-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Buvay_Sar

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 4034


Рассказ о Халифате

Понедельник, 12 Марта 2012 г. 16:11 + в цитатник

Аравийский полуостров арабы обжили примерно в IX веке до н.э., и за шестнадцать столетий доИсламской Истории бедуины не создали никаких государственных образований, Набатейское царство и город-государство Пальмира находились в пределах полуострова, но были основаны не бедуинами. Столицей Набатейского царства была Села (или Петра, как называли ее греки). При Царе Харрисе III в I веке до н.э. набатеи захватили Дамаск. В 106 году Набатейское царство было покорено Римом и превращено в римскую провинцию Аравия. Другой значительный центр сирийской государственности - Пальмира (Тамдор) – был захвачен римлянами и разрушен в 272 году, когда царица Зейнаб (Зиновия) попыталась противодействовать Риму.Новое время на арабо-мусульманском Востоке началось задолго до европейского - в VII веке, то есть почти за тысячу лет до эпохи Французского Просвещения. Вольтер, будучи образованным европейцем и потому свысока смотревшим на "отсталый Восток", в пределах этой своей образованности превратно и несправедливо толковавшим о значении Мухаммеда(САС), к концу жизни поменял свое отношение к нему на самое восторженное...

Завоевание Мекки


Поселение Мекка, которое во II веке Птолемей упоминает под именем Макораба (макраб-"святилище"),располагалось на скрещении торговых путей,идущих с севера и юга по жаркой бесплодной долине. Они соединяли Красное море с территорией современного Ирака. Окруженная суровыми горами, Мекка могла существовать только благодаря воде источника Земзем, ставшего священным и для мусульман.Но,несмотря на столь раннее упоминание, значение центра религиозного паломничества Мекка приобрела лишь незадолго до 500 года.
 

Кааба Мекки представляла собой обнесенный стеной прямоугольный двор, в ограде которого помещались бетилы.Кааба придавала знатным мекканским Родам значительный религиозный авторитет.
По преданию,Мекка первоначально была занята племенем джурхум,а во времена переселения южных племен на север племя хузаа остановилось на ее территории и через несколько лет вытеснило джурхумитов. Тогда-то и появились в Мекке курейшиты- кочевники, сопровождающие караваны и разводящие верблюдов.Один из них, Кусай, глава племени, утвердился в городе.
Он восстановил Каабу,пришедшую в упадок при его предшественниках, и определил место возле святилища, даран-надва, где старейшины собирались для обсуждения важных вопросов. Кусай осуществил то, что впоследствии стало привилегией курейшитов и основой их возвышения: взял на себя руководство паломниками, снабжение их продуктами питания и защиту.Кусай также организовывал набеги на территории соседних племен, если те нарушали границы или нападали на паломников. После Кусая главой племени стал его старший сын Абд ад-Дара, которого затем сменил младший - Абд Манаф.
У старшего сына Абд Манафа, Абд Шамсы,родился сын Омейя - основатель рода халифов Омейядов. Второй сын Абд Шамсы, Хашим, был прадедом Пророка. Через Мекку проходил важный караванный путь, что вместе с источником Земзем и Каабой сделало ее местом проведения больших ярмарок, на которые собирались как горожане, так и бедуины из окрестных областей Хиджаза. Время проведения этих ярмарок – четыре месяца в году - объявлялось священным: вражда и набеги запрещались. Другая большая ярмарка устраивалась в Указе, торговом центре в районе Хайфа. Таиф же располагался на возвышенности, у которой заканчивались караванные пути, шедшие от Персидского залива через Неджд.

 

Итак, в начале VI века наблюдается расцвет Западной Аравии, где скрещивались дороги, соединявшие Иран, Вавилонию, Индию, Китай, Эфиопию, Сирию и Палестину. Караваны перевозили самые разнообразные товары: кожи, драгоценности, благовония из ЮжнойАравии, золотой песок и слоновую кость из Африки, пряности из Индии, ткани, оружие, зерно, растительные масла из Сирии, шелка из Китая, невольников из Эфиопии.Мекканцы присоединялись к проходящим караванам и, кроме того, сами два раза в год снаряжали собственные и отправляли их в Сирию. Они торговали обработанными и сырыми кожами, серебром в слитках, изюмом, финиками. О размерах торговли, которую вели купцы, можно судить по такому примеру: караван, снаряженный зимой 624 года, был нагружен товарами на пятьдесят тысяч золотников (мискалей), что равняется 213 кг. золота. Для охраны караванов мекканцы нанимали бедуинов. В Мекке процветало ростовщичество, причем за ссуду редко взималось меньше ста процентов. Мекканская знать отнеслась к проповеди Мухаммеда(САС) с неприкрытой враждебностью. Его врагами стали богатый купец АбуСуфьян, глава рода Омейядов,его жена Хинда и их зять,а также Амр ибн Хишам, прозванный сторонниками Мухаммеда(САС) АбуДжахль ("Отец невежества"),и родной дядя Мухаммеда(САС) – Абд Узза ибн Абд Мутталиб, прозванный им Абу Лахаб ("Отец адского огня").
Переселение первых мусульман в Медину получило название хиджры .Те мусульмане, которые переселились вместе с Мухаммедом(САС),стали называться мухаджирами - переселенцами. Звание мухаджира с тех пор стало весьма почетным.Позднее мусульмане,переселявшиеся из мусульманских стран,завоеванных немусульманами,например христианами, тоже будут именоваться мухаджирами. С того же времени жители Медины, принявшие Ислам, получили название ансары - помощники.
Мекканцы, не принявшие Ислам и вынудившие Мухаммеда(САС) покинуть свое племя, стали для мухаджиров и ансаров язычниками, захватившими Каабу - мусульманскую святыню.Началась борьба за Мекку,в ходе которой закладывались основы мусульманского права:создавались законы о разделе земель, о военной добыче,о наследовании имущества, об условиях для победителей и побежденных и другие.

 

В начале 623 года, в священный месяц раджаб, мусульмане напали на мекканский караван и захватили его.Это было сделано под влиянием одного из откровений Мухаммеда(САС),по которому богоугодным делом признавалась война с неверными в любое время года.В апреле 624 года Абу Суфьян совершил ответный набег на Медину, а первое боевое крещение мусульмане получили во втором году хиджры, в середине месяца рамадана, когда нападение на мекканский караван, направлявшийся в Сирию, развернулось в целое сражение, известное как "Битва у Бадра". Бадр – это источник пресной воды в местечке, где сходились дороги на Медину и главный торговый путь. Вел караван купец Абу Суфьян, враждебно относившийся к Мухаммеду(САС).
В битве у Бадра против 600 мекканцев сражалось 317 мусульман, и только трое или двое из них были конными, остальные –пешими или на верблюдах. Мекканцы потерпели поражение, часть из них погибла, часть была взята в плен. Среди убитых оказался злейший враг Мухаммеда(САС) - Амр ибн Хишам (АбуДжахль), а также Ханзала - сын Абу Суфьяна. Дядя Мухаммеда(САС) Аббас ибн Абд Мутталиб сражался на стороне мекканцев и попал в плен. После переговоров с Мухаммедом(САС) он был отпущен. Мухаммед(САС), получив откровение, разделил военные трофеи так, чтобы конный воин получал тройную долю по сравнению с остальными, а пятая часть добычи выделялась в пользу бедных.

 

Основная мысль первых проповедей Мухаммеда(САС) заключалась в том, что в вере не может быть принуждения. Мусульмане, иудеи и христиане признавались равноправными.Но в Медине произошло окончательное размежевание мусульман с "людьми Писания"( ахль ал-китаб ) -сначала с иудеями, а потом и с христианами. Мухаммед(САС) обвинил иудеев в том,что они отошли от единобожия их прародителя Авраама,а иудеи,в свою очередь,отказались признать в Мухаммеде(САС) пророка, равного по значению Аврааму, Моисею и Иисусу. Во втором году хиджры Мухаммед(САС) предписал мусульманам во время молитвы обращать лицо не в сторону Иерусалима, а в сторону Мекки, в которой Авраам и сын его Исмаил построили первую Каабу. И среди вновь обращенных мусульман было немало таких, которые лишь внешне приняли Ислам, а в душе продолжали оставаться язычниками.В Коране они названы«мунафикун»-"нерешительные, притворяющиеся, лицемеры". Эти внутренние разногласия среди племен Медины сыграли свою роль в поражении мусульман у горы Ухуд.
 

В ответ на очередной захват мусульманами каравана Абу Суфьян в следующем, 625 году ,повел против Медины трехтысячное войско. Враги встретились на холмах, расположенных на северо-западе от города. Там заняли боевую позицию мусульмане. Мухаммед(САС) отказался от помощи еврейского племени бану надир, последнего, оставшегося в Медине. Из тысячи мусульман, выступивших против мекканцев, триста мунафикун ушли обратно в город; остальные были разбиты у горыУхуд. В этом сражении погиб дядя Пророка Хамза ибнАбд Мутталиб. Мухаммед(САС) был ранен. Мекканцы, уверенные в своей полной победе,не стали преследовать отступавших и вернулись домой. Причиной поражения мусульман было отсутствие среди них дисциплины и предательство мунафикун . Но Мухаммед(САС) не утратил своего авторитета и продолжил наступление на Мекку. После ухода мекканского войска иудейское племя было изгнано из Медины, а его земли и имущество разделены между мусульманами.Тогда еврейские племена вошли в союз с мекканцами и другими бедуинскими племенами – так образовалась коалиция против Мухаммеда(САС), собравшая хорошо вооруженное десятитысячное войско, подступившее к городу в 627 году. В его составе было четыре тысячи мекканцев, остальные - союзники. Возглавлял войско все тот же Абу Суфьян. Мединцы, по совету некоего Сальмана, перса-мусульманина, вырыли вокруг города ров, который нейтрализовал главную наступательную силу коалиции - конницу. Через две недели осаждающие отступили. Так Мухаммед(САС) одержал победу в "Битве у рва". После нее Медина фактически стала гомогенным независимым городом мусульманской уммы. После "Битвы у рва" мусульманская община была признана в арабском мире.
 

На шестом году хиджры Мухаммед(САС) должен был совершить Хадж, но Кааба все еще оставалась в руках язычников, и поэтому Мухаммед(САС) предпринял Умру, малое паломничество. К нему присоединилось полторы тысячи мединцев. Мекканцы не пропустили паломников к Каабе, а так как сражаться было нельзя, то Мухаммед(САС) отошел к Худайбийи. Мекканцы, сильно обеспокоенные этим, выслали к Мухаммеду(САС) своих представителей. В ходе переговоров между сторонами было достигнуто соглашение о перемирии на десять лет, праве мусульман совершать
Хадж в Мекку на три дня в году, праве переходить в Ислам для всех желающих, кроме невольников, которых нужно было прежде выкупить у хозяев.Мухаммед(САС) дал обещание не нападать на мекканские караваны.
Но мухаджиры и ансары были возмущены тем, что в письменном варианте договора мекканцы упоминали Аллаха(СТ) без титула Рахман, а Мухаммеда(САС) без титула Расуль, и даже призвали Мухаммеда(САС) разорвать такой договор. Мухаммед(САС) отверг их совет, и время показало, что на самом деле это был большой дипломатический успех мусульман, поскольку подписание договора означало признание курейшитами уммы Мухаммада(САС) как равноправного партнера. Вернувшись из Мекки, Мухаммед(САС) отказался от союза с теми бедуинскими племенами, которые уклонились от участия в малом паломничестве.
Итак, курейшитская знать, хотя и сохранила лицо, тем не менее была вынуждена признать себя побежденной. Мекканские власти поняли, что проиграли, когда в Медину хлынул поток беглецов из Мекки. В 629 году малое паломничество, возможное в любое время года, кроме дней, определенных для Хаджа, было должным образом совершено.

 

В это время на сторону Мухаммеда(САС) перешли крупнейшие деятели Мекки: Амр ибн ал-Ас - будущий завоеватель Египта, Халид ибн ал-Валид – великий полководец, Абу Суфьян – бывший противник Мухаммеда(САС). Мекка была готова интегрировать в мусульманскую общину.
Но 629 год был годом не только радостных событий и успехов. Были и утраты, и поражения. В начале года Мухаммед(САС) отправил своего представителя в Иерусалим,куда на празднование водружения креста на Храме Гроба Господня собрались правители всех соседних стран.
Посол Мухаммеда (САС) был убит в Муте местным гассанидским военачальником. В сентябре трехтысячный отряд мусульман во главе с Зайдом ибн Харисом, приемным сыном Мухаммеда(САС), вторгся в Сирию, чтобы отомстить за смерть посла, но потерпел сокрушительное поражение в битве с арабами, подданными Византии. Это сражение произошло при Муте, близ Мертвого моря. Зайд был убит, вместе с ним погибли Джафар, брат Али, и Абдаллах ибн Раваха. Халид ибн ал-Валид привел в Медину остатки отряда.

 

В декабре 629 года бедуины, от сотрудничества с которыми Мухаммед(САС) отказался, напали на своих сородичей, оставшихся на стороне мусульман, причем нападавшие, как выяснилось, состояли в союзе с мекканцами.Узнав об этом, Мухаммед(САС) отменил переговоры с направлявшимся в Медину посольством, возглавляемым Абу Суфьяном, и собрал десятитысячное войско. Когда оно появилось перед стенами Мекки, на сторону Мухаммеда(САС) перешел его дядя Аббас ибн Абд Мутталиб. На переговорах с Мухаммедом(САС) Абу Суфьян подписал договор о сдаче Мекки. После непродолжительного сопротивления небольшой части курейшитов 11 января 630 года Мухаммед(САС) вступил в город. Кааба была очищена от идолов и превратилась в главный мусульманский храм – Масджид ал-Харам , "Заповедную мечеть". Мекканцы приняли Ислам. Центром уммы осталась Медина. В 631 году к умме был присоединен Таиф, а затем и большая часть Аравии.
Послез авоевания Мекки Мухаммед(САС) не принял царского титула Малик в подражание царям Йемена, Гассанидам в Иордании, Лахмидам к западу от реки Евфрат или Киндитам в Неджде. Жизнь его оставалась простой.

 

В разгар мекканских событий возник слух, что византийский император Ираклий готовится к походу на Аравию и что Лахмиды и Гассаниды уже стянули войска в Заиорданье. В конце лета 630 года Мухаммед(САС) во главе мощной армии – тридцать тысяч пехотинцев и десять тысяч всадников - направился к арабо-византийской границе. Он уже подошел к Табуку, когда выяснилось, что слух оказался ложным.Этот девятый год хиджры называют "годом посольств" - к Мухаммеду(САС) присоединялись все новые и новые арабские племена. Простояв три недели в Табуке, Мухаммед(САС) вернулся в Медину. За это время была достигнута договоренность с христианами о том, что они в обмен на покровительство и защиту ( зимми) обязуются платить ежегодный налог. На юге такой же договор был заключен с несторианской общиной Наджрана.
На эти условия согласились и еврейские племена. Все, кто заключал подобный договор с мусульманами, сохраняли право свободно исповедовать свою религию - иудаизм, христианство или зороастризм. Таково начало формирования мусульманского государства, объединившего не только арабские племена, но и сообщества иноверцев.

 

Налог с таких подданных ( джизъя) был определен в один динар в год с каждого взрослого мужчины, а государство со своей стороны брало на себя обязательство обеспечивать их безопасность и правовую защиту. Также и налогообложение мусульман было определено в соответствии с предписаниями Аллаха, данными в откровениях.В марте 632 года Мухаммед(САС) совершил Хадж в сопровождении четырнадцати тысяч паломников. В своей проповеди он сказал, что пророческая миссия, возложенная на него Аллахом(СТ), закончена. Вероятно, Мухаммед(САС) чувствовал, что силы его на исходе. Он еще раз напомнил собравшимся,что "...жизнь и собственность мусульман неприкосновенны, ростовщичество запрещается, доИсламские счеты кровной мести отменяются, все мусульмане - братья друг другу и должны заботиться о взаимном благе. В году должно быть только 12 месяцев по 29 и 30 дней, вставные дни - грех. В святых местах недопустимо поклонение идолам" ….

 

Умма Мухаммада (САС), представляла собой сплоченное единство. Это была жизнь общины, формируемая заповедями Корана,создавшая образец праведного существования и выявившая категории,на основании которых мог быть решен вопрос о преемниках Мухаммеда(САС).
Мухаммед(САС) не оставил наследников мужского пола. Его сыновья умерли в раннем возрасте, а приемный сын Зайд ибн Харис был убит в сражении при Муте. Во время своей последней болезни Мухаммед(САС) поручил Абу Бакру представлять его на общей молитве. Именно в том, чтобы быть представителем Посланника Аллаха - халифат расуль Аллах, - увидел Абу Бакр свою миссию. Назначение Абу Бакра халифом было произведено
при помощи выборов и узаконено присягой(отдельная тема), принесенной мусульманами путем рукопожатий, причем присутствовавшие могли принести присягу и за отсутствовавших родственников. Вместе с тем был момент, когда принявшие Ислам бедуины посчитали себя свободными от обязательств перед уммой, которые они рассматривали как обязательства перед Мухаммедом(САС). Тем не менее это отпадение (ридда) не сопровождалось возвращением к язычеству. Меньше чем за год ридда была побеждена, равно как и ересь в лице активизировавшегося после смерти Мухаммеда(САС) лжепророка Масламы.
 

В арабской истории Маслама известен как Мусейлима ал-Каззаб - лжец Масламишка. Этот проповедник родился и вырос в Неджде, долгое время выдавал себя за святого и имел приверженцев. Когда Мухаммед(САС)стал широко известен,Мусейлима посетил его вместе с представителями племени ханифа.В 631 году он написал Мухаммеду(САС) напыщенное письмо "от пророка к пророку" с предложением поделить между собой территории влияния. Мухаммед(САС) ответил: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. От Мухаммеда Пророка к Мусейлиме ал-Каззаб. Мир тому, кто следует по правильному пути. Воистину, земля принадлежит Аллаху, и наследует землю тот из Его рабов, которого Он захочет. Благоприятный исход принадлежит благочестивым".
В 633 году халиф Абу Бакр направил против Мусейлимы отряд во главе с Халидом ибн ал-Валидом, который рассеял сторонников лжепророка. Маслама в этом сражении был убит. За два года халифата Абу Бакра положение Ислама в Аравии упрочилось. В состав уммы вошли территории Бахрейна, Южной Аравии - Оман, Хадрамаут(юг аравийского полуострова), а также часть Ирака и Сирии. Расширение земель Ислама, дар ал-Ислам, шло с колоссальным успехом. В начале 633 года арабы под предводительством Мусанны ибн Хариса вторглись в Месопотамию и в марте заняли Хиру, бывшую столицу Лахмидов. Одержав победу в "цепном бою", названном так потому, что персы в передних рядах связывали себя цепями, Мусанна переправился через Евфрат. В мае того же года другой арабский полководец, великий Халид ибн ал-Валид, одержал победу над персами при Улейсе. В начале 634 года его войско было отправлено на завоевание Сирии.Южная Палестина пала в то же время, что и Хира. Победа в сражении при ал-Аджнадайне в июле 634 года открыла арабам путь в глубь провинции. Таким образом, очень быстро Ислам получил международное распространение и оказал огромное влияние на дальнейшую историю Ирана и сопредельных стран.
Тридцатилетнее правление первых четырех халифов - Абу Бакра ас-Сиддыкъ, Умара ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба - стало периодом обширных арабских завоеваний.

 

Первый халиф Абу Бекр родился в 573 году в Мекке. Он был богатым купцом, пользовался авторитетом справедливого судьи и поэтому к нему часто обращались за советом. Абу Бакр собирал и записывал откровения Пророка(САС). Человек мягкого нрава, он тем не менее обладал твердыми нравственными принципами. Когда Мухаммед(САС) умер, первыми словами Абу Бакра, вышедшего к собравшимся в мечети, были: "Кто желает поклоняться Мухаммеду, да знает, что
Мухаммед мертв. Поклоняйтесь Аллаху: Аллах жив и не умрет вовеки!" В историю мусульманства первый халиф вошел как Абу Бакр ас-Сиддыкъ Акбар - "Великий Правдивец", покоритель Сирии.
Абу Бакр умер в 634 году в Медине и был похоронен рядом с Пророком.

 

 

Серия сообщений "Религия":
Часть 1 - Ислам - религия мира
Часть 2 - «Ангел» или «Демон»
...
Часть 4 - Вопрос о терроризме, а вот ответ!
Часть 5 - Жемчужина "Аллаха"
Часть 6 - Рассказ о Халифате
Часть 7 - Последняя нация, принявшая Ислам
Часть 8 - Далай-Ламу однажды спросили
...
Часть 22 - Библию напичатали на чеченском языке
Часть 23 - 2012 год - Хадж
Часть 24 - Уважай жену

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку