-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лена_Иванова-Стопко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.04.2014
Записей: 571
Комментариев: 1489
Написано: 3922


Козелецкое чудо.

Суббота, 28 Ноября 2015 г. 00:54 + в цитатник
19323860 (700x499, 408Kb)


Наверное, именно таким увидел Тарас Григорьевич Шевченко городок Козелец, когда проезжал мимо него, выполняя задание Археологической экспедиции. О чём и написал в своей повести "Княгиня":
"Город Козелец не отличается своею физиономиею от прочих своих собратий, поветовых малороссийских городов. В истории нашей он тоже не играет особенной роли, как, например, заднипрянские его товарищи, разве только что в 16[63] году здесь была собрана знаменитая Черная рада. Словом, городок ничем не примечательный; но проезжий, если он только не спит во время перемены лошадей или не закусывает у пана Тихоновича, то непременно полюбуется величественным храмом грациозной архитектуры растреллевской, воздвигнутым Наталией Розумихою, родоначальницею дома графов Разумовских".
Если вы дочитали эту длинную шевченковскую цитату до конца, то вам стало понятно, для чего я поехала в эту провинцию. Но и не только ради храма...



Ах, какая же это была прекрасная пара!
Но мой рассказ будет не о фантастической судьбе босоногого сельского хлопчика, которого Её Величество Судьба вознесла до небес. И не об удивительной истории, похожей на сказку, - большой любви императрицы Елизаветы к Алексею Розумовскому. Потому что ничего нового, кроме того, что вы знаете, или можете при желании узнать, я не добавлю.
Тогда при чём же здесь эти портреты?
А при том, что венценосная российская царица и её тайный супруг имели прямое отношение к маленькому украинскому городу Козельцу. И тем более при том, что так приятно смотреть на эти красивые лица.

19323860 (700x421, 260Kb)

Я покажу вам изумительное творение мастеров 17 века, которое находится в не менее изумительном архитектурном сооружении - Соборе Рождества Богородицы. И всё это - в городке с таким прозаически-игривым названием - Козелец, где по переписи живет чуть более восьми тысяч козельчан.

19323860 (600x299, 147Kb)

Таким предстало передо мной белоснежное чудо - Храм Рождества Богородицы, который начали строить в 1752 году, и строили его 11 лет.

19323860 (700x469, 117Kb)

Вот уже третий век собор Рождества Богородицы называют козелецким чудом. Огромный, богато украшенный собор в маленьком Козельце похож на столичного гостя, случайно заехавшего к родственникам...

19323860 (700x469, 75Kb)

Могла ли я предполагать, что в Козельце с его низкорослыми домиками, можно увидеть такую красоту и такие размеры?
Вот оно - украинское, или "козацкое" барокко во всей его красе.
"Козацкие думы, козацкие песни, козацкие танцы, козацкие летописи, иконы, козацкие соборы - все это не пустые слова. За ними - огромный духовный опыт веков, значительную часть которого удалось воплотить в своей художественной деятельности именно козачеству. Все это оставило в культурном сознании народа глубокий след. А красота козацкого искусства породила легенду о золотой жизни под булавой гетмана, о козацкой стране, стране тихих вод и светлых зарниц..."

19323860 (700x469, 92Kb)

А как же прекрасны ротонды-арки, которые напоминают древнерусский стиль и который так необычен здесь, на украинской земле.

19323860 (700x469, 103Kb)

Долго пришлось любоваться мне этой красотой, обходя собор со всех сторон несколько раз, задирая голову, пытаясь увидеть какую-то символику в замысловатых архитектурных узорах.
Очень удивило то, что никакого намёка на религиозную тематику в этих звёздах, гирляндах из листьев и цветов, раковинах, листьях аканта и прочих художественных украшениях, я не нашла.

19323860 (700x461, 107Kb)

Как и не нашла в Интернете точных сведений о том, по чьей инициативе был построен этот храм. По одной версии - храм возвела мать Алексея Розумовского, прозванную в народе Натальей Розумихой, в благодарность за все те милости, которые ей были ниспосланы свыше. По другой - сама Императрица Елизавета, приехав в Козелец, чтобы познакомиться с родиной и с семьёй своего возлюбленного Алексея, предложила ему построить здесь храм, обещав субсидировать это строительство. Есть еще версия, что храм построен по велению и на средства Кирилла Розумовского, брата царициного фаворита, который также был обласкан царской милостью и достиг больших жизненных высот - в 18 лет был назначен Президентом Академии наук, а в зрелом возрасте стал гетьманом Украины, правда - последним.
Точно также противоречивы сведения о том, кто же автор этого белоснежного чуда.
В историческом журнале "Киевская старина" за 1898 год есть запись, что собор построен на "средства всесильного в то время графа Алексея Григорьевича Разумовского... при ближайшем участии небезызвестного священника Тарловского Кирилла Николаевича, уроженца г. Козельца, слывущего под именем "дикаго попа". Строителем собора был знаменитый архитектор того времени Растрелли".
А так как фамилия Растрелли известна всем, то чаще всего упоминается и в Сети, и экскурсоводами. Но похоже, что авторами собора были ученики Растрелли Андрей Квасов и Иван Григорович-Барский.

После завершения строительства собора, архитектором Квасовым была построена колокольня, которая является одной из самых высоких в Украине. Ее высота достигает 50 м до низа креста. Композиционное решение колокольни традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн тосканского ордера, на третьем – ионического, на четвертом – коринфского. Увенчана колокольня полусферическим куполом со шпилем, что отличается от куполов самого храма, т.к. она перестраивалась в 1848 г. после пожара, причиненного молнией. Собор в Козельце – это последнее сооружение в истории украинского барочного храмового строительства – в Украине наступало время классицизма.

19323860 (408x700, 55Kb)

Заходим под своды арки-ротонды, как под шатёр, чтобы войти в храм.

19323860 (700x469, 60Kb)

Подойдя к закрытой двери и прочитав написанное, мне стало понятно, что увидеть то, о чём давно мечталось и что скрыто за этими дверями, практически невозможно.
Оказалось, что храм открыт только три дня в неделю. А сегодня были как раз "нерабочие" дни и - никаких церковных праздников и прочих треб...

19323860 (466x650, 126Kb)

Но!!! Очевидно, желание попасть внутрь было настолько сильным, что ...появился автомобиль с настоятелем собора отцом Михаилом, который внял просьбе путешествующей и - открыл Храм!

И я начинаю рассказывать вам о том, что было основной причиной посещения мной Козельца.

Итак, знаменитый Козелецкий иконостас!
И опять - масса версий его происхождения. Та же "Киевская старина" утверждает, что Елизавета Петровна решила не только субсидировать Храм в Козельце, но и пожертвовать для него иконостас. Но не какой-нибудь, а особый, "под мрамор", - для чего был послан заказ в Италию, в мастерскую всё того же Бартоломео Растрелли. Или же версия, что императрица заказала иконостас для Смольного монастыря. Но затем передумала и передала его в фамильную церковь Разумовских.
А еще пишут, что иконостас оказался в Козельце только потому, что из-за его больших размеров императрица
не могла нигде разместить его в Санкт-Петербурге, - потому и заказала построить храм соответствующих размеров на родине своего фаворита. (А экскурсоводы еще шепотом добавляют, что она здесь тайно венчалась со своим фаворитом).
Ещё одна версия гласит, что иконостас был создан по заказу императрицы украинским скульптором Сысоем Шаломатовым.
Но как бы ни было - Козельцу чрезвычайно повезло. В этом я убедилась своими глазами. Сейчас вы это увидите, хотя предчувствую ваше разочарование. И всё потому, что ни моя фотография, ни прочие фотографии, выложенные в Сети, ни в коей мере не отражает всю красоту, величие и огромность 27-метрового Козелецкого чуда.

19323860 (469x700, 377Kb)

И тут на меня "сошёл" ступор. Такого со мной еще никогда не было. Я напрочь забыла о том, что у меня есть фотоаппарат. Я только стояла, пораженная, не в силах сдвинуться с места. Мой взгляд метался по всем этим витым колоннам, капителям, иконам, ангелочкам, обрамлениям икон, и никак не мог остановиться на чём-либо одном, чтобы как следует рассмотреть хотя бы одну деталь иконостаса.

19323860 (469x700, 488Kb)

Время шло, я лихорадочно соображала, что вот-вот, и нужно будет уходить, а я еще не вобрала в себя всю эту красоту и благолепие. Именно, благо-лепие...
Да простят меня Высшие силы, но никакого религиозного экстаза я не испытывала. Хотя тихие слёзы невольно текли и текли, и мешали смотреть и смотреть, и радоваться, что я ЭТО увидела.
Невозможно забыть запаха старого дерева и ладана. Алмазного сияния пылинок и роскошного иконостаса, созданного украинским скульптором Сысоем Шаломатовым.

19323860 (700x488, 414Kb)

Но наконец-то немного успокоившись, я вспомнила о том, что нужно что-то запечатлеть, понимала, что моя слабосильная фотокамера никогда не передаст всё то, что я увидела.

Весь иконостас окрашен в удивительный синий цвет, который никак не воспроизведен на фотографии. По нему идут белые и золотые прожилки, которые создают впечатление мраморной поверхности. Иконостасные рамы позолочены. Но что это за рамы! И какая там восхитительная резьба по дереву!

19323860 (700x469, 508Kb)

Но это еще не весь иконостас. Он продолжается вправо и влево от центральной части. Но увидеть эти боковые - северную и южную части возможно только подойдя совсем близко к иконостасу.

19323860 (700x469, 128Kb)

В иконостасе трое Царских врат. Здесь - северная часть и северные Царские врата.

19323860 (700x469, 132Kb)

"Вглядываясь въ громаду иконостаса и комбинацію рисунісовъ, орнаментовъ, закругленій, выступовъ и т. п.—получаешь впечатлѣніе, какъ бы огь созерцанія грандйкшой темносиней завѣсы, изъ отверстій коей по всей ея поверхности смотрятъ задумчивыя головки черноголовыхъ апгеловъ со сложенными крылышками. Созерцающему зрителю такъ и кажется, что вотъ вдругъ эта завѣса всколыхнется, раздастся въ стороны, загадочный существа—ангелы-головки—вспорхнуть съ своихъ мѣстъ, маленькія крылыіпки затрепещут­ ся въ воздухѣ, и иередъ напряженнымъ вворомъ зрителя откроет­ ся таинственная область, въ которую ни одинь смертный взоръ еще не заглядывалъ"...Из "Киевской старины".
Знаете, прочитав недавно этот текст подумалось, что когда я стояла перед иконостасом, у меня, действительно, возникло чувство, что я стою перед занавесом, за которым скрыто что-то таинственное, недоступное, магическое , которое мне не дано увидеть, но...только пока...

В той же "Киевской старине" прочитала, что в иконостасе было 90 икон, но в настоящее время сохранилось чуть больше пятидесяти. Многие из этих икон принадлежат кисти придворного и любимого художника Разумовских - Г. А. Стеценко (1712-1781) - теперь совершенно забытого.
Те иконы, которые сейчас размещены в иконостасе - копии. Оригиналы были для сохранности переданы в Черниговские музеи.
И мне чрезвычайно повезло. Я видела эти оригиналы икон Козелецкого иконостаса, которые сейчас вам покажу. Вы можете увидеть, насколько отличаются оригиналы от копий.

"Сошествие Святого духа на апостолов". Справа - оригинал 18 века.

19323860 (700x466, 395Kb)

"Христос Пантократор (Вседержитель)"

19323860 (600x482, 394Kb)

Так как сравнения явно не в пользу современных копий по причине плохого качества фотографий в Козелецком храме, посмотрим лучше в каких условиях сохраняются оригиналы 18 века Козелецкого иконостаса.
Это Борисоглебский храм в Чернигове. Не действующий. Здесь на втором этаже и сохраняются эти бесценные иконы.

19323860 (700x469, 255Kb)

Не удивляйтесь, если кое-что будет вам знакомо. Иконописцы Козелецкого иконостаса копировали некоторые картины итальянских художников.
"Преображение Господне".

19323860 (700x679, 409Kb)

"Въезд в Иерусалим".

19323860 (672x700, 503Kb)

Очень интересная трактовка сюжета "Покрова Пресвятой Богородицы".

19323860 (700x693, 468Kb)

"Ветхозаветная Троица".

19323860 (700x581, 449Kb)

"Моление о чаше". Здесь Евангелие от Луки, так как только там к Нему явился ангел.
«...да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;

19323860 (700x684, 535Kb)

Не буду больше утруждать вас иконами, хотя я перефотографировала в Черниговских храмах всё, что только было возможно.
Подойдем еще раз к этому изумительному творению человеческих рук.
К сожалению массивные серебряные Царские ворота давным-давно исчезли. Но всё равно удивительно, как удалось иконостасу выстоять и избежать полного уничтожения. Особенно досталось ему в 1934 году, когда сюда ворвались воинствующие атеисты. Во время Великой Отечественной Войны немцы иконостас пощадили, а может, и щадить тогда было нечего - икон не было, оставался один ажурный остов. В храме и около размещался лагерь военнопленных. Потом - конюшни. При Советском Союзе была заготконтора, но не очень долго. Затем Собор долгое время пустовал, но в 1983 году начались реставрационные работы, которые длились очень долго.
С 2003 года - это действующий храм Украинской Православной Церкви.

19323860 (700x469, 524Kb)

Есть еще нижний храм, где находится усыпальница, где спокойно покоится с миром Наталья Розумовская , матушка большой семьи. Семьи, которая которая оставила такой великолепный и красивый след в этом поднебесном мире.
Жизнь "родоначальницы дома графов Розумовских" великолепно облекла в поэтическую форму прекрасная украинская поэтесса Лина Костенко:

Історія стоїть біля дороги,
Та й дивиться, хто їде по соші.
Йде череда, туман взяла на роги,
А он село, що зветься Лемеші.
Десь там жила Наталка Розумиха,
Грицькова жінка, гарна й молода,
Як ще був жив, набралася з ним лиха,
Такий він був п’яндига й гуляйда,
Але й козак, просмолений, мов човен,
Жагучо любий до безтями рук.
Як він помер, весь світ сльозами повен
в дощах стояв до самих Базавлук.
Вона ж його ні словом не вкорила,
Ходила до могили припадать,
А двох синів Олексу та Кирила
В капелу царську мусила віддать.
Коли ж сини доскочили пошани,
Вернулася вона у Лемеші.
Мов янголи, співали клиромани
За упокій козацької душі —
В тій церкві, що Наталка спорудила
На тому місці, де Грицьковий гріб.
А двох синів, Олексу та Кирила,
У тій же церкві висповідав піп.
Один був мужем вінчаним цариці,
Сподобивсь другий навіть булави.
Вона молилась: Грицю, чуєш, Грицю!
Хоча б на мить устань та оживи!
Та подивися на свою Наталку,
що за одмолені гріхи,
яку он долю виспівали змалку
підпаски наші, наші пастухи!
Вони ж гусей тут пасли в конюшині,
Вони ж тут руки дряпали в малині,
Вони ж на цьому вигоні росли.
А ті ж то гуси, гуси-лебедята,
Та й узяли підпасків на крилята,
та й у хороми царські занесли!..
Лампадка тьмяно блимала в кіоті,
Стояла в церкві дивна тишина.
Блищали скрізь оправи щирозлоті,
І озивалась Лотова жона.
Чекали слуги десь аж біля брами.
Наталія молилась гаряче.
А синя стрічка царської статсдами
Текла, як річка їх, через плече.
Вона молилась: — Встань та подивися,
що я вже стала свахою Петра.
Що грошей в нас тепер хоч подавися,
Невістка в мене з царського ребра.
Тепер уже не плачу я ночами.
Невістка гарна, що там говорить.
Вже як вони, хоч тайно, обвінчались,
То це ж таки уже не фаворит.
Буваю на балах і на прийомах,
Бо я графиня, а Олекса граф.
Він при дворі, а я уже при ньому,
Спокійно хай покоїться твій прах!
З колін звелась графиня Розумовська,
Зашарудів широкий кринолін.
Чи то спіткнулась, чи на плитах ковзко,
Чи на дзвіниці хилитнувся дзвін,
І задвигтіла церква — кам’яниця,
І хрест на церкві також хилитавсь,
Мабуть, Грицько в землі перевертавсь.


Недавно исполнилось 260 лет с начала строительства собора, а уникальный иконостас в упадке и разрушается. У собора не хватает средств на реставрацию, ведь в маленьком городе люди не так часто ходят в храм, а меценаты не замечают в них потребности.
Сейчас памятник архитектуры национального значения 18 века собственными силами "держит оборону времени", а уникальный иконостас, подаренный царицей Елизаветой, понемногу приходит в упадок.
В народе говорят: "Без культуры нет нации", следовательно, в наших руках сохранить нашу культуру, остатки еще не разрушенных уникальных архитектурных памятников, наше наследие. Ведь это жемчужины, которые являются живыми свидетелями нашей истории.






zalgalina


Рубрики:  Моя Украина/- Черниговская область
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

Татьяна_Чувьюрова   обратиться по имени Суббота, 28 Ноября 2015 г. 11:40 (ссылка)
Спасибо, Лена, за такой красивый и интересный пост. Храм просто великолепен.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Ноября 2015 г. 15:08ссылка
Да, Собор прекрасен! Это Любовь, воплощённая в камне...Любовь - штука таинственная, но во все времена - неизменная..... И никто из смертных не застрахован от ее странной власти, подчас намного более сильной, чем власть монархов любых народов и веков. И молчаливые свидетели тому - собор Рождества Богородицы в Козельце и Андреевская церковь в Киеве. И слава Богу, что благодаря настоящей Любви появились на нашей земле такие великолепные храмы.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку