-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_exsistencia

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 0




СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИЯ - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://exsistencia.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??18bcad20, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Жан Бодрийяр. ФАТАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Среда, 30 Августа 2017 г. 19:23 + в цитатник


Довольно неожиданно Рипол-классик решили выпустить самую сложную, но и самую важную книгу Бодрийяра.

Аннотация:
"Фатальные стратегии" - центральная, по мнению западных исследователей, работа Бодрийяра, поскольку именно здесь он излагает теоретическую основу всех своих предыдущих и последующих работ. Кроме того, в книге анализируются такие нетрадиционные для современной философии понятия как судьба, любовь, соблазн, терроризм, экстаз, ирония, церемониал, обсценность, ожирение и т.д. Вслед за смертью Бога, автора и человека, философ провозглашает смерть субъекта как такового и верховенство объекта. Единственную стратегию, пусть и фатальную, которую он предлагает - перейти на сторону объекта и иронично взирать на обезумевший мир. Именно после этой книги Бодрийяра стали называть "гуру" и даже "первосвященником" постмодернизма. А голливудских кинематографистов она вдохновила на создание известного фильма "V - значит вендетта".


Переводить книгу и выкладывать здесь мы начинали сразу после "Симулякров и симуляции", поскольку в ней Бодрийяр обещал стратегии выхода из "матрицы". Однако на первой трети энтузиазм иссяк. Слишком долго и сложно философ подготавливал почву для перехода к обещанным стратегиям. Перевод возобновился лишь когда книгу решили издать. И вот тут началось самое интересное. Бодрийяр не обманул – он действительно нашел выход из "безвыходности симуляции". Но выход этот весьма и весьма своеобразный, впрочем, как и сама книга. Возможно, кому-то она покажется чересчур сложной и "постмодернистской", но тема объекта, без сомнения, главная тема всей философии Бодрийяра. Стратегия перехода на сторону объекта почти непостижима. Но кто сказал, что выход из "матрицы" прост?

Впрочем, есть в книге и весьма простые темы и главы в духе всем полюбившимся "Симулякров". Так что к ней вполне подошел бы подзаголовок Ницше "Книга для всех и ни для кого".

"Сушилка для бутылок" Дюшана на обложке, конечно, вполне себе объект, но более точную его визуализацию нашли Вачовски в упомянутом фильме – маска Гая Фокса или Анонимуса.

Хотелось бы обратить внимание, что по сети растащена лишь первая "вступительная" треть книги. Самое интересное начинается потом и доступно лишь в полной версии.
Возможно, Рипол возьмется за издание сборника "Заговор искусства", вступительная статья из которого пользуется большой популярностью в сети и прямого продолжения "Симулякров""Идеального преступления". Но все зависит от успеха "Фатальных стратегий".

Список онлайн и офлайн магазинов с прямой ссылкой на издание, кликабельно:

Фаланстер (дешевле всех)
My-shop.ru
КомБук
Books.Ru
Циолковский
OZON.ru
Лабиринт
ТД Москва
Московский Дом книги
Читай-город
Библио-Глобус
Дом Книги Молодая Гвардия
Буквоед
Дом Книги Медведково
Подписные издания
bookpiter
Моя книга
book&shop
Чакона
Книжный Лабиринт
Literatura.by (Белоруссия)

https://exsistencia.livejournal.com/22660.html


Метки:  

Переиздание "Симулякров" и откровение Шойгу про "Войну"

Понедельник, 18 Апреля 2016 г. 18:13 + в цитатник


Это "Симулякры и симуляция" под новой обложкой. Непонятно при чем здесь леонардовский человек, которому еще и все хозяйство вырвали. Хотя, если рассматривать симуляцию как нарушение канонических пропорций, внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом, как дыру в Мироздании, то…

Видимо, в Риполе устали почти каждый месяц допечатывать книгу по своей новой технологии и решили выпустить ее обычным типографским способом, то есть приличным тиражом и по минимальной цене.
Последнюю букву в заголовке и "последнюю книгу" в аннотации так и не исправили. Видимо, это хитрый маркетинговый ход, нам не понять.

Самое главное, что народ не подвел. Нормальный у нас народ, не хуже других. То, что книга оказалась у нас такой же популярной, как и во всем остальном мире - это лишний раз доказывает.

Судя по значку в нижнем правом углу, Бодрийяру решили посвятить целую серию. Так что есть надежда, что и "Фатальные стратегии" тоже опубликуют.

Но главное сейчас – это все-таки "Войны в Заливе не было".

Вот "Комсомольская правда", к примеру, считает, что слова из книги про метеочувствительность к вранью – это, ни много и ни мало, "Совет дня, совет века":
http://www.kp.ru/daily/26516/3532764/

А сегодня Шойгу при награждении СМИ как главных "Участников военной операции в Сирии" практически процитировал Бодрийяра:

"Мы старались работать так, чтобы у вас каждый день был повод рассказывать что-то новое, что-то интересное. Я надеюсь, что у нас это получилось, и мы с вами нашли очень хороший алгоритм нашего сотрудничества и взаимодействия: вы показываете то, что мы делаем, мы помогаем вам показывать".
http://tass.ru/obschestvo/3213554

При чем здесь какая-то Сирия, при чем здесь какая-то война: главное то, как это показано. "Медиа привлекают внимание к войне, война привлекает внимание к медиа, а реклама конкурирует с войной. Так что же это: война или реклама?.. Тем не менее, с этого времени прибыль от рекламы становится просто фантастической. Проиграет или же нет, Саддам гарантировано получит ореол [label] неповторимой харизматичности. Победит или же нет, американское оружие получит ореол технологически не имеющего равных".

Достаточно заменить пару слов – и получится речь Шойгу. Все повторяется, но только и в первый раз история с войной была фарсом, и во второй тоже. Формула Маркса больше не актуальна. Как в прочем, и формула Клаузевица, поэтому Бодрийяр и меняет ее на: "Не-война есть отсутствие политики, продолжаемое другими средствами".

https://exsistencia.livejournal.com/22333.html


Метки:  

ДУХ ТЕРРОРИЗМА. ВОЙНЫ В ЗАЛИВЕ НЕ БЫЛО. №1 в рейтинге

Воскресенье, 10 Апреля 2016 г. 18:36 + в цитатник
Какое-то дежавю. Год назад Бодрийяр с книгой "Симулякры и симуляция" уже дважды покорял вершину знаменитого топа главного философского магазина страны "Фаланстер". Да и по итогам всего года оказался вторым. И вот опять:
https://www.facebook.com/falanster.books/posts/1063479283698221
http://falanster.su/top/
Бодрийяром начинается, Бодрийяром и заканчивается. Что называется, от края до края. Альфа и омега.

Самое интересное, что спустя пару часов после опубликования этих топов, в "Фаланстер" нагрянула прокуратура с обыском, как говорится, ТАСС уполномочен заявить:
http://tass.ru/obschestvo/3007954
Искали экстремистскую литературу. Может, они наконец-то Бодрийяра прочитали?

В крупных книжных сетях новая книга Бодрийяра также неплохо себя чувствует, вот, к примеру, "Буквоед" включил ее в Лучшие книги марта:
http://bookvoed.ru/pickerbook/marchbestbooks2016

На "Сигме" эссе "Дух терроризма" за пару дней набрало более 10000 просмотров и более 1,5 тысяч репостов в фейсбуке. Впечатляет:
http://syg.ma/@exsi-exsistencia/zhan-bodriiiar-dukh-tierrorizma

И вот уже в размышлизмах экспертов всякого пошиба слышатся идеи Бодрийяра, честно выдаваемые за свои. Только в передаче у Соловьева один успел выкрикнуть, что Бодрийяр еще 25 лет назад говорил: "Войны в Заливе не было", но придворный мейстерзингер его тут же зашутил, дескать, и Курехин тоже говорил, что "Ленин – гриб". И что?
Всех не зашутишь!

Напоследок неплохая статья преподавателя Высшей школы экономики по мотивам книги:
http://cultlook.media/ak_media_wars

https://exsistencia.livejournal.com/22223.html


Метки:  

Жан Бодрийяр. ЗАГОВОР ИСКУССТВА (Впервые на русском!) окончание

Суббота, 26 Марта 2016 г. 16:43 + в цитатник
Внимание! Это черновик. Но раз уж такой ажиотаж, выкладываем. Окончательный вариант с очень важными примечаниями и пояснениями будет позже.

В этом все двуличие современного искусства: оно претендует на ничтожность, незначительность, нонсенс, стремится к нулю, в то время как уже является ничем. Стремится ничего не значить, в то время как уже ничего не значит. Претендует на поверхностность, в то время как уже не имеет никакой глубины. На самом деле ничтожность – это таинственное свойство, на которое не может претендовать кто или что попало. Незначительность, подлинная бессмыслица – это вызов, победный вызов смыслу, нищете смысла. Искусство исчезновения смысла – это исключительное свойство, присущее лишь некоторым редчайшим работам, которые на такое и вовсе не претендовали. Есть что-то вроде инициации ничтожности, также как посвящения в Ничто, или приобщения ко Злу. Но есть и преступление посвященных - фальсификация ничтожности, снобизм ничтожеств - всех тех, кто проституирует Ничто ради наживы, кто проституирует Злом в корыстных целях. Нельзя потворствовать этим фальсификаторам. Когда Ничто выходит на уровень знака, когда Ничтожность внезапно возникает в самом центре системы знаков – это является фундаментальным событием искусства. Это поистине поэтическое действо – сотворить Ничто, равное [à la] силе знака; это вовсе не банальность или безразличие к реальному, а радикальнейшая иллюзия. Так Энди Уорхол по-настоящему ничтожен, в том смысле, что он помещает ничтожность в саму основу образа. Он делает из ничтожности и незначительности нечто, что превращает их в фатальную стратегию образа.
Тогда как стратегия остальных – не более чем коммерческая стратегия (продвижение) ничтожности, которой придается товарный [publicitaire] вид, сентиментальная форма товара, как говорил Бодлер. Они прячутся за собственным ничтожеством и за метастазами рассуждений [discours] об искусстве, которые вовсю используются (игра слов: щедро тратятся) для того, чтобы превратить ничтожность в ценность и набить ей цену (в том числе, разумеется, и на арт-рынке). В определенном смысле, это хуже, чем ничто, потому что это ничто – ничего не означает, и все же существует, само предоставляя все необходимые основания для своего существования. Подобная паранойя заговорщиков от искусства делает более невозможным какое-либо критическое [о]суждение о ничтожности, но лишь непременно доброжелательное и взаимообменное. В этом и заключается заговор искусства и его первичная сцена, состоящая из всех этих вернисажей, галерей, экспозиций, реставраций, коллекций, дарений и спекуляций, - заговор, который невозможно раскрыть ни в одном из известных миров, потому что за мистификацией образов он укрывается от всякой мысли.
Другим аспектом этого двуличия современного искусства является то, что блефуя ничтожностью, оно заставляет людей действовать от противного: придавать значимость и доверие ко всему этому под предлогом (на основании) того, что совершенно невозможно чтобы это и впрямь было настолько ничем [nul], и что за всем этим должно скрываться хоть что-нибудь. Современное искусство играет на этой неуверенности (неопределенности), на этой невозможности оценочного суждения относительно его эстетических основ и спекулирует на чувстве вины тех, кто в нем ничего не понимает, или не понимает того, что здесь и понимать нечего (игра слов: не понимает ничто, или не понимает, что здесь нет ничто). И в этом опять же преступление посвященных. Но в принципе, можно также предположить, что эти люди, которых искусство держит в черном теле (внушает благоговейный страх), на самом деле все понимают, потому что само их ошеломление свидетельствует об интуитивной способности понимания: понимания того, что они жертвы злоупотребления властью, того, что от них срыли настоящие правила игры, и того, что их просто надули. Другими словами, искусство включилось (не только в финансовом аспекте арт-рынка, но и в плане менеджмента самими эстетическими ценностями) в глобальный процесс преступления посвященных. И не оно одно: политика, экономика, информация используют то же соучастие и ту же ироническую безропотность со стороны своих "потребителей".
"Наше восхищение живописью является результатом длительного процесса адаптации, продолжающегося столетиями, и происходит оно по причинам, которые очень часто не имеют ничего общего ни с искусством, ни с рассудком. Живопись создала своего зрителя [récepteur]. По сути, это конвенционные отношения" (Гомбрович в переписке с Дюбюффе).
Вопрос только в том, сможет ли такого рода механизм по-прежнему функционировать в ситуации критической дезиллюзии и коммерческого умопомешательства? И если сможет, то сколько еще продлится этот иллюзионизм и оккультизм – сто лет, двести? Или же искусство получит право на вторую жизнь, бесконечную, вроде секретных служб, у которых, как известно, уже давно нет секретов, достойных того, чтобы их похищать или ими обмениваться, но которые, тем не менее, процветают за счет предрассудков о своей полезности и по-прежнему становятся предметом вырастающих до мифов кривотолков.


Напоминаем, что только что вышел самый актуальный именно на данный момент сборник Бодрийяра "ДУХ ТЕРРОРИЗМА. ВОЙНЫ В ЗАЛИВЕ НЕ БЫЛО".
Все подробности и список онлайн и офлайн магазинов с прямыми ссылками на издание тут.

Помните: приобретая новую книгу Бодрийяра, вы способствуете выходу следующей.

https://exsistencia.livejournal.com/21873.html


Метки:  

Телевиденье рекламирует самую злую книгу о телевиденье

Суббота, 19 Марта 2016 г. 20:32 + в цитатник
По ящику отмечают победу в войне против мирового терроризма в какой-то далекой стране неподалеку от Персидского Залива, которую мы наблюдали с камер самолетов и кораблей практически в прямом эфире. Такое уже было. Но только в 1991-ом и в Америке. Тогда-то Бодрийяр и у строил мировой скандал, написав книгу "Войны в Заливе не было", которую очень вовремя издал-таки и у нас. Отсюда и резонанс: и телевиденье, и радио, и газеты. Впрочем, обо всем по порядку.

Первой на издание книги откликнулась Газета.ru, поместив книгу на первое место в подборке самых важных книжных новинок марта:
http://www.gazeta.ru/comments/2016/03/09_a_8114255.shtml

Бодрийяр сильно взбодрил местных кремлеботов. А затем книга угодила в ящик.

Телепередачи Николая Александрова "Порядок слов" и "Разночтения" смотрю уже лет 15, сначала на Культуре, теперь на ОТР, когда попадется. И вот гляжу - книжка знакомая:
http://www.otr-online.ru/programmi/poryadok-slov-3766/romani-o-pobede-51623.html

Тут отрывок именно про книгу:


Впервые вижу, чтобы Александрову приходилось сдерживаться, дабы не сказать лишнего. Но про гибридную войну, и про то, что телевизор все врет, он все же выкрикнуть успел прежде чем руки заломили.
Телевиденье-то общественное, а общество сами знаете за кого (по крайней мере так утверждает само телевиденье).

Зато на Эхо Москвы тот же Александров сказал и процитировал все без экивоков:
http://echo.msk.ru/programs/books/1731752-echo/

Жалко только, что пока на книгу откликаются только либералы с оппозицией. А ведь много чего интересного в ней могли бы найти для себя и патриоты. Антиамериканизм, антиглобализм и, к слову, анилиберализм в ней просто зашкаливают. Пропагандисты и из другого лагеря вполне могли бы надергать убойных цитат.

https://exsistencia.livejournal.com/21709.html


Метки:  

Жан Бодрийяр. ЗАГОВОР ИСКУССТВА (Впервые на русском!)

Суббота, 05 Марта 2016 г. 06:11 + в цитатник
В честь выхода сборника "Дух терроризма. Войны в Заливе не было" (все подробности и список онлайн и офлайн магазинов с прямыми ссылками на издание тут) предлагаем вашему вниманию перевод самой скандальной статьи Бодрийяра. Первоначально она была опубликована в газете Libération в мае 1996 года, а затем, ввиду особой важности выпущена отдельной брошюрой, на нечетных страницах которой печатался сам текст, а на четных гигантским шрифтом главные положения из него. Она явилась продолжением одной из тем книги "Идеальное преступление" (которую называют также "Симулякры и симуляция-2"). Однако реакция на статью оказалась столь бурной, что Бодрийяру еще долго приходилось объяснять свою позицию в интервью и других статьях, в результате чего вышла целая книга "Заговор искусства". Из-за того, что статья когда-то была опубликована в "ХЖ", "Заговор искусства" у нас постигла та же участь, что и "Симулякры и симуляцию" и "Войны в Заливе не было": считается, что книга выходила и ссылаются на публикацию той самой статьи, которую видели разве что подписчики журнала.

Так же как в окружающей нас повсюду порнографии исчезла иллюзия желания, в современном искусстве исчезло желание иллюзии. В порно уже больше нечего желать. После оргии и раскрепощения [libération] всех желаний, мы погрузились в транссексуальность - то есть транспарентность секса - в пространство знаков и образов, которые стирают всякую его тайну и всякую неоднозначность. Транссексуальность в том смысле, что все это не имеет ничего общего с иллюзией желания, а связано лишь с гиперреальностью образа.
Так же и с искусством, которое утратило желание иллюзии в пользу возведения всего в степень эстетической банальности, и которое, таким образом, стало трансэстетичным. В случае с искусством оргия модерности заключалась в том ликовании, с которым происходила деконструкция объекта и репрезентации. На этом этапе эстетическая иллюзия еще сохраняла свою силу, так же как в сексе еще была сильна иллюзия желания. Энергии половой дифференциации, пронизывающей все формы желания, в искусстве соответствовала энергия диссоциации реальности (кубизм, абстракционизм, экспрессионизм), однако, и той и другой присуще стремление силой вырвать тайну желания или тайну объекта. Вплоть до исчезновения двух этих устойчивых структур – сцены желания и сцены иллюзии – в пользу той же транссексуальной и трансэстетической обсценности – обсценности виденья, неумолимой транспарентности всего на свете. На самом деле, уже невозможно обнаружить и порнографию как таковую, потому что порнография практически повсюду, а ее сущность проникла во все визуальные и телевизионные технологии.
Но, быть может, по сути мы только и занимаемся тем, что ломаем комедию искусства, так же как иные общества ломали комедию идеологии, как итальянское общество, к примеру (и не только оно), продолжает ломать комедию власти, или как мы сами ломаем комедию порно в обсценном тиражировании [publicité] образов женского тела. Этот непрерывный стриптиз, этот фантазм открытости секса, этот сексуальный шантаж, - если бы все это было настоящим, то это было бы по-настоящему невыносимо. К счастью, все это слишком очевидно, чтобы быть настоящим. Транспарентность слишком безупречна [belle], чтобы быть настоящей. Что касается искусства, то оно слишком поверхностно, чтобы быть по-настоящему ничем [nul]. За всем этим должна скрываться какая-то тайна. Как в анаморфозе, должен быть угол зрения, под которым весь этот немыслимый разгул секса и знаков приобретает хоть какой-то смысл, однако в данный момент нам не остается ничего, кроме как переживать все это с ироническим безразличием. Есть ли в подобной ирреальности порно, в подобной незначительности искусства какая-то загадка, проявляющаяся через негатив, какая-то тайна, проявляющаяся между строк, или, кто знает, ироническое проявление нашей судьбы? Если все становится слишком очевидным, чтобы быть настоящим, то, вероятно, еще остается какая-то возможность иллюзии. Что скрывается за этим ложно-транспарентным миром? Иная форма мышления или окончательная лоботомия?
Искусство (современное) еще могло бы относиться к проклятой доле, могло бы быть своего рода драматической альтернативой реальности, выражая собой вторжение ирреального в реальное. Но что еще может означать искусство в мире уже гиперреальном, холодном [cool], транспарентном, рекламном? Что еще может означать порно в мире уже порнографичном?
Так же как и реальности, которая глумится сама над собой в самой гиперреальной из гиперреальных форм, как сексу, который глумится сам над собой в самой эксгибиционисткой из эксгибиционистских форм, так и искусству остается разве что ехидно подмигнуть нам напоследок и глумиться самому над собой и собственным исчезновением в самой искусственной из искусственных форм – в форме иронии. Диктатура образов, во всяком случае – это диктатура иронического. Но сама по себе эта ирония уже не относится к проклятой доле, она составляет часть преступления посвященных [délit d'initié], этого тайного и постыдного сговора, который связывает художника, использующего атмосферу [aura] глумления, с ошеломленными и недоверчиво взирающими массами. А стало быть ирония – это часть заговора искусства.
Искусство, разыгрывавшее свое собственное исчезновение и исчезновение своего объекта, все еще было великим деланием [magnum opus]. Но может ли им быть искусство, которое, обкрадывая реальность, без конца занимается вторичной переработкой [recycler]? А ведь в подавляющем большинстве современное искусство занимается именно этим, то есть апроприацией банальности, отбросов, убожества, возводя все это в систему ценностей и идеологию. За всеми этими бесчисленными инсталляциями и перформансами нет ничего, кроме игры в компромисс одновременно с нынешним положением вещей и всеми прошлыми формами из истории искусств. Исповедование неоригинальности, банальности и ничтожия [nullité], возведенное в ранг эстетической ценности или даже извращенного эстетического наслаждения. Естественно, что все это убожество претендует на то, что оно становится более возвышенным [sublimer], переходя на следующий, иронический уровень искусства. Однако и на этом втором уровне все остается столь же ничтожным [nul] и незначительным, как и на первом. Переход на эстетический уровень ничего не спасает, как раз наоборот: получается убожество в квадрате. Все это претендует на то, чтобы быть ничем и не для чего [nul]: "Я бесполезен! Я ноль! Я ничто!" - и в самом деле: ничто.

Окончание тут

Напоминаем, что только что вышел самый актуальный именно на данный момент сборник Бодрийяра "ДУХ ТЕРРОРИЗМА. ВОЙНЫ В ЗАЛИВЕ НЕ БЫЛО".
Все подробности и список онлайн и офлайн магазинов с прямыми ссылками на издание тут.

Помните: приобретая новую книгу Бодрийяра, вы способствуете выходу следующей.

https://exsistencia.livejournal.com/21425.html


Метки:  

Жан Бодрийяр. ДУХ ТЕРРОРИЗМА. ВОЙНЫ В ЗАЛИВЕ НЕ БЫЛО: сборник

Четверг, 18 Февраля 2016 г. 23:52 + в цитатник


Вот так выглядит свежая книга Бодрийяра на русском – та самая, благодаря которой он и прославился на весь мир и без упоминания которой не обходится ни одна статья о мыслителе.
Правда, терроризм в издательстве решили поставить на первое место. Возможно, они правы, и это главная тема на сегодня, а "Дух терроризма", безусловно, самое сильное эссе Бодрийяра после "Заговора искусства".
Собственно, в сборнике целых три книги.
Конечно же сама "Войны в Заливе не было" – полный вариант книжного французского издания. В "ХЖ" в 90-х печаталась небольшая газетная компиляция, целиком текста на русском никогда не было.
"Дух терроризма", который сразу же после опубликования в Le Monde был переведен практически на все основные языки мира и, ввиду особой важности, выпускался во Франции отдельной брошюрой.
Следом за ней также отдельным изданием шло продолжение "Power Inferno: Реквием по Башням-близнецам, Гипотезы о терроризме, Насилие глобального".
Кроме того, в завершение темы, в сборник включены еще три статьи из Libération, нигде более не печатавшиеся.
Ну и, наконец, единственное крупное и словно бы взятое как раз по поводу издания интервью Бодрийяра для наших СМИ.
Со всеми этими дополнительными материалами получился не просто тематический "военно-террористический" сборник, а вполне даже сюжетно законченная книга.

Мнение известного критика Николая Александрова. Отрывок из телепередачи "Порядок слов":



Обложка предсказуема: горящие Башни-близнецы. Мультяшное "Бум!", очевидно олицетворяет мультяшную войну в Заливе. А может, бум вокруг книги, кто знает. Ну или просто указывает на ее взрывоопасность, даром, что для подстраховки предисловие попросили написать бывшего КГБшника и знатока единоборств.
Зато в этот раз в аннотации ничего не наврали:

В сборник вошли сразу две из самых известных публикаций выдающегося французского философа Жана Бодрийяра: "Войны в Заливе не было" и "Дух терроризма", посвященные анализу двух глобальных событий — Войны в Персидском заливе 1991 года и террористической атаки на США 11 сентября 2001 года. Бодрийяр по максимуму воспользовался этими двумя поводами обратиться к самой широкой публике и постарался превратить предлагаемые вниманию работы в квинтэссенцию основных положений своей философии, наглядно и доступно проиллюстрировав их всем известными примерами.
Война в Заливе прославилась не только участием большого количества стран, но и трансляцией телеканалами на весь мир в режиме реального времени. Однако Бодрийяр утверждает, что это "не-война", это "не-событие", это то, чего не было. Сама постановка вопроса о, казалось бы, совершенно очевидном факте, о том, что видели все в прямом эфире, вызвала довольно серьезный скандал, а блестящая аргументация принесла философу мировую известность. Название книги теперь рассматривается многими как поговорка, мем, даже своего рода мантра. Эта работа Бодрийяра легла в основу не менее культового, чем "Матрица", голливудского фильма "Хвост виляет собакой".
Если война в Заливе была для Бодрийяра не-событием, то теракт 11 сентября 2001 явился для него, напротив, "абсолютным событием". "Дух терроризма", состоящий из цикла статей, посвященных анализу терроризма и породившей его глобализации, является логическим продолжением "Войны в Заливе не было". Тему терроризма философ разрабатывал еще задолго до того, как она стала актуальной для всех. Поэтому он первый, кто смог предложить наиболее развернутый и оригинальный анализ проблемы.


Текст на заднике тоже удачен, особенно совет самого Бодрийяра: "Быть метеочувствительными к глупости и вранью как к плохой погоде". Это, пожалуй, сейчас самое главное, потому что правду о происходящем на Украине, в Сирии, Турции, все в том же Заливе мы никогда не узнаем. Однако… Впрочем, не будем пересказывать, скажем лишь, что более актуальную именно сейчас книгу сложно найти. Там все про сейчас, не в бровь, а в глаз.

Список онлайн и офлайн магазинов с прямой ссылкой на издание, кликабельно:

Фаланстер
Все свободны (Питер)
Циолковский
Московский Дом книги
OZON.ru
Лабиринт
Читай-город
Буквоед
Read.ru
Указка.Ру
ТД Москва
Дом Книги Медведково
Дом Книги Молодая Гвардия
Санкт-Петербургский Дом книги
ЛитРес
My-shop.ru
КомБук
Библион
Books.Ru
Книга.ру
Подписные издания
book&shop
Республика
bookpiter
Книжная лавка
Моя книга
100book.ru
bookin.org.ru
books.ln-shop.ru
shopmatik
Partner-online.ru
Wildberries
Alib.ru
Книжная ярмарка ДК Крупской
Магистр
Книжный Лабиринт
Чакона
Книжный барс
Загря
SetBook (международный)
OZ.by(Белоруссия)
bestbooks.by (Белоруссия)
Читатель.by (Белоруссия)
Literatura.by (Белоруссия)
bambook.com (Украина)
Topbooks (Украина)
mediasvit.com (Украина)
Квартал подарков (Украина)
Книжный бум (Украина)
ЧтецЪ (Украина)
Лавка бабуин (Украина)
Книгоград (Украина)
Аконит (Украина)
flip.kz (Казахстан)
Rahva Raamat (Эстония)
Полярис (Латвия)
Интеллектуальная книга (Латвия)
Книгамир (международный)
insellbooks.com (международный)
Knigi-janzen.de (Евросоюз)
Руслания (Финляндия)
Isradon (Израиль)
Kniga.com (США)
vasha-kniga.com (США)
Bukinist.com (США)
Книгомания (Канада)
Amazon.com

Bookmate - официальная электронная версия (бесплатно по промокоду GORKY)

Если и вторая книга окажется столь же успешна, как "Симулякры и симуляция" (которая, напомним, вошла в топы наиболее значимых книжных по итогам года), то есть все шансы пробить еще одну – "Идеальное преступление", или, как ее называют "Симулякры и симуляция-2", а может быть, даже и "Заговор искусства". Все в ваших руках.

Ну, по крайней мере, никого, я думаю, сильно не затруднит донести весть о свежей книге Бодрийяра, оставить на вышеприведенных сайтах магазинов отзывы, оценки, и всякие лайки и перепосты в соцсетях. Только от вашей активности теперь зависит, будут ли еще книги Бодрийяра на русском, а у него их еще достаточно.
Спасибо.

Требуйте в магазинах Москвы и других крупных городов России, ближнего и дальнего зарубежья! Купить можно всюду.

https://exsistencia.livejournal.com/21017.html


Метки:  

Жан Бодрийяр. СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИЯ Книга года №2

Воскресенье, 03 Января 2016 г. 21:01 + в цитатник
Эх, чуть-чуть не дотянули до первого места в общем итоговом топе "Фаланстера" за весь 2015. Второе место:
http://falanster.su/top/

И в Питерском варианте "Фаланстера" "Все свободны" по итогам года Бодрийяр тоже №2 и тоже после стихов:
http://vse-svobodny.com/itogi-2015-goda/

Еще в одном рейтинге "50 лучших книг 2015 года":
http://so-l.ru/news/show/50_luchshih_knig_2015_goda_po_mneniyu_nikolaya_podosok

И еще в ряде готовящихся топов "Симулякры и симуляция" также в первых десятках. Очередной тираж уже закончился, будет ли еще – неизвестно.

Зато сборник "Войны в Заливе не было" обещают начать верстать уже в этом месяце. В свете происходящих событий, книга должна превзойти по популярности даже "Симулякры". Там все про сейчас, не в бровь, а в глаз.

Ну а пока предлагаем главу из известного издания "50 великих книг по философии", где "Симулякры и симуляция" (вернее их краткое содержание) занимают пятое место (орфография и пунктуация издательства "Эксмо" сохранены).

50 великих книг по философии
Симулякры и симуляция

"Нет больше зеркала ни сущего и его отображения, ни реального и его концепта... Реальное производится на основе миниатюрнейших ячеек матриц и запоминающих устройств, моделей управления — и может быть воспроизведено неограниченное количество раз. Оно не обязано более быть рациональным, поскольку оно больше не соизмеряется с некоей, идеальной или негативной, инстанцией".
"Мы живем в мире, где существует все больше информации и все меньше смысла".

В двух словах

Мы больше не живем в мире, где знаки и символы указывают на истину; теперь они стали истиной.

Жан Бодрийяр
Жан Бодрийяр умер в 2007 году, но мы до сих пор усваиваем и перерабатываем многие его идеи. Величайший теоретик постмодернизма был социологом и работал двадцать лет на кафедре социологии Нантеррского университета в Париже. На протяжении своей карьеры он был свидетелем студенческих бунтов 1968 года, падения коммунизма и появления того, что он назвал "гиперреальным" порядком медийного капитализма.
Образ мысли Бодрийяра отмечает безвозвратный и сокрушительный разрыв с традицией западной фило­софии, с ее сосредоточенностью на вопросах индиви­дуальности, свободы воли и познания, и даже с экзи­стенциалистской идеей "аутентичной" жизни.
Вместо этого он нарисовал картину индивидуально­сти, где индивидуальность является мифом, а люди — статистическими единицами, отражающими все, что происходит в медийном пространстве. Их единствен­ная цель заключается в потреблении знаков и обра­зов; в этой новой вселенной что-то является реальным лишь в том случае, если его можно воспроизводить бесконечно, а единичного и неделимого вообще не су­ществует.
Книга "Симулякры и симуляция" из-за своей удиви­тельной доступности сделала Бодрийяра модным фи­лософом за пределами Франции. Хотя примеры, ко­торые он приводит, относятся к культуре и политике 1970-х годов, большинство читателей без труда могут найти современные аналогии с его идеями.

Территория больше не имеет значения
В одной из своих новелл Хорхе Луис Борхес рассказал историю о картографах королевства, которые создали такую точную и подробную карту, что она расстилалась как лист по всей территории страны. По словам Бод­рийяра, в современном мире такие предприятия ка­жутся старомодными, так как все, что имеет реальное значение, — это сама карта.
Мы даже не пытаемся делать вид, что это абстрак­ция, помогающая нам достичь реальности: это и есть реальность.
"Однако речь уже не о карте и не о территории, — говорит Бодрийяр. — Исчезло суверенное различие между одним и другим, то самое, что составляло оча­рование абстракции".
Таким образом, привлекательность карты заключа­лась том, что для нас она не была точным отображе­нием реальности и оставляла место для абстракций. Однако теперь мы перестали пользоваться ею и за­ставляем "реальность" соответствовать нашим аб­стракциям. Мы больше не живем в дуалистическом мире бытия и его подобия, реальности и концепции. "Реальное" может бесконечно воспроизводиться ком­пьютерными программами, но, хуже того, эта новая реальность больше не соотносится с рациональной истиной:
"Речь идет уже не об имитации, не о дублировании, не даже о пародии.
Речь идет о субституции, подмене реального знаками реального..."
Бодрийяр называет этот новый мир гиперреально­стью. Одно из его интересных качеств состоит в том, что он устраняет необходимость в воображаемых ве­щах, так как больше не существует различия между ре­альностью и воображением.
Мы находимся в мире, который является гигант­ским симулякром (симуляцией, или подобием), который "никогда не обменивается на реальность, но только сам на себя, в замкнутой цепи без соотношений и чет­ких границ".
Хотя Бодрийяр не пользуется этой аналогией, мож­но представить бумажные деньги: их никогда не обме­нивают на золото или серебро, в которые они теорети­чески конвертируются. Скорее бумажные деньги явля­ются деньгами, а не их репрезентацией. Тот факт, что на самом деле это обычная бумага, не имеет никакого значения.

Вместо реальности мы фетишизируем прошлое
Для Бодрийяра поворотным моментом в истории был переход от мира знаков и символов, обозначающих ис­тину или идеологию и придающих большое значение скрытности, к миру, который больше не пытается это­го делать. По его словам, в эпоху симулякров и симуля­ций "больше нет Бога, которого можно было бы при­нять как своего, и нет Страшного суда, чтобы отделить ложь от истины".
Когда это происходит, подкрадывается ностальгия и томление по "истине" и аутентичности. Появляет­ся "движимое паникой производство реального и ре­ференциального, параллельное панике материального производства и превосходящее его". Когда все стано­вится абстракцией, ценность реальности увеличивает­ся многократно, но действительно ли нам нужна реаль­ность или только ее символы? Когда мы попадаем в мир симулякров и симуляций, трудно найти выход из него; мы едва сознаем различие между ним и реально­стью.
Бодрийяр полагает, что мы похожи на людей племе­ни тасадай, открытого этнологами в дебрях дождевого леса в 1970-х годах. С целью избежать полного истре­бления они отступили в глубину непроходимого дев­ственного леса. Этот живой музей был предназначен для сохранения их "реальности" и позволял им вести традиционный образ жизни, но любое отгораживание от окружающего мира само по себе было актом симу­ляции.
Сходным образом западные ученые тратят огром­ные деньги на сохранение египетских мумий не пото­му, что Древний Египет что-то значит для нас, но по­тому, что такие объекты как бы гарантируют особый смысл старинных вещей: "Вся наша линейная нако­пительская культура рушится, если мы не можем видеть прошлое пря­мо перед собой".
Такая "музеефикация" является признаком культуры, которая не­навидит секреты и хочет обладать другими культурами, анализируя и классифицируя их. Для нас они представляют ценность как символы того, что мы пришли им на смену.
Бодрийяр изображает Диснейленд как классиче­ский пример симулякра. Это воображаемое место, вос­созданное лишь для того, "чтобы заставить нас пове­рить, что все остальное [наше общество] является ре­альным". Диснейленд сохраняет иллюзию водораздела между истиной и выдумкой — иллюзию, в которой мы нуждаемся ради существования в своем вымышленном мире. Подобные места помогают нам избегать того факта, что сама Америка принадлежит к царству симу­ляций.

Политика в гиперреальном мире
Бодрийяр выходит за рамки типичных левых/марксистских представлений о капитализме как об амораль­ном общественном строе. Скорее капитализм является "чудовищным, беспринципным предприятием, и не бо­лее того".
Капитализм и капиталистические средства инфор­мации фокусируются на "экономике", "экономических показателях" и "спросе", как если бы эти вещи были центром общества. При этом "каждое идеальное разли­чие между истиной и ложью, добром и злом" разруша­ется ради того, чтобы "установить радикальный закон эквивалентности и обмена".
В капиталистическом обществе мы являемся обыч­ными потребителями. Однако для сохранения иллю­зии о свободных гражданах, живущих в динамичном демократическом обществе, капитализм устраивает кризисы, мешающие нам видеть, что его образ жиз­ни — это лишь конструкт.
Политическая власть в том виде, в каком мы ее сей­час наблюдаем, — выбор, одержимость личностью и занятиями президента и так далее, — это фарс, а все более интенсивное информационное освещение лишь показывает, что традиционной исполнительной власти больше не существует. Скорее властью становится вся система, о чем умалчивают массмедиа, поднимающие шумиху вокруг политики.
По мере того как люди все сильнее ненавидят поли­тику, фарс становится еще более замысловатым, чтобы поддерживать ощущение реальности.
Бодрийяр изображает убийство членов клана Кен­неди как последние политические убийства на Западе, поскольку Роберт и Дж. Ф. Кеннеди считались насто­ящими носителями власти. Они были слишком реаль­ными, поэтому они должны были уйти. Так или иначе, по словам Бодрийяра, в эпоху симуляций необходи­мость в настоящих убийствах исчезает; их можно симу­лировать, как произошло с Уотергейтским скандалом и политической смертью Никсона, которая стала об­разцом для современного ритуала жертвоприношения. Чем более важное положение вы занимаете, тем выше возможность, что вас принесут в жертву.

Гиперреальное медийное общество
В 1971 году телевизионная группа жила вместе с кали­форнийской семьей Лаудов в течение семи месяцев, снимая каждое их движение. Семья распалась под взо­рами двадцати миллионов зрителей, что привело к во­просу, какую роль в этом сыграло телевизионное шоу. Продюсеры рекламировали его как "съемки при види­мом отсутствии камер"; Бодрийяр называет это подме­ной реальности, блестящей фальшивкой, когда нечто реальное незаметно становится гиперреальным.
Типичный характер семьи (калифорнийцы из верх­ней части среднего класса, благопристойная жена-домохозяйка, три гаража, семеро детей) гарантировал ее разрушение, так как гиперреальная культура нуждается в частых жертвоприношениях. Однако "поскольку не­бесный огонь больше не поражает падшие города, их карает объектив камеры, который будто лазер пронза­ет житейскую реальность". Бодрийяр задается вопро­сом: "Говорит ли телевидение истину об этой семье или истину о телевидении?" И сам отвечает: "Факти­чески телевидение, явившее истину Лаудов, явило ис­тину о самом телевидении".
В увлекательном анализе кинематографа 1970-х го­дов Бодрийяр обсуждает связь между фильмами и ре­альными событиями. Он говорит, что инцидент на ядерном реакторе в Тримайл-Айленд в США имел свой голливудский аналог в фильме "Китайский синдром". Кинематографическое событие стало более важным, чем реальное происшествие. Такое насилие над истиной происходит в реальном мире.
Словно предсказывая развитие Интернета и фено­мен социальных сетей, Бодрийяр отмечает, что теперь людей оценивают по степени их участия в потоке ме­дийных сообщений: "Тот, кто недостаточно представ­лен в массмедиа или не подвержен их влиянию, счи­тается маргинальной или практически асоциальной личностью", — говорит он. Поток медийной информа­ции считается безусловным благом, которое умножает смысл бытия точно так же, как движение капитала умножает богатство и благополучие.
Одно из ключевых высказываний Бодрийяра гласит:
"Мы живем в мире, в котором все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла".
Он задает вопрос: "Находятся ли СМИ на стороне власти, манипулируя массами, или они на стороне масс и занимаются ликвидацией смысла, творя не без доли наслаждения насилие над ним? Вводят ли СМИ мас­сы в состояние гипноза или это массы заставляют СМИ превращаться в бессмысленное зрелище?" В то время как при старом порядке люди беспокоились о первом, второе, несомненно, представляется более зловещим.
Реклама традиционно считалась второстепенной по отношению к товарам, для которых она предназначе­на, но, по мнению Бодрийяра, реклама образует ядро нашей цивилизации. Рекламируемые товары относи­тельно малоценны; решающее значение имеет наше отождествление с историей, знаками и символикой, окружающей эти товары. Именно это является источ­ником нашего желания и тяги к потреблению.
Мы отправляемся по магазинам не столько для то­го, чтобы покупать вещи, сколько для того, чтобы оставаться в пределах гиперреальности. Нежелание потреблять эти знаки и символы приравнивается к подрывной деятельности.
Представление о рациональной личности, обладаю­щей свободой воли, является абсолютным мифом. Нас лучше всего рассматривать как сущности, поглощен­ные технологией и культурой потребления и являющи­еся ее частью.

Заключительные комментарии
Убедительный аргумент Бодрийяра гласит, что совре­менный мир отличается от модернистских представле­ний о "столкновении идеологий". По его убеждению, террористические атаки 11 сентября 2001 года не бы­ли результатом столкновения цивилизаций или войны ислама против христианских ценностей США. Скорее они были кульминационным моментом реакции мира против собственной глобализации и сдвига в гиперре­альность — последним ужасным залпом, выпущенным в ответ на проникновение массмедиа и технологий во все аспекты нашей жизни и поглощения системы цен­ностей.
Философы столетиями спорили о сравнительном значении субъекта (индивидуума) и объекта (окружа­ющего мира), но Бодрийяр считал, что эта дискуссия уже давно утратила смысл: объект одержал чистую по­беду.
Современный человек — это не индивидуум, в той или иной степени наделенный свободой воли, как нам внушали многие философские и теологические учения. Он больше похож на механизм, который потребляет и воспроизводит образы, существующие в массмедиа, ре­кламе и политике. Но самое печальное обстоятельство заключается в замене реальности гиперреальностью, которую Бодрийяр называет "идеальным преступлени­ем", так как большинство из нас не понимают, что это вообще произошло.

Жан Бодрийяр
Бодрийяр родился в Реймсе в 1929 году. Его родители были государственными служащими из фермерских семей, пере­ехавшими в город. Он был первым ребенком в своей семье, по­ступившим в университет. С 1966 по 1987 год он занимал разные должности в Нантеррском университете, а потом вел преподавательскую деятельность в Европейской высшей школе до своей смерти в 2007 году.
Его первая книга "Система вещей" (1968) была написа­на под сильным влиянием Ролана Барта, и на раннем этапе своего творчества Бодрийяр считался представителем пост­марксистской философии. Более поздние труды, связанные с теорией массовой информации, опирались на труды Марша­ла Маклюэна. Книга "Симулякры и симуляции" послужила источником вдохновения для фильма "Матрица", предлага­ющего вариант того, что может случиться, если гиперреальность будет доведена до логического завершения и станет всеобъемлющей.
Другие его книги: "Общество потребления" (1970), "Критика политической экономии знака" (1972), "Зерка­ло производства" (1975), "В тени молчаливого большин­ства" (1983), "Америка" (1986), "Забыть Фуко" (1987), "Войны в Заливе не было" (1991) и "Идеальное преступле­ние" (1995).

https://exsistencia.livejournal.com/20739.html


Метки:  

Рецензия в картинках на книгу Жана Бодрийяра СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИЯ

Воскресенье, 27 Декабря 2015 г. 21:14 + в цитатник
Оригинал взят у anonymnus в Рецензия в картинках на книгу Жана Бодрийяра СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИЯ





Для такой книги как "Симулякры и симуляция" обычная рецензия не годится. Потому что это не книга, а явление. Явление нельзя зарецензировать, написать о нем какой-то отзыв, его можно лишь зафиксировать. В снимках, например, и прочих наглядных изображениях. В сети таковых полно, потому что сначала перевод, а затем официальное издание породили целую симулякроманию. Наконец-то мы догнали остальной мир, где после выхода на экраны "Матрицы", эта работа Бодрийяра - неизменный бестселлер. О самой книге написано уже предостаточно, здесь можно только лишь повторяться, но вот о ее восприятии можно кое-что рассказать, вернее, показать. Что это – массовое увлечение, или массовое помешательство – решайте сами. А может, мы просто дозрели до Бодрийяра?



Начнем с того, что это та самая загадочная книга из культового фильма "Матрица":




Своей идеей фильм произвел на многих очень сильное впечатление, но кроме этой книги во весь экран Вачовски не оставили никаких ориентиров, куда дальше копать. А ведь всем так хотелось, как той Алисе, заглянуть в настоящее матричное зазеркалье, ну или пробудиться, как тому Нео:




И вот она (не прошло и 15-ти лет!) – та самая книга, сначала в неофициальном виде с большим ажиотажем вокруг нее в сети, затем в официальном издании, все с тем же ажиотажем (аж три переиздания за год) уже в реале:




Во всех (ну в самых продвинутых точно) книжных магазинах всегда на самом видном месте:




Всем хотелось побывать в шкуре Нео и выбрать красную таблетку, ну в смысле книгу, дающую возможность узнать правду:




Все, конечно, ожидали увидеть Бодрийяра в образе Морфеуса, рассказывающего Нео о том "насколько глубока кроличья нора" (кстати, в вырезанной сцене Морфеус цитирует целый абзац из книги):




Но Бодрийяр оказался не Морфеусом, который на самом деле мало чего знал, а самим Архитектором, который знал все, и на роль которого режиссеры Вачовски звали философа:




Он отказался (хоть его все равно потом "оцифровали, демоны!" для фильма о фильме), и правильно сделал, потому что книга гораздо глубже чем речи матричных персонажей. Сам Киану Ривз долго переваривал:




В общем-то, краткое содержание книги передает эта картина, а еще более краткое – соседняя:




И вот уже тысячи Нео внимают Бодрийяру о том, в каком мире они на самом деле живут.
Поначалу с опаской, тайно на ночь помолясь, ведь кругом агенты Смиты:




Затем смелее, дело дошло и до селфи с книгой в Инстаграме; это чтение по-женски, с фруктами на столе, а это – по-мужски, с ногами на стуле:




Некоторые начинали читать, что называется, не отходя от кассы, прямо в магазине. Вот она – жажда знания:




Или другой пример. Тем, кто не мог купить книгу, приходилось ее воровать. Заметьте, не какого-нибудь Кинга, а "Симулякры и симуляцию". Типичный улов шоплифтера:




Дальше – больше. Рок-группы озвучивали книгу, художники писали картины на тему симулякров, арт-провокаторы расклеивали баннеры с вымышленными цитатами из Библии (на манер вымышленного эпиграфа из книги):




В общем, ударили Бодрийяром по симуляции. Но некоторые, держа книгу в руках, настолько чувствовали себя Нео, что даже вырезали из нее страницы и превращали в тайник – как в фильме:




Вырезанные страницы тоже шли в дело – кто-то крутил из них косяки, пытаясь еще глубже вникнуть в содержимое, и даже пытался их продать:




Некоторым после употребления Бодрийяр виделся вместе с его старшим братом Ницше:




Некоторым - что Бодрийяр сам их вкуривает:




А кто-то вообще сам себе казался Бодрийяром, или вообще Бодрийяром с крылышками:




Впрочем, на желании сделать из книги тайник сделали целый бизнес. И правильно: зачем портить книгу, когда вот она, именно та самая из фильма, только уже не книга, а сумка. Симулякр "Симулякров и симуляции". Видимо, дизайнеры тоже курнули симулякров:




Майки с Бодрийяром и наклейки, типа "Бодрийчком!", очевидно, их следующий проект:




Но майки – это пошло. Вот вышивание Бодрийяра крестиком, или рисование такой вот штуковиной – другое дело:




Пластилиновый Бодрийяр – это концептуально. 3D Бодрийяр – это точно по книге. Но картина маслом самому Бодрийяру понравилась бы больше:




У профи инсталляции с намеком, дескать - проникни в мозг Бодрийяра:




Мимо такой популярности книги не смогли пройти и демотиваторщики. Да-да, нам повезло больше, чем Рене Декарту:




Ну и куда же без граффитистов:





Да, много Бодрийяра, но хорошего Бодрийяра должно быть много. В предварительном топе продаж главного философского магазина страны "Фаланстер" "Симулякры и симуляция", значится как лучшая книга года. Вот только ждать новой книги философа пришлось очень долго. Теперь, вроде бы, обещают издать самую известную и самую актуальную именно на данный момент его вещь "Войны в Заливе не было". Ту самую, которая легла в основу сначала книги, а потом также культового фильма "Хвост виляет собакой":




Но вот как-то не очень уверены издатели в народе. А Бодрийяр так скромненько выглядывает из дверей и ждет, и внемлет:




Кого ждет? Нас всех, конечно. Потому что, если Бодрийяр удержится на первом месте в топе по окончательным итогам, издатели точно решатся напечатать "Войны в Заливе не было". И вот тогда будет еще интереснее…

Надпись на бункере в Кувейте: "Жан Бодрийяр здесь был". А Войны в Заливе не было.


Комментарий "Фаланстера": "Это был специальный топ продаж книг по философии, составленный для Павла Пряникова - он в ЖЖ делал материал в честь Мамардашвили, но в принципе эта книга Бодрийяра в нашем финальном топе продаж будет на довольно высокой позиции судя по всему".

Тут внизу есть кнопочка "Поделиться" (или Share) и всякие соцсети выскакивают. На мой взгляд, достойное творение.

https://exsistencia.livejournal.com/20629.html


Метки:  

Жан Бодрийяр. ДУХ ТЕРРОРИЗМА (из сборника "Войны в Заливе не было") окончание

Четверг, 24 Декабря 2015 г. 21:57 + в цитатник
Свежий сборник Бодрийяра "Дух терроризма. Войны в Заливе не было" тут.

Ни в коем случае не атаковать систему, исходя из соотношения сил. Это воображаемое (революционное), навязанное самой системой, которая выживает только за счет того, что постоянно заставляет тех, кто ее атакует вести бой на всегда принадлежащей ей территории реального. Вместо этого перенести борьбу в символическую сферу, где основными правилами являются вызов, реверсия, повышение ставок. Так что на смерть ответить можно только смертью – равной или превосходящей [ставкой]. Бросить вызов системе в виде дара [жертвы], на который она не может ответить иначе как собственной смертью или собственным крушением.
Террористическая гипотеза состоит в том, что система сама должна покончить с собой в ответ на многократные вызовы смертей и самоубийств. Поскольку ни система, ни власть сами не смогут избавиться от символического долга – в этой ловушке и заключается единственный шанс их коллапса. В этом головокружительном цикле невозможного обмена смерти, смерть террориста - микроскопическая пробоина, но через нее все засасывается, образуется полость и гигантская воронка. Вокруг этой незначительной пробоины реального и власти вся система собирается, скручивается, зацикливается на себе и разрушается своей собственной свехэффективностью.

Тактика террористической модели заключается в том, чтобы вызвать избыток реального и заставить систему обрушиться под этим избытком реального. Вся ирония ситуации состоит в том, что мобилизованное насилие системы оборачивается против нее самой, потому что террористические акты – это одновременно и зеркало собственного запредельного насилия системы, и модель символического насилия, которое в ней запрещено, это единственный вид насилия, которое система не может осуществить - насилие своей собственной смерти.
Вот почему все видимое могущество бессильно против самой незначительной, но символической смерти нескольких лиц.
Нужно признать очевидное: появился новый терроризм, новый вид боевых действий, который заключается в том, чтобы участвовать в игре и изучать ее правила лишь для того, чтобы эффективнее их нарушать. Мало того что эти люди борются не на равных, поскольку делают ставку на собственную смерть, на что нечем возразить ("они трусы"[i]), так они еще и приспосабливают все средства господствующего могущества. Деньги и биржевые спекуляции, информационные и авиационные технологии, зрелищный размах и медиасети - террористы усваивают все: и модернизацию, и глобализацию, не меняя курса на их уничтожение.
Верх коварства, даже банальность американской повседневности они используют в качестве прикрытия для ведения двойной игры. Они спят в своих пригородах, читают и учатся в кругу семьи, чтобы однажды пробудиться, подобно бомбе замедленного действия. Безупречность исполнения этой подпольной деятельности почти столь же террористична, как и зрелищность акта 11 сентября. Ведь под подозрение попадает каждый: а может быть это безобидное существо - потенциальный террорист? Если они остались незамеченными, то и всякий из нас невыявленный виновник (каждый самолет тоже становится подозрительным), и в принципе, пожалуй, это правда. Вполне возможно, это убеждение связано с бессознательной склонностью к преступлению, замаскированной и тщательно подавляемой, но всегда способной если не снова проявиться, то, по крайней мере, тайно вибрировать при созерцании Зла. Так событие разветвляется до бесконечности, превращаясь в источник еще более изощренного ментального терроризма.
Радикальное отличие состоит в том, что террористы, владея всеми смертоносными средствами, которыми владеет система, обладают еще более фатальным оружием - своей собственной смертью. Если бы они ограничились борьбой против системы ее же оружием, они тотчас же были бы уничтожены. Если бы они противопоставили системе только собственную смерть, они также быстро бы исчезли, принося бесполезные жертвы, - то, чем терроризм почти всегда занимался прежде (сравните палестинские теракты-самоубийства), и почему он был обречен на поражение.
Все меняется с того момента, когда террористы начали сопрягать все доступные современные средства со своим в высшей степени символическим оружием. Последнее до бесконечности умножило их разрушительный потенциал. Именно этот коэффициент усиления (с которым мы не можем примириться) дает им такое преимущество. И наоборот, стратегия нулевой смерти, стратегия "чистой" технологической войны абсолютно не совпадает с этой стратегией преображения "реального" могущества в символическое.
Небывалый успех терактов представляет проблему, и чтобы разобраться в этом, нужно отбросить наши западные воззрения и увидеть, что происходит в головах террористов и в их организации. Такая эффективность терактов требует идеального планирования и максимальной рациональности, что мы с трудом представляем у других. И даже в этом случае, как и при любой рациональной организации, на которой основаны спецслужбы, всегда возможны утечки и просчеты.
Так вот, секрет такого успеха в другом. В отличие от наших организаций, у террористов нет никаких трудовых договоров, у них есть некий пакт и жертвенные обязательства. Такие обязательства надежно защищены от любого предательства и всякой коррупции. Чудо состоит в том, что им удалось адаптироваться к глобальной сети и техническому протоколу, нисколько не теряя этого соучастия в жизни и в смерти. В противоположность контракту, пакт не связывает отдельных лиц, даже в "самоубийстве" нет никакого индивидуального героизма - это коллективный жертвенный акт, скрепленный идеальным требованием. И сопряжение двух систем [dispositifs] - операциональной структуры и символического пакта, сделало возможным осуществление акта такого масштаба.
Мы больше не имеем представления о символическом расчете, как в покере или при потлаче: минимальная ставка - максимальный результат. Именно это было достигнуто в результате теракта на Манхэттене и является достаточно хорошей иллюстрацией теории хаоса: первоначальный удар привел к непредсказуемым последствиям, тогда как гигантское развертывание операции ("Буря в пустыне") американцами привело лишь к смехотворному эффекту: ураган, закончившийся, если можно так сказать, трепетанием крыльев бабочки.
Суицидальный терроризм был терроризмом бедных, нынешний терроризм – терроризм богатых. И особенно пугает нас то, что они стали обеспеченными (в их распоряжении находятся все средства), не переставая желать нашей смерти. Конечно, согласно с нашей системой ценности, они жульничают: делать ставку на собственную смерть - это не по правилам. Но их это не заботит, и новые правила игры устанавливаем уже не мы.
Все средства хороши, чтобы дискредитировать их действия. Например, называть их "самоубийцами" или "мучениками". Чтобы сразу добавить, что мученичество ничего не доказывает, оно ничего общего не имеет с истиной, и даже (если продолжать цитировать Ницше) мученик - главный враг истины. Конечно, их смерть ничего не доказывает, но в системе, где сама истина неуловима (или мы претендуем на то, что обладаем истиной?), вообще ничего нельзя доказать. Впрочем, этот в высшей степени моральный аргумент опрокидывается. Если добровольный мученик-камикадзе ничего не доказывает, то и невольные мученики - жертвы терактов также ничего не доказывают, и есть что-то неуместное и обсценное в том, чтобы делать из этого моральный аргумент (это вовсе не принимает в расчет их страдания и смерть).
Еще один недобросовестный аргумент - террористы обменивают свою смерть на место в раю. Их действие не бескорыстно, следовательно, оно не праведно. Их акт был бы бескорыстным, если бы они не верили в Бога, если бы смерть им не оставляла надежды, как это происходит в нашем случае (а ведь христианские мученики не рассчитывали ни на что, кроме этой божественной эквивалентности). То есть террористы снова борются не на равных, поскольку они получают право на спасение, на что мы не можем даже больше надеяться. Нам остается лишь носить траур по нашей смерти, тогда как они могут сделать из своей очень крупную ставку.
По сути все это - причина, доказательство, истина, награда, цель и средства - типично западная форма расчета. Даже смерть мы оцениваем в процентном соотношении, наподобие соотношения цены и качества. Экономический расчет - это расчет нищих, которые даже не имеют мужества назначить свою цену.
Что может случиться - кроме войны, которая сама по себе экран конвенционной защиты? Говорят о биотерроризме, о бактериологической войне, или ядерном терроризме. Но все из вышеназванного принадлежит не к порядку символического вызова, а скорее к порядку окончательного решения[ii] - к уничтожению без славы, без риска, и без слов.
Итак, совершенно неправильно видеть в террористической акции чисто деструктивную логику. Представляется, что их собственная смерть неотделима от их действий (это как раз то, что делает акт символическим), и это вовсе не безличное уничтожение другого. Все дело в вызове, дуэли, то есть в личном, дуальном взаимоотношении с противостоящей силой. За то, что противник унизил вас, он должны быть унижен вами. А не просто уничтожен. Нужно заставить его потерять лицо. А этого никогда не добиться одной голой силой и простым устранением другого. Он должен быть атакован и разбит в пылу вражды. Кроме пакта, связывающего террористов между собой, тут еще есть что-то вроде дуэльного пакта с противником. Таким образом, это совершенно противоположно "трусости", в которой обвиняют террористов, и это совершенно противоположно тому, что делали, к примеру, американцы во время войны в Заливе (и то, что повторяется в Афганистане): операциональная ликвидация незримой цели.
За всеми этими перипетиями мы должны сохранить, прежде всего, ясность образов. Мы должны сохранить их содержательность и их фасцинацию, так как они, хотим ли мы этого или нет, являются нашей первичной сценой[iii]. А события в Нью-Йорке, одновременно с радикализацией ситуации в мире, радикализировали и соотношение образа с реальностью. Если раньше мы имели дело с непрерывным распространением банальных образов и с непрерывным потоком дутых событий, то террористический акт в Нью-Йорке воскресил одновременно и образ и событие.
Среди прочих средств системы, которые были обращены против нее самой, террористы использовали отображение в реальном времени и мгновенное распространение этих образов по всему миру. Они присвоили это средство наряду с биржевыми спекуляциями, электронной информацией и воздушным сообщением. Роль образов весьма неоднозначна: прославляя и усиливая событие, вместе с тем они берут его в заложники. Одновременно с бесконечным размножением происходит отвлечение внимания [diversion] и нейтрализация (как это уже было с майскими событиями 1968 года[iv]). Об этом всегда забывают, когда говорят об "опасности" СМИ. Образ потребляет событие, в том смысле, что он поглощает его и делает готовым к употреблению. Конечно, это придает событию небывалую доныне силу воздействия, но уже в качестве события-образа.
Что же тогда такое реальное событие, если вся реальность пронизана образами, фикциями, виртуальностью? В данном случае можно говорить (возможно, с некоторой скидкой) о воскрешении реального и насилия реального в мире, обреченном на виртуальность. "Закончились все ваши виртуальные истории, эта - реальная!". Так же можно было бы говорить о воскрешении истории после ее объявленного конца. Но превзошла ли реальность фикцию на самом деле? Если это так выглядит, то потому, что реальность поглотила ее энергию и сама стала фикцией. Можно даже сказать, что реальность ревнует к фикции, что реальное завидует успеху образов… Это своего рода дуэль между ними, в котором каждая из сторон хочет доказать, что это она наиболее невероятна.
Обрушение башен Всемирного торгового центра невообразимо, но этого недостаточно, чтобы стать реальным событием. Чрезмерного насилия недостаточно, чтобы обнажить реальность. Потому что реальность - это принцип, и именно этот принцип утрачен. Реальность и фикция безнадежно перепутаны, и фасцинация теракта - это, прежде всего фасцинация образа (события одновременно катастрофические и вызывающие восхищение, сами по себе остаются в значительной степени воображаемыми).
В таком случае, следовательно, реальное привносится в образ как примесь страха, как дополнительное острое ощущение. Это не только ужасающе, но еще и реально. Первично не насилие реального, к которому затем добавляется острое ощущение от образа - первичен, скорее, образ, к которому добавляется острое ощущение от реального. Что-то вроде сверхфикции, фикции, идущей за пределы фикции. Баллард[v] (вслед за Борхесом) говорил, например, о повторном изобретении реального как предельной и самой ужасной фикции.
Это террористическое насилие, следовательно, не возвращение реальности и истории. Это террористическое насилие не "реально". Оно в определенном смысле хуже - это символическое насилие. Насилие само по себе вполне может быть банальным и безопасным. Только символическое насилие порождает сингулярность. И в этом сингулярном событии, в этом манхэттенском фильме-катастрофе сопрягаются в наивысшей точке два элемента массовой фасцинации XX века: белая магия кино и черная магия терроризма. Видимый свет образа и невидимый свет терроризма.
Постфактум мы пытаемся придать этому событию какой-либо смысл, как-то интерпретировать его. Но бесполезно - такова радикальность зрелища, жестокость зрелища, которое одно оригинально и неустранимо. Зрелище терроризма внушает терроризм зрелища. И против этой имморальной фасцинации (даже если она вызывает всеобщее моральное осуждение) политический порядок не может ничего сделать. Это наш театр жестокости, единственный, который у нас еще остался - экстраординарный в том плане, что соединяет в себе наивысшую точку спектакулярности[vi] и наивысшую точку вызова. Это одновременно микромодель ослепительного ядра реального насилия с максимальным резонансом - а значит наиболее чистая форма спектакулярного - и жертвенная модель, противопоставляющая историческому и политическому порядку наиболее чистую символическую форму вызова.
Любая бойня может быть прощена, если она имела какой-то смысл, если ее можно интерпретировать как историческое насилие - такова моральная аксиома права на насилие. Любое насилие может быть прощено, если оно не было ретранслировано средствами массовой информации ("Терроризм — ничто без медиа"). Но все это - иллюзия. Нельзя найти правильный способ использования средств информации, они являются частью события, являются частью террора, и они действуют в обоих направлениях.
Акт возмездия развивается по принципу такой же непредсказуемой спирали, как и террористический акт, никто не знает, на чем он остановится, где повернет вспять и что за этим последует. Как на уровне образов и информации нет возможности различения между спектакулярным и символическим, так нет возможности различения между "преступлением" и возмездием. И в этом неконтролируемом развязывании реверсивности заключается настоящая победа терроризма. Победа ощущается в подспудном разветвлении и проникновении события по всей системе - не только в виде прямой экономической, политической, биржевой и финансовой рецессии[vii], и как следствие моральной и психологической рецессии, но также и в рецессии системы ценностей, всей либеральной идеологии, свободного движения капиталов, товаров, людей и т.д., рецессии всего того, что составляло гордость западного мира, и чем он пользовался, чтобы оказывать влияние на весь остальной мир.
Вплоть до того, что либеральная идея, еще новая и свежая, уже начинает умирать в сознании и нравах, и что либеральная глобализация будет осуществляться в форме совершенно противоположной: в виде полицейской глобализации, тотального контроля и террора безопасности. Либерализация закончится максимальным принуждением и ограничением и приведет к созданию общества, которое будет максимально приближено к фундаменталистскому.
Спад производства, потребления, финансовых спекуляций и экономического роста (но только не коррупции!): все происходит так, словно глобальная система совершила стратегическое отступление, болезненную переоценку своих ценностей - казалось бы, в ответ на террористический удар, но на самом деле, в ответ на свое внутреннее требование - вынужденную регуляцию результата абсолютного беспорядка, который она навязала сама себе, глубоко проникнувшись, так сказать, своим собственным поражением.
Еще одним аспектом победы террористов является то, что все другие формы насилия и дестабилизации порядка действуют в их пользу: информационный терроризм, биологический терроризм, распространение слухов о сибирской язве и прочей недостоверной информации – все приписывается Бен Ладену. Терроризм мог бы записать в свой актив даже стихийные бедствия. Ему выгодны все формы дезорганизации и нарушения циркуляции. Сама структура глобального обобщенного обмена играет на руку невозможному обмену. Это как автоматическое письмо[viii] терроризма, поддерживаемое непроизвольным терроризмом информации. Со всеми паническими последствиями, которые из этого следуют: если во всей этой истории с сибирской язвой[ix] отравление сознания происходит само собой, благодаря мгновенной кристаллизации, как в химическом растворе от простого контакта молекул - это значит, что вся система достигла критической массы, что делает ее уязвимой для любой агрессии.
Из этой экстремальной ситуации сложно найти выход, ни в коем случае это не война, которая представляется как дежавю, с таким же потоком вооруженных сил, фантомной информации, бессмысленных обстрелов, лживых и патетических речей, технологического развертывания и оболванивания. Короче говоря, как война в Заливе, не-событие, событие, которого на самом деле не было.
Впрочем, в этом есть определенный смысл: подменить подлинное и потрясающее событие, уникальное и непредсказуемое, псевдо-событием, монотонным и ужевиденным [déjà vu]. Террористический акт соответствовал прецессии события всем моделям интерпретации, тогда как эта тупо милитаристская и технологическая война, наоборот, соответствует прецессии модели событию, следовательно, ложной цели и не-бытию. Война как продолжение отсутствия политики другими средствами.





[i] Из речи президента США Буша: "Сама свобода была атакована сегодня утром безликим трусом, и свобода будет защищена!"
[ii] Окончательного решение еврейского вопроса - нацистский план геноцида евреев.
[iii] Первичная сцена - вспоминаемая или воображаемая сцена из детства, относящаяся к некоторому раннему сексуальному опыту, чаще всего о половом акте своих родителей.
[iv] Майские события 68-го года (Красный май) - социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку. Хотя все это и привело, в конечном счете, к смене правительства, но не привело к революции. По мнению Бодрийяра, исключительно по вине СМИ, которые сначала способствовали распространению протеста, а затем просто его нейтрализовали.
[v] Баллард, Джеймс (1930-2009) - британский писатель, одна из крупнейших фигур английской литературы второй половины XX века. Первоначально известность ему принесли научно-фантастические рассказы и романы, а позже психопатологические триллеры ("Автокатастрофа", "Бетонный остров" и др.).
[vi] Спектакулярный (потрясающий, сенсационный) – зрелищный, впечатляющий, драматичный, яркий, демонстративный, наглядный, показной, эффектный.
[vii] Рецессия - спад производства или замедление темпов экономического роста. Депрессия, застой, падение активности.
[viii] Автоматическое письмо - процесс письма, который предположительно является результатом бессознательной деятельности пишущего в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса.
[ix] Имеется в виду рассылка писем со смертельно опасными спорами сибирской язвы вскоре после терактов, что вызвало в США настоящую панику. Во всех этих письмах, от руки датированных 11 сентября, было написано: "Смерть Америке. Смерть Израилю. Аллах велик". В результате погибли 5 человек, еще 17 оказались в больницах. Впоследствии выяснилось, что письма якобы рассылал сумасшедший ученый-биолог, работавший в правительственной лаборатории.


P.S. Напоминаем, что в предварительном топе продаж главного философского магазина страны "Фаланстер" "Симулякры и симуляция" значится как лучшая книга года. Если Бодрийяр удержится там на первом месте по окончательным итогам, издатели точно решатся напечатать самую известную и самую актуальную именно в данный момент его книгу "Войны в Заливе не было". Все в ваших руках.

Данный текст был переведен
для сборника "Войны в Заливе не было".

https://exsistencia.livejournal.com/20380.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_exsistencia
Страницы: [3] 2 1 Календарь