-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46232
Написано: 55618


Творчество дирижера и композитора Эдуарда Направника.

Пятница, 22 Июля 2016 г. 16:35 + в цитатник
Сэр_42 все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com
 

Имя композитора и дирижёра Эдуарда Направника хорошо известно в России, так как он долгое время жил и работал в этой стране и фактически создал Мариинский театр в том виде, в котором мы его знаем сегодня. Именно при нём состоялся ряд оперных премьер на сцене Мариинского театра, и сформировалось целое поколение таких прекрасных дирижёров.

mar121 (233x368, 46Kb)Эдуард Направник родился в 1839 году в Чехии, входившей в то время в состав Австрийской империи. Его музыкальная деятельность началась в Праге под руководством талантливых музыкальных педагогов. Именно к этому времени обучения юный композитор написал свои первые музыкальные произведения. В 1861 году молодой капельмейстер покидает родину и уезжает в Россию. Так случилось, что именно в тот момент князь Юсупов искал для своего домашнего оркестра дирижёра. Один из профессоров консерватории, зная о таланте Эдуарда, порекомендовал его князю, отдыхавшему в то время в Чехии. Юсупов выслал приглашение музыканту с просьбой занять место капельмейстера. Ему были предложены отличные условия – хорошее жалованье с полным содержанием. Он согласился и отправился в Петербург, который стал ему домом на пятьдесят пять лет. Здесь же он познакомился со своей будущей женой, оперной певицей Ольгой Эдуардовной Шрёдер. Главной заслугой Эдуарда Направника, конечно, считается его деятельность в Мариинском театре. Он получил приглашение на работу в нём после одного интересного случая. Капельмейстер пришёл в театр со своим другом, чтобы послушать оперу Глинки «Руслан и Людмила». Но случилось так, что вместо спокойного времяпрепровождения в партере, Направнику в этот вечер пришлось исполнить оперу вместо пианиста, который просто не пришёл на работу. Благодаря своим способностям и храбрости, Направник, можно сказать, спасший тот вечер, был приглашён на работу в этот театр. Он начал с помощника капельмейстера и дослужился до главного дирижёра Мариинского оркестра, которым и оставался на протяжении почти пятидесяти лет. С его приходом в театр связывают «золотой век» коллектива оркестра. Этот выдающийся дирижёр искренне любил русское творчество. Он старался сделать так, чтобы в стенах театра звучало как можно больше произведений русских композиторов. Музыканты отмечали его пунктуальность, сердечное и уважительное отношение к подчинённым. Современниками засвидетельствован тот факт, что дочь композитора Михаила Ивановича Глинки, основоположника русской композиторской школы, в знак особого уважения передала Направнику дирижёрскую палочку своего отца. Вот как высоко почитали этого иностранца, вложившего душу в русское музыкальное искусство!

ptel.cz/2014/11/nasledie-napravnika/

Меланхолия in G minor.



 

"Интермеццо ночи" из оперы "Дубровский"




 

Svita pro violoncello a klavír č.2, Elegie.




 

napravnik_eduard_mariinsky (619x396, 71Kb)


Композиторская деятельность Направника менее значительна и оригинальна, ведь поначалу он сочинял музыку лишь для развлечения во время летнего отпуска. В декабре 1868 года с большим успехом была поставлена в Петербурге его первая опера "Нижегородцы". Направнику принадлежат также оперы "Гарольд", "Дубровский" по Пушкину, "Франческа да Римини", все поставленные в Мариинском театре в Петербурге. К сожалению, его сочинения ныне почти забыты. В репертуаре современных театров сохранилась лишь опера "Дубровский", написанная в традициях П.И. Чайковского и принесшая автору заслуженную известность. 

 

Klavírní kvartet a-moll, 1.Věta.


 

.

 

Klavírní kvartet a-moll, 2.věta.





 Эдуард Направник написал музыку к драматической поэме "Дон-Жуан", четыре симфонии, симфонический концерт для фортепиано, несколько оркестровых и инструментальных сюит, струнные - один квинтет и три квартета, с фортепиано - один квартет и два трио, много более мелких пьес: оркестровых, инструментальных и вокальных, как для хора, так для вокального квартета и сольных. Зрелые произведения обнаруживают близость к русской школе, прежде всего к Чайковскому.

 
Рубрики:  Дирижёры
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

Светлана_Крымская   обратиться по имени Пятница, 22 Июля 2016 г. 17:34 (ссылка)
Спасибо! очень хороший пост о достойном музыканте!!улыбка!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Сэр_42   обратиться по имени Пятница, 22 Июля 2016 г. 21:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская

Светлана_Крымская, благодарю Вас за одобрительный отзыв и внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Понедельник, 25 Июля 2016 г. 14:55 (ссылка)
Спасибо за интересный материал о музыканте, фамилию которого знал лишь как автора оперы "Дубровский" и (уже вслед за молвой) как эпигона Чайковского. Занавес чуть приподнял Е.Ф.Светланов и "меланхолия" очень понравилась. Черствой неблагодарностью к его творчеству смотрится держава, где он творил и которой посвятил всю свою жизнь. А ведь в Чехии вовсе не от недостатка отечественных композиторов чтят его память и проводят ежегодные музыкальные фестивали его имени. Разумеется на этом фоне Вы заслуживаете похвалы.
Особый интерес вызвала архивная фотография оркестра. Во первых - впечатляет такой полный состав оркестра в оперном спектакле. Сейчас его "урезают до минимума", и, во-вторых, место для оркестрантов на сцене, а не в яме, как свидетельство уважения к музыкантам.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку