-Цитатник

Без заголовка - (0)

Иеремия Джонсон: «Иеремия, Я имею против тебя!» — говорит Господь Когда десять лет назад я нача...

МОИСЕЕВ Иван Васильевич - (0)

МОИСЕЕВ Иван Васильевич 1952-1972 Дорогие братья и сестры! С глу­бокой скорбью сообщаем ва...

Ксения Лапицкая - Как лань желает - (1)

Ксения Лапицкая - Как лань желает...  

За Христом без креста? В. Кушнир - (0)

За Христом без креста? (В. Кушнир) Мне хотелось идти за Христом без креста, Налегке по дорог...

Устоять в шторме - (1)

Устоять в шторме

 -Метки

авария агнец арабо-израильский конфликт аудиокнига библейский сюжет бог брачный пир вера верность видение водительство духа святого воскрешение гонения грех день за днем дети джон буньян дух святой духовная брань духовный мир духовный путь душа еврейские песни египет живопись животные защита божья землетрясение израиль иисус иисус и мусульмане искупление ислам исцеление катаклизмы катастрофы крест любовь любовь бога любовь к ближнему милость божья молитва музыка небеса небесный сион невеста николай сербский откровение откровение иисуса откровения духовного мира пакистан пасха передача "это сверхъестественно" песнь песней песня притча пророческое служение пророчество прославление прощение псалом путешествие пилигрима путь души свидетельство сердце служение смерть смирение сон спасение спаситель стихотворение сша трагедия укрытие в иисусе фильм христианство церковь чудо юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Spirit_light

 -Подписка по e-mail

 


Феликс Мендельсон. «Гебриды, или Фингалова пещера», концертная увертюра, Op. 26

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 00:18 + в цитатник



 

История создания произведения

 

Замысел увертюры возник у Мендельсона во время путешествия по Шотландии в 1829 году, при посещении одного из Гебридских островов, расположенных у ее западных берегов. В письме от 7 августа Мендельсон приводит музыкальную фразу (она стала первой темой увертюры), «чтобы объяснить, какое странное душевное состояние охватило меня». На острове Стаффа находится гигантская базальтовая пещера высотой около 30, длиной около 70 метров, дно которой всегда покрыто водой. Зеленые волны с шумом ударяют о скалы, а пещера — черная, гулкая, с множеством базальтовых колонн — напоминает гигантский орган.

Вокруг нее, вблизи и вдали, расстилается безбрежное серое море. В тихую погоду морской прибой рождает мелодичные звуки, а в бурю гром, наполняющий пещеру, разносится на много километров вокруг. Пещера носит имя Фингала (Финна) — легендарного героя кельтского народного эпоса. Его подвиги, по преданию, были воспеты одним из его сыновей, тоже могучим героем и бардом (сказителем) Оссианом (Ойсином), якобы жившим в III веке на юге Ирландии. Песни Оссиана пользовались широкой популярностью в Ирландии и Шотландии, где их пели вплоть до XIX века.

 

С удивительной проникновенностью скромными оркестровыми средствами рисует композитор картину северной природы. Увертюру высоко ценили не только на заре романтизма, но и в последующее время, притом часто композиторы, придерживавшиеся прямо противоположных эстетических взглядов. «Одним из прекраснейших произведений, которыми мы обладаем», назвал «Гебриды» Вагнер, вообще относившийся к Мендельсону с предубеждением, а Брамс писал так: «Я отдал бы полное собрание своих сочинений, если бы мне удалось создать произведение, подобное "Гебридам"».

 

Музыка

Сурово северное море, вечно неспокойное, бескрайнее, сливающееся на горизонте с таким же сумрачным небом. Волна набегает за волной, бьется о скалы одинокого острова, омывает овеянную легендами пещеру. Музыка течет непрерывным потоком, рождая, как волны, все новые краткие темы. Вот у фаготов и виолончелей возникает привольная певучая мелодия, словно освещенные солнцем величаво и плавно вздымаются валы. Но недолог покой — неожиданно налетает ветер, дробя волну, высоко вздымая пену и брызги. В неумолчном рокоте моря слышатся отголоски героических сказаний. В перекличке духовых инструментов звучат воинственные призывы, их сменяют просветленная лирическая мелодия скрипок и жалобный напев флейты. Словно издалека доносится мощная поступь приближающегося войска…   Но героическое видение внезапно рассеивается, и снова мерно катятся волны, плещет прибой. Как прилив и отлив, сменяются бурные и спокойные эпизоды. Подобно далекой светлой мечте возникает пленительная мелодия кларнетов. Затем вновь нарастает волнение, надвигается буря. В конце наступает успокоение, и тихий напев волн завершает увертюру.

 

Выдержки из статьи А. Кенигсберг

Источник - Belcanto.ru

 

Рубрики:  Духовная музыка
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку