерал Врангель:

«Имя генерала Мамантова было у всех на устах. Донской войсковой круг торжественно чествовал его, газеты были наполнены подробностями рейда.

Я считал действия генерала Мамантова не только неудачными, но явно преступными. Проникнув в тыл врага, имея в руках крупную массу прекрасной конницы, он не только не использовал выгодности своего положения, но явно избегал боя, все время уклоняясь от столкновений.

Полки генерала Мамантова вернулись обремененные огромной добычей в виде гуртов племенного скота, возов мануфактуры и бакалеи, столового и церковного серебра. Выйдя на фронт наших частей, генерал Мамантов передал по радио привет «родному Дону» и сообщил, что везет «Тихому Дону» и «родным и знакомым …богатые подарки». Дальше шел перечень «подарков», включительно до церковной утвари и риз. Радиотелеграмма эта была принята всеми радиостанциями. Она не могла не быть известна и штабу Главнокомандующего. Однако, генерал Мамантов не только не был отрешен от должности и предан суду, но ставка его явно выдвигала…»[2]

Генерал Деникин также в своих мемуарах критиковал Мамонтова за совершённые разбои, но с тем уклоном, что казаки «…отвлекались от главной цели», а вместе с тем, генерал в ответ на телеграмму Мамонтова о «богатых подарках Дону», создал специальную «Комиссию по реализации военной добычи».[3]

В одной из описей говорится:

«Я, доверенный агент Комиссии штабс-капитан Глебович отправил в вагоне за №456.790 по накладной за №084952 на имя протопресвитера военного и морского духовенства Шавельскому следующее:

Икон – 250т штук

Ящиков с церковным имуществом – 6 штук

Колоколов разной величины – 4

Некоторые части подсвечников»[4]

Всего во время рейда было ограблено свыше 80 церквей. Все драгоценности поступили в распоряжение генерального штаба ВСЮР.

[1] Обновленчество: Анатолий Левитин, Вадим Шавров

[2] Врангель П. Н. Записки. Книга первая (ноябрь 1916 г. — март 1920 г.)

[3] Акт №142. Ст.Мариуполь, 22 октября 1919 года

[4] Там же

Парад во главе с Мамонтовым и Шкуро в Воронеже

Богаевский

Мамонтов был отнюдь не единственным генералом, запомнившимся грабежом церквей. Атаманы Сидорин и Богаевский позже устроили настоящую войну между собой за право владения церковными ценностями.

А.П. Богаевский

Продолжалось это противостояние, в том числе, и за границей. В мемуарах участника белоказачьего движения И.Лунченкова, участвовавшего в конном рейде Мамонтова и позже перешедшего в подчинение Богаевскому, сказано следующее:

«Главную часть этой добычи составляли церковные ризы, иконы, кресты, изъятые из «храмов божьих». Этот «подарок Дону» стал яблоком раздора между Сидориным и Богаевским. Перехватив добычу ещё в Миллерово, Сидорин беззастенчиво начал выбирать самое ценное. Начавшийся раздор между атаманом и командиром окончился эвакуацией, чтобы затем ещё в более ожесточённой форме продолжаться за границей.

К мамонтовской «коллекции» Богаевский прибавил ещё одну «добавку» – разграбление белыми Старочеркасского и Новочеркасского соборов. Только одного золота Богаевский вынул из этих двух храмов 11 фунтов (около 5 кг).

Вывоз награбленного церковного добра был поручен управляющему Новочеркасским отделением Госбанка А.А.Скворцову. По пути на Запад ценности подвергались неоднократному грабежу белыми. Под Екатеринодаром была взломана крыша вагона и взято несколько ящиков драгметаллов. За несколько дней до падения белых ценности прибыли в Новороссийск и были погружены на итальянский частный пароход «Чита-де-Венеция» торговой фирмы «Аслан Фреско и Сын» для отправки в Константинополь. За перевозку награбленных церковных ценностей (1178 пудов только одного серебра) белогвардейцы заплатили 145 пудов серебра»[5]

За время своего проживания в Турции, атаманом Богаевским и его соратниками было спущено свыше 500 тыс. рублей золотом. Согласно официальной версии, в Болгарию атаман бежал после того, как в Турции против него было возбуждено уголовное дело за попытку отоварить фальшивый вексель.

Проживая в Софии, Богаевский назначил себе пенсию в размере 25 тыс. левов в месяц. Для сравнения: оклад премьер-министра Болгарии в то время составлял около 3 тыс. левов в месяц.[6]

Врангель

Возглавивший после поражения Деникинской армии остатки белых войск, генерал Врангель окопался в Крыму, где держал долговременную оборону. После проведения красными Перекопско-Чонгарской операции в ноябре 1920, Врангель отправился в эмиграцию и вскоре осел в Королевстве сербов, хорватов и словенцев.

[5] И. Лунченков. За чужие грехи (казаки в эмиграции) М.: Земля и фабрика, 1925. — 196 с.

[6] Колпакиди А., Север А. Спецназ ГРУ. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 67-68. — 864 с.

Врангелевцы в Сербии

В самой Сербии отношение к врангелевцам было достаточно доброжелательным, поскольку именно они навели порядок на границе с Албанией, откуда регулярно на территорию Сербии совершались бандитские набеги. Но в скором времени бывшие офицеры попали в поле зрения югославской полиции по обвинению в контрабанде и сбыте краденого.

«В 1922 году в Катарро прибыла группа американских миллионеров, - писал И. Лунченков. – Осмотрев ценности, они заявили, что в таком виде, боясь скандала и огласки, они их не купят – необходимо всё обратить в лом. Для крушения ценностей была приглашена офицерская молодёжь, всего около 40 человек. Ломались часы из драгметаллов (3 тыс. штук), траурные венки с гробниц исторических лиц, ризы с икон, вынимались камни, серебро дробилось в муку. Белые офицеры, разумеется, тащили с такой работы всё, что можно. Вмешалась югославская власть, были произведены обыски и найдена часть ценность на квартире работников. Дело пошло в суд. Белый офицер Богачёв сел на 8 месяцев в тюрьму, ещё несколько офицеров получили по 3-4 месяца тюрьмы.

По итогам работы, которая длилась 2 месяца, были уложены 700 ящиков по 15 пудов каждый, т.е. больше 10 тыс. пудов (160 тонн). Под руководством вандалов погибли погибли исторические ценности России. Сдавали ценности американцам Сахаров и Гензель. От американцев были получены 50 млн. франков. Деньги переданы лично Врангелю»[7]

В пересчёте на доллары, Врангель получил от реализации награбленного свыше 8 млн долларов США, что по тем меркам считалось очень крупной суммой.

Таким образом, только на примере военачальников ВСЮР можно сделать вывод: грабёж церквей также был делом обоюдным. Причём грабежи церквей были начаты именно белыми. Современники связывают сопровождающее гражданскую войну насилие и разбои последствиями войны и революции: многие солдаты вследствие деформации психики (проявление ПТСР), легко шли на насилие, и, по оценке того же Деникина, не придавали значение вопросу, за кого воевать.

В то же время, церкви грабились целенаправленно с целью создания золотого запаса для нужд белых армий. Позже эмигрантские круги использовали нажитое состояние для ведения политической и общественной деятельности, а также выплаты жалований военной верхушке.

[7] И. Лунченков. Указ.соч.

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Также читайте наши статьи о идеологии белого движения, белом терроре и белогвардцейцах, сделавших карьеру в СССР.

Ещё советуем прочитать эти наши статьи:

Когда на Руси конец света ждали

Амазонки: красивый миф или реальность?

Колчак об армии и флоте в царской России

Спасибо за ознакомление!https://zen.yandex.ru/media/vestnikistorii/mify-i-...erkvi-5d65730441878200ada70b47

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку