«Жизнь природы удивительна и загадочна. Зерно прорастает в земле, растет, в положенное время цветет, снова родит зерно и поэтому не умирает. Таков же человек. Он не умирает, так как он – сама природа. Познание этого есть познание бессмертия, возвышающее человека» (Сарьян).
Глициния, 1923.
Картон, масло. 20 х 47. Частное собрание. Москва
Он принадлежал к поколению мастеров начала XX века, но был также и нашим современником. Его творчество шло в ногу со временем, осталось молодым и продолжает жить. Более того, ныне, когда человечество переживает напряженные дни, жизнеутверждающее его искусство словно смотрит на нас из будущего.
Искусство - это прежде всего человек, воплощение его духовного мира, его чувств и стремлений. Жизнелюбие и патриотизм - эти главные черты характера Мартироса Сарьяна - до конца дней побуждали его к творчеству, давали силу и энергию. Пантеистическое чувство, преклонение перед природой, сформировались в нем с ранних лет. Поэзия жизни постепенно, но все более глубоко проникала и в душу художника, и в его картины.
Сарьян - искусный композитор натюрмортов и пейзажей, строитель картин, колорист и рисовальщик - за всем этим лежит то, что управляет его реализмом, и колоритом, и композицией. Сарьян - сын Армении, выходец земли Востока, выразитель ее культуры, живой толкователь ее образов и всех особенностей ее древнего живописно-пластического языка.
Смотреть на природу и на ее явления по-детски ясными глазами, видеть все словно впервые, уметь удивляться, приходить в восторг, вдохновляться и воплощать свое вдохновение в простые формы, но со всей полнотой звучания красок и линий - так по-новому подошел Сарьян к Востоку. Отсюда его дерзновенность, новизна форм, чарующая, если не сказать колдовская, яркость его палитры.
Глициния - Деталь
Цветы - предвестники весеннего пробуждения природы - занимают значительное место в его творчестве. Натюрморты с цветами в большей степени, чем работы любого другого жанра, воспринимаются как воплощение никогда не покидавшей его уверенности в победе добра. Цветы Сарьяна - это особый прекрасный мир. Предстающее перед зрителем бесконечное разнообразие колорита, певучих ритмов линий и художественных форм невольно рождает желание увидеть все эти натюрморты вместе, очутиться в “саду” сарьяновских цветов. В натюрмортах щедро и мощно расцвело радостное, восторженное любование красотой мира.
Часто, говоря о природе или о жизни, Сарьян повторял одну и ту же мысль, но каждый раз излагал ее по-новому: “Жизнь - это остров. Люди выходят из моря, пересекают остров и вновь уходят в море. Познавая природу, мы воздаем хвалу чуду жизни, ее красоте”. Художник всегда ощущал себя частицей природы, пришедшей в мир, чтобы выразить ей, природе, свой восторг.