pocket_knife все записи автора
Прекрасное - в природе вещей
и существует в самых разных формах.
Как только его заметят,
оно уже принадлежит искусству,
вернее - художнику, который сумел его увидеть.
Жан Дезире Гюстав Курбе родился в 1819 году в Оране в провинции Франш-Конте [описанной Стендалем в "Красном и Черном"], к чьим горам и причудливым нравам прирос корнями своего живописного вдохновения.
В возрасте 20 лет он переехал в Париж, где скитался, перебираясь с места на место, но...это не имело бы ровным счетом никакого значения если бы в 1844 году его "Автопортрет с черной собакой" не был бы выставлен в салоне.
По своему глубокому убеждению Курбе был социалистом, по мироощущению - пацифистом.
Рождение сына, которого он так и не сумел полюбить в 1847 году, повлияло на его жизнь гораздо меньше, чем знакомство с юным Бодлером, чей портрет он написал годом позже.

Годом позже Курбе удается снискать одобрение правительства своей картиной "Послеобеденный сон в Орнане". Она получает медаль.

Он возвращается на "малую родину" для написания своей реалистической трилогии:
"Дробильщики камня" (1849)

люди труда теперь не только молятся на картинах [как в "Анжелюсе" Жан-Франсуа Милле], но непосредственно занимаются своим тягостным повседневным делом.
"Похороны в Орнане" (1849-1850гг)
вызвали горячее осуждение в среде земляков художника...уж слишком точно ухватил он их характеры

"Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки" (1850-1855гг.) завершили собою трилогию и ознаменовали рождение нового направления в исторической живописи...но это лишь мнение. В сущности это был и новый жанр (бытовой) и новый подход - реалистический.

Увечение Испанией под влиянием Гюго и Готье, проходит быстро и практически незаметно, но уже в 1853 году появляется на свет форменная сенсация - первое шокирующее ню - "Купальщицы"

"Здравствуйте, месье Курбе" 1854-57гг. Богатство в лице коллекционера Альфреда Брюйа, приобретшего "Купальщиц", кланяется таланту представленному самим Курбе.

1855г. - вызов - "Мастерская художника" в "Павильоне реализма", оказавшемся первой значимой частной выставкой...а называлась она "Выставка продажа 40 картин и 4 рисунков работы месье Гюстава Курбе".

знакомые лица? крайний справа - Бодлер, влюбленный в ослепительную Аполлонию, стоящую подле в накинутом на плечи платке.
на мольберте - пейзаж Орнана в работе, к которому обращен "ассирийским" профилем Курбе; мужчина с собачкой - Наполеон III, а череп - смерть свободы с его приходом...
Многим становится интересен метод его работы...он охотно его поясняет, он давно готовил ответ:
"Сначала я определяю, где будут самые темные краски на картине, отмечаю их расположение, наношу их мастихином или плоской кистью. В темноте не просматривается ни одна деталь...потом накладываю все менее и менее интенсивные оттенки...стараюсь найти им место...потом кладу полутона, и так до самых светлых, пока все не засияет. У меня меньше светлого, чем у романтиков...И если мне удалось точно ухватить...работа вдруг начинает лучиться, а свет направляется куда надо...если я правильно ухватил, правильно почувствовал".
1865г. - посмертный "портрет Прудона с детьми". Гюставу Прудон заменил Бодлера...его идеи питали Курбе.

Он популярен, но пока еще не настолько, насколько того требуют его амбиции, а они требуют первенства.
Первенство особого сорта приносит 1866г. и его Салон.
"Женщина с попугаем" становится подлинным шоком,пощечиной так называемым "людям со вкусом".
Теперь он отбрасывает всяческое стеснение - слава развязывает язык. Ему нравится эпатировать публику.
"Живопись - это выброс! Если не бьет фонтаном, то это дрянь, просто моча!
Выпил пиво и пописал! Нет, чтобы рисовать необходимо другое..."
Новая Всемирная выставка. Собственный павильон Курбе. Теперь главный конкурент -Мане.
Критика разражается ядовитыми возгласами. На голову Курбе обрушивается настоящее цунами негодования.
Эдмон и Жюль Гонкуры в бешенстве:
"Ничего, абсолютно ничего нет на выставке Курбе! Так парочка небес над морем...Кроме них - что для мэтра реализма весьма пикантно - ни одной попытки вглядеться в натуру. Тело его "Женщины с попугаем" так же далеко от настоящей наготы, как школярский академический рисунок XVIII века. А сверх того - уродство, мещанское уродство, без величия, без красоты, которая бывает свойственны истинному уродству".
"Эпизод зимней псовой охоты" 1867г. одна из самых невинных картин этого периода.

Знакомство с Уистлером обернулось одной на двоих любовницей, возлюбленной, музой. Он называл ее Джо.
"Прекрасная ирландка".

Любовь? Сильное увлечение? Не нам судить...Результатом этих отношений стали картины неприемлемые для публичной демонстрации по меркам эпохи.
"Спящие" ("Лень и Сладострастие")...и...

...и кульминация таланта и страстей...лоно Джо, нареченное "Сотворением мира".

изобразил то, что действительно любил...а закончив работу над картиной выпускник духовного училища приходит к идее, ниспровергающей основные постулаты христианства - вначале была женщина. Ева раньше Адама...Адам - сын Евы. Он сгрыз яблоко со своей матерью.
Картина была подарена Курбе турецкому дипломату, который при взгляде на нее произнес следующую фразу: "Вы не сможете пойти дальше!".
Но эту картину видели совсем немногие современники. Впрочем, врагов у Курбе и так было предостаточно. Особенно в прессе.
Шарль Перрье писал для журнала "Искусство":
"Это истинный Анархист физической и моральной красоты, он доискался до кое-чего худшего, чем вульгарное безобразие, до глупого безобразия".
Но превзошел всех и вся на поприще поругания Курбе Александр Дюма-сын:
"Какой недоумок и на каком навозе вырастил это волосатое и крикливое чудище, раздувшееся от кишечных газов, кто поливал его едкой мешаниной из вина, пива и ржавой слизи?"
Не трудно догадаться какими были всеобщие впечатления от "Обнаженной с собачкой" 1868 года.

1871 год. Парижская Коммуна. Идеи Прудона оживают, а Курбе активно этому содействует в качестве председателя Союза Художников. Это горячее участие и темная история с Вандомской колонной обрекают его на полгода тюрьмы и писание натюрмортов с фруктами.

" - "Не делай того, что делаю я...Не делай того, что делают другие..."
Она читала вслух записанное на стене кредо Курбе.
- " Если бы ты рисвоал как Рафаэль, тебя бы не существовало...- Самоубийство...- Пиши, как чувствуешь, делай, что хочешь!"...
А ты всегда делаешь, что хочешь? - спросила она".
(Ф. Дюпейрон "Великий вечер") Хотел он того или не хотел, но девизу своему не изменил, даже лишившись той самой мастерской на улице Отфёй, где он было написаны.
Следующий удар принес 1872 год руками президента жюри Салона Эрнеста Мейсонье. Этот господин добился, чтобы Курбе запретили выставляться как во Франции, так и за границей...и это после выставки у Дюран-Рюэля.
Тем временем Вандомская колонна выставляет художнику счет на кругленькую сумму - 500 тысяч франков. Он бежит в Швейцарию, по другую сторону его родных гор. Водянка и цирроз печени не способствуют творческой активности, но сводит Курбе в могилу как нельзя кстати - 31 декабря 1877 года. Произойди это хотя бы днем позже и его родственники были бы вынуждены расплачитваться по его коммунарским счетам с правительством.
P.S. Лично мною в его творчестве наиболее любимы ранние автопортреты.
Он собой не любуется, он пристально вглядывается, изучает.
"Отчаявшийся" 1843-45

"Автопортрет (Мужчина с трубкой)". 1848-1849 гг.

"Раненый человек". 1844-1854 гг.

"Влюбленные на природе" 1844г.
Предположительно с женой Верджини Бине, матерью его сына.