Сегодня я хочу вам рассказать о шпатлевках и штукатурках, которые я испытала собственноручно в, так называемой, декоративной объемной (рельефной) живописи. Примеры работ в этой технике вы наверняка встречали на просторах Интернета в декоре часов, рам, настенных панно (картин):

Я в данной технике не работаю, но мне стало интересно, насколько сложно подобрать тот самый идеальный материал для создания этих работ. И быть может я найду применение этой техники и в своих работах.
Поэтому, чтобы облегчить ваш поиск и систематизировать свой, я расскажу и, по возможности, покажу то, что опробовала сама. Могу сказать сразу, пока я не нашла идеальной формулы, но работать есть с чем.
В данной технике используется штукатурка, усиленная синтетическими и целлюлозными волокнами, которые позволяют создать достаточно высокий объем даже у тонких элементов.
Готовых штукатурок с микроволокнами на нашем рынке очень мало, в основном это дорогостоящие импортные декоративные материалы.

Недавно на российском рынке появилась декоративная штукатурка с целлюлозными волокнами "Барельеф" фирмы VGT. К сожалению, опробовать ее мне пока не удалось, в Санкт-Петербурге она не представлена ни в одном дистрибьютерском магазине, но обязательно достану и попробую.
СОСТАВ: Водная дисперсия стирол-акрилового сополимера с добавлением лиственной целлюлозы, микромрамор, модифицирующие добавки.
ЦЕНА: за банку 6 кг (минимальная фасовка) 1020 рублей у дистрибьютера в Москве.
Первое, что испробовала, это немецкую декоративную штукатурку Marmur Stucco, которую можно было приобрести у нас в городе на развес.

СОСТАВ: Материал на основе мелкодисперсного мраморного наполнителя, усиленный синтетическими и целлюлозными волокнами.
ЦЕНА: около 550 рублей за килограмм.
Первая мысль при покупке – ДОРОГО!
Вторая – было бы здорово, если бы сработала, и я успокоилась даже, несмотря на высокую цену материала. Но, не все так просто, увы. Для каких-то декораторских приемов она идеальна, но для создания объёмных цветов в сочетании с мастихиновой живописью не сработала:
- очень липкая полимерная основа, сильно залипает на мастихин и тянется за ним.
- Консистенция жидковата, элементы растекаются, как "плюшечки". Нельзя сделать достаточный объем в высоту, максимум 5-6 мм.
Из положительного – идеально белая по цвету, хорошо колеруется, прочно держится даже на окрашенной поверхности.

Аналогично немецкой Мармур есть в продаже французская штукатурка Torchis Саман, сходны и по цене, и по качеству.
Следующим этапом я попробовала шпатлевку-замазку по монтажной пене NEOMID, питерского производства.

ЦЕНА: 200 рублей за 1,4 кг.
СОСТАВ: на акриловой основе с армирующими микроволокнами, которые позволяют заполнять полости глубиной до 10 см без растрескивания. Круто!
Да еще что ни свойство, то фантастика:
- Устойчива к растрескиванию;
- Безусадочная;
- Содержит армирующие волокна;
- Содержит биоцидные добавки, для предотвращения образования грибка и плесени
- Пластична и удобна в работе;
- Влагостойкая;
- Экологически безопасна, не содержит токсичных компонентов;
- Высокая адгезия к любым видам строительных оснований.
В работе мастихином, оказалась идеальна, НО! Цвет серый, при высыхании он значительно светлеет, при колеровке не предсказуем. Я бы с ним с удовольствием работала, но для новичков этот состав с точки зрения цветовых решений будет сложноват.

Если абстрагироваться от цвета, отличный материал для тренировок!
Данную шпатлевку я взяла за эталон и продолжила свой поиск.
Следующим этапом, я решила посмешивать материалы.
Чтобы уменьшить растекаемость и липкость немецкой штукатурки Мармур, я добавила в нее:
Эксперимент №1 — шпатлевку по дереву фирмы Текс, причем шпаклевка у меня оказалась уже не свежей, слегка плотной. Это помогло, но не сильно. Она по-прежнему залипала на мастихин и не позволяла выкладывать высокие элементы.


Эксперимент №2 – добавила сухой гипс, а точнее алебастр… Категорически нет! Все от чего пыталась избавиться, усугубилось. Даже показать нечего :(
Больше я решила не мучать дорогущую штукатурку Мармур, а перейти к совершенно другому материалу. О нем и о результатах своих экспериментов я расскажу в следующей статье.

Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 2
Конечно, можно было бы продолжить эксперименты с готовой немецкой штукатуркой Мармур, но цена вопроса заставила искать другие решения: перейти к совершенно другому материалу — к гипсовой штукатурке, которая широко применяется художниками для создания настоящих барельефов. И в этом мне очень помог живой мастер-класс по барельефам потрясающего художника Георгия Тандашвили.
За основу состава я взяла универсальную гипсовую штукатурку FUGEN фирмы KNAUF. Она не дает сильной усадки, срок службы замеса 30 минут, что позволяет работать с ней достаточно долго. Цена 10 кг сухой смеси составляет около 200 рублей.
Гипсовая штукатурка не содержит в себе волокна. И, чтобы заполнить этот пробел, я приобрела в магазине строительных товаров Леруа Мерлен декоративную шелковую штукатурку (базовое покрытие №1) фирмы Paritet. Мешок стоит около 580 рублей, хватит на… очень долго.
Делаем замес:
1. Разводим шелковую штукатурку водой.

Воды должно быть немного, вводите постепенно до получения кашицы.
2. Добавляем гипсовую штукатурку до густой консистенции так, чтобы состав хорошо держал форму и при этом был эластичен. Все по личным ощущениям и пробам в работе. Дайте 5-10 минут настоятся и подойти гипсу.

Примечание! Для лучшей адгезии с гладкой окрашенной поверхностью в состав можно добавить клей ПВА (немного, иначе будет сильно залипать к мастихину).
Цвет у замеса, к сожалению, получается не белый, а светло-бежевый (зависит от цвета гипсовой штукатурки), он при высыхании станет светлее, но кипельно белым, как немецкая или французская штукатурка, не будет. Мне это в работе не мешает, окрашивается состав акриловыми красками превосходно, отлично держит форму и объем, а "копеечная" цена так вообще радует.

На этом мой поиск не закончен, потому что и в этом составе есть свои минусы, которые вылезают в процессе работы. Но, главное найти простой рецепт, понять, что в нем не хватает, довести до ума путем проб и ошибок и получить в итоге идеальную для себя массу.
О том, как художественно (не однородно) окрасить штукатурку вы прочтете в следующей третьей части.
Спасибо за внимание и оставленные отзывы! Надеюсь, что кому-нибудь эта информация пригодится :)
https://www.livemaster.ru/topic/2331103-dekorativnaya-shtukaturka-dlya-relefnoj-zhivopisi-chast-2?vr=1&inside=1