ХУДОЖНИК ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА (1884-1967). ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО |
За туалетом. Автопортрет. 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На долю Зинаиды Евгеньевны выпала непростая судьба, в которой была и большая любовь, и счастье материнства, и радость творить, и многолетняя разлука с детьми, и тоска по покинутой Родине.
Зинаида Евгеньевна Лансере (девичья фамилия) родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучном под Харьковом, в семье известного скульптора Евгения Лансере и Екатерины Лансере (в девичестве Бенуа).
Её дед, Николай Бенуа, был именитым архитектором.
Мама в молодости была художником-графиком. Ещё были два дяди: архитектор Леонтий Бенуа и художник Александр Бенуа.
В семье Евгения и Екатерины Лансере было ещё два ребенка: Николай (в последующем знамений архитектор) и Евгений (в последующем известный художник).
Детство и юность будущей художницы прошли в Петербурге, и в любимом имении «Нескучном». Девочка рано начала рисовать и с талантливой племянницей много занимался дядя Александр Бенуа.
В 1886 году скоропостижно скончался папа художницы и большая семья поселилась в квартире дедушки Николая Бенуа.
Зинаида Евгеньевна окончила, в 1900 году, женскую гимназию и продолжила образование в художественной школе, которую основала княгиня М.К. Тенишева.
В 1902 году девушку отправляют в Италию для лечения и изучения итальянской живописи.
Сейчас сложно сказать, насколько была больна Зинаида Евгеньевна… Всё дело в том, что у будущей знаменитой художницы был двоюродный брат Борис Серебряков. Молодые люди долго дружили, дружили и влюбились друг в друга.
В конце концов, все родственники согласились на этот брак, но вот церковь была против венчания близких родственников. Вопрос решили при помощи «дара» в 300 рублей – священник обвенчал молодых и семья Серебряковых (Зинаида Евгеньевна взяла фамилию мужа) в 1905 году выехала в Париж.
Автопортрет в черном платье с белым воротником (акварель, белила и гуашь Зинаиды Серебряковой, 1907)
В столице Франции Зинаида поступает в Академию де ла Гранд Шомьер и с большим увлечением учится, много рисует с натуры, пишет эскизы.
В 1906 году молодая семья возвращается в Петербург. Молодому супругу нужно заканчивать университет (он станет железнодорожным инженером), а молодой супруге приходит пора рожать первенца.
В 1906 году родился сын Евгений, а в 1907 году – сын Александр.
Семья живет в Нескучном, Зинаида занимается маленькими детьми и очень много пишет: этюды, пейзажи и портреты. И принимает решение выставить свои работы на 7-й выставке художников в Москве в 1910 году.
Капуста. Деревня Нескучное
Автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» приобретает Третьяковская галерея. Это был несомненный и очень громкий успех.
Потом случился небольшой перерыв в творческой деятельности: в 1912 году родилась дочь Татьяна, а через год – Екатерина.
С 1914 по 1917 годы создаёт целую серию картин о русской природе и русской деревне («Крестьяне», «Спящая крестьянка», знаменитая «Беление холста»), помогает своему брату Александру расписывать Казанский вокзал, пишет композиции по античным мифам и целую серию автопортретов.
А потом случилась революция и гражданская война. Зинаида Евгеньевна вместе с детьми перебирается в Харьков, где для неё нашлась работа в археологическом музее. Родовое имение под Харьковом «Нескучное» сгорело вместе со всеми картинами художницы. Муж отправился в Сибирь на заработки, заболел тифом и умер.
Борис Серебряков, 1913
С больной матерью и четырьмя маленькими детьми на руках, без средств к существованию, без постоянного жилья. Именно в это время появляется одно из самых трагических полотен художницы «Карточный домик». Масляных красок просто нет и она пишет карандашом, и углём.
Карточный домик – это её счастье, которое вдруг разрушилось, её четверо осиротевших детей.
В 1920 году семья Серебряковых возвращается в Петербург, в квартиру деда Николая Бенуа. Тут, в первый раз за последние годы, обездоленному семейству улыбнулась удача – в большую квартиру подселили «на уплотнение» МХАТовских артистов, а не советских работников.
Зинаида снова начинает писать. Она пишет несколько портретов покойного мужа (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее), пишет целую серию работ о театре. Случилась так, что дочь Зинаиды Евгеньевны начала заниматься балетом и художница вместе с дочерьми часто бывает в Мариинском театре.
Тяжелые голодные времена сменяются некоторым оживлением – возрождается выставочная деятельность. Серебрякова снова много работает и в 1924 году становится участником большой выставки русских художников в Америке. Всё её картины проданы, но полученных за картины 500 долларов катастрофически мало для жизни большой семьи в советской России и окрыленная Серебрякова решает ехать в Париж, устроить там персональную выставку и заработать побольше денег.
Это версия официальная. А может быть, она поверила в свой успех и захотела простого благополучия и международного признания? Это уже моя версия.
Однако, в Париже и без Серебряковой огромное количество русских художников, а Париж переменчив и избалован просто невероятным предложением живописи по очень необременительным ценам. К тому же у Зинаиды Евгеньевны напрочь отсутствовала коммерческая жилка.
Впоследствии Константин Сомов рассказывал:
Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все её обижают.
Первая выставка Серебряковой в Париже прошла только в 1927 году.
Все заработанные в Париже деньги Зинаида Евгеньевна отправляет в Петербург на содержание своей семьи. Сама же живет во Франции на птичьих правах (с паспортом беженца. Французское гражданство она получила только в 1947 году).
Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь.
Почему она не вернулась в Россию? Почему не перевезла семью во Францию? Сложные вопросы, на которые я точно не смогу ответить.
Через несколько лет во Францию приезжает дочь Катя, а потом сын Александр. И прекращается иммиграция из Советского Союза. Свою дочь Татьяну Зинаида Евгеньевна увидит только через 36 лет с наступлением хрущевской оттепели.
В 1961 году в Париж приехали два советских художника – Д. Шмаринов и С, Герасимов. Именно они помогли организовать выставки картин Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве в 1966 году. Альбомы с её работами расходятся миллионными тиражами по всему миру.
К ней, наконец, приходит такая желанная слава и пришла эта слава из покинутой России – после выставки в СССР за полотнами художника начинается настоящая охота по всему миру. Серебрякову сравнивают с Ренуаром и Боттичелли.
19 сентября 1967 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась в Париже.
Она так и не успела обрести независимость и финансовое благополучие, которых добивалась всю свою жизнь.
А международная слава осталась.
Спящая девочка
Сегодня её картины продаются не просто «за дорого». В 2015 году картина «Спящая девочка» была продана на аукционе за 5,9 миллионов долларов.
Жизнь ужасно несправедлива. Или справедлива? У меня нет ответа.
КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА ЗИНАИДЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ
Зеленя осенью 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Автопортрет в шарфе, 1911
Автопортрет в костюме Пьеро (1911) Одесский художественный музей, Украина
За туалетом. Автопортрет. 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Рубрики: | Российские художники 18,19,20 века и ранее. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |