-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


ЖАР-ПТИЦА. Стравинский

Вторник, 05 Апреля 2011 г. 02:14 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

fenice401 (700x560, 113Kb)

И. Стравинский. Жар-птица 

Сюита из балета  

Сюита из балета делается автором на основе уже ранее написанной музыки. Сокращаются в основном прикладные номера (чисто танцевальные), а музыкальная драматургия и сюжет сохраняются. Таким образом, мы слышим музыку как бы в сжатом виде. 

Замысел балета «Жар-птица», как известно, не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему, когда либретто было уже готово. Идея создания сценического произведения такой тематики возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, причастных к одному из самых влиятельных эстетических кружков  начала ХХ века «Мир искусства». Так или иначе они все были связаны с антрепризой Сергея Дягилева, выдающегося организатора «Русских сезонов». 

По свидетельству Бенуа, в поисках сюжета и разработке фабулы «Жар-птицы» принимали участие, помимо него самого, балетмейстер М.М. Фокин, литератор П.П. Потемкин, известный знаток древнерусской словесности писатель А.М. Ремизов, художники А.Я. Головин и Н.Ф. Стеллецкий. 

М.Фокин в своих «Мемуарах» рассказывает о возникновении замысла балета так: «Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх). 

Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто». 

Помимо широко известных сказок об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе, Фокин заимствовал мотив ночных игр и хороводов зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски», в которой двенадцать дочерей вдового короля уходят каждую ночь в царство заклятого царя и танцуют до утра в роще, где растут золотые цветы. Но хотя в либретто введен традиционный образ Ивана-царевича, который охотясь за Жар-птицей, проникает в Зачарованный сад, встречает прекрасную Царевну, мужественно противостоит злым чарам Кащея, и с помощью Жар-птицы находит Кащееву смерть – все это лишь фон, сюжетная канва, для того, чтобы художественно оправдать длительное созерцание волшебных владений Кащея со всеми его чудесами, над которыми безраздельно царит образ ослепительно-прекрасной птицы. Известная картинность и живописная созерцательность заложены в самом либретто, и это оказало несомненное воздействие на характер музыкальной драматургии. 

В антологии сказок Афанасьева Жар-птица – проходящий, мимолетный образ. Ни в одной из сказок она не действует самостоятельно. Известно лишь, что живет она в золоченой клетке во владениях какого-нибудь заморского царя и, летая на воле, любит клевать золотые яблочки. «Перья Жар-птицы блистают серебром и золотом (…), глаза светятся как кристалл, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собою так ярко, как тысяча зажженных огней»; одно перо из ее хвоста может заменить самое богатое освещение; такому перу, говорит сказка, цена ни мало, ни много – побольше целого царства, а самой птице и цены нет!» 

Для русского музыкального театра Жар-птица стала новым фантастическим образом, ничего общего не имеющим с образами опер Римского-Корсакова. Жар-птица – символ бесценной, недостижимой, абсолютной красоты. Она сознательно не наделена никакими чертами человеческого характера. Отношения Жар-птицы и Ивана-царевича лишены психологических нюансов, которые присутствуют, например, в отношениях Садко и Волховы, или даже Царевича и Кащеевны. Идейно-художественный замысел «Жар-птицы» не предполагает активного слушательского или зрительского  сопереживания. Главная задача авторов балета – создать образ, способный стать объектом длительного созерцания. Этой задаче и подчинены все музыкальные средства, отобранные Стравинским. 

И. Вершинина «Ранние балеты Стравинского» 

Издательство «Наука», Москва, 1967

faa428299b27 (364x600, 475Kb)

1. Вступление. Заколдованный сад Кащея и пляска Жар-птицы

Прослушать запись Скачать файл

На горе, среди скал, стоит замок злого царя Кащея Бессмертного. Чтобы никто не проник к Кащею, не похитил из замка пленных красавиц-царевен, не украл золотых плодов из волшебного сада, замок обнесен золотой резной решеткой, а сад — высокой каменной стеной. Медленно появляется Всадник ночи на черном коне, в черной одежде. Когда он удаляется, темнеет; только золотые яблоки на дереве светятся. Но тотчас же сад озаряется ярким светом от Жар-птицы. Она летает по саду. Иван-царевич в погоне за птицей проникает в сад через высокую каменную ограду. Всюду натыкается он на окаменелых людей в образе чудовищ. Это всех врагов своих Кащей превратил в камень. В глубине сада видит Иван целый забор из окаменелых витязей. Это юноши, проникшие в страшное царство, чтобы освободить, спасти своих невест, похищенных злым Кащеем. Все они погибли, все стоят недвижными камнями, мхом обросли. Невольно забывает об этих ужасах Иван-царевич, ослепленный Жар-птицей. Он хочет подстрелить ее, а потом решает поймать живой. Когда Жар-птица подлетает к дереву с золотыми яблоками и начинает клевать их, царевич ловит ее. Трепещет, бьется в руках его птица, молит отпустить. Царевич держит крепко, не отпускает. Но птица-дева так жалобно просит, так стонет, что доброму Ивану становится ее жалко. Выпускает он птицу на волю, а она за это дарит ему огненное перо. «Оно тебе пригодится»,— говорит Жар-птица и улетает.

20101017145143!Firebird (466x600, 77Kb)

2. Игра царевен с золотыми яблочками

Прослушать запись Скачать файл

Прячет перо за пазуху царевич и уже хочет перелезть через забор, но открываются двери в замке и появляются двенадцать прекрасных царевен, а за ними самая красивая — царевна Ненаглядная Краса. Тайком от злого царя, при свете луны выбегают они ночью в сад порезвиться, с яблоками поиграть. Не видят девушки царевича, яблоками перебрасываются, смехом заливаются. Залетело яблочко царевны Ненаглядной Красы в кусты. Она — за ним. 

3. Хоровод царевен

Прослушать запись Скачать файл

А из-за куста царевич выходит, кланяется, яблочко подает. Испугались девушки, отбежали. Но уж очень красив царевич, и учтив, и скромен. Полюбился он девушкам, особенно Ненаглядной Красе. И принимают они его в свои игры-хороводы. Не замечают, как наступает рассвет. Скачет быстро Всадник утра на белом коне, сам в белом. Светлеет.

Переполошились девушки, убегают в замок. Царевич за ними. Ненаглядная Краса останавливает его, предупреждает, что он погибнет, если пройдет через золотые ворота; закрывает их и убегает. Но царевич так полюбил Ненаглядную Красу, что ничего не боится и решает следовать за ней. Как только он разрубает ворота своей саблей, все царство просыпается, раздаются волшебные перезвоны. Из замка, по горе, катятся всякие страшилища, слуги Кащея. Хватают царевича. Силен Иван, стряхивает с себя гадов, но несметная сила поганого царства одолевает его.

4. Поганый пляс Кащеева царства

Прослушать запись Скачать файл

1269086612_rrsrr-rrssrrssrsr-ssrrirrrs (430x600, 58Kb)

Появляется Кащей, старый, страшный. Зовет Ивана на допрос. Смиряется царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал — плюнул. Взвизгнуло, зарычало все поганое царство. Ставят Ивана к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кащей уже начинает его в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Выхватил перо, машет им. Прилетает ему на помощь Жар-птица, Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам Кащей пляшет. Всех до упаду уморила Жар-птица, на землю шлепнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают.

5. Колыбельная (Жар-птица)

Прослушать запись Скачать файл

pticafeniks (584x600, 119Kb)

Иван-царевич разыскивает Ненаглядную Красу, берет ее спящую на руки и хочет унести, но Жар-птица останавливает его. Она подводит царевича к дуплу. В дупле — ларец, в ларце — яйцо, в яйце — смерть Кащея. Достает царевич яйцо, жмет его — Кащея корежит; с руки на руку перебрасывает — Кащей из стороны в сторону летает; разбивает яйцо о землю — Кащей рассыпается. Исчезает поганое царство.

6. Исчезновение Кащеева царства. Оживление окаменевших воинов. Всеобщее ликование

Прослушать запись Скачать файл

На месте его город христианский вырастает, замок в храм превращается. Каменные витязи оживают. Каждый из них находит свою невесту, ту, за которой к страшному Кащею проник, за которую лютое заклятие принял. Находит и Иван-царевич свою возлюбленную, царевну Ненаглядную Красу. Объявляет ее своей женой — царицей освобожденного царства. В сказочном граде воцаряются мир, любовь и всеобщая радость.

59182053_56958495_56958209_9f730a669b83 (500x115, 87Kb)

......................................................

Исполнитель: Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер - Д.Китаенко, 1978 год.

Работы художников: Виктора Королькова, И. Билибина, Андрея Клименко, Людмилы Васильевой

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Жар-птица_(балет)

Метки:  

Процитировано 20 раз
Понравилось: 2 пользователям

L-a-n-a   обратиться по имени Вторник, 05 Апреля 2011 г. 02:15 (ссылка)
анимационные картинки С любовью
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Вторник, 05 Апреля 2011 г. 04:26 (ссылка)
Спасибо,Наташа! Очень красиво и познавательно.Забираю в свою балетную рубрику...)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 05 Апреля 2011 г. 07:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Тангейзер, спасибо, Вячеслав! Только вот музыка почему-то не работает, хотя когда делала пост всё было нормально. Вообще работает лиру отвратительно ((((((( постоянно какие-то проблемы, пропадает желание вообще здесь появляться. Только приятное общество и доброжелательность друзей, Вас, например, скрашивают пребывание здесь. Всё, я разворчалась, настроение с утра испорчено...)))
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 05 Апреля 2011 г. 07:57 (ссылка)

Ответ на комментарий L-a-n-a

karmelita01, спасибо, Ланочка! Хотела заглянуть к тебе ночью, но появилось объявление, что сервис недоступен... А сейчас времени нет, надеюсь, вечером всё будет нормально...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Вторник, 05 Апреля 2011 г. 08:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Да,многие старожилы(не мне чета) недовольны работой Лиру.Смена формата редактора не добавила ничего удобного.Я тоже ворчу потихоньку...) Но ничего лучше Лиру пока не вижу...Да и приятных людей терять не хочется.Так что,будем терпеть и приспосабливаться...А что нам еще остается?...)
Ответить С цитатой В цитатник
Elenkasilver   обратиться по имени Вторник, 05 Апреля 2011 г. 12:18 (ссылка)
Красивейший пост... Спасибо...
А у меня ворчать не получается, потому что все музыкальные фрагменты прозвучали замечательно!...)) Спасибо...
Ответить С цитатой В цитатник
Травкина_Лариса   обратиться по имени Вторник, 05 Апреля 2011 г. 22:34 (ссылка)
Спасибо, Наташа. прекрасный пост, много интересного.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 06 Апреля 2011 г. 13:53 (ссылка)

Ответ на комментарий Elenkasilver

Elenkasilver, большое спасибо! Очень приятно, что заглянули ко мне! )
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 06 Апреля 2011 г. 13:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Травкина_Лариса

Larisa_from_SPB, спасибо, Лариса! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Artyst   обратиться по имени Среда, 06 Апреля 2011 г. 19:37 (ссылка)
Спасибо за пост
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Среда, 06 Апреля 2011 г. 19:44 (ссылка)
Наташенька спасибо!!великолепный пост. Музыку послушала. отдохнула ,можно и дальше идти.
на-счастье (640x512, 457Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Надежда_ФФ   обратиться по имени Четверг, 07 Апреля 2011 г. 23:24 (ссылка)
Спасибо. Очень здорово получилось!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 10 Апреля 2011 г. 01:58 (ссылка)

Ответ на комментарий Artyst

Artyst, пожалуйста
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 10 Апреля 2011 г. 02:00 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, большое спасибо, Наденька!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 10 Апреля 2011 г. 02:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Надежда_ФФ

Надежда_ФФ, очень приятно, что Вам понравилось! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 11 Апреля 2011 г. 17:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Тангейзер, я так и не поняла как работать в новом редакторе... У меня уходит теперь времени раза в два больше, текст сообщения всё время перескакивает, шрифты все разные и исправить не могу...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Понедельник, 11 Апреля 2011 г. 18:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Аналогично.Иногда подолгу редактор никак не работает,тупит и ничего не обрабатывает.Приходится привыкать к новой системе.А разве у нас есть выбор? Только ждать,когда все придет в норму.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 11 Апреля 2011 г. 23:44 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Тангейзер, да... расслабиться здесь не дадут...)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку