Вера_Константинова обратиться по имени
Воскресенье, 27 Февраля 2011 г. 00:43 (ссылка)
Но что такое такт, не знает никто. Ибо тот, кто им обладает, пользуется им почти бессознательно, интуитивно, творчески; а у кого его нет, тот живет, как будто "этого" и вовсе нет. Бестактный от природы не поймет и проблемы такта.
Человек сразу становится бестактным, если он внимателен лишь к себе и оставляет без внимания чужую душу. Так, однако, поступают многие - отчасти от душевной грубости, которая вовсе не воспринимает сложное и тонкое, отчасти от высокомерия и самодовольства или от жесткой негибкости характера, делающей невозможным какое бы то ни было вчувствование в чужую жизнь. Бестактный в известной степени подобен близорукому или слепому, который не подозревает, однако, о слабости своего зрения; каждый его шаг неверен, он бредет на ощупь, часто неуклюже, он губит все, перекрывает себе все пути, окружает себя изгородью постоянно возникающих невозможностей и, конечно, не подозревает о том, что он неотесанный парень. Он относится к другим так, будто все они подобны друг другу или все они - "низкие заурядные люди"; то есть он не видит присущее им своеобразие и обходится с ними грубо. Возникающую при этом неудачу он, "разумеется", инкриминирует тому самому "обычному человеку-каналье". Однако неудача следует по пятам бестактного - в дружбе, в работе; в личной жизни, общественных делах.
Изначально ясно, что нельзя доподлинно изучить человека своего окружения. Часто довольно подчас быстрого взгляда, мгновенной интуиции. Однако же требуется постепенное вчувствование в жизненный ритм и содержание других, то есть тонкость восприятия, повышенная чувствительность и дар наблюдательности восприимчивой души. Это вчувствование позволяет человеку верно предвидеть душевную и реальную реакцию своего партнера (возможно, своего врага) или с уверенностью ожидать ее. Для этого часть души обособляется, чтобы жить как бы противником или как бы "в противнике", чтобы освещать и претворять в дело разрешаемую задачу не только с своей собственной, но и с чужой точки зрения.
Такт является, таким образом, ценным искусством для правильного понимания других - и друга, и врага; избегать ненужных уколов; не разжигать вредных страстей, а успокаивать их; сдерживать центробежные силы. Такт подобен дорожному сторожу: он "прокладывает путь", "расчищает", "перекрывает". Он умеет воздать должное каждому, так что все чувствуют себя "хорошо понятыми" и окруженными вниманием. Он владеет любой ситуацией, в том числе неприятной и запутанной. Он вносит посредничество, меру и вкус. Он создает "взаимное понимание" и творит мир; "примирение" - его пароль; "взаимность" - его лозунг. Он "дипломатичен" в самом благородном смысле слова. Он всегда заботится о том, чтобы люди не только "спорили" между собой, но и "находили" друг друга; чтобы созидательное общество и органичное сотрудничество стало возможным на земле.
Тут Платон, возможно, спросил бы: не заложено ли в такте нечто "божественное"? А Конфуций утверждал бы, что такт относится к "тао"31, то есть к созидательному "пути середины", к вечному ритму мира, из которого и возникает гармоническое равновесие.
И.А. Ильин. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий
Бестактность с хамством пополам...
Бестактность с хамством пополам
В нашей жизни встречаются часто -
Это как вирус, как болезнь
И как предчувствие несчастья.
Заразиться нам сущий пустяк...
Жаль, что только, никто не осудит...
Лишь какой-то там мастак,
Молча в спину "скалиться" будет.
Знаешь - всё здесь не просто так...
Я на хамство спокойно отвечу...
Ведь иначе нельзя никак,
Ведь иначе нисколько нелегче.
Давыдова Татьяна