-Метки

9 мая Крещение Господне анна кирьянова богородица вера декоративно - прикладное искусство день победы дети духовные стихи духовный мир елена ваенга елена ваенга шансон женский образ живопись живопись художники животные здоровье икона икона божией матери иконы индейка истории из жизни исторические личности история история россии картины ксения петербургская кулинария кулинарные советы молитва молитвы монастырь мужчина и женщина музыка народные обычаи народные традиции национальная одежда национальный костюм николай чудотворец николин день новогодние картинки память пасха пейзажи поздравительные открытки поздравление полезная информация полезная информация для дневника полезные продукты поминовение поминовение усопших поучение поэзия православие православие иконы православие иконы праздник притча проповедь просьба о помощи психология психология жизни психология отношений рамочка родительская суббота рождество романовы святитель николай святые советы стихи традиции упражнения уход за лицом фарфор фитнес храмы храмы архитектура художники церковный праздник шансон ювелирное искусство юмор

 -Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Рыжкова:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Рыжкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11869


Символика цвета в русском костюме.

Четверг, 30 Августа 2012 г. 17:14 + в цитатник
Символика цвета в русском костюме.

Символика цвета в русском народном костюме носила двоякий характер : социальный (обозначение полово-возрастной, а в более ранние времена - и племенной принадлежности), и мистический (обереги, графические "заговоры"). Однако эти функции настолько тесно переплетались между собой, что проще говорить "такой-то цвет обозначал то-то (социальное значение) потому-то (мистическое обоснование)", чем пытаться их разделять.

Очевидно, что символические значения могли получить только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Более того - не просто в домашних условиях, а еще и в глубокой древности, когда складывался символический язык. Поэтому вначале рассмотрим три древнейших (и основных в символическом языке одежды и вышивок) цвета : белый, красный и черный.

1) Белый (кремовый).
Этот цвет давали лен (беленый или небеленый) и шерсть. Причем, поскольку отбелка льна требовала дополнительных затрат времени и сил, то беленую ткань могли себе позволить только зажиточные и знатные люди - и этот цвет сразу становился признаком высокого социального статуса носившего. Впрочем, символически "льняной" цвет тоже считался белым.

Белую одежду носили люди в любой переходный период жизни. Люди верили, что при переходе от одного этапа жизни к другому граница, отделяющая "тот" свет от "этого", истоньшается и начинает просвечивать - и на человека падает отсвет Ирия (Рая). Таким образом, в белом (с минимумом украшений или вовсе без них) ходили дети до 7-8 лет, старики, невесты (правда, всего несколько дней, а иногда даже часов непосредственно перед венчанием) и рекруты. Кроме того, белый цвет считался символом замужней женщины-матери, в противовес красному - девичьему (это связано с тем, что по народным представлениям здоровая замужняя женщина должна была рожать каждый год). Нет, это не означает, что женщины не носили красного - носили, но существенно меньше, чем девушки, и уже больше в качестве отделки, а не основного цвета костюма.

Итак : белый цвет - свет Ирия, духовная (в более поздние времена - также и загробная вообще) реальность, зрелое женское начало.

Красный.
Красный был первым цветом, который начали использовать (еще в палеолите) люди для обрядовых целей. Он получался при обработке маренового корня, червеца (кошенили), красного железняка и некоторых сортов охры.

Красный с очевидностью осмысляется как кровь и огонь. По ассоциации с током крови, он обозначает потоки силы (от человека к природе и от природы к человеку). Поэтому в обрядовой одежде возникают полосы-"струи" (как, например, в пожнивных рубахах - сила, стекающая в пашню), а в ежедневном костюме - встречающийся по всей России "контурный оберег": красная ("огненная") оторочка по вороту-рукавам-подолу рубахи (как мужской, так и женской).

Пожнивная рубаха

 
 
Откуда:
Вологодская область.
Время:
середина 19го века.
Возрастная категория носившей:
начиная с возраста невесты и до окончания детородного периода.
Социальная категория носившей:
девушка ( но НЕ "старая дева" !) и/или замужняя женщина.
Работа
Ирины Жуковой.

Как это ни парадоксально, но каждый "истинно православный" житель русской деревни был обязан иметь комплект ритуальных языческих костюмов для разных житейских ситуаций (почему так исторически сложилось - разговор отдельный, и об этом - не здесь). Покрой и декор этих костюмов был очень архаичен и сохранялся неизменным вплоть до середины 20го века (в частности, в них так и не начали использовать набивные фабричные ткани, допускался только фабричный однотонный кумач). В качестве основной (белой) ткани использовался беленый ("двухгодичный") лен, который дает яркий белый цвет (в отличие от небеленого - кремового). Полосатые и пестрые участки шились из красно-белой пестрядины.

Кроме того, в России в каждой губернии (а зачастую даже и в каждой деревне) был свой фасон одежды. Согласно записям ученых-этнографов бр.Соколовых [5](конец 19-начало 20вв), даже еще в это время на ярмарке в центральных районах России можно было по костюму определить, из какой деревни приехали люди. Поэтому фасон вологодской пожнивной рубахи разительно отличается от ярославской.

Пожнивные рубахи должны были надевать ВСЕ женщины и девушки деревни в первый день сбора урожая (вот в этой книге [1] есть архивные фотографии). Покрой рубахи характерен для северных и центральных губерний России : так называемые "прямые палики" (плечевые детальки красного цвета), манжет без оборки, красная ластовица и красный "контурный" оберег по срезам (горловина, низ рукавов, низ рубахи). Поскольку рубаха предназначена для урожайных земледельческих работ, то палики (плечи) не вышитые, а просто из красной пестрядины (каюсь, в данном случае я использовала набивную ткань в мелкий пестрый узор).

По земледельческим представлениям, Мать-Земля буквально "рожала" рожь-пшеницу-и т.п., затрачивала на это часть своей плодоносящей силы. Соответственно, собирая урожай, люди должны были ей эту силу возместить, иначе в следующем году ничего не вырастет. Поэтому жнивная рубаха предназначена в мифологическом плане как раз для передачи энергии от женщин-жниц Матери-Земле. Здесь это отражено четырьмя очевидными деталями :

  уголками-"лучами" по рукаву и подолу (женщина-жница, как солнце, излучает энергию плодородия)
  "лучами" на уровне молочных желез
  тремя "каплями крови"на подоле
  длинными вертикальными полосами по переду всей рубахи (энергия символически "стекает" в землю)
Пожнивная рубаха
 
Откуда:
Ярославская область.
Время:
середина 19го века.
Возрастная категория носившей:
начиная с возраста невесты и до окончания детородного периода.
Социальная категория носившей:
девушка ( но НЕ "старая дева" !) и/или замужняя женщина.
Работа
Ирины Жуковой.

Как это ни парадоксально, но каждый "истинно православный" житель русской деревни был обязан иметь комплект ритуальных языческих костюмов для разных житейских ситуаций (почему так исторически сложилось - разговор отдельный, и об этом - не здесь). Покрой и декор этих костюмов был очень архаичен и сохранялся неизменным вплоть до середины 20го века (в частности, в них так и не начали использовать набивные фабричные ткани, допускался только фабричный однотонный кумач). В качестве основной (белой) ткани использовался беленый ("двухгодичный") лен, который дает яркий белый цвет (в отличие от небеленого - кремового). Полосатые участки (рукава и кокетка) шились из красно-белой пестрядины.

Кроме того, в России в каждой губернии (а зачастую даже и в каждой деревне) был свой фасон одежды. Согласно записям ученых-этнографов бр.Соколовых [5] (конец 19-начало 20вв), даже еще в это время на ярмарке в центральных районах России можно было по костюму определить, из какой деревни приехали люди. Поэтому фасон ярославской пожнивной рубахи разительно отличается от вологодской.

Данная рубаха как раз и является таким ритуальным костюмом : подобным образом должны были одеваться ВСЕ женщины и девушки деревни в первый день сбора урожая (вот в этой книге [1] есть архивные фотографии). Покрой рубахи характерен для северных и центральных губерний России : так называемые "прямые палики" (плечевые детальки красного цвета), манжет без оборки, красная ластовица и красный "контурный" оберег по срезам (горловина, низ рукавов, низ рубахи). Поскольку рубаха предназначена для урожайных земледельческих работ, то палики (плечи) не вышитые, а просто из кумача, т.к. основное уважение должно быть выказано не небесным богам, а Матери-Земле, и украшать, следовательно, нужно подол.

По земледельческим представлениям, Мать-Земля буквально "рожала" рожь-пшеницу-и т.п., затрачивала на это часть своей плодоносящей силы. Соответственно, собирая урожай, люди должны были ей эту силу возместить, иначе в следующем году ничего не вырастет. Поскольку красный цвет в народном представлении символизировал кровь и жизненную силу, то подолы жнивных рубах плотно покрывались красными полосами, чтобы сила эта "стекала" в землю. В Ярославской губернии подолы украшались особенно богато, узорная полоса там достигала 60 см.

По рукавам тоже делались красные полосы (ведь руками жница касалась земли и колосьев), но уже меньше.
Разумеется, в настоящих рубахах полосы на подоле и рукавах были вытканы прямо на полотне. В изготовлении же этой рубахи была использована тесьма. Правда, узор (порядок полос, какая полоса шире/уже, где какая строчка и т.п.) скопирован в точности с музейного образца (можно сказать, "честно повторены все ошибки деревенской мастерицы").

Над полосами (фактически, по уровню живота) рубаха украшалась ритуальной вышивкой, изображавшей Рожаниц, Древо Жизни, солнечные колесницы, коней, птиц и прочие сюжеты, связанные с плодородием почвы и солнечной оплодотворяющей энергией. Судя по фотографиям, изначально узоры были более символические (потому что архаичные), и выполнялись в технике набора или крестиком (или просто делались способом браного тканья). Но к 19му веку символизм в народном искусстве стал уступать место "реализму" ("надо, чтобы было похоже"), соответственно и техника вышивки изменилась : стали применять роспись и тамбурный шов (заимствованный из Франции).

В данном случае вышиты Рожаницы, Мать и Дочь (в центре) и Древо Жизни (по сторонам). К сожалению, мастеру не удалось найти достаточно четкую фотографию именно ярославской вышивки, поэтому вышивка здесь из Олонецкой губернии (начало 19го века). Вышивка выполнена в технике росписи.

Еще следует не забывать, что в языческой религии славян боги Солнца и Огня - это мужчины. Тем самым красный цвет становится связан с мужским, "ярым", плодоносящим началом, и при этом - с сугубо земными (плотскими) аспектами плодородия (КРАСивый - красота человека понималась как готовность к размножению, как выражение плотской мощи, как мужской, так и девичьей). Естественным образом, в одежде девушек "на выданьи" и молодых женатых мужчин преобладал красный цвет.

Итак : красный цвет - кровь (сила), огонь (защита), материальная реальность, зрелое мужское начало и готовое к реализации женское.

3) Черный (и другие темные цвета : темно-серый, коричневый).
Это естественные цвета шерсти, кроме того, такой окрас ткани можно получить, используя т.наз. "чернильные орешки".

Одежду темных тонов носили в некоторых областях старые люди "второго" периода старости ("дряхлые" или "ветхие" - после 70 лет), а также "старые девы" и "чернички". То есть, в сущности, это цвет отказа от мира вообще и от размножения в частности . Люди детородного возраста и положения старались избегать его в одежде. Однако, после раскола русской церкви, в среде старообрядцев этот цвет стал употребляться для женских сарафанов (и далеко не всегда только для "молельных"). Исключением является одежда Воронежской области, где черный присутствует даже в свадебных костюмах (а черные воронежские вышивки поражают богатством узора и благородством вида).

Итак : черный цвет - физическая дряхлость, неспособность к размножению, отказ от мира.

Кроме этих основных цветов, русские люди до появления мануфактур (т.е. до второй половины 19го в.) использовали в своей одежде :

4) Желтый.
Некоторые сорта охры дают не только красный цвет, но и спектр от желто-золотистого до темно-коричневого.

5) Синий и 6) Зеленый.
Эти три цвета присутствуют в отделке одежды уже в 13 веке (согласно результатам раскопок в Новгороде), но в качестве основного цвета костюма возникают уже довольно поздно (18 век). Причем, в эти цвета в основном окрашены не домотканые, а привозные (из Китая и Ирана) ткани. В некоторых областях синие сарафаны носили женщины, находящиеся в браке более пяти лет, но еще не перешедшие в категорию "старух", а синие рубахи - мужчины первого периода старости ("престарелые", 50-70 лет), имеющие внуков. Видимо, этот цвет воспринимался в мифологическом сознании как "уже не красный, но еще не черный".

 

 
 
Откуда:
Алтай.
Время:
середина 19го века.
Возрастная категория носившего:
30-50 лет.
Социальная категория носившего:
солидный женатый мужчина (возможно, глава семьи).
Работа
Натальи Марчук.

 

Алтайские кержаки являлись потомками русских старообрядцев, бежавших еще в конце XVII - начале XVIII вв. от религиозных преследований с севера России : Архангельской губернии, Поморья и Пермского района.Позже (уже на Алтае) к ним присоединялись разного рода беглые (от крепостного права и с каторги).

Фасон мужской рубахи очень древен. В смысле покроя и фасона русские люди были очень консервативны, "надо чтобы все как у прадедов заведено": поскольку рубаха воспринималась как вторая кожа (т.е. часть тела), а тело (физическую жизнь) защищали и охраняли предки, то надо было, чтобы они (с неба) прямо по одежде видели, кто свои, а кто чужие. А вот ткани, из которых одежда шилась, менялись очень сильно, в зависимости от того, что можно было достать в данное время. Чаще всего это был домотканый холст, но к концу 19го века стали использовать и покупные ткани : кумач, сатин, шелк. Показаную рубаху нужно отнести ко второй половине 19го века, т.к. тесьма уже с очевидностью фабричная, а не ручной выделки (только с этого времени стали налаживать ткацкие мануфактуры, до этого все было вручную).

Рубаха синяя, что указывает либо на "первый" возраст старости носителя (50-70 лет, "престарелые"), либо на статус старшего мужчины в семье (т.е. носителю могло быть лет 25-30, но если оноставался последним взрослым мужчиной в роду, то мог носить синее). Ворот, рукава и низ рубахи отделывались кумачом и тесьмой ("контурный оберег"). Кроме того, все швы закрывались либо тесьмой, либо кумачом. Ластовицы (подмышечные детальки) тоже делались красные.

Верх рубахи делался на подкладке. Для подкладки использовалось что угодно : от домотканой пестрядины до обрезков покупной набивной ткани (в более позднее время).

Рубаха практически не украшена, т.к. это уже не жениховско-молодежная вещь, призваная привлечь внимание, а одежда солидного достойного мужчины (либо по возрасту, либо по статусу).

http://traditionalrussiancostume.co...%BD%D0%B8%D0%B9

Серия сообщений "национальная одежда":
Часть 1 - СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.
Часть 2 - Русский национальный костюм.
...
Часть 8 - «ВО ВСЕХ ТЫ, ДУШЕНЬКА, НАРЯДАХ ХОРОША» (Одежда русских женщин XVIII века).
Часть 9 - «ВО ВСЕХ ТЫ, ДУШЕНЬКА, НАРЯДАХ ХОРОША» (Одежда русских женщин XIX — начала XX века).
Часть 10 - Символика цвета в русском костюме.
Часть 11 - Сарафан.
Часть 12 - Народный костюм Пензенской губернии конца 19 - начала 20 века. Часть 1.
...
Часть 22 - Из альбома "Одежды Русского государства". 1869 год. Киевская губерния. Акварели Ф. Г. Солнцева.
Часть 23 - Из альбома "Одежды Русского государства". 1869 год. Акварели Ф.Г. Солнцева.
Часть 24 - Одежды Русского государства. Акварели Ф. Г. Солнцева.

Серия сообщений "русский костюм":
Часть 1 - СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.
Часть 2 - Русский национальный костюм.
...
Часть 7 - «ВО ВСЕХ ТЫ, ДУШЕНЬКА, НАРЯДАХ ХОРОША» (Одежда русских женщин XVIII века).
Часть 8 - «ВО ВСЕХ ТЫ, ДУШЕНЬКА, НАРЯДАХ ХОРОША» (Одежда русских женщин XIX — начала XX века).
Часть 9 - Символика цвета в русском костюме.
Часть 10 - Сарафан.
Часть 11 - Народный костюм Пензенской губернии конца 19 - начала 20 века. Часть 1.
...
Часть 20 - Русские женщины в народном костюме.
Часть 21 - Усерязи, колты и другие украшения, которые носили модницы-простолюдинки в Древней Руси.
Часть 22 - Головные уборы.

Рубрики:  декоративно - прикладное искусство
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

annuschka888   обратиться по имени Спасибо, моя хорошая! Четверг, 30 Августа 2012 г. 17:38 (ссылка)
Очень интересно! Когда я была маленькая, мама шила сама на всю семью ВСЮ одежду, вплоть до пальто. Так мне вся эта одежда напомнила детство. Я сама шила себе почти до 19 лет все необходимое, вышивала и вязала. А когда выходила замуж, за две дня "перелицевала" зимнее пальто, получилось как новое, такое красивое и с капюшоном. Это сейчас все "разбаловались"... . Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник