-Цитатник

КАК ЖИВЕТ ПТИЧИЙ МИР ЗИМОЙ. - (0)

Как живет птичий мир зимой. Какие зимующие виды птиц могут увидеть жители крупных городов евро...

10 ФАКТОВ О СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ. - (0)

10 ФАКТОВ О СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ. Сретение Господне — один из двенадцати главных праз...

Апельсиновый мармелад - быстро, вкусно и полезно - (0)

Апельсиновый мармелад - быстро, вкусно и полезно Апельсиновый мармелад - быстро, вкусно и поле...

Вкусные котлеты из индейки в духовке. На праздничный стол готовлю только их - (0)

Вкусные котлеты из индейки в духовке. На праздничный стол готовлю только их: нежный и сочный вкус ...

ЗАКУСКА НА ЗАМЕНУ КОЛБАСЕ: МЕНЯЮ МЯСО И КАЖДЫЙ РАЗ НОВЫЙ ВКУС. САЛЬТИСОН ИЗ КУРИЦЫ - (0)

Закуска на замену колбасе: меняю мясо и каждый раз новый вкус. Сальтисон из курицы Сальти...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Горы
Горы
17:34 27.10.2010
Фотографий: 21

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kazachka_nata

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

акафисты аллергия благочестивая одежда горы деревяное зодчество золотошвеи литургия молитвы монастыри монастырское церковное пение море паломничество постная трапеза православие православная библиотека православная музыка и видео природа проповеди путешествия рукоделие

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) МОНАСТЫРИ Мир_леса Моя_кулинарная_книга
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.11.2009
Записей: 496
Комментариев: 52
Написано: 1044


Праздник Рождества Христова в церковных песнопениях

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 22:51 + в цитатник

 

Величайший, всемирный и радостнейший праздник Рождества Христова нигде не изображен в столь глубоко назидательных и возвышенных по смыслу и содержание образах, в каких изображаешь его Св. Церковь в своих светло-торжественных священных песнопениях.


Еще за пять дней до праздника (20 декабря) начинается предпразднество: „Предпразднуем, люде, Рождество Христово,—воспевает тогда церковь,—и, вознесше ум, к Вифлеему вознесемся мыслю". „Незаходимо солнце грядет возыять из девственнаго облака и просветить всю подсолнечную, потщимся встретить Его чистыми очами и чистыми деяниями"... Бог Слово, носимый на раменах херувимских, облекшись плоти, грядет родитися от племени Иудова. Готовься Виелееме! Откройтесь врата Едема! Красуйся дом Давидов—Ефраеа! Вот древо жизни процвело в вертеп от Дввы; Ея утроба явилась для нас мысленным раем; вкушая от его наслаждения, мы не умрем, подобно Адаму, но живы будем: Христос рождается прежде падший возстановит образ!.. Песнь предпразднественную пусть припевает и вся тварь... Горы, холмы и древа дубравныя, реки и море, и всякое дыхание в веселии взыграйте... Да кропят радующеся облацы сладость... Да услышим словеса священная... Возгласим пения радостная тщанием... Радуйтесь пророки, патриархи взыграйте, Христос рождается, Царь небес на землю приходит... Дева грядет неизреченно родить в вертепе предвечиое слово,—-ликуй вселенная, услышав о сем, прославляй с Ангелами и пастырями хотящаго явиться Отроча млада, Превечнаго Бога!

В последний день пред праздником совершается навечерия Рождества Христова, свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, так как навечерия бывают только пред важнейшими праздниками. Издревле в церкви православной в навечерии совершаются часы, называемые „царскими", потому что древле с особенным благочестием присутствовали на этом богослужении цари, покланяясь новорожденному Царю-царей. Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как никогда, во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется фимиам в воспоминание Ливана и смирны, принесенных с востока волхвами новорожденному Царю иудейскому. На часах: первом, третьем, шестом и девятом церковь воспоминает пророчества и события, относящаяся к рождению Спасителя во плоти,—новорожденнаго Царя иудейскаго, потомка Давидова. Се чтением пророчества церковь соединяет на часах глаголы ап. Павла и евангелистов, свидетельствуя чтением апостольским и евангельским об исполненнии пророчеств. Священныя чтения сопровождаются торжественными песнопениями, изясняющими чтение.

На великой вечерни в глубоко-поучительных стихирах, „на Господи воззвах", составленных патриархами Германом и Анатольем, величественно изображается тайна Рождества Христова: прийдите возрадуемся пред Господом, возвещая настоящую тайну, - средостение вражды разрушилось, пламенное оружие обращается назад, херувим отступает от древа жизни, и я причащаюсь райской пищи, от которой был изгнань за преслушание, ибо неизменный образ Отца, образ Его вечнаго существа приемлет вид раба... Бог истинный, Он остается каким был, и то, чем не был, на себя приемлет по человеколюбио соделавшись человеком.. Свет от света, сияние Отца! ты просветил всю тварь, - всякое дыхание славит Тебя; - что Тебе принесем, Христе, за то, что Ты явился ради нас на земле человеком! Каждая из созданных Тобою тварей благодарет Тебе приносить! Ангелы - пение, небеса - звезду, волхвы - дары, пастыри - удивление, земля - вертеп, пустыня - ясли, а мы приносим Матерь-Деву!..

Самый день Рождества Христова по плоти, как важнейший и торжественней, в богослужебных книгах православной церкви называется „праздником тридневным". Церковь начинаете выражать свою духовную радость пением пророческой песни: „Се нами Бог, разумейт языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог. Услышит даже до последних земли, яко с нами Бог. Взирая на эту пророческую песнь в свет евангелия, погружаясь взором в сущность пророчества и с радостным духом принимая благую весть о события пророчества, она радостно поет и славит Спасителя именами пророческими и евангельскими и радость праздника стремится влить и в души верующих.

За повечерием следуете лития. На литии раздаются следующая сладостныя песнопения св. Иоанна Дамаскина, в которых он призывает небо и землю, Ангелов и человеков к духовному торжеству и совокупному пению: „Слава в вышних Богу и на земли мир!" Будем мы, Ангелы и люди, торжествовать духовно, потому что исполнилось ожидание народов: ныне Бог пришел на землю, и человек возшел на небеса; ныне невидимый по естеству становится видимым в плоти для человека... Возсиял свет для омраченных... Христос преклонил небеса, сошел в девическую утробу, чтобы в ней возсоздать истлевшаго Адама... Вот персидские мудрецы — цари, ясно признав в рожденном на земле Царя Небеснаго, влекомый светлою звездою, пришли в Вифлеем, принесли избранные дары: золото, ладон и смирну и падши поклонились безлетному предвечному Младенцу... И вся тварь ныне веселится и радуется по причине рождения в Вифлееме Спасителя Господа, потому что прекратилось всякое обольщение от плолов, и царствуеть Христос во веки!..

В стихирах „на стиховных" мы слышим следующия торжественныя песни: Великое и необычайное чудо совершилось ныне! Дева рождает и утроба не растлевается. Слово воплощается и от Отца не отделяется... Пещера представляет Едем; и звезда указует Христа - Солнце для находящихся во тьме... Прийдите все народы поклонимся рожденному Спасителю душе наших! Веселись Иерусалиме, и торжествуйте все, любящие Сион. Ныне разрешены долговременныя узы осуждения Адамова; отворен нам рай, приведен в бездействие змеи; ибо в прельщенной некогда он увидел соделавшуюся Матерью Создателя. Какая бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Причинившая смерть всякой плоти, орудие греха, - соделалась началом спасения всему миру, через Богородицу, так как из Нея рождается Младенец - всесовершеный Бог, и рождением запечатлевает девство, пеленами разрешаешь узы грехов, и младенчеством врачует болезни Евы. Итак, да ликует и да скачет вся тварь, ибо Христос пришел воззвать ее и спасти души наши... В пещере привитал Ты, Христе Боже; ясли приняли Тебя, и пастыри и мудрецы поклонились. Исполнилось провозглашенное пророками. Слава снисшествии Твоему, единственный Человеколюбец!

Вскоре после чтения Евангелия, за утреней, по руководству свв. Косьмы Маюмскаго и Иоанна Дамаскина, Святая Церковь прославляет рожденнаго Господа двумя торжественными канонами: Христос рождается - славьте; Христа с небес, сретайте; Христос на земли возноситесь. Так начинаются эти каноны, полные возвышенных и глубоких мыслей, живых и величественных изображений торжества праздника.

В каноне св. Косьмы Маюмскаго господствует та общая мысль, что родившийся от Пресвятыя Девы есть не простой человек, но вместе и Бог, от вечности восхотевший явиться на земле в плоти человеческой, для спасения людей и в предопределенное время действительно явившйся так, как было предсказано в св. книгах ветхаго завета.

Проникнутый этою мыслию писатель канона с восторгом и благоговениеме прославляет нисшедшаго на землю Богочеловека, приписывая Ему все наименования, свойства и действия, которыя усвоены Ему древними пророками, возбуждает и других к радости и достойному сретению новорожденнаго Царя Славы, начиная канон словами св. Григория Богослова: Христос раждается - славьте (Григорий Богослов «Слово на Рождество Христова») и в конце повторяя слово св. Златоуста: таинство странное вижу и преславное (Слово на Рождение Христово). Св. Иоанн Дамаскин в своем каноне изображает преимущественно те спасительные действия, которыя произошли для рода человеческого от явления Сына Божия в плоти, ясно раскрытые особенно в книгах новозаветных. Родившийся от Марии Девы здесь представляется как благодетель примиривший нас с Богом Отцем, освободивши от власти диавола и спасший нас от греха, проклятия и смерти. Эта отрадная мысль, касающаяся столько-же сердца, сколько и ума, возбуждает в песнописце пламенныя чувства благодарности и служит для нас источником живописных, хотя и кратких, изображений милости к нам Божией в лице Богочеловека, располагающих каждаго к тем же чувствам умиления и благодарности. При этом, надо сказать, оба канона принадлежать к одному 1-му гласу,который, по свойству своему, есть самый торжественный, радостный и величественный из всех 8-ми гласов, употребляемых в Православной церкви.

Радостяыя хвалятныя песни заключает следующая, кратко изображающая все существо праздника, песнь: Ныне Христос в Вифлееме рождается от Девы; ныне Безначальный начинается и Слово воплощается; небесныя силы радуются и земля с людьми веселится; волхвы приносят владыке дары; пастыри дивятся Рожденному, а мы непрестанно вопьем: Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение!

Так, светло торжествуя, радуется и прославляет Господа Святая Церковь. И это вполне понятно. Рождение всегда более или менее радостно, по скольку оно представляет торжество жизни над смертию. Родится младенец семейству - радость всему народу и царству, но родившийся в Вифлеемских яслях Младенец рождается не семейству, не народу, а всем людям всему миру. Радость великая! И тем большая - что новорожденный Младенец, по слову Ангела, „есть Спас, иже есть Христос Господь" (Лук. II, 10—11), Который всесилен спасти не только близких к погибели, но и совсем погибших, умерших воскресить, осужденных оправдать, находящихся поде клятвою за нарушение закона благословить, из детей ада сделать детей Божиих. Он есть Началоположник нашего спасения и Примиритель наш с Богом. Он исполнитель предвечнаго совета Божия о спасении человечества. Чрез Него наша немощь восполнена силою Божию наша неправда изглаждена правдою Божию, наша тьма просвещена светом Божим, наша смерть упразднена жизню Божию. Вот причина восторженнейшей радости Мира, выраженной в церковных песнопениях, священных чтениях и действиях, при встрече и наступлении величайшаго праздника Рождества Христова.
 

 

Взято с:              http://www.eph.md/ru/news/invatatura_de_credinta/507.html

Рубрики:  Духовные беседы

Mamzilla   обратиться по имени Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 23:02 (ссылка)
Спасибо, Наташа! (уже близко :))
Ответить С цитатой В цитатник
kazachka_nata   обратиться по имени Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 23:08 (ссылка)
Во Славу Божию, Оличка!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку