-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в _вышивка_крестом_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 936


История вышивки

Четверг, 12 Ноября 2009 г. 16:54 + в цитатник
Liza_Boguc все записи автора

Этот вид искусства возник давно — корни его в глубине веков. По-видимому, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, потому что, учитывая недолговечность ткани и нитей, наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы самой давней вышивки в музеях Европы относят к V ст. н. э., а образцы украинской вышивки сохранились только за несколько последних веков (больше всего в музеях вышивок ХІХ ст. ). Данные археологических раскопок, свидетельства летописцев и путешественников прошлого позволяют утверждать, что начало искусства вышивания на территории, которую занимает современная Украина, достигает седой древности и развитие его не перерывалось никогда — начиная с незапамятных времен и до наших дней. Элементы символики современных орнаментов украинской народной вышивки перекликаются с орнаментами, которыми украшали посуду давние обитатели территории нашей страны — трипольские племена (время позднего неолита и начала периода бронзы).

 



Известно много археологических доказательств относительно давности и распространенности народных обычаев вышивать одежду. В с. Мартынивка Черкасской области было найдено сокровище, что датируется VI ст. н. э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные бляшки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубашки с вышивкой на груди, — еще недавно так одевались украинские крестьяне. Бляшки, подобные найденным в с. Мартынивка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Научные работники считают, что их занесли туда славяне из средней Надднепрянщины. На бляшках изображен воин так выразительно, что видно вышитую вставку на рубашке.
Во времена Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Археологические раскопки, подтверждали значительное распространение вышивания, в древнем Киеве на фибулах и серебряных браслетах ХІІІ ст. изображены фигуры в рубашках с широкими вышитыми манишками.
В Ипатиивской летописи от 1252 г. говорится, что князь Данило Галицкий во время встречи с королем был одет в тулуп, обшитый золотыми плоскими мережками. Творческое общение с другими народами имело определенное влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной. Народ творил, находил и утверждал собственный, оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливым трудом произвели разнообразные техники вышивания, образцы давнекиевского вышивания на коже и ткани дошли до нас из Х-ХІ ст. Из первобытного занятия вышивка впоследствии превратилась в ремесло, которое нужно было хорошо знать. Известно, что такую школу очевидно, первую на украинской земле, в ХІ ст. организовала сестра Мономаха Анна. В ней учили мастериц, которые вышивали вещи церковного потребления, княжескую одежду и тому подобное. В ХVІ-ХVІІ ст. успешно действовали промыслы вышивания в Киеве, Чернигове, Корце и других городах. Во Львове вышивальный цех создан в 1658 г. Множество таких мастеров было в ХVІІІ ст. при монастырях, помещицких усадьбах. Здесь вышивали одежду, скатерки, полотенца, наволочки и др. Эти изделия по большей части предназначались для продажи. Постепенно формируются значительные вышивальные центры, например, в селах Григорьевне на Киевщине, Качаневци — на Черниговщине, Клембивци — на Подолье. Такими центрами в Карпатах становятся Вижниця, Косел, Космач и тому подобное. Во второй половине ХІХ ст. опять возник интерес к народному, национальному вышиванию и не только компонентам одежды, домашнего потребления, но и атрибутам, символике. И именно этот период оказался своеобразным пробным камнем под давлением искусственных псевдонародных образцов, не присущего ей назначения. Ручное вышивание, как основа существования такого вида народного художественного промысла не могло конкурировать с промышленностью. Попытка разных обществ, организаций, учреждений (например «Просветительства», земств, разных школ, курсов при них) относительно сохранения, и дальнейшего развития этого вида народного художественного творчества могли дать желаемый результат в конкурсной борьбе с промышленным производством.
Однако вышивка не исчезла из жизни народа, как и не погасла его душа, эстетичные вкусы. Основное назначение вышивки — украшать одежду. Она стала почти исключительно домашним занятием, и хоть существовали вышивальные фабрики, например им. Леси Украинки во Львове и дешевое фабричное полотно все больше заменяло ткани домашнего производства, вышивка традиционно держится на индивидуальном творчестве, очень медленно переходила она на перкали, шелк и другие ткани промышленного производства. И наоборот, фабричные разноцветные нити, — заполоч, воличка, гарус у народных вышивальщиц имели растущий спрос.
Конец ХІХ — начало ХХ ст. — это период, когда вышивка приобрела массовое применение на женской и мужской одежде, образный, орнаментальный строй, приобретают четко отмеченные черты. Например, вышивка из растительного орнамента красного, синего, зеленого, желтого цветов Яворивщини на Львовщине и монохромный (черный), часто геометризируемый, орнамент Сокальщини в этой же области. Богатая на отличия местного характера гуцульская вышивка, например, оранжево-желтая космацкая с сугубо геометрическим орнаментом отличается от Надднепрянщины с развитым растительным. Украинская вышивка знает также зооморфные, антропоморфные и орнитоморфные мотивы (изображение зверей, людей, птиц). Неповторимостью композиций, орнамента, колорита характеризуется вышивки Полесья, Бойкивщины, Подолья, Полтавщины. Часто они являются своеобразным «паспортом» для вышитых вещей (например, рубашек). Уже в конце ХІХ в начале ХХ ст. вышивальщицам на Украине были известны свыше 1200 художественных технических приемов вышивания, хоть веками существовали два основных метода нанесения вышивальными нитями стежков на ткань — двусторонний и односторонний. На всей территории Украины широко было известно мережание, однако отдельные регионы имели свои особенности. Композиционное решение украинской вышивки отмечается безграничной фантазией, колоритом. И все же преобладает ленточная, букетовая и вазонная композиции. Богатый колорит, сложные геометрические узоры, которые густо заполняют фон ткани, свойственные вышивке Галичины, Буковины, Закарпатья. Растительный орнамент красного, черного и синего цветов в сочетании с изображением животных характерный для Полтавщины, Киевщины, Черниговщины. Вышивка — это не только искусное творение золотых рук народных умельцев, но и сокровищница верований, обычаев, обрядов, духовных устремлений, интеллекта украинского народа. Многочисленные орнаментальные изображения животных, птиц, растений, деревьев, цветов утверждают, что наши предки боготворили их, опоэтизировали природу не только в фольклоре, но и декоративном искусстве.
Весомое значение имела и цветовая символика: красный — любовь, жажда, свет, борьба; черный — печаль, несчастье, горе, смерть; зеленый — весна, изобилие, обновление жизни и тому подобное. Солярные знаки, схематические фигуры Солнца, Берегини, Древа жизни, вышитые на ткани, являются еще одним свидетельством глубокого почета наших пращуров Солнца, Матери, как могучих, святых, животворных первооснов всего сущего. Кроме того, вышивание как национальная традиция способствовало формированию у девушек и женщин терпения, ощущения красоты. Девушка должна была вышивать милому рубашку. Вышита своими руками одежда был одним из главных показателей трудолюбия девушки. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил самые типичные, наиболее целесообразные, обозначенные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

Источник: vyshyvanka.uaprom.net/a7090-istoriya-vyshivki.html
 

Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку