-Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.05.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 121655


БЕРЕГИСЬ ТОЛПЫ.

Среда, 29 Июля 2015 г. 11:57 + в цитатник

НАШИ ДНИ № 1730 от 23 июня 2001 г.


БЕРЕГИСЬ ТОЛПЫ.

В. Мысин.

 

 

В Ев. От Луки 22:47-55 мы находим описание трагического события: взятия Иисуса Христа в Гефсиманском саду.

Это весьма памятный для всех учеников Иисуса Христа эпизод из жизни их Учителя. Именно здесь произошел, так сказать, переломный момент в Его земном хождении и Он был предан в руки грешников.

До этого случая иудейские лидеры неоднократно пытались взять Его, но все было тщетно. Все их ухищрения и старания не приносили успеха; Он легко избегал их рук. Но вот наступил этот роковой час, и наш Господь оказался в руках Своих палачей.

Христос так и сказал им: «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы».

Сегодня мы можем извлечь из этого события некоторые уроки для нашего назидания в вере и хождения пред лицом Господа.

Что же за люди собрались в ту роковую ночь там, в Гефсиманском саду?

Во-первых, там был Иуда Искариот – главное действующее лицо этого трагического события. Древнее и очень популярное имя, Иуда, после той роковой ночи стало нарицательным, олицетворяющим людей, запятнавших себя позором предательства и измены.

В те волнующие минуты шествия Иуда находился на гребне славы и популярности. Еще бы! Солдаты и целая процессия известнейших людей города змеилась по его следам, заполняя извилистые улицы Иерусалимской окраины.

Но, как это обычно бывает, слава и популярность предателей подобна метеориту; она вспыхивает ярким светом, а затем быстро гаснет во тьме презрения, проклятья и осуждения. Даже те, кому предатель постарался услужить, с отвращением отвернулись от него впоследствии, ибо предатели всем противны. Уже на следующий день, когда Иуда, раскаявшись, осознал, что он «предал Кровь невинную», и хотел вернуть деньги, как холодно ответили ему старейшины и первосвященники: «Что нам до того? Смотри сам».

В Откр. 21:8 мы читаем, что всех неверных ждет такая же участь, как убийц, чародеев, лжецов… Все они будут брошены в озеро огненное! А предатель – это человек, не сохранивший верности, будь то верность Господу, супругу, другу, Родине и т.п.

Важнейшим качеством христианина является именно верность. Бог назвал Авраама Своим другом именно за то, что Авраам был верным (2Пар. 20:7; Ис.41:8; Иак.2:23).

Скажем несколько слов об этом несчастном человеке, которого Сам Господь назвал однажды страшным именем – «сын погибели».

Иуда был единственным учеником Иисуса Христа, который был из Иудеи. Все остальные ученики Иисуса были галилеяне. Из Галилеи был также и Сам Иисус.

Правоверные иудеи считали галилеян людьми второго сорта, поскольку в Галилейских городах проживало много язычников, с которыми Галилейские иудеи в некоторой степени смешались, и вследствие этого иудеи считали галилеян нечистыми и недостойными. Как искренне Нафанаил однажды сказал об этом Филиппу: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан.1:46).

По всей видимости, этот факт давал Иуде Искариоту чувство внутреннего превосходства над остальными учениками Христа. Он, возможно, надеялся, что Иисус Христос будет уделять ему, как единственному среди них иудею, особое внимание и доверие.

Мы можем только попытаться представить себе, как, наверное, в душе возмущался и негодовал Иуда, когда Христос выделял Петра, Иоанна и Иакова. Именно их Он брал с Собою при особо важных событиях (воскрешение дочери Иаира, Преображение и т.д.).

Я думаю, что именно чувство зависти и обделенности, в конце концов, привело Иуду к тому, что он пришел к мысли предать своего Учителя, и подготовило добрую почву для ядовитых семян диавола в его душе.

Судя по всему, в ту предпасхальную ночь, когда Иуда, выйдя из горницы торопливыми шагами поспешил в храм, его там уже ждали.

События тех дней, довольно подробно описанные евангелистами, позволяют нам представить себе общую картину той памятной недели.

Над головой Иисуса, нашего Господа, стали сгущаться тучи, и в воздухе «явно пахло грозой».

Последней каплей, переполнившей чашу терпения первосвященников и фарисеев, было воскрешение Лазаря. Было срочно созвано внеочередное заседание синедриона, где решался один только вопрос: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит!» (Иоан. 11 гл.).

Первосвященник Каиафа, стал подводить общее мнение к тому, что Иисуса пора “убрать”. «Вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб», – так заканчивает он свою речь.

Этого было достаточно для единомышленников, и…«с этого дня положили убить Его» (Иоан. 11:47).

После этого совета, на котором также заодно решили убить и Лазаря, на Иисуса был объявлен «розыск». «Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявили бы, дабы взять Его» (Иоан. 11:57).

Таким образом, первосвященники и фарисеи через своих служителей, служителей храмовой полиции, через сеть подвластных им синагог и просто неуемных ревнителей закона, объявили о секретном решении этого совета: немедленно сообщать о местонахождении Иисуса в Иерусалимский храм.

Может быть, за это была назначена даже какая-то денежная премия тому, кто первый сообщит о местонахождении Иисуса.

Со всех сторон в центр стали поступать известия о Нем. Им сообщили, что Он, под восторженные рукоплескания народа, уже пришел в Иерусалим, что Его уже видели в храме, что некоторые известные знатоки Закона Моисеева и отеческих преданий даже говорили с Ним, пытаясь уловить Его вопросами из Писания, но тщетно! Народ всегда окружал Его.

Фарисеи говорили между собою: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним…» (Иоан.12:19).

И в этот момент служители храма сообщают первосвященникам, что некто имеет сказать им что-то по этому поводу.

Все узнали Иуду Искариота, которого вот уже на протяжении трех лет они постоянно видели среди учеников Иисуса!

В зале синедриона воцарилось гробовое молчание. Такого поворота событий никто не ожидал. Что им делать с этим человеком? Что ищет он здесь? Может быть, его следует арестовать и попытаться заставить рассказать, где будет находиться его Учитель в ближайшее время? Почему он оставил своего Учителя? С какой целью он сам пришел сюда?

Иуда, насладившись эффектом, который произвело его появление в синедрионе, первым нарушил молчание и заговорил.

«Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег…» (Луки 22:3-5).

Вот это удача! О таком повороте дела они даже и не мечтали!

У евангелистов Луки и Марка мы читаем, что Иуда, еще до того, как Христос с учениками собрались на вечерю, уже договорился с первосвященниками, что он за определенную плату поможет им предать Учителя. Но арестовывать Христа в храме они не хотели, т.к. боялись народа, который принимал Его за Пророка, и поэтому им нужен был удобный случай.

Тогда совместно был составлен коварный план, как взять Иисуса. Традиционная пасхальная вечеря была просто идеальным случаем для Его ареста, поскольку весь город расходился по своим домам есть пасхального агнца и им уже никто не сумел бы помешать.

Таким образом, все было уже подготовлено, но Иуда еще пока не знал места, где они будут этой ночью совершать пасху. Иуда знал, что Христос, строжайшим образом исполняющий предписания Закона Моисеева, обязательно будет есть пасху. Но где?!

Этот вопрос обжигал его внутренности огнем нетерпения. Он прислушивался к разговорам и, стараясь не отставать от Учителя, чутко ловил каждое Его слово.

В нем проснулся некий азарт охотника, который, сидя в укромном месте, вдруг видит, что остался один только шаг – и жертва попадет в его хитроумную ловушку. Как он обрадовался, когда, наконец, услышал, как Христос, подозвав Петра и Иоанна, поручил им приготовить горницу, в которой они будут есть пасху. Он весь напрягся: наконец-то! Сейчас он узнает место празднования, и тогда можно будет, выбрав минутку, сообщить первосвященникам и спокойно дожидаться, когда придет отряд воинов и служителей храма арестовать Учителя.

Но тут Иуду ожидало глубочайшее разочарование! Христос подзывает Петра и Иоанна и говорит им нечто такое, чего Иуда никак не мог предположить. Он понял, что место, где они будут есть пасху, ему узнать будет невозможно и, таким образом, план арестовать Учителя прямо на вечере, несмотря на все его старания, не сможет осуществиться.

Божественным Провидением Господь насквозь видел жалкие человеческие мудрствования Иуды и его лжедрузей. Он знал, что на этот час Он и пришел на землю, и желал в эти краткие оставшиеся часы спокойно совершить с учениками Свою последнюю вечерю на земле, и поэтому Он посылает Петра и Иоанна так, что из Его слов никто не сумел бы определить, где находится это место.

«…И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет скажите хозяину дома того: «Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» И он покажет вам горницу…» (Марк. 14:13-15).

Сознание того, что все получается не так, как он спланировал со своими новыми «друзьями», обжигало Иуду огнем стыда и досады. Услышав, что после вечери все идут молиться в Гефсиманский сад, он не находил себе места от нетерпения, пытаясь выдумать подходящую причину, чтобы ему успеть сбегать в храм и предупредить заговорщиков о всех изменениях.

Поэтому, услышав слова Учителя: «что делаешь, делай скорее», Иуда, видя, что скрываться больше не имеет смысла, ибо Господь уже прямо назвал его предателем, встал и тотчас вышел от них.

Христос же, зная, что для Его ареста уже все готово и что им уже никто не сможет помешать, проводил с ними эту пасхальную вечерю в тишине и покое, давая им Свои последние наставления, совершая с ними Свою последнюю молитву, заповедывая им Свою Новую Заповедь, преподнеся Свой последний урок служения друг другу…

С тех пор и доныне, у всех народов, эту вечерю называют не иначе как «Тайною Вечерею» в память о том удивительном событии, хотя ни один евангелист не называет ее этим именем.

Придя в храм, Иуда рассказал изумленным начальникам иудейским и старейшинам народа, что произошло и как этот «хитрый обманщик» опять сумел всех перехитрить. Рассудив, старейшины успокоились и решили, что Гефсиманский сад – даже более подходящее место для ареста.

Теперь уже можно было перевести дух и не торопиться, поскольку в Гефсиманский сад Христос и ученики шли на всю оставшуюся ночь. Поэтому, выждав еще некоторое время, именно туда и направилась вся эта внушительная процессия.

Таким образом, во главе этой массы людей, наполнившей Гефсиманский сад, был Иуда Искариот. За ним стояли воины храмовой полиции и, может быть, даже небольшой отряд римских солдат для соблюдения порядка; там были первосвященники, старейшины народа, служители храма, фарисеи, саддукеи… Там был Иисус и Его ученики…

Но, кроме всех перечисленных, там были и другие. Там была толпа! Мы читаем в Евангелиях, что «с ним (с Иудой) пришло множество народа с мечами и кольями», точнее – толпа.

Греческое слово «толпа», использованное в этом месте Писания, указывает, что толпа эта была не организованная, а стихийно образовавшаяся.

По всей видимости, Иуда вышел из храма с первосвященниками и старейшинами иудейскими, с отрядом воинов и служителей, держащих над головами горящие факелы и фонари, с фарисеями, саддукеями и всеми прочими, находившимися в то время в храме.

По мере приближения к Гефсиманскому саду, толпа становилась все больше и больше и с каждой минутой росло напряжение и возбуждение в этой толпе.

С этого времени Христос находился во власти толпы. Когда Его поставили перед Пилатом, то решающий голос там имела толпа, и вся борьба Пилата, по существу, была именно с толпой. Несколько раз Пилат пытался уклониться от суда над Иисусом, пытаясь убедить толпу в невиновности Христа: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке!» Но толпа, подстрекаемая фарисеями, требовала смерти» (Луки 23:4).

Пилат знал истинную причину их злобы – это была зависть. Узнав, что Христос – галилеянин, он посылает Его к Ироду, пытаясь выиграть время, в надежде, что страсти в бушующей толпе тем временем поостынут.

Это не помогло. Ирод со своими воинами, уничижив Иисуса и надсмеявшись над Ним, отсылает Его обратно к Пилату.

Тогда Пилат решается на такую полумеру: он отдает Иисуса воинам и велит бичевать Его (Иоан.19:1-16), надеясь этим утишить разгоревшиеся страсти толпы.

Затем Иисуса, избитого, окровавленного, в терновом венце и багрянице, Пилат опять выводит к толпе и говорит, думая, что вид избитого и окровавленного человека удовлетворит возбужденную толпу и вызовет в них хоть какую-то человеческую жалость: «Се Человек! Итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят…» (Лук. 23 гл.).

В Деяниях Апостолов мы находим весьма характерное описание толпы того времени. В некоторой степени это поможет нам представить себе картину той драмы, которая разыгралась в претории Римского прокуратора. «…До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить... они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух…» (Деян. 22:22-23). Так вела себя типичная толпа иудеев.

И Пилат не выдержал давления толпы; его борьба с ней закончилась победой толпы, которая, по свидетельству Самого Иисуса, была исполнительницей сил тьмы.

Толпа не сама по себе дошла до такого возбуждения, но были в ней те, кто подогревал и возбуждал эту толпу требовать убийства Иисуса (Марк. 15:10-11).

Шесть часов спустя, эта же толпа, возвращалась в город, бия себя в грудь, шла и сокрушалась о соделанном (Лука 23:48).

***

Те же принципы толпы действуют и в настоящее время.

Эти события последних дней жизни Иисуса на земле могут нас многому научить.

Мы также порою можем оказаться в толпе. Следование за толпой может дать временную популярность, но ненадолго; часто после этого люди, опомнившись, бьют себя в грудь и горько сожалеют.

Толпа может встретиться нам где угодно: в школе, в колледже, на работе, в кафе, на отдыхе. И если случится в вашей жизни попасть в толпу, то не будьте бесхребетными, подобно Пилату.

Если в вашу жизнь Бог допустит такие обстоятельства (а они не всегда бывают), не упустите момента, когда вы должны будете принципиально высказать свое отношение к Иисусу. Его упустил Пилат, и этого уже нельзя было вернуть!

Пилат, может быть, сильно сожалел впоследствии, что он не смог проявить твердость и правосудие, и желал бы, наверное, чтобы это время повторилось, но увы! Есть шансы в жизни, которые встречаются только один раз!

Христос есть Судия всей земли! И если когда-то в толпе у вас будет возможность высказать свои суждения об Иисусе, помните, что вы судите о Том, Кто очень скоро будет судить вас перед престолом Всевышнего.

Очень скоро настанет то время, когда все жившие когда-либо люди «воззрят на Того, Которого пронзили» и возрыдают о том, что некогда в своей жизни они, поддавшись влиянию и напору толпы, смалодушничали и не нашли в себе силы быть Ему верным.

А те, которые, не посчитавшись ни с чем, твердо и мужественно исповедали Иисуса перед людьми, как величайшую драгоценность, услышат из уст Самого Господа самые важные слова в их жизни: «Войдите, благословенные, в Царство Отца Моего Небесного, уготованное вам от сотворения мира!»

В. Мысин.

 

Рубрики:  СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку