О молчании и слове |
А. Сурожский "Созерцание и деятельность"
"Один анонимный подвижник XI века, который оставил довольно мало писаний, но интересных, говорит:
Если мы имеем право по справедливости, согласно Священному Писанию, называть
Христа Словом Божиим, то мы можем сказать, что Бог - это то бездонное молчание, из
которого Оно рождается в чистоте...
И это очень важно, потому что связь между словом и молчанием имеет огромное значение.
Один из подвижников Церкви эпохи отцов пустыни, Авва Памво, был как-то призван своими
братьями сказать приветственное слово навещающему их епископу. Он отозвался: Я ему ничего
не скажу... - Почему? - Потому что если он не может понять моего молчания, ему никогда не понять
моих слов...
Мы обманываемся, когда думаем, что общаемся друг с другом через слово. Если между нами
нет глубины молчания, слова ничего не передают, - это пустой звук. Понимание происходит на том уровне,
где два человека встречаются глубинно именно в молчании, за пределом всякого словесного выражения.
И вот о Христе этот монах говорил, что Он - Слово, которое до конца выражает содержание
такого молчания. Не слово, которое рождается из внутренней тревоги (как часто мы говорим
не из глубины, а от какой-то поверхностной ряби в нашей душе), а то слово, которое рождается,
когда, говоря из человеческого опыта, человек или сам войдет внутрь, в глубокую молчаливость,
или когда, бывает, нам дается молчание.
Когда вдруг на нас, как благодать, сходит такая тишина,такая внутренняя умиротворенность и молчание,
что если два человека охвачены таким молчанием, они сначала не могут даже говорить друг с другом,
потому что сознают, что любое слово разобьет это молчание, оно разлетится вдребезги с ужасным треском,
и ничего не останется.
Но если себе дать молчать дальше и дальше, то можно вмолчаться в такую тишину, когда знаешь,
что теперь, на этой глубине молчания, можно говорить, не нарушая его, а придавая ему словесную
форму. И вы наверное замечали, как тогда говоришь тихо, спокойно, как выбираешь слова,
как ничего не оставляешь случайности и лучше оставляешь что-нибудь недосказанным, чем
пересказанным; потому что каждое слово должно быть правдой о том, что содержит молчание."
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |