Сколь трагически бывают судьбы людей, казалось, предназначенных для счастья, говорит история Френсис Фармер, скромной и красивой девушки, попавшей на голливудский экран. И удивительно, сколь узок развыв между благополучием и горем, между людским и звериным, тем более, когда ужасы творятся в США - в "раю человечества".
История ее начиналась в довоенную пору, как история американской Золушки, хорошенькой и талантливой девочки из маленького города Сиэтла, штат Вашингтон. Фрэнсис поверила в свои литературные способности, поступила на отделение журналистики в университет штата Вашингтон. Она училась, хотела печататься, писать, но газеты, куда она обращалась, были слишком консервативны. Потому перевелась на театральный факультет университета, а после окончания поехала в Нью-Йорк, чтобы пробиться на театральную сцену.
Красавицу заметили и подписали контракт в театре, потом обратили внимание и представители ведущей голливудской киностудии “Парамаунт пикчерз”. Фрэнсис мечтала быть актрисой театра, а оказалась в Голливуде. В фильме “В стихии ритма” она переиграла самого Бинга Кросби. Когда ей было 22 года, студия планировала для нее новые роли с Кларком Гейблом и Гэри Купером. Все были уверены: она станет одной из величайших звезд в истории кино. Но в жизни она не была похожа на звезду: не пользовалась косметикой, не хотела давать интервью, жила с мужем в обычном доме и ездила на непрестижной машине, одевалась очень просто...
Фрэнсис работотала, как каторжная. В свои 27 лет она снялась уже в двух десятках картин, сыграла в трех бродвейских пьесах, участвовала в 30 радиопостановках; это сказалось на ее здоровье. Начались головные боли, и она оказалась на грани срыва. К несчатью, распался и брак.
А потом случилось настоящая беда. В 1942 году ее остановил дорожный патруль — у машины не были включены фары. Она не пожелала выслушивать нравоучения полицейского и отказалась уплатить штраф, за что была доставлена в суд и в отсутствие адвоката за якобы вождение машины в нетрезвом виде приговорена к 180 дням тюрьмы.
Более 300 театральных деятелей Нью-Йорка подписали петицию, в которой ходатайствовали перед судом об освобождении Фрэнсис, но ее уже отправили в психиатрическую больницу Ла-Кресчента. Вообще, психиатрия того времени мало отличалась от средневековой, но была, несомненно, куда более изощрена и, так сказать, наукообразна. Несколько месяцев по 2—3 раза в день ей делали инъекции инсулина - лечили инсулиновым шоком. Вот, как это выглядело: женщина вдруг чувствовала зверский голод, покрывалась холодным потом и теряла сознание, всё её молодое и прекрасное тело ломали чудовищные судороги, боль которых можно перенести лишь в беспамятстве. Состояние Фрэнсис резко ухудшилось, начались провалы в памяти, она не могла читать и вообще сосредоточиться. Ей удалось сбежать из больницы и это могло спасти её, но мать позвонила и вызвала санитаров, и ее увезли назад, теперь уже на пять лет.
Не удивительно, что в своей автобиографической книге, написанной перед смертью, Фрэнсис назвала свою мать “источником всех своих несчастий”. Эта истеричная женщина не могла смириться с мыслью, что ее дочь добровольно отказывается от карьеры кинозвезды и не желает возвращаться в Голливуд. Она сочла это признаком безумия.
Фрэнсис привезли в больницу, сняли отпечатки пальцев, обрили и бросили в комнату вопящих и рыдающих буйнопомешанных. Заведение это было похоже на нацистский концлагерь. Начались бесконечные курсы электрошоковой терапии, когда тело несчастной изгибалось в сташных конвульсиях, вызванный током! Далее следовали курсы ныне запрещенной гидротерапии, когда пациента на 6—8 часов погружали в ледяную воду.
Больница с её нечеловеческими пытками выглядела адскими застенками, и никто не пытался придать ей приличный вид. Пол комнаты покрывал толстый слой грязи, вокруг были сотни впавших в маразм стариков, шизофреников, умственно отсталых детей. Они теснились на стоявших вплотную кроватях. Многие были прикованы к ним наручниками. Еду им бросали прямо на пол, и больные подбирали ее, отгоняя шнырявших вокруг крыс.
Почти каждую ночь сюда тайком пробирались солдаты из близлежащего форта и насиловали пациенток. Эту больницу не случайно называли “борделем Форта Льюис”. Одна из бывших служащих лечебницы рассказывала, что ее до сих пор преследует зрелище толпы гогочущих солдат, насилующих Фрэнсис Фармер...
Но и этого было мало. В лечебнице Стилакум в те годы начали осуществлять программу ЦРУ и Пентагона по испытанию химических методов воздействия на сознание. На Фрэнсис были опробованы практически все экспериментальные препараты, включая самые рискованные. Все шло к трагической развязке. Врач-психиатр Уолтер Фримен для своих опытов выбрал именно эту лечебницу, потому что в ней находилась Фрэнсис Фармер. Его метод заключался в следующем: хирург вводил между веком и глазным яблоком прямо в мозг тонкий заостренный инструмент и, слегка поворачивая его, воздействовал на участок мозга, “контролирующий” волю и эмоции человека. Это занимало всего несколько минут, не оставляя даже шрама. Из буйнопомешанных, как считал психиатр, пациент превращался в законопослушного гражданина.
Он ввел иглу в мозг Фармер. И Фрэнсис больше не стало. Она жила, дышала, ходила, но это была всего лишь ее оболочка. Больше не будет ни вдохновения, ни озарения интеллекта. Она уже была не опасна. Ее можно было отпускать домой. Тем более что ее мать обратилась с такой просьбой. Она перенесла инсульт, и дочь, по ее мнению, должна была за ней ухаживать. Фрэнсис отпустили домой, она приехала одна на автобусе, а на следующий день устроилась сортировщицей грязного белья в том отеле, где когда-то губернатор штата устраивал прием в ее честь. Она сторонилась людей и буквально сгорела за несколько месяцев от рака желудка. Умирала актриса в страшных муках. Ей было 56 лет...
Серия сообщений "Знаменитости":
Часть 1 - Кэтрин Бигелоу\Kathryn Bigelow
Часть 2 - Мэрилин Монро
...
Часть 11 - И ещё раз о Мэрилин М.
Часть 12 - Интересные судьбы:Татьяна Яковлева - любовь Маяковского
Часть 13 - Жертва медицины или история одной красавицы
Часть 14 - Тайны булгаковской Маргариты
Часть 15 - Последний шанс клана Кеннеди
...
Часть 35 - Мишель Мерсье - маркиза навсегда
Часть 36 - Вспомним братьев Гримм и их сказки
Часть 37 - В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных условий, и, если не находит, создает их сам