-Метки

chen chong ping judy larson vanessa mae Скрипка актеон александр блок александр пушкин амазонки американская живопись английская живопись англия античное искусство аркадия артемида артемида эфесская боги богини будапешт ванесса мэй великобритания венгрия весеннее витражи геката гиены греция диана дорога сна дороги драконы древнегреческая мифология древнеегипетская мифология древнеримская мифология древний египет древний китай древний рим древняя греция египет жертвы гнева артемиды животные в искусстве загадки истории история науки кельтика китай китайская живопись красота крит легенды луна луна в мифологии лунные божества любимые клипы любимые песни мельница минойская эра модерн мои сообщества музыканты наука неоклассика нимфы олени охота охота в искусстве охота в мифологии песня гаэтана поэзия роза и крест россия русская классическая литература русская поэзия рыцарство светильники свита артемиды селена серебряный век сехмет современная американская живопись современное искусство современное искусство азии солнечные божества стихотворения страсбург сша текст песни тесты украина утраченные произведения искусства фараоны феи фольк франция хатшепсут хелависа храм артемиды в эфесе эллада эфес япония япония в искусстве японские пейзажи

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Inuhakka

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.09.2013
Записей: 131
Комментариев: 60
Написано: 302


Греческая мифология

Суббота, 09 Ноября 2013 г. 12:05 + в цитатник

Афина и Геракл. Краснофигурный аттический килик. Ок. 480—470 гг. до н. э.

Цикл мифов: Критский цикл, Фиванский цикл, Аргонавты, Троянский цикл, Одиссея

Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах. Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и - в меньшей степени - древнегреческому языку античные мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они а скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д. Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».




Древнейшая архаическая греческая роспись

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, «Библиотека» Псевдо-Аполлодора, «Мифы» Гигина, «Метаморфозы» Овидия, «Деяния Диониса» Нонна.

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.


Фреска из дворца Миноса на Крите

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

- присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
- обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии:

30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (в рим. Кронос или Хронос, что означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.


Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).


Дельфы. Руины храма Аполлона.

Piccy.info - Free Image Hosting
Табличка с ответом Додонского оракула

Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни «внутренней церкви», как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.


Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.


Нереида. Фреска из Помпеи

В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Völker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.

Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. О. Müller).


Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.


Богиня с рогом Изобилия в руках. Фреска из Помпеи

Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).


Беотийская амфора, ок. 680 г. до н.э.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).


Голова Сфинкса из Микен. 1600 г.до н.э. (Микенское искусство)

Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.


Сарацинов камень (передний план) и Камень Афродиты (дальний план). Вид на место рождения Афродиты с возвышенности — Бухта Афродиты в Пафосе (Кипр (дальние валуны)).

Древнегрческая мифология выделяет пять основных циклов:

Критский цикл. Особый цикл греческих мифов уже в древности был назван критским (ta krhtika): он представляет благодатный материал для исследователя. Рассказ «Илиады» о Миносе и Идоменее, царе Крита (XIII. 449 слл.) отражает мифологическую реконструкцию, которую Эванс назвал «ахейской легендой». От нее сохранилось очень немного. До нас не дошла поэма о Миносе и Радаманте, приписывавшаяся Эпимениду, и «Критская мифология», приписывавшаяся Динарху.

Троянский цикл. Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера "Илиада", трагедиям Софокла "Аякс-биченосец", "Филоктет", Еврипида "Ифигения в Авлиде", "Андромаха", "Гекуба", поэмам Вергилия "Энеида", Овидия "Героини" и отрывкам ряда других произведений.

Фиванский цикл изложен по трагедиям Софокла "Эдип-царь", "Эдип в Колоне", "Антигона", Эсхила "Семеро против Фив", Еврипида "Финикиянка».

Аргонавты – этот цикл мифов о походе аргонавтов изложен в основном по поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика». И получает своё отражение в таких рассказах как «Ясон в Иолке» , «Аргонавты в Мизии», «Гера и Афина у Афродиты»

Одиссея – этот цикл представляется по поэме Гомера «Одиссея». Например «Одиссей у Эвмея», «Одиссей на острове Эола», «Одиссей и Навсикая».


О древнегреческой мифологии. Божества Древней Греции

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры или микенской (до 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до нашей эры. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры.

К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Поэтому гомеровские поэмы рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи».


По данным одним источникам, Артемида, по другим - Пенелопа. Фреска из Помпеи

Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Первыми появились Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи - Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений. Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе.


Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В 186 году до нашей эры римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога. Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами.

Piccy.info - Free Image Hosting
Врубель М. А. Пан, 1899.

Эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы, который изображался с огромным эрегирующим фаллосом. Именно фаллос сделался символом этого божества. Ему поклонялись эллины в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны в виде все тех же фаллосов; фаллические статуи, символы, амулеты имели всеобщее распространение; марионетки с поднимающимися фаллосами были обязательными участниками театральных зрелищ, официальных празднеств и традиционных шествий земледельцев вокруг полей, имевших целью повысить плодородие земли с помощью Пана. Вокруг этого бога кружился целый сонм духов: это кентавры – духи горных потоков, нимфы – духи лугов, дриады – духи деревьев, силены – духи лесов, сатиры – духи виноградников, и пр.

Piccy.info - Free Image Hosting
Богиня Деметра с колосьями

Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты.

Piccy.info - Free Image Hosting
Скифос. Аполлон и музы.

Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй; в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V в. до н.э., самого просвещенного века Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейших юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», то есть «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению. На сценических подмостках эллинских театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.

Некоторые основные божества Древней Греции:

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов.


Богиня Гея

Поколения богов

Первое поколение - боги, появившиеся из Хаоса - Гея (Земля), Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи - Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали. Браки заключались между собой.

Второе поколение - дети Геи (отцы - Уран, Понт и Тартар) - Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны Гиперион (Солнечный свет), Иапет, Кой, Крий, Крон (Время), Океан (внешнее море), титаниды Мнемозина (Память), Рея, Тейя, Тефида (морская стихия), Феба (Сияние), Фемида (Правосудие); дети Никты и Эреба - Гемера (День), Гипнос (Сон), керы (несчастья), мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Апата (Обман).

Начинается постепенный переход от богов-стихий к богам-существам: боги приобретают внешние черты определенных существ, становясь похожими на животных, полуживотных-полулюдей и людей. Наряду с чудовищами и богами-гигантами начинают появляться существа, привлекательные внешне и по своей сути. Появляется первый "божественный клан" - титаны.

Третье поколение - дети титанов и богов второго поколения - Аид (Подземное царство), Астерия, Астрей, Атлант, Гелиос (Солнце), Гера (Супружеская любовь), Гестия (Домашний очаг), Деметра (Плодородие), Зевс (Небо, Гром), Ирида (Радуга), Лето, Менетий, музы, нереиды (Моря), океаниды (Реки, Ручьи, Источники), оры (Времена года, Порядок), Перс, Посейдон (Море), Прометей, Селена (Луна), Эос (Заря), Эпиметей.

Боги с человеческим обликом начинают вытеснять монстров, теряющих способность к продолжению рода: потомки Никты и Эреба в третьем поколении не встречаются, т.к. их дети-монстры бесплодны. Последние цудовища появляются благодаря Ехидне, Тифону, Форкию и Тавманту, но действительно уродливые и грозные формы имеет только потомство Ехидны и Тифона, часть детей Форкия уродлива от рождения, но не чудовищна (граи), другая же часть приобретает облик монстров в качестве наказания (горгоны), не имея такового от рождения. У Тавманта и Электры, наряду с гарпиями (полуженщинами-полуптицами), рождается прекрасная Ирида. Таким образом начинается период главенства антропоморфных (человекоподобных) богов. Возникает второй "божественный клан", олимпийские боги, в результате победы в титаномахии занявший лидирующее положение и разделивший между собой власть над миром (Небо, Море и Подземный мир).

Четвертое поколение - дети богов третьего поколения - Аполлон (Солнечный свет, Искусства), Арес (Кровавая война), Артемида (Защита всего живого), Афина (Мудрость, Справедливая война, Ремесла), Афродита (Любовь, Красота), Биа (Сила), ветры Борей, Зефир, Нот и Эвр, Геба (Юность), Геката (Колдовство, Ночные кашмары), Геспер (Вечерняя звезда), Гефест (Огонь), Дионис (Растительность, Виноделие), звезды, Зелос (Рвение), Кратос (Мощь), Ника (Победа), Плутос (Богатство), Тритон (Море), хариты (Грация, Красота).

Поколение целиком состоит из внуков титанов, плодовитость которых зависела от степени важности сферы их влияния. Центральное место занимают дети Зевса и Посейдона, разделившие власть над миром с богами третьего поколения. Новое поколение уже не борется за верховенство над миром, а мирно сосуществует с поколением "отцов". Одно из подтверждений этого - то, что в число основных олимпийских богов стали входить двенадцать представителей обоих поколений: Зевс, Гера, Гестия (позднее уступившая место Дионису), Аид (позднее - Афродита), Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гермес и Гефест. Своих богов обретают новые стороны жизни человека - ремесла и искусство. Значение "божественных новичков", связанных с деятельностью человека, начинает повышаться по сравнению с более древними богами-воплощениями природных явлений. Пантеон греческих богов начинает делиться на более и менее важных, аристократов и простонародных, отражая новый этап развития общества и разделение его на свободных и рабов, разделение свободных на знать и бедноту. С появлением четвертого поколения наступает закат славы бессмертных богов Древней Греции, боги все больше становятся похожими на людей, в некоторых спорах проигрывая людям, их дети не награждаются бессмертием и становятся царями или родоначальниками племен. Приходит поколение героев, значение которых становится не менее важным, чем значение богов.

Пятое поколение - дети богов и полубогов четвертого поколения - Антэрот (Ответная любовь), Асклепий (Врачевание), Гармония, Гермес (Торговля, Ловкость), Гименей (Законный брак), Деймос (Ужас), Фобос (Страх), Эрот (Любовь).

Происходит дальнейшее сближение мира богов и людей; бессмертие становится наградой смертным (Асклепий, Гименей).

Шестое поколение - дети богов и полубогов пятого поколения - Гигиея (Здоровье), Пан (Лес), Панацея (Исцеление), Силен.


Жан Огюст Энгр. Зевс и Фетида, 1812 г.

Боги-Олимпийцы

Олимпийские боги
(олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

Олимп (O l u m p o z) - гора в Фессалии, на которой обитают боги. Название Олимп догреческого происхождения (возможна связь с индоевропейским корнем ulu / uelu, "вращать", т.е. указание на округлость вершин) и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.



Статуя Зевса в Эрмитаже

Зевс (др.-греч. Ζεύς, микен. di-we «Дий») — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи. Брат Аида, Гестии, Деметры, и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. После победы над Кроносом Зевс стал повелевать небом. Атрибутами Зевса были молнии, щит, двусторонний топор (лабрис), орёл, Эгида, колесница, запряжённая орлами и статуэтка богини победы Ники; местопребыванием была священная гора богов Олимп (Зевс-Олимпиец). Священное дерево Зевса — дуб, священные птицы — орел и лебедь, животные — лев, медведь, вепрь. Ему повинуются другие боги. Традиционно Зевс изображается как мужчина зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамлённого густыми локонами. Оружие его — молнии, выкованные для него Гефестом; он производит гром, собирая тучи, вызывает бури одним сотрясением своей эгиды. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. В древности был известен оракул Зевса в Додоне, пророчествовавший из священного дуба. Храм Зевса в Олимпии был одним из самых почитаемых храмов Древней Греции. Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия была одним из чудес света Древнего мира. В ознаменование победы Зевса над жестоким Кроносом и были учреждены священные общегреческие состязания — Олимпийские игры.


Статуя Посейдона в Копенгагене

Посейдон, Посидон или Посидаон (др.-греч. Ποσειδών, микен. po-se-da-o, беотийская форма Потидаон, откуда город Потидея) — в древнегреческой мифологии бог морей. Второй сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Деметры, Гестии и Аида. Является одним из трех главных богов вместе с Зевсом и Аидом. При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники. Священными животными Посейдона были конь, дельфин, бык; священным деревом — сосна. Изображали его могучим мужчиной, как правило, с трезубцем в руке. У римлян отождествлялся с Нептуном, у филистимлян с Дагоном.



Аид и сидящий рядом с ним трехглавый пес Цербер. Скульптура

Аид у греков (или Гадес, др.-греч. Ἀΐδης или ᾍδης, также Ἀϊδωνεύς, «невидимый»; у римлян Плутон, др.-греч. Πλούτων, лат. Pluto — «богатый»; также Дит лат. Dis или Орк) — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой. После раздела мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли. Обычно считается, что детей у Аида-Плутона и Прозерпины не было, но согласно Суде, Аид имел дочь Макарию (богиню блаженной смерти). Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям. Места почитания Аида локализировались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот. Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем (символом хтонических сил) или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит). Как бог смерти, Аид был страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления о Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием элевсинских мистерий ему стали приписываться качества бога плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека.


Статуя Геры Барберини. Мрамор. Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда.

Гера (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra вер. "охранительница, госпожа") — богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати Олимпийских божеств, верховная богиня, супруга Зевса. Римский аналог Геры — Юнона. Гера, третья дочь Кроноса и Реи, cестра Зевса, Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута. Перед титаномахией Рея спрятала дочь у Океана и Тефиды (в будущем она будет мирить дядю и тетю в их ссорах). Гера-Юнона отличается благородной, статной красотой. Иногда на ней надета диадема или корона. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Зевсом-Юпитером в самом центре. Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин; пара павлинов везет её колесницу. Она может надевать Пояс Афродиты, одолженный у богини, который делает ее неотразимой. В античности ей придавали еще два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была ее священной птицей. Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Ее помощь во время родов — древнейшая функция Геры. Культ был распространен в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит). Вероятно, Гера — первое божество, которому греки посвятили перекрытое замкнутое святилище — Самосское, около 800 г. до н. э. Позже на его месте был построен Герайон, один из самых крупных греческих храмов.



Аполлон с кифарой

Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет (Μουσηγέτης)), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну). По Плутарху и В. Буркерту, от απέλλα «собрание», первый месяц дельфийского календаря назывался «апеллай». Сын титаниды Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия) (греч. δηλόω — являю), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твердую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света. Аполлон изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира, эгида. Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Аполлон Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и Муз. Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах. Основные места почитания — Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды, на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном, Аполлон основал святилище, где жрица-пифия (названная так по имени Пифона) предсказывала волю Зевса. Весной и летом Аполлон жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето.


Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις, микенск. a-ti-mi-te) — в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты. Возможные этимологии имени — «медвежья богиня», «убийца» или «владычица». Изображалась в короткой одежде с луком и стрелами и в сопровождении оленя и нимф. Ее атрибуты: колчан, золотой лук и факел, ей посвящены лань, медведица и собака. Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос. Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. Целыми днями богиня охоты, в окружении своры собак и нимф проводит в горах и лесах в погоне за сернами и оленями. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица. Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью. Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок. Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку. Артемиде соответствует римская Диана.


Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица») — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные. Ее атрибуты: шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем), Эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, олива — священное дерево древних греков, сова (символ мудрости), змея (также символ мудрости) и появлялась в сопровождении крылатой богини Ники. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, Палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — Афина Паллада.



Арес Людовизи — копия с греческого оригинала, который приписывается Скопасу.

Арес или Арей (др.-греч. Ἄρης, микен. a-re) — бог войны. В микенскую эпоху его имя встречается в составе композитов: a-re-me-ne (Ареймен), a-re-i-ze-we-i (Аритсевехи), pa-na-re-jo (Панарей). Его атрибуты: копьё, горящий факел, собаки, коршун. Священные животные Ареса: волк, дятел, конь и бык. В отличие от Афины Паллады - богини честной и справедливой войны. Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны. В произведениях Гомера можно встретить отождествление Ареса с войной и смертоносным оружием. Спутницы Ареса - богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони, дети одной из эриний и Борея, носили имена Пламя, Шум, Ужас, Блеск. Атрибутами бога считались собаки, горящий факел и, конечно же, копье. Изображался в шлеме, вооруженный щитом, копьем и коротким мечом.



Венера Милосская. Найдена на острове Мелос. Находится в Лувре.

Афродита (Камея) (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена») — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра — отсюда прозвище «Киприда» — и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены. Жена Гефеста и позднее Ареса. Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия — воробьи и голубки, составлявшие её свиты; как морской богине — дельфин. Атрибуты Афродиты — пояс (пояс Афродиты) и золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость. В античном искусстве Афродиту изображали женщиной в расцвете сил и красоты. Спутники Афродиты — Эрот, хариты, оры, нимфы. Она напоминает Иштар, чьими спутницами были Красота и Страсть. Её (как и Кибелу) часто могли сопровождать также дикие звери — львы, волки, медведи, усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием. Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня — Гера, Афина или Афродита — самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены, помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её. Богини судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью — творить любовь, но однажды Афина застала её тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела, Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе. Есть также рассказ, как она состязалась в ткачестве с Афиной.


Гермес (др.-греч. Ἑρμῆς < Ἑρμέας < Ἑρμείας, микен. e-ma-a2), который был известен в Древнем Риме как Меркурий (от лат. Mercurius) — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов, также бог воров. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей). Гермеса изображали в плаще, с покрытой (крылатым шлемом) головой, с жезлом, обвитым змеями, обутым в высокие сапожки (с крылышками). Никто не мог превзойти Гермеса в ловкости, хитрости, воровстве и лукавстве. Сын Зевса и плеяды Майи. Первое воровство совершил ещё будучи в пелёнках — покинув свою колыбель, он отправился в Пиерию и угнал пятьдесят коров, которых пас Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки (вариант — приспособил сандалии) и пригнал в Пилос, где укрыл в пещере. Ещё младенцем Гермес в шутку украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса.



Гестия (др.-греч. Ἑστία) — богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции. Старшая дочь Кроноса и Реи. Сестра Зевса, Деметры, Аида и Посейдона. Гестия не любит дел Афродиты. Посейдон и Аполлон добивались её руки, но она предпочла остаться девственницей и жить у своего брата Зевса. Ее изображение было в афинском Пританее. Названа «владеющей лавром пифийским». Упоминались ее статуя у дороги в Фессалии, жертвенник в роще Зевса Гомория близ Эгия (Ахайя). Основала город Кносс. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу. В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину. О Гестии говорили, что у нее, как у огонька, нет ни тела, ни образа. Она также изменчива, как язычок пламени. Но все равно ей воздвигались статуи. Лишь немногие из них сохранились до наших дней. Ее изображали в длинной тунике, прихваченной поясом, на плечи накинут плащ, на голове покрывало, а в руке — светильник с рукояткой в виде. ослиных ушей. На праздники, посвященные Гестии, выводили ослов. Это было напоминание о помощи, оказанной Гестии ослом одного из весельчаков-силенов. Однажды Приап, веселый полубог полей, увидел спящую в тени деревьев богиню. Его покорила красота Гестии. И полубог стал подкрадываться к богине, чтобы ее поцеловать, совсем забыв о том, что она дала обет безбрачия ради того, чтобы полностью отдаться служению людям. Пасшийся рядом осел силена возмутился и принялся так громко кричать, что разбудил всех богов на Олимпе, и Приапу пришлось позорно бежать. Поэтому лампу Гестии украшают ослиные уши. Гестии соответствует римская богиня домашнего очага Веста.


Деметра (др.-греч. Δημήτηρ, также Δηώ) — богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида. Сестра и возлюбленная Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Её имя означает «Мать-Земля» (гр. da/ga, «земля»: Demeter — буквально «земля-мать»); по спорной гипотезе, оно упоминается в микенских текстах как da-ma-te. Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле, уходит корнями ещё в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов её называли Матерью-Землей (гр. Demeter, слав. Мать-Сыра Земля, инд. Prthivi-Matar). Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чём она отождествлялась с великой богиней Гекатой, являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Её называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»). Деметра Эриния (Гневающаяся и мстящая) являлась в образе вороной кобылицы по ночам на перекрёстках дорог. Кобыла была священным животным Великой Матери, ночная кобылица была ипостасью страстной любви и смертельной кары одновременно. Дочь Деметры Персефона была царицей подземного царства мертвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию. Помощница в крестьянских трудах, наполняет амбары земледельца запасами. Деметра изображалась стоя или сидя на троне с венком из колосьев на голове или с факелом и корзиной плодов или колосья в руках. Атрибуты богини — колосья, плоды, серп, посох в виде стебля, иногда рог изобилия. Тип Деметры более известен по живописным изображениям, сохранившимся в Геркулануме; одно из них, самое известное, представляет Деметру во весь рост: голова ее окружена сиянием, в левой руке у Деметры корзина, наполненная колосьями, а в правой — факел, который Деметра зажгла от пламени вулкана Этны, когда искала свою дочь Персефону. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы и Исиды. Учреждение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам. Лишь в Мегалополе были статуи Каллигнота, Менты, Сосигена и Пола, учредивших их уже в IV в. до н. э. Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и её странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение. О Мистериях известно немного, так как посвященным запрещалось рассказывать о ритуалах под страхом смерти. Иногда Деметру видели в зодиакальном созвездии Девы.


Гефест (др.греч. Ἥφαιστος) — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. В микенских текстах упоминается лишь предположительно: a-pa-i-ti-jo. Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. По Гомеру, супруг Афродиты. По Гесиоду — супруг хариты Аглаи. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового). Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну. Греческому Гефесту соответствует римский Вулкан. Жёнами Вулкана были Майя (Майеста) и Венера. Делал оружие и доспехи для богов и героев. Его кузница находилась в вулкане Этна (Сицилия). Себе в помощь создал золотых женщин.


Дионис (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Вакх, Бахус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница. Древние греки изображали Диониса бородатым мужчиной в длинной одежде или обнаженным юношей, в окружении менад, сатиров и силиенов. До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из других культур, однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса). Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Дионис вывел из Аида свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой. Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога. Отправился в поход против Индии и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трёхлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества. Первым навел мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз винограда и плюща. О почитании Диониса в Индии рассказывал Мегасфен. В римской мифологии ему соответствует Вакх.
Рубрики:  Античность
Мифы и легенды
Европа
Историческая рубрика
Солнце, Луна, небо и звезды
Древний мир
Эллада
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку