Элизабет Элеонор Сиддал |
(Elisabeth Eleanor Siddal)
1829-1862
Родилась в Лондоне и будучи модисткой занималась демонстрацией шляп в небольшом магазине, когда в 1849 году познакомилась с Уолтером Девереллом. Ему позировала для картины "Двенадцатая ночь",
подарив Виоле переодетой в Цезарио (левой фигуре картины) свои такие трудные по-легенде для живописного воспроизведения огненно-рыжие волосы. Если верить той же легенде, без этих пленительных прядей и локонов не состоялось бы знакомства Элизабет с Россетти (его чертами наделена правая фигура картины - шут Феста), а если обратиться к фактам, то прерафаэлитский идеал женской красоты мог так и не найти своего воплощения.
Вскоре герцог Орсино (он же сам Деверелл, изображенный в центре) был покинут, ради всепоглащающей страсти к Данте, для которого мисс Сиддал, а впоследствии миссис Россетти, стала той самой Беатриче.
Зимой 1852 года Элизабет, в порядке исключения, позировала Миллесу для "Офелии".
Верность Джона прерафаэлитским принципам писания всех деталей с натуры стоила ей здоровья. Она часами лежала в ванне с водой, подогреваемой свечами и масленными лампами, в дорогом тяжелом платье. Результатом совместных усилий стала картина, в которой натурализм соседствовал с полным намеков на сюдьбу
Офелии символизмом, поднявшая все прерафаэлитское движение на новую высоту и чахотка, не покинувшая Элизабет до ее последнего дня.
"Когда к ветвям она нависшим
потянулась,
Чтобы венки на них развесить,
Обломился коварный сук,
И в плачущий ручей она
Упала вся в цветах.
Расплывшись, платье
Поверх воды ее держало,
как наяду,
Отрывки песенок она
старинных пела,
Как бы опасности не сознавая,
словно
Для этой создана была стихии
И с ней сроднилась. Недолго
длилось это:
Отяжелев, намокшие одежды
Бедняжку в мутную втянули
глубину,
Офелия теперь не трагически соблазнительна, а гипнотически болезненна. Роза в ее руке - она сама "роза мая" словами Лаэрта; "милее всех малиновка была" поэтому из песни Офелии перелетела на куст; ива и анютины глазки - спутники обманутой любви; фиалка обвивает шею петлей верности...маргаритки - невинность, крапива - боль, маки - смерть...Все эти символы в сочетании с видом Суррея сделали "Офелию" "самым красивым английским пейзажем, населенным печалью", согласно Рескину.
Желания Элизабет простирались далеко за пределы фантазий обычных натурщиц, для которых было пределом мечтаний оставались интрижки с художником.
Страстью художника к самой Элизабет пронизаны все работы Россетти,
как собственно портреты, так и сюжетные картины.
Элизабет на стуле
Элизабет расчесывает волосы
Paolo and Francesca da Rimini 1855 (вновь образ Беатриче)
Элизабет (1854-1865гг.)
Элизабет сама хотела творить, ей недостаточно было роли музы.
Претпочтение она отдавала акварели, находя вдохновение в литературе, особенно поэзии, а именно в легендах и романтических поэмах, пытаясь сочинять сама (ее поэм насчитывается пятнадцать), реже в сюжетах из Евангелия.
Наиболее известное ее произведение "Сэр Патрик Спенс" (ок.1857-1860гг.),
иллюстрировало древнешотландскую балладу XII века в переложении Вальтера Скотта. В этой балладе повествуется о сэре Патрике, фаворите короля, отправившемся по высочайшему приказу в плавание, несмотря на предсказание беды. В пути судно попало в шторм и затонуло, а море поглотило всех, кто был на нем. На своем полотне Лиз изобразила жен, возлюбленных и детей членов команды, стоящих в отчаянии на берегу, наблюдая признаки приближающегося шторма.
Работа "Клерк Саундерс" (1857) также навеяна шотландскими балладами Скотта.
Призрак Клерка Саундерса, убитого братьями своей возлюбленной Мэй Маргарет, является к ней, пройдя сквозь стену комнаты, чтобы просить ее вновь обратиться к вере.
дама, прикрепляющая вымпел к древку копья рыцаря
поиски святого грааля
Ее работы определенно несут огромное влияние Россетти, ее стиль немного неуверенный, будто боязливый, цвет преобладает над точностью рисунка, пленяет своеобразием композиции и утонченностью приглушенного колорита.
автопортрет (1854г.) она не считала себя такой привлекательной, какой видели ее обажатели
Назвать ее художественным двойником Россетти было бы не вполне корректно, учитывая хотя бы то, что сам Рёскин предложил ей нечто вроде содержания в обмен на все ее работы.
Многочисленные связи темпераментного Данте с моделями не давали покоя ревнивой Элизабет, которая оставила его в конце 1850х. Взаимное влечение определило их встречу в Гастингсе, где Лиз была на лечении, и где 23 мая 1860 года
состоялось их бракосочетание, принесшее брак со вкусом вины, но без "семейного счастья".
2го мая болезненная, ослабленная и нервная Элизабет родила мертвую дочь, что определило ее приверженность лаудануму (содержащему опий). С ним она переусердствовала 12 февраля 1862 года, возможно переусердствовала сознательно.
Бедный Данте стал затворником в своем замке в окрестностях Челси, жил в окружении экзотических животных (в том числе кенгуру и вамбатов), разбавляя одиночество алкоголем и кокаином, чтобы в конце концов написать
"Beata Beatrix".
Свою Беатриче он писал 6 лет (с 1864 по 1870 год), сделав ее настоящим памятником Элизабет Сиддал.
Теперь она - Беатриче из "Новой жизни", а он - скорбящий Данте.
Рубрики: | живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |