Выставка |
Выставка в галерее «Крокин». Константин Батынков "МОСКВА"
Утраченный город. Черно-белая ностальгия.
Константин Батынков не создает модных арт-объектов, в его арсенале – только черная и белая краска, холст, однако искусствоведы называют его «самым продаваемым» и конкурентноспособным российским художником. В чем же его секрет? дальше
Новая выставка художника Константина Батынкова в галерее «Крокин» вместо планируемого «Москва-Сити» называется просто «Москва». Да и какая там «сити» со стеклянными небоскребами, если на картинах – сплошные сталинские высотки, баррикады, строительство новых зданий. Живописная серия работ Батынкова – о Москве, которая остается в прошлом.
Ощущение острой ностальгии по прошлому присутствует в каждом полотне художника.
Здесь – не морализаторство старшего поколения (художник родился в 1959 году), а некоторая грусть и растерянность: натурные на первый взгляд этюды написаны по памяти. Тех мест, где художник со своими коллегами по цеху Сашей Флоренским и Николаем Полисским ходил на этюды, давно уже нет. Хотя этюдники по-прежнему продаются в художественных магазинах, классических московских видов в нынешней Москве не осталось. По словам самого художника, рекламное многоцветного города, который развивается быстрыми темпами огромного мегаполиса, не подходит для выражения его творческого кредо. Ему по душе монохромная черно-белая гамма. Она навевает воспоминания о советских черно-белых фотографиях, снятых на пленку. Городские пейзажи, написанные очень свободно, – давно стали визитной карточкой Батынкова. В российской художественной среде сложно найти художника, работающего в такой манере.
Именно такие «фирменные» работы художника – монохромные и по-своему стильные – охотно покупают на ярмарке АртМосква. Это тот уникальный случай, когда талант академического рисовальщика востребован на рынке актуального искусства.
Ностальгия по былым комсомольским временам находит отклик в душах банкиров и предпринимателей, украшающих пейзажами художника интерьеры своих квартир, загородных домов и офисов. Есть в этой живописи сочетание непритязательности и грусти. Холсты без рам самого разного размера. На одном из них изображен снос пятиэтажки: на переднем плане зияет фактурная дыра с разбросанными вокруг остатками строительных материалов, за которой – строящиеся безликие высотки. На втором полотне – Храм Христа Спасителя под снегопадом: сам храм выглядит неким пряничным домиком, а снег «выписан» по-лубочному наивно, круглыми пятнашками. Есть в этом скромном гротеске какое-то чувство нереальности: будто город растаскивают по частям некие злые силы, а человеческое общество апатично наблюдает за происходящим, не в силах ничего изменить. Чаще всего художник строит композицию на контрасте больших и маленьких предметов. Например, рядом с объектами одушевленными: людьми, животными, написанными будто бы очень бегло, в картинах всегда присутствуют монстры – танки, вертолеты, самолеты военные и гражданские. Танки что-то тащат на место строительство новых домов, самолеты перевозят людей с крыши не крышу. Художник объясняет это так: «XX век – век техники. Век машин. У меня всегда что-то летает, движется: самолеты, вертолеты, дирижабли. Когда на фоне неба ты ставишь точку, появляется сразу, условно говоря, пространство… Можно кляксу поставить, можно нарисовать вертолет или самолет. И сразу в картине появляются какие-то формальные вещи…»
Свою роль в таком пристрастии к изображению техники сыграло и обучение на механическом факультете Московском институте инженеров гражданской авиации, где техническое рисование очень близко к художественному. И значит, все, что стреляет, ездит, плавает, летает, красиво выглядит на картинах. Самолет изображен как настоящее произведение искусства, а вовсе не как военное оружие.
Легкость и плавность в живописи резонирует с внешностью художника, единственного представителя петербургской группы художников «Митьки» - двухметрового, добродушного человека со смешинками в глазах. Он родился в семье военно-морского летчика, работал авиационным инструктором-инженером, грузчиком в винном магазине, трудился на раскопках в Пантикапее, был ветродуйщиком на «Мосфильме», рабочим в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и этот перечень можно продолжить. Но главное для нас это творческое воплощение личности художника – его картины. И своей новой живописной серией Константин Батынков призывает зрителя оглянуться вокруг, присмотреться к улицам города, в котором мы живем, чтобы запечатлеть в своем сердце его уходящий образ.
С 24 января по 24 февраля
Ул. Большая Полянка, 15
Рубрики: | живопись Соотечественники |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |