28 АПРЕЛЯ 2024 ГОДА - ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. |
Вербное Воскресенье – народное название праздника "Вход Господень в Иерусалим". Это один из двенадцати важнейших годовых церковных праздников, который так и называется – двунадесятый праздник, от церковнославянского слова «дванадесять» – «двенадцать». Вербное Воскресенье 2024 года выпадает на 28 апреля. Дата из года в год переходит, потому что праздник отмечается в шестое воскресенье Великого поста – последнее воскресенье перед Пасхой. Иначе этот праздник еще называют Неделей Ваий (с греч. – ветвей) или Цветоносною. Праздник этот посвящен евангельскому событию – торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим. Именно в этот день и накануне на улице можно увидеть большое количество людей с веточками вербы в России. Это растение одним из первых распускается весной олицетворяет собой чистоту и добро, победу жизни над смертью. В Италии событие встречают веточками оливы, во Франции – апельсина, в Восточной Европе – высушенными цветами, а в южных странах – ветвями пальмы. Упоминание о дне, в который по церковным обычаям освящали веточки пальм, встречается в III веке, в этот день проводились торжественные шествия и крестные ходы. Неделя ваий (от греческого "ваиа" - пальма) описывается и в римских богослужебных книгах конца VII — начала VIII веков.
Вход Господень в Иерусалим — одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога. В этот день Христос верхом на молодом ослике въехал в Иерусалим, и весь город вышел ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.
Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Особенно торжественно празднество Входа Господня в Иерусалим совершалось в XVI — XVII веках в Москве. Перед литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова "на Рву" (более известному ныне как храм Василия Блаженного) — для моления на Лобном месте. В процессии — наравне с хоругвями и иконами — возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу — для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез.
Богослужение Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. На праздничном Всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника совершается освящение верб (ветка вербы символизирует победу жизни над смертью — Воскресение Господне). После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется и в сам день праздника, после литургии. Освященные вербы раздаются молящимся во время помазания елеем (маслом). С веточками и зажженными свечами стоят верующие во время чтения канона праздника, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на встречу Господу при Его входе в Иерусалим. Свечи, которые держат верующие, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. Принесенные в этот день из церкви веточки вербы, ставили в переднем углу за икону и хранили весь год до следующего Вербного воскресенья.
В самый день праздника совершается литургия святителя Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями воскрешения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет — один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима). В этот день верующим, соблюдавшим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.
За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. В воскресенье вечером во время богослужения вспоминаются Тайная вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Вербное воскресенье — один из самых популярных в народе праздников, вслед за Пасхой и Рождеством Христовым, наряду с Днем Святой Троицы, когда в храмы с распустившимися ветками вербы приходят даже те, кто бывает в церкви всего несколько раз в году.
В этот день православные храмы переполнены народом. Люди стоят, держа в руках вербы и зажжённые свечи, чествуя великий Вход Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся встречают грядущего невидимо Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти. Как для Иисуса Христа этот день предваряет Его Крестный путь, так и для всех православных христиан он предваряет дни особо строгого поста и молитв — священные дни Страстной седмицы, в которые мы вспоминаем Христовы страдания. Великий пост подходит к концу. Для христианина он символизирует крестный путь на Голгофу вместе со Спасителем и напоминает о главной цели его жизни — спасении души.
Серия сообщений " Вербное воскресенье":
Часть 1 - Вербное воскресенье. Народные обычаи, приметы и традиции праздника.
Часть 2 - Вербное воскресенье - Вход Господень в Иерусалим. Традиции празднования.
Часть 3 - 28 АПРЕЛЯ 2024 ГОДА - ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Рубрики: | Праздники |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |