-Метки

9 мая Крещение Господне анна кирьянова богородица вера декоративно - прикладное искусство день победы дети духовные стихи духовный мир елена ваенга елена ваенга шансон женский образ живопись живопись художники животные здоровье икона икона божией матери иконы индейка истории из жизни исторические личности история история россии картины ксения петербургская кулинария кулинарные советы молитва молитвы монастырь мужчина и женщина музыка народные обычаи народные традиции национальная одежда национальный костюм николай чудотворец николин день новогодние картинки память пасха пейзажи поздравительные открытки поздравление полезная информация полезная информация для дневника полезные продукты поминовение поминовение усопших поучение поэзия православие православие иконы православие иконы праздник притча проповедь просьба о помощи психология психология жизни психология отношений рамочка родительская суббота рождество романовы святитель николай святые советы стихи традиции упражнения уход за лицом фарфор фитнес храмы храмы архитектура художники церковный праздник шансон ювелирное искусство юмор

 -Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Рыжкова:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Рыжкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11869


Российский Этнографический Музей. Нагрудные кресты.

Воскресенье, 12 Августа 2012 г. 08:16 + в цитатник


Российский Этнографический музей. Внешний вид height=461


Нагрудные кресты

Собрание православных крестов Российского Этнографического музея формировалось с 1903 г. и до наших дней. Примерно половину крестов составляют серебряные, а остальные изготовлены из медных, оловянистых сплавов. В собрании Музея преобладает категория крестов, наиболее востребованная за пределами храмовой службы, - нагрудные: тельники и наперсные кресты, носимые поверх одежды в составе нарядного костюма. Кроме того, имеется и категория киотных крестов, важная для религиозной традиции в среде русских старообрядцев.
Для людей, исповедующих православие, носимый на груди крест - личная святыня, способ постоянной связи с другими верующими и Богом, знак устремления к духовной и эстетической цельности. Крест символизирует подвиг Христа и Его Воскресение. Выставка из собраний Российского этнографического музея посвящена исторической символике, а также типологии, формам бытования нагрудных крестов у православных мирян России, в различных этнокультурных традициях.

Тельники и более крупные кресты, носимые поверх одежды, получили широкое распространение уже с первых веков крещения Руси. В ХII-ХIII вв. преобладающим типом нагрудного креста были энколпионы - двустворчатые кресты-мощевики. Разнообразны формы четырехконечных киевских энколпионов: с округлыми, трапециевидными концами; со средокрестием, образованным дугами или уподобленным квадрату, ромбу. Иконографическая композиция обычно объединяла створы: на лицевой стороне помещалось изображение Распятия (без показа Голгофского креста), на оборотной - Богородицы, святых. В это же время появляются энколпионы с изображением русских святых, князей Бориса и Глеба.
В XV-XVI вв. наряду с энколпионами весьма распространены производные от них кресты - повторяющие их форму (квадрифолий и др.), но монолитные и с более подробным изображением обстоятельств Распятия и более широким представлением святых. На верхнем конце креста нередко воспроизводился один из ключевых христианских сюжетов - Спас Нерукотворный, Престол Уготованный и др. На кресте появляются надписи: ЦРЬ СЛВЫ ("Царь славы") и NИK


Створа энколпиона. Бронза; литье. Русские.

Киевская школа. XIII векXVII-XVIII вв. - время расцвета русской крестечной традиции, опиравшейся не только на усвоение византийских и древнерусских образцов. В России тогда уже существовали различные центры изготовления серебряных, меднолитых крестов - в Москве, Твери, Великом Новгороде, Ярославле, Вологде, Великом Устюге и др.

Определяющие факторы в разработке новых типов крестов - развитие религиозно-художественного мышления на Руси при создании храмовых крестов (купольных, фасадных), а также появление различных самобытных вариантов сочетания формы, иконографии и орнаментики, способов пластического, цветового выражения: символики библейского Древа жизни и света христианского учения.


Крест. Медь; литье. Русские. Европейская часть России. XVI век


Так, начиная с XV-XVI вв. на русских нагрудных крестах, в отличие католических, Распятие могло замещаться изображением восьмиконечного Голгофского креста (непременно с косой планкой - подножием Распятого). Эта композиция, ставшая весьма распространенной с XVII в., расширила знаковые возможности пластики: изображенный на поверхности восьмиконечный крест, в единстве с копием и тростью, черепом Адама - это Крест Христов; а четырехконечный крест-изделие означал конфессиональную принадлежность его владельца. Более подробная информация о распятии - еще одно отличие русских крестов от западноевропейских. Кроме IНЦИ (соответственно упомянутому в Евангелии "Иисус Назорей Царь Иудейский"), на кресте непременно имелись надписи о Распятом: IС ХС // СНЪ БЖIИ ("Иисус Христос Сын Божий").


Крест. Серебро, агат; литье, вставка. Русские. Европейская часть России. XVII-XVIII век


В добавление к прежним прославляющим надписям, находившимся на вертикальной планке, ниже рук Распятого, на горизонтальной планке креста-изделия помещался текст: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ. Идея победы над смертью и возможности воскрешения благодаря подвигу Христа передавалась надписью около черепа Адама: М. Л. Р. Б. ("Место лобное рай бысть").


Крест. Серебро; литье, эмалирование. Русские . Вологодская обл., Сольвычегодский уезд. XVII-XVIII век




Крест. Серебро, агат; литье, пайка, вставка. Русские.Олонецкая губ., Каргопольский у. XVII-XVIII век

Символика живоносного Древа жизни находила выражение в особенной форме концов креста - в виде округлого, овального лепестка, или бутонообразного, или трилистника. Кроме того, благодаря изображению идущих снизу вверх растительных побегов, обрамлению креста по периметру завитками, листьями, помещению растительных элементов в углы средокрестия и, наконец, благодаря эмалированию (обычно голубым, синим, зеленым, желтым цветом) и помещению каст с драгоценными камнями на лицевой стороне креста.

xena
9.7.2012, 0:28
Втрое общехристианское символическое значение передавалось лучами, идущими из средокрестия креста - по одному, проходящему по биссектрисе этого угла, или, чаще, по три луча из каждого угла, и тогда общее их количество символизировало двенадцать апостолов, учеников Христа.

На оборотной стороне креста обычно помещался текст одной из двух молитв, прославляющего характера: "ДА ВОСКРЕСНЕТ БОГ И РАЗЫДУТСЯ ВРАЗИ ЕГО И ДА БЕЖАТ ОТ ЛИЦА ЕГО НЕНАВИДЯЩИ ЕГО И ЯКО ИСЧЕЗАЕТ ДЫМ ДА ИСЧЕЗНУТ И ЯКО ИСЧЕЗАЕТ ВОСК ОТ ЛИЦА ОГНЯ ДА ПОГИБНУТ БЕСЫ ОТ ЛИЦА ЛЮБЯЩИХ БОГА НАШЕГО" или "КРЕСТ - ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ КРЕСТ ЦАРЕМ ДЕРЖАВА КРЕСТ БЕСОМ ЯЗВА". Молитва усиливала обережную функцию носимого на груди креста.


Крест. Серебро; литье, чернение, эмалирование, золочение. Русские. Европейская часть России. XVII-XVIII век

Нагрудные кресты, появившиеся в XIX в., имели более простую форму, нередко без обрамления по периметру и без декора во внешних углах средокрестия. Вместе с тем им присуща более подробная иконография страстей Христовых: на оборотной стороне могли помещать изображения молотка и гвоздей, лестницы и др.


Крест на цепи. Серебро; литье, золочение. Русские. Европейская часть России. XVII-XVIII век

В конце XX - начале XXI в. в связи с возрастанием религиозности усиливается потребность в ношении креста и вновь появляются крестечные композиции, в основном повторяющие типы XVII-XVIII вв. К числу мастеров, развивающих русскую православную традицию, принадлежит петербургский ювелир Ю.А. Федоров. Используя традиционные формы нагрудных крестов, мастер расширяет круг представляемых на них христианских иконописных сюжетов, что усиливает сопричастность верующего, владельца, креста с историей православия и Церковью.


Крест на цепи. Серебро; литье, золочение. Русские. Европейская часть России. XVII-XVIII века

В среде русского населения в конце XVI- XVIII в. крест носили на массивной цепи, звенья которой имели форму кружков, заполненных завитками, или S-образных элементов и составлялись в два-три и более ряда. С конца XVIII в. серебряные, бронзовые цепи нередко состояли из рядов строенных, счетверенных восьмерок. В XIX в. у крестьян нагрудный крест - деталь женского праздничного костюма носили на "гайтане" - широкой бисерной цепи или тканой тесьме, кумачовой полосе, украшенной бисером и дополненной по обе стороны от креста бусинами из янтаря (которому приписывали обережную силу), цветного стекла, пасты.



Наперсные кресты. Русские. XVII - XVIII век

Наперсные (нагрудные) кресты носили на теле под рубахой (кресты-"тельники") или поверх одежды. Крест надевали младенцу во время обряда крещения и он не снимался на протяжении всей жизни. Их подвешивали на ажурной металлической цепочке, гайтане, ленте и других держателях. Кресты отливали или штамповали из серебра, меди, бронзы, латуни, олова или их сплавов, по традиции они могли быть четырех-, шести- или восьмиконечными.

Шестиконечные кресты изготовляли и обычно носили старообрядцы. На лицевой стороне креста изображалось распятие или его аллегорическое замещение в виде голгофского креста, а концы делались в форме трилистников и других сложных элементов геометрического или растительного характера.

Уже в XIX веке наперсные кресты постепенно становятся не только предметами христианского религиозного почитания, но и выполняют эстетическую функцию украшений.

 
xena
9.7.2012, 0:40
Украинские кресты, изготовлявшиеся в XVII- XIX вв. на территории Воронежской, Харьковской губ., а также в Галиции (ныне западная Украина), характеризуются своеобразной проработкой раннесредневековых художественных традиций. Распространены были кресты, все полупланки которых расширялись от средокрестия и имели трапециевидную форму, а также прямоконечные кресты с треугольниками, ромбами и / или перекрестиями на всех концах. На поверхности обычно изображалось распятие (без Голгофского креста), надписи нередко отсутствовали.


Крест. Сплав цв. металлов, штамповка. Украинцы. Харьковская губ., Волчанский у. XIX век


Крест. Латунь, цв. стекло; литье, вставка. Украинцы. Работа местного мастера Полтавская губ., Зеньковский у. Конец ХIХ-начало XX века

Два общехристианских символа, связываемых с Крестом Христовым, передавались элементами, помещаемыми в углы средокрестия и извне у концов, при этом луч и двойной завиток нередко соприсутствовали и даже дополнялись перекрестием. На концах гуцульских крестов нередко изображались восьмиконечные звезды и концентрические круги - деталь раннесредневекового крестечного декора. Кресты отливались из бронзы, латуни, реже из серебра. Их носили на витых металлических цепочках, трехгранных в сечении, или на кожаной тесемке, декорированной латунными бляшками. У гуцулов распространено было женское шейное украшение згарда состоящая из нескольких, от трех до двенадцати и более крестов, подвешенных на цепочке и разделенных пружинками, трубочками.



 
xena
9.7.2012, 0:50
У православных сету (проживавших на территории Псковской губ.) широко бытовали серебряные кресты, изготовленные русскими мастерами. Вплоть до середины XIX в. у молодых женщин-сету существовал оригинальный способ включения креста в состав праздничного костюма: множество крестов подвешивали на массивную серебряную цепь, и при ходьбе они звенели, выполняя обережную функцию. Позднее в нагрудное украшение входили не более двух крестов.


Женское шейное украшение. Кресты: серебро, литье. Эстонцы-сету. Псковская губ., у., Печерская вол. XVIII-начало XIX века


Женское шейное украшение. Кресты: серебро, литье. Эстонцы-сету. Псковская губ., у., Печерская вол. XVIII - начало XIX века


Грузинские мастера в XVIII- XIX вв. отливали кресты из серебра, реже из золота. Нередко встречались равноконечные кресты с расширением всех полупланок. Характерная особенность иконографии - изображение святого Георгия, признаваемого покровителем грузинского народа. Кресты, носимые в составе нарядного костюма, декорировались драгоценными камнями, а также, что характерно для византийского искусства, металлическими подвесками в форме лепестков, бубенчиков. Нагрудное украшение могло включать в себя и несколько крестов, закрепленных на серебряной цепи.


Крест на цепи. Крест: серебро, литье, гравировка, штамповка. Грузины-кахетинцы. Тифлисская губ., Телавский у. Конец XIX- начало XX века


Женское нагрудное украшение. Кресты: серебро, цветное стекло; ковка, резка, гравировка, чеканка. Грузины-пшавы. Тифлисская губ. Конец XIX - начало XX века
xena
9.7.2012, 0:55
У народов Поволжья - мордвы, марийцев, крещеных татар и чувашей - серебряные или медные кресты русской работы входили в состав нагрудных, шейных украшений. Крест (реже несколько крестов) помещался, как и у русского населения, на бисерный гайтан, с дополнением серебряных монет, либо бисерную застежку на рубахе, либо на ожерелье из раковин каури.


Женское шейное украшение. Крест: медь, литье. Мордва-эрзя. Пензенская губ., Саранский у. Конец XIX века


Женское шейное украшение. Крест: медь, литье. Чуваши. Поволжье. Конец XIX века

 


Женское нагрудное украшение. Крест: медь, литье. Мордва-эрзя. Поволжье. Конец XIX века


Нагрудное ожерелье украшенное ракушками Каури. Мордва. Нач.ХХ в.


Крест на цепи. Крест: латунь, литье. Мордва-мокша. Мордовская АССР, Зубово-Полянский р-н

 

 
xena
9.7.2012, 1:05
У народов Восточной Сибири - якутов, эвенков, эвенов - наряду с крестами русской работы, привезенными из европейской части страны, бытовали и отлитые по их образцу, из серебра или сплавов цветных металлов, якутские кресты. Традиционные крестечные формы дополнялись гравированными изображениями Голгофского креста (без показа Распятия) и черепа Адама, краткими надписями. Крест носили на металлической цепочке поверх одежды; у эвенков иногда закрепляли сразу несколько крестов на меховой нагрудник, создавая тем самым единое украшение.


Крест на цепи с подвесками. Kpecт: сплав цв. металлов; литьё, гравировка. Якуты. Якутская обл., Восточно-Кангаласский улус. XIX век.

 

 


Крест. Сплав цветных металлов; литьё, гравировка. Якуты. Якутская обл., Якутск. Конец XIX века.


Женский нагрудник с нательными крестами (фрагмент). Кресты: медный сплав; литье, штамповка, эмаль. Эвенки. Енисейская губ. XIX в.


Крест на кожаном ремешке. Сплав цветных металлов; литьё, гравировка. Эвены. Приморская обл., Анадырский округ. XIXвек
 

http://www.monetonos.ru/index.php?PHPSESSI...p;topic=53474.0

Рубрики:  декоративно - прикладное искусство/ювелирное искусство
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

annuschka888   обратиться по имени От всей души благодарю!!! Пятница, 17 Августа 2012 г. 11:55 (ссылка)
До чего же понравился пост, спасибо за труды!!! Необыкновенно интересные кресты. Еще бы нам правильно понимать что такое крест Христов, а не механически им осенять себя и носить на тесемочке или на цепочке.
У меня самый простой крестик, серебряный, полученный после крещения, самый милый моему сердцу.
Еще раз спасибо, очень довольна прочитав этот материал.
5c4e73214a40 (152x166, 20Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
socker   обратиться по имени Четверг, 30 Августа 2012 г. 12:05 (ссылка)
Кресты очень красивые, особенно с эмалями понравился! А можно попросить Вас опубликовать этот материал в сообществе Русский стиль и искусство
Ответить С цитатой В цитатник