-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Fruhling

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 16755


Федор Сологуб. Рассказы

Понедельник, 15 Марта 2010 г. 17:34 + в цитатник
Вернулось к жизни сообщество "Литературное кафе". В разделе "Малая проза" для обсуждения были предложены два рассказа Фёдора Сологуба.
"Дама в узах". Художник получает приглашение от своей знакомой прибыть к ней ровно в два ночи. Теряясь в догадках герой нанимает машину и отправляется в гости. [спойлер до конца описания] В Литературном кафе обсуждался этот рассказ, принимая за точку отчета, что дама была жертвой. У меня возникло другое впечатление. Читая рассказ "Дама в узах" , мне увиделся жертвой художник. Человек, тонко чувствующий, он был вынужден принять участие в воплощении фантазий дамы. Более того, Сологуб не дает подтверждения, что Омежина была когда-то жертвой. Ходили слухи, что муж ее бил. Только слухи. А не был ли ее муж жертвой? Не умер ли он скоропостижно, потому что больше не мог участвовать в "развлечениях" своей жены? Были ли вообще эти "развлечения", пока был жив муж? Опять-таки, кандидатура художника. На мой взгляд, Омежина выбрала его, как натуру слабую, внушаемую. Он попался в умело расставленную ловушку и стал жертвой.
С другой стороны, как мне кажется, автор допускает обе точки зрения. Не зря же, описывая выражение лица дамы, Сологуб пишет: "кажется порою, что улыбка дамы радостна; иногда же кажется эта улыбка бледною гримасою страха и отчаяния".
"Червяк". Тяжелый рассказ о том, как люди, объединившись против самого слабого, медленно его уничтожают. В своей жизни я видела не раз подобную ситуацию, правда, [спойлер до конца предложения] до смертельного исхода не доходило. Детям, наверное, проще: у них есть шанс закалиться и стать сильнее. Взрослые обычно ломаются и озлобляются. Но в жизни "загоняющие добычу" люди все же довольно однородны по возрасту и социальному статусу. Здесь же сплотилась группа, члены которой весьма различаются, что, на мой взгляд, необычно. Читать рассказ было грустно. Девочку не было жалко, потому что слабый характер не вызывает жалости. Надо быть крепче, жесче, обрасти броней, но не раскисать и не сдаваться. Иначе жизнь затопчет. Слабым характером обладают и супруги, в доме которых происходит действие. Такое поведение может быть только от внутренней самонеудовлетворенности и неуверенности. Желание добить слабого может возникнуть только у слабого человека, у того, кто нашел какую-то общность с окружающими и смог объединиться с ними в группу. Грустно, одним словом.
Сологуб понравился. Обязательно продолжу знакомство.
Рубрики:  Книги

emeraldino   обратиться по имени Понедельник, 15 Марта 2010 г. 18:28 (ссылка)
У Сологуба есть превосходный рассказ "Красота". Советую!)
Ответить С цитатой В цитатник
Fruhling   обратиться по имени Понедельник, 15 Марта 2010 г. 18:39 (ссылка)
emeraldino, спасибо. У меня очередь из рассказов выстраивается)) Уже и "В толпе" рекомендовали.
Ответить С цитатой В цитатник
Inessa_Armand   обратиться по имени Вторник, 16 Марта 2010 г. 00:17 (ссылка)
Fruhling, прочла по ссылке "Червяка". Рассказ неплох, но мне показался немного наивным. Ощущение одних только черных и белых красок в изображении героев, без полутонов (что, на мой взгляд, немного оправдано тем, что автор смотрит на происходящее "детским взглядом", со стороны ребенка).
Что касается характера девочки - то, мне думается, без надлежащего воспитания, без конкретных примеров перед глазами ребенку "быть крепче, жестче, обрасти броней" вряд ли получится, особенно если ребенок - юная дЕвица/барышня дореволюционных времен. Это либо дано природой, либо взращивается соответствующим воспитанием, причем воспитатель должен быть лицом авторитетным. А у девочек-героинь рассказа, в том числе и у Ванды, таких непререкаемых авторитетов на деле-то и нет. Не поп ведь, поставивший пятерку, может послужить для девочки такого возраста примером твердости характера? И явно не Анна Григорьевна с Владимиром Иванычем. Кстати, о супругах: у меня сложилось впечатление, что они - просто невыросшие дети, с по-детски "экстазной" жестокостью и маниакальным упорством в доведении своей "жертвы" до помешательства. Расценивать их поведение как поведение людей взрослых просто не поворачивается язык...
Ответить С цитатой В цитатник
Fruhling   обратиться по имени Вторник, 16 Марта 2010 г. 08:39 (ссылка)
Inessa_Armand, я так поняла, для Сологуба такая форма изложения типична. А по воспитанию... Когда человек берет в изнеженные ручки лопату, ему сначала больно, потом образуются мозоли, руки грубеют и перестают болеть от черенка.
Ответить С цитатой В цитатник
Uylenspiegel   обратиться по имени Вторник, 16 Марта 2010 г. 14:23 (ссылка)
Спасибо за наводку) это я и про рассказы, и про "Литературное кафе". Интересное сообщество))
Ответить С цитатой В цитатник
Inessa_Armand   обратиться по имени Вторник, 16 Марта 2010 г. 16:37 (ссылка)
Fruhling, несомненно. Но, имхо, сначала кто-то должен эту лопату ему в руки вложить, да показать, что с ней делают.
Ответить С цитатой В цитатник
Fruhling   обратиться по имени Среда, 17 Марта 2010 г. 08:06 (ссылка)
HalForD, не за что) Обращайтесь))
Inessa_Armand, все-таки не соглашусь. Человек должен уметь постоять за себя и доводить себя до такого состояния как Ванда нельзя.
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 20 Марта 2010 г. 04:08 (ссылка)
Под конец обсуждения была высказана точка зрения, что в этом рассказе вообще нет ни жертв, ни агрессоров. Есть устойчивые психически и те, кто легко подвержен любому влиянию. И как раз последние и становятся и жертвами, и агрессорами в зависимости от обстоятельств. Именно этим и объясняется то, что возникла дискуссия насчет того, кто же является жертвой: художник или дама. На самом деле они оба могли быть как жертвами, так и агрессорами.
А вот кстати сильных и устойчивых личностей я у Сологуба пока не встретила (мне он тоже понравился, поэтому читаю потихоньку... дико хочу "Мелкого беса" прочитать)
Кстати, говоря о Червяке, ты тоже пишешь, что там все были слабые: и дети, и девочка, и взрослые. Так что вполне возможно классификация на сильных-слабых более правильная, чем жертва-агрессор.
Ответить С цитатой В цитатник
Fruhling   обратиться по имени Суббота, 20 Марта 2010 г. 11:54 (ссылка)
Бука_Грозная, если не ошибаюсь, в дневнике Данкино обсуждалась закономерность, по которой очень часто Оскар получают за роли физически или психически больных. Высказывались мнения, что это более объемные характеры, за развитием которых гораздо интереснее наблюдать. Возможно, Сологуб тоже считал, что легко возбудимые, слабые, психически неустойчивые личности, их переживания и поступки более интересны для исследования, чем сильные люди. Но мне по двум прочитанным рассказам пока тяжело сделать вывод) Так что будем читать и думать дальше)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку