-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rss_lj_fater_go

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




Глас вопиющего в пустыне... - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://fater-go.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss??18bcad20, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Завтра в Твери

Среда, 29 Марта 2017 г. 23:54 + в цитатник


В четверг, 30 марта, в 11.30 в Соборе "Белая Троица" г. Твери я намерен отслужить Панихиду по Великой княгине Литовской Иулиании Александровне, в схиме Марине. Эта достойная дочь Тверского князя Александра Михайловича, убитого в Орде, была славной защитницей Православия в Великом княжестве Литовском в годы правления ее мужа князя Ольгерда. Благодаря находкам археологов стала известна точная дата ее кончины 17(30) марта 1392 года.Ниже привожу небольшой очерк, написанный в ее память.

Великая княгиня Литовская Иулиания Александровна Тверская

Есть в истории люди, случайно позабытые или подзабытые. Это такие персонажи, натыкаясь на которые при изучении судеб разных государств вдруг замираешь в изумлении, пораженный масштабом открывшейся тебе личности. На всем пространстве Восточной Европы от Балтики до Урала не было в XIV веке ни одной женщины силой характера, политическим влиянием, истовой защитой христианской веры сравнимой с ней. Та, о ком сейчас идет речь, - вторая жена Великого князя Литовского Ольгерда – Иулиания Александровна Тверская.
Иулиания Тверская родилась в семье князя-страстотерпца - Великого князя Тверского и Владимирского Александра Михайловича около 1330 года. Известно, что у князя Александра и княгини Анастасии, родителей Иулиании, было восемь детей. Летописи не всегда фиксировали даты рождения княжат, а уж княжен и подавно. Свадьба Александра и Анастасии состояла с в 1319 году, а через год родился их первенец Лев, скончавшийся в раннем детстве. Следующим сыном был Феодор, погибший в Орде вместе с отцом в 1338 году. Дальше были сын Всеволод и дочь Мария, ставшая впоследствии женой московского князя Симеона Гордого. А там родилась и Иулиания. Исходя из того, что Иулиания выходила замуж в 1350 году, а родила последнего шестнадцатого(!!!) ребенка в 1377 году, то скорее всего родилась она в 1330 году.
После антиордынского восстания в Твери в 1327 году князь Александр Михайлович с семьей был вынужден бежать во Псков. Московский князь Иван Калита вместе с татарами устроили погром в Тверских землях, а за князем и его домашними была начата настоящая охота. Калита вынудил митрополита Феогноста пригрозить псковичам отлучением от Церкви, и чтобы не оставить вставших на его защиту псковичей без благодати христовых таинств, князь Александр препоручив жену и княжат горожанам временно, на год перебрался в Литву, где в это время правил тесть его брата Дмитрия – князь Гедимин. В виду всех этих печальных обстоятельств местом рождение княжны Иулиании стал Псков.
Подобно многим другим русским княжнам Иулиания Тверская обладала многими христианскими добродетелями. Она любила молитву, покровительственно и благоговейно относилась к священнослужителям и монахам, щедро раздавала милостыню, заботилась о сиротах и вдовах, которых после разорения Твери ордынскими и московскими войсками было особенно много. Начался долгий период политического упадка тверского княжества(1328-1366 годы), связанный с правлением князей Константина, Всеволода и Василия. В 1340 году москвичи снимают с соборной колокольни в Твери колокола и увозят их в Москву. Это становится знаком публичного унижения и тверских князей и всех жителей княжества. Лишенная колоколов, Тверь лишена голоса на политической арене. Даже руки тверской княжны великий князь литовский Ольгерд просит не у главы тверского княжеского дома, которым в 1349 году был дядя Иулиании Василий Михайлович или у ее брата Всеволода, а у Великого князя московского Симеона, женатого на сестре Иулиании - Марии. И Симеон дает свое согласие на этот брак, как будто он, и только он, распоряжается в тверских делах.
Сила духа, твердость характера и незаурядный дипломатический талант Иулиании Тверской особенно ярко проявляется после выхода замуж за великого князя Литовского Ольгерда. Ольгерд был старше Иулиании на 35 лет! Кто она для него? Юная девчонка! Да в Литве отродясь женщинам не давали никаких прав в политике. Никогда, ни одна из них не имела хоть сколько-нибудь ощутимого влияния на своего мужа, - властителя и полководца. А уж тем более на Ольгерда, который прославился своей хитростью, упрямством и загадочностью! По словам современников, когда войско Ольгерда выходило в поход, никто кроме князя не знал ни цели, ни направления, в котором оно будет двигаться. Зато этим достигалась внезапность, и устранялись опасности со стороны лазутчиков.
Та же самая непредсказуемость и самовластие мужчин проявлялись и в религиозной политике литовских князей. Она была целиком подчинена политической целесообразности. Если выгодно, литовский князь мог объявить себя католиком, или православным, но чаще всего являлся язычником. Появление Иулиании коренным образом изменило ситуации в Литве. Лишь за три года до приезда юной жены Ольгерда в Вильнюс были казнены трое виленских мучеников –Антоний, Иоанн и Евстафий (память 14/27 апреля). Причем приказ об их казни отдает сам Ольгерд. Но уже в год своего приезда молодая княгиня добивается от Ольгерда выделения участка земли для строительства храма, который станет усыпальницей для честных мощей виленских мучеников, и инициатором их прославления выступит тоже Иулиания Александровна. По указанию и на средства Иулиании в столице Литовского государства возводятся два крупнейших православных храма - кафедральный Пречистенский собор, который будет усыпальницей ее мужа и вторая по значимости Никольская церковь. На месте гибели Виленских мучеников Иулиания Александровна основывает Свято-Троицкий монастырь, ставший на два столетия местом почивания мощей Виленских мучеников. В этот монастырь княгиня передает подаренную ей мужем в знак их любви великую святыню - чудотворную Остробрамскую икону Божией Матери, привезенную им из Херсонеса Таврического. Но главное строительство Иулиания Тверская развернула в православном Витебске – город, которым она управляла единолично, как своей вотчиной. Княгиня завершила долгострой – стены витебской крепости, основала и благодетельствовала двум витебским монастырям, построила множество церквей.
В правлении слабовольных тверских князей Константина, Всеволода и Василия начинать дело возрождения тверской государственности было немыслимо. Но с появлением княгини Иулиании в Литве на политическую арену выдвигается ее любимый младший брат, талантливый и благородный князь Михаил Александрович Микулинский. Именно с ним Ольгерд будет вести отныне переговоры (в 1362 году Ольгерд и Михаил подписывают важный мирный договор между Литвой и Тверью). Тверь оживилась. Дядя Василий Михайлович Кашинский, носивший титул Великого князя Тверского понимает, что тверитяне любят не его, а его молодого племянника Михаила, именно на него они смотрят с восторгом и надеждой, его ждут на своем престоле. И Ольгерд видит в Михаиле верного союзника.
Вскоре после разразившейся в 1366 году эпидемии чумы, унесшей жизни матери, дяди и старших братьев Михаил Александрович становится Великим Тверским князем. Появление этого политика крупного масштаба на тверском престоле неизбежно влечет за собой реакцию со стороны Москвы. Юному князю Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, и его главному политическому советнику митрополиту Алексию сильная Тверь не нужна. И они провоцируют конфликт с Тверью. Так началась война 1368-1375 годов между Тверью и Москвой.
Можно было бы сразу покориться, так как Москва была намного сильней Твери. Ее территория в десятки раз более обширна. Аналогично больше у москвичей и население, а стало быть и войско. Что же, помимо чести толкает тверского князя в этот отчаянный бой? Некоторые историки предполагают, что брат и сестра, Иулиания и Михаил, задумали геополитическое противостояние: Литва с Тверью против Москвы с Ордой. Огромная единая православная Россия, с центром в Москве или в Твери, а может быть и в Вильнюсе, свободная от монголо-татарского ига, вот какую цель видели брат и сестра. Здесь надо отметить, что Литва времен Иулиании была более чем на половину заселена славянами – русскими, белорусами, волынянами, украинцами . У литовцев не было своей письменности, и все государственное делопроизводство велось на западном диалекте старорусского языка. Более того, и литовская знать свободно говорила по-русски. Потому Литву времен Ольгерда часто зовут Литовско-Русским государством. А значит, планы Иулиании и Михаила были не так уж и утопичны, тем более что сам Ольгерда в победоносном бою на Синих Водах в 1362 году навсегда избавился от татарской угрозы. Но удалось ли Михаилу и Иулиании увлечь Ольгерда своим геополитическим планом? Скорее всего нет. Да, литовский князь чувствовал обязанность заступиться за своего тверского родственника, но перекраивать карту мира на Востоке, затратив на это огромные военные и политические силы, Ольгерд был не готов. Его родной народ стенал под натиском ливонских рыцарей, которые только за годы правления Ольгерда(1345-1377годы) нападали на Литву более 100 раз! А младший брат Кейстут, которому было поручена защита западных границ, постоянно нуждался в его, Ольгердовой, помощи. Тут было не до Руси. Поэтому ни один из своих трех походов на Москву Ольгерд не довел до логического завершения – взятие Московского Кремля. Возможно, помешала и старость. В конце войны литовскому князю перевалило за восемьдесят. И потому, когда в 1375 году москвичи с союзниками осадили Тверь, Ольгерд уже не смог помочь Михаилу. Михаил Александрович подписал мир, признал Москву старшей, и сосредоточился на культурном и гражданском благоустройстве Тверского княжества. А так как он был действительно великим правителем, то и период с 1375 по 1399 годом тверские историки считают Золотым периодом нашего города.
Княгиня Иулиания и после смерти мужа (по настоянию Иулиании он перед кончиной принял монашество с именем Алексий) и поражения брата не оставила надежд объединить все русские православные силы! Такая уж была эта женщина – подвижница и патриотка! Последняя ее попытка на этом поприще была связана с попыткой женить своего любимого сына и наследника литовского престола Ягайло, в Крещении Якова, на дочери великого московского князя Дмитрия Ивановича. В 1379 г. она даже пописывает с ним договор – неслыханное дело! межгосударственный договор XIV-го века подписанный женщиной! – о предстоящей женитьбе. Победа Дмитрия на Куликовом поле произвела благотворное действие на Ягайло, и он, унаследовавший отеческую осторожность, уже был готов засылать сватов, как катастрофа 1382 года – сожжение Москвы Тохтамышем – посеяло сомнение в душе Ягайло в том, что политический вектор Литвы должен быть связан с Москвой. Уже через год он обращает свое внимание на Запад, на польскую принцессу Ядвигу, и в 1385 году становится польским королем и принимает католичество вместе со всей Литвой.
В условиях надрастающей полонизации и окатоличивания великая княгиня литовская Иулиания оказалась главной защитницей Православия в Западной Руси. До последних дней своей жизни она строила храмы, укрывала гонимых, и особенно пеклась о православных монастырях и о монашествующих. Летописи говорят о том, что наибольшую помощь от вдовствующей княгини получила прославленная Киево-Печерская Лавра. Нам неизвестно, как скоро после смерти мужа в 1377 году княгиня Иулиания приняла монашество. Известно, что Витебском она правила до своей смерти в 1392 году. Некоторые считают, что это свидетельствует о том, что Иулиания постриглась незадолго до кончины. Но может быть, она управляла Витебском, как игумения монастырем. В условиях тех времен, и с неутомимым характером княгини, это было вполне возможно. Разные летописи указывают разные монашеские имена Иулиании: Марина, Марфа или реже Мария.
Летописи говорят, Великая княгиня Иулиания в монашестве Марина или Марфа погребена в пещерах Киево-Печерской Лавры. Витебские сестры из Свято-Духовского монастыря убеждены, что создательница их обители похоронена у них в монастыре. А надпись на Никольском соборе в Вильнюсе гласит, что под полом этого храма находятся могилы Великого князя Литовского Альгирдаса и его жены Юлианны Тверской. Многие хотели бы иметь ее могилу у себя и гордиться такой великой женщиной, матерью пятнадцати детей, строительницей городов, монастырей и храмов, защитницей Святого Православия.
Хорошо бы и нам гордиться ею, чествовать ее, и не предавать ее больше забвению никогда.

http://fater-go.livejournal.com/597009.html


Завтра в Твери

Среда, 29 Марта 2017 г. 23:54 + в цитатник


В четверг, 30 марта, в 11.30 в Соборе "Белая Троица" г. Твери я намерен отслужить Панихиду по Великой княгине Литовской Иулиании Александровне, в схиме Марине. Эта достойная дочь Тверского князя Александра Михайловича, убитого в Орде, была славной защитницей Православия в Великом княжестве Литовском в годы правления ее мужа князя Ольгерда. Благодаря находкам археологов стала известна точная дата ее кончины 17(30) марта 1392 года.Ниже привожу небольшой очерк, написанный в ее память.

Великая княгиня Литовская Иулиания Александровна Тверская

Есть в истории люди, случайно позабытые или подзабытые. Это такие персонажи, натыкаясь на которые при изучении судеб разных государств вдруг замираешь в изумлении, пораженный масштабом открывшейся тебе личности. На всем пространстве Восточной Европы от Балтики до Урала не было в XIV веке ни одной женщины силой характера, политическим влиянием, истовой защитой христианской веры сравнимой с ней. Та, о ком сейчас идет речь, - вторая жена Великого князя Литовского Ольгерда – Иулиания Александровна Тверская.
Иулиания Тверская родилась в семье князя-страстотерпца - Великого князя Тверского и Владимирского Александра Михайловича около 1330 года. Известно, что у князя Александра и княгини Анастасии, родителей Иулиании, было восемь детей. Летописи не всегда фиксировали даты рождения княжат, а уж княжен и подавно. Свадьба Александра и Анастасии состояла с в 1319 году, а через год родился их первенец Лев, скончавшийся в раннем детстве. Следующим сыном был Феодор, погибший в Орде вместе с отцом в 1338 году. Дальше были сын Всеволод и дочь Мария, ставшая впоследствии женой московского князя Симеона Гордого. А там родилась и Иулиания. Исходя из того, что Иулиания выходила замуж в 1350 году, а родила последнего шестнадцатого(!!!) ребенка в 1377 году, то скорее всего родилась она в 1330 году.
После антиордынского восстания в Твери в 1327 году князь Александр Михайлович с семьей был вынужден бежать во Псков. Московский князь Иван Калита вместе с татарами устроили погром в Тверских землях, а за князем и его домашними была начата настоящая охота. Калита вынудил митрополита Феогноста пригрозить псковичам отлучением от Церкви, и чтобы не оставить вставших на его защиту псковичей без благодати христовых таинств, князь Александр препоручив жену и княжат горожанам временно, на год перебрался в Литву, где в это время правил тесть его брата Дмитрия – князь Гедимин. В виду всех этих печальных обстоятельств местом рождение княжны Иулиании стал Псков.
Подобно многим другим русским княжнам Иулиания Тверская обладала многими христианскими добродетелями. Она любила молитву, покровительственно и благоговейно относилась к священнослужителям и монахам, щедро раздавала милостыню, заботилась о сиротах и вдовах, которых после разорения Твери ордынскими и московскими войсками было особенно много. Начался долгий период политического упадка тверского княжества(1328-1366 годы), связанный с правлением князей Константина, Всеволода и Василия. В 1340 году москвичи снимают с соборной колокольни в Твери колокола и увозят их в Москву. Это становится знаком публичного унижения и тверских князей и всех жителей княжества. Лишенная колоколов, Тверь лишена голоса на политической арене. Даже руки тверской княжны великий князь литовский Ольгерд просит не у главы тверского княжеского дома, которым в 1349 году был дядя Иулиании Василий Михайлович или у ее брата Всеволода, а у Великого князя московского Симеона, женатого на сестре Иулиании - Марии. И Симеон дает свое согласие на этот брак, как будто он, и только он, распоряжается в тверских делах.
Сила духа, твердость характера и незаурядный дипломатический талант Иулиании Тверской особенно ярко проявляется после выхода замуж за великого князя Литовского Ольгерда. Ольгерд был старше Иулиании на 35 лет! Кто она для него? Юная девчонка! Да в Литве отродясь женщинам не давали никаких прав в политике. Никогда, ни одна из них не имела хоть сколько-нибудь ощутимого влияния на своего мужа, - властителя и полководца. А уж тем более на Ольгерда, который прославился своей хитростью, упрямством и загадочностью! По словам современников, когда войско Ольгерда выходило в поход, никто кроме князя не знал ни цели, ни направления, в котором оно будет двигаться. Зато этим достигалась внезапность, и устранялись опасности со стороны лазутчиков.
Та же самая непредсказуемость и самовластие мужчин проявлялись и в религиозной политике литовских князей. Она была целиком подчинена политической целесообразности. Если выгодно, литовский князь мог объявить себя католиком, или православным, но чаще всего являлся язычником. Появление Иулиании коренным образом изменило ситуации в Литве. Лишь за три года до приезда юной жены Ольгерда в Вильнюс были казнены трое виленских мучеников –Антоний, Иоанн и Евстафий (память 14/27 апреля). Причем приказ об их казни отдает сам Ольгерд. Но уже в год своего приезда молодая княгиня добивается от Ольгерда выделения участка земли для строительства храма, который станет усыпальницей для честных мощей виленских мучеников, и инициатором их прославления выступит тоже Иулиания Александровна. По указанию и на средства Иулиании в столице Литовского государства возводятся два крупнейших православных храма - кафедральный Пречистенский собор, который будет усыпальницей ее мужа и вторая по значимости Никольская церковь. На месте гибели Виленских мучеников Иулиания Александровна основывает Свято-Троицкий монастырь, ставший на два столетия местом почивания мощей Виленских мучеников. В этот монастырь княгиня передает подаренную ей мужем в знак их любви великую святыню - чудотворную Остробрамскую икону Божией Матери, привезенную им из Херсонеса Таврического. Но главное строительство Иулиания Тверская развернула в православном Витебске – город, которым она управляла единолично, как своей вотчиной. Княгиня завершила долгострой – стены витебской крепости, основала и благодетельствовала двум витебским монастырям, построила множество церквей.
В правлении слабовольных тверских князей Константина, Всеволода и Василия начинать дело возрождения тверской государственности было немыслимо. Но с появлением княгини Иулиании в Литве на политическую арену выдвигается ее любимый младший брат, талантливый и благородный князь Михаил Александрович Микулинский. Именно с ним Ольгерд будет вести отныне переговоры (в 1362 году Ольгерд и Михаил подписывают важный мирный договор между Литвой и Тверью). Тверь оживилась. Дядя Василий Михайлович Кашинский, носивший титул Великого князя Тверского понимает, что тверитяне любят не его, а его молодого племянника Михаила, именно на него они смотрят с восторгом и надеждой, его ждут на своем престоле. И Ольгерд видит в Михаиле верного союзника.
Вскоре после разразившейся в 1366 году эпидемии чумы, унесшей жизни матери, дяди и старших братьев Михаил Александрович становится Великим Тверским князем. Появление этого политика крупного масштаба на тверском престоле неизбежно влечет за собой реакцию со стороны Москвы. Юному князю Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, и его главному политическому советнику митрополиту Алексию сильная Тверь не нужна. И они провоцируют конфликт с Тверью. Так началась война 1368-1375 годов между Тверью и Москвой.
Можно было бы сразу покориться, так как Москва была намного сильней Твери. Ее территория в десятки раз более обширна. Аналогично больше у москвичей и население, а стало быть и войско. Что же, помимо чести толкает тверского князя в этот отчаянный бой? Некоторые историки предполагают, что брат и сестра, Иулиания и Михаил, задумали геополитическое противостояние: Литва с Тверью против Москвы с Ордой. Огромная единая православная Россия, с центром в Москве или в Твери, а может быть и в Вильнюсе, свободная от монголо-татарского ига, вот какую цель видели брат и сестра. Здесь надо отметить, что Литва времен Иулиании была более чем на половину заселена славянами – русскими, белорусами, волынянами, украинцами . У литовцев не было своей письменности, и все государственное делопроизводство велось на западном диалекте старорусского языка. Более того, и литовская знать свободно говорила по-русски. Потому Литву времен Ольгерда часто зовут Литовско-Русским государством. А значит, планы Иулиании и Михаила были не так уж и утопичны, тем более что сам Ольгерда в победоносном бою на Синих Водах в 1362 году навсегда избавился от татарской угрозы. Но удалось ли Михаилу и Иулиании увлечь Ольгерда своим геополитическим планом? Скорее всего нет. Да, литовский князь чувствовал обязанность заступиться за своего тверского родственника, но перекраивать карту мира на Востоке, затратив на это огромные военные и политические силы, Ольгерд был не готов. Его родной народ стенал под натиском ливонских рыцарей, которые только за годы правления Ольгерда(1345-1377годы) нападали на Литву более 100 раз! А младший брат Кейстут, которому было поручена защита западных границ, постоянно нуждался в его, Ольгердовой, помощи. Тут было не до Руси. Поэтому ни один из своих трех походов на Москву Ольгерд не довел до логического завершения – взятие Московского Кремля. Возможно, помешала и старость. В конце войны литовскому князю перевалило за восемьдесят. И потому, когда в 1375 году москвичи с союзниками осадили Тверь, Ольгерд уже не смог помочь Михаилу. Михаил Александрович подписал мир, признал Москву старшей, и сосредоточился на культурном и гражданском благоустройстве Тверского княжества. А так как он был действительно великим правителем, то и период с 1375 по 1399 годом тверские историки считают Золотым периодом нашего города.
Княгиня Иулиания и после смерти мужа (по настоянию Иулиании он перед кончиной принял монашество с именем Алексий) и поражения брата не оставила надежд объединить все русские православные силы! Такая уж была эта женщина – подвижница и патриотка! Последняя ее попытка на этом поприще была связана с попыткой женить своего любимого сына и наследника литовского престола Ягайло, в Крещении Якова, на дочери великого московского князя Дмитрия Ивановича. В 1379 г. она даже пописывает с ним договор – неслыханное дело! межгосударственный договор XIV-го века подписанный женщиной! – о предстоящей женитьбе. Победа Дмитрия на Куликовом поле произвела благотворное действие на Ягайло, и он, унаследовавший отеческую осторожность, уже был готов засылать сватов, как катастрофа 1382 года – сожжение Москвы Тохтамышем – посеяло сомнение в душе Ягайло в том, что политический вектор Литвы должен быть связан с Москвой. Уже через год он обращает свое внимание на Запад, на польскую принцессу Ядвигу, и в 1385 году становится польским королем и принимает католичество вместе со всей Литвой.
В условиях надрастающей полонизации и окатоличивания великая княгиня литовская Иулиания оказалась главной защитницей Православия в Западной Руси. До последних дней своей жизни она строила храмы, укрывала гонимых, и особенно пеклась о православных монастырях и о монашествующих. Летописи говорят о том, что наибольшую помощь от вдовствующей княгини получила прославленная Киево-Печерская Лавра. Нам неизвестно, как скоро после смерти мужа в 1377 году княгиня Иулиания приняла монашество. Известно, что Витебском она правила до своей смерти в 1392 году. Некоторые считают, что это свидетельствует о том, что Иулиания постриглась незадолго до кончины. Но может быть, она управляла Витебском, как игумения монастырем. В условиях тех времен, и с неутомимым характером княгини, это было вполне возможно. Разные летописи указывают разные монашеские имена Иулиании: Марина, Марфа или реже Мария.
Летописи говорят, Великая княгиня Иулиания в монашестве Марина или Марфа погребена в пещерах Киево-Печерской Лавры. Витебские сестры из Свято-Духовского монастыря убеждены, что создательница их обители похоронена у них в монастыре. А надпись на Никольском соборе в Вильнюсе гласит, что под полом этого храма находятся могилы Великого князя Литовского Альгирдаса и его жены Юлианны Тверской. Многие хотели бы иметь ее могилу у себя и гордиться такой великой женщиной, матерью пятнадцати детей, строительницей городов, монастырей и храмов, защитницей Святого Православия.
Хорошо бы и нам гордиться ею, чествовать ее, и не предавать ее больше забвению никогда.

http://fater-go.livejournal.com/597009.html


Завтра в Твери

Среда, 29 Марта 2017 г. 23:54 + в цитатник


В четверг, 30 марта, в 11.30 в Соборе "Белая Троица" г. Твери я намерен отслужить Панихиду по Великой княгине Литовской Иулиании Александровне, в схиме Марине. Эта достойная дочь Тверского князя Александра Михайловича, убитого в Орде, была славной защитницей Православия в Великом княжестве Литовском в годы правления ее мужа князя Ольгерда. Благодаря находкам археологов стала известна точная дата ее кончины 17(30) марта 1392 года.Ниже привожу небольшой очерк, написанный в ее память.

Великая княгиня Литовская Иулиания Александровна Тверская

Есть в истории люди, случайно позабытые или подзабытые. Это такие персонажи, натыкаясь на которые при изучении судеб разных государств вдруг замираешь в изумлении, пораженный масштабом открывшейся тебе личности. На всем пространстве Восточной Европы от Балтики до Урала не было в XIV веке ни одной женщины силой характера, политическим влиянием, истовой защитой христианской веры сравнимой с ней. Та, о ком сейчас идет речь, - вторая жена Великого князя Литовского Ольгерда – Иулиания Александровна Тверская.
Иулиания Тверская родилась в семье князя-страстотерпца - Великого князя Тверского и Владимирского Александра Михайловича около 1330 года. Известно, что у князя Александра и княгини Анастасии, родителей Иулиании, было восемь детей. Летописи не всегда фиксировали даты рождения княжат, а уж княжен и подавно. Свадьба Александра и Анастасии состояла с в 1319 году, а через год родился их первенец Лев, скончавшийся в раннем детстве. Следующим сыном был Феодор, погибший в Орде вместе с отцом в 1338 году. Дальше были сын Всеволод и дочь Мария, ставшая впоследствии женой московского князя Симеона Гордого. А там родилась и Иулиания. Исходя из того, что Иулиания выходила замуж в 1350 году, а родила последнего шестнадцатого(!!!) ребенка в 1377 году, то скорее всего родилась она в 1330 году.
После антиордынского восстания в Твери в 1327 году князь Александр Михайлович с семьей был вынужден бежать во Псков. Московский князь Иван Калита вместе с татарами устроили погром в Тверских землях, а за князем и его домашними была начата настоящая охота. Калита вынудил митрополита Феогноста пригрозить псковичам отлучением от Церкви, и чтобы не оставить вставших на его защиту псковичей без благодати христовых таинств, князь Александр препоручив жену и княжат горожанам временно, на год перебрался в Литву, где в это время правил тесть его брата Дмитрия – князь Гедимин. В виду всех этих печальных обстоятельств местом рождение княжны Иулиании стал Псков.
Подобно многим другим русским княжнам Иулиания Тверская обладала многими христианскими добродетелями. Она любила молитву, покровительственно и благоговейно относилась к священнослужителям и монахам, щедро раздавала милостыню, заботилась о сиротах и вдовах, которых после разорения Твери ордынскими и московскими войсками было особенно много. Начался долгий период политического упадка тверского княжества(1328-1366 годы), связанный с правлением князей Константина, Всеволода и Василия. В 1340 году москвичи снимают с соборной колокольни в Твери колокола и увозят их в Москву. Это становится знаком публичного унижения и тверских князей и всех жителей княжества. Лишенная колоколов, Тверь лишена голоса на политической арене. Даже руки тверской княжны великий князь литовский Ольгерд просит не у главы тверского княжеского дома, которым в 1349 году был дядя Иулиании Василий Михайлович или у ее брата Всеволода, а у Великого князя московского Симеона, женатого на сестре Иулиании - Марии. И Симеон дает свое согласие на этот брак, как будто он, и только он, распоряжается в тверских делах.
Сила духа, твердость характера и незаурядный дипломатический талант Иулиании Тверской особенно ярко проявляется после выхода замуж за великого князя Литовского Ольгерда. Ольгерд был старше Иулиании на 35 лет! Кто она для него? Юная девчонка! Да в Литве отродясь женщинам не давали никаких прав в политике. Никогда, ни одна из них не имела хоть сколько-нибудь ощутимого влияния на своего мужа, - властителя и полководца. А уж тем более на Ольгерда, который прославился своей хитростью, упрямством и загадочностью! По словам современников, когда войско Ольгерда выходило в поход, никто кроме князя не знал ни цели, ни направления, в котором оно будет двигаться. Зато этим достигалась внезапность, и устранялись опасности со стороны лазутчиков.
Та же самая непредсказуемость и самовластие мужчин проявлялись и в религиозной политике литовских князей. Она была целиком подчинена политической целесообразности. Если выгодно, литовский князь мог объявить себя католиком, или православным, но чаще всего являлся язычником. Появление Иулиании коренным образом изменило ситуации в Литве. Лишь за три года до приезда юной жены Ольгерда в Вильнюс были казнены трое виленских мучеников –Антоний, Иоанн и Евстафий (память 14/27 апреля). Причем приказ об их казни отдает сам Ольгерд. Но уже в год своего приезда молодая княгиня добивается от Ольгерда выделения участка земли для строительства храма, который станет усыпальницей для честных мощей виленских мучеников, и инициатором их прославления выступит тоже Иулиания Александровна. По указанию и на средства Иулиании в столице Литовского государства возводятся два крупнейших православных храма - кафедральный Пречистенский собор, который будет усыпальницей ее мужа и вторая по значимости Никольская церковь. На месте гибели Виленских мучеников Иулиания Александровна основывает Свято-Троицкий монастырь, ставший на два столетия местом почивания мощей Виленских мучеников. В этот монастырь княгиня передает подаренную ей мужем в знак их любви великую святыню - чудотворную Остробрамскую икону Божией Матери, привезенную им из Херсонеса Таврического. Но главное строительство Иулиания Тверская развернула в православном Витебске – город, которым она управляла единолично, как своей вотчиной. Княгиня завершила долгострой – стены витебской крепости, основала и благодетельствовала двум витебским монастырям, построила множество церквей.
В правлении слабовольных тверских князей Константина, Всеволода и Василия начинать дело возрождения тверской государственности было немыслимо. Но с появлением княгини Иулиании в Литве на политическую арену выдвигается ее любимый младший брат, талантливый и благородный князь Михаил Александрович Микулинский. Именно с ним Ольгерд будет вести отныне переговоры (в 1362 году Ольгерд и Михаил подписывают важный мирный договор между Литвой и Тверью). Тверь оживилась. Дядя Василий Михайлович Кашинский, носивший титул Великого князя Тверского понимает, что тверитяне любят не его, а его молодого племянника Михаила, именно на него они смотрят с восторгом и надеждой, его ждут на своем престоле. И Ольгерд видит в Михаиле верного союзника.
Вскоре после разразившейся в 1366 году эпидемии чумы, унесшей жизни матери, дяди и старших братьев Михаил Александрович становится Великим Тверским князем. Появление этого политика крупного масштаба на тверском престоле неизбежно влечет за собой реакцию со стороны Москвы. Юному князю Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, и его главному политическому советнику митрополиту Алексию сильная Тверь не нужна. И они провоцируют конфликт с Тверью. Так началась война 1368-1375 годов между Тверью и Москвой.
Можно было бы сразу покориться, так как Москва была намного сильней Твери. Ее территория в десятки раз более обширна. Аналогично больше у москвичей и население, а стало быть и войско. Что же, помимо чести толкает тверского князя в этот отчаянный бой? Некоторые историки предполагают, что брат и сестра, Иулиания и Михаил, задумали геополитическое противостояние: Литва с Тверью против Москвы с Ордой. Огромная единая православная Россия, с центром в Москве или в Твери, а может быть и в Вильнюсе, свободная от монголо-татарского ига, вот какую цель видели брат и сестра. Здесь надо отметить, что Литва времен Иулиании была более чем на половину заселена славянами – русскими, белорусами, волынянами, украинцами . У литовцев не было своей письменности, и все государственное делопроизводство велось на западном диалекте старорусского языка. Более того, и литовская знать свободно говорила по-русски. Потому Литву времен Ольгерда часто зовут Литовско-Русским государством. А значит, планы Иулиании и Михаила были не так уж и утопичны, тем более что сам Ольгерда в победоносном бою на Синих Водах в 1362 году навсегда избавился от татарской угрозы. Но удалось ли Михаилу и Иулиании увлечь Ольгерда своим геополитическим планом? Скорее всего нет. Да, литовский князь чувствовал обязанность заступиться за своего тверского родственника, но перекраивать карту мира на Востоке, затратив на это огромные военные и политические силы, Ольгерд был не готов. Его родной народ стенал под натиском ливонских рыцарей, которые только за годы правления Ольгерда(1345-1377годы) нападали на Литву более 100 раз! А младший брат Кейстут, которому было поручена защита западных границ, постоянно нуждался в его, Ольгердовой, помощи. Тут было не до Руси. Поэтому ни один из своих трех походов на Москву Ольгерд не довел до логического завершения – взятие Московского Кремля. Возможно, помешала и старость. В конце войны литовскому князю перевалило за восемьдесят. И потому, когда в 1375 году москвичи с союзниками осадили Тверь, Ольгерд уже не смог помочь Михаилу. Михаил Александрович подписал мир, признал Москву старшей, и сосредоточился на культурном и гражданском благоустройстве Тверского княжества. А так как он был действительно великим правителем, то и период с 1375 по 1399 годом тверские историки считают Золотым периодом нашего города.
Княгиня Иулиания и после смерти мужа (по настоянию Иулиании он перед кончиной принял монашество с именем Алексий) и поражения брата не оставила надежд объединить все русские православные силы! Такая уж была эта женщина – подвижница и патриотка! Последняя ее попытка на этом поприще была связана с попыткой женить своего любимого сына и наследника литовского престола Ягайло, в Крещении Якова, на дочери великого московского князя Дмитрия Ивановича. В 1379 г. она даже пописывает с ним договор – неслыханное дело! межгосударственный договор XIV-го века подписанный женщиной! – о предстоящей женитьбе. Победа Дмитрия на Куликовом поле произвела благотворное действие на Ягайло, и он, унаследовавший отеческую осторожность, уже был готов засылать сватов, как катастрофа 1382 года – сожжение Москвы Тохтамышем – посеяло сомнение в душе Ягайло в том, что политический вектор Литвы должен быть связан с Москвой. Уже через год он обращает свое внимание на Запад, на польскую принцессу Ядвигу, и в 1385 году становится польским королем и принимает католичество вместе со всей Литвой.
В условиях надрастающей полонизации и окатоличивания великая княгиня литовская Иулиания оказалась главной защитницей Православия в Западной Руси. До последних дней своей жизни она строила храмы, укрывала гонимых, и особенно пеклась о православных монастырях и о монашествующих. Летописи говорят о том, что наибольшую помощь от вдовствующей княгини получила прославленная Киево-Печерская Лавра. Нам неизвестно, как скоро после смерти мужа в 1377 году княгиня Иулиания приняла монашество. Известно, что Витебском она правила до своей смерти в 1392 году. Некоторые считают, что это свидетельствует о том, что Иулиания постриглась незадолго до кончины. Но может быть, она управляла Витебском, как игумения монастырем. В условиях тех времен, и с неутомимым характером княгини, это было вполне возможно. Разные летописи указывают разные монашеские имена Иулиании: Марина, Марфа или реже Мария.
Летописи говорят, Великая княгиня Иулиания в монашестве Марина или Марфа погребена в пещерах Киево-Печерской Лавры. Витебские сестры из Свято-Духовского монастыря убеждены, что создательница их обители похоронена у них в монастыре. А надпись на Никольском соборе в Вильнюсе гласит, что под полом этого храма находятся могилы Великого князя Литовского Альгирдаса и его жены Юлианны Тверской. Многие хотели бы иметь ее могилу у себя и гордиться такой великой женщиной, матерью пятнадцати детей, строительницей городов, монастырей и храмов, защитницей Святого Православия.
Хорошо бы и нам гордиться ею, чествовать ее, и не предавать ее больше забвению никогда.

http://fater-go.livejournal.com/597009.html


Памяти Великой Эпохи

Понедельник, 13 Марта 2017 г. 15:06 + в цитатник
В конце прошлого года, намечая особые даты года текущего Священный Синод РПЦ выделил особо 2017-й год, как год 100-летия восстановления Патриаршества в России.

Потом, чуть позже прозвучало из уст церковных иерарх напоминание о 100-летии начала гонений на Русскую Церковь.

И наконец прозвучало, словно приглашение, объявление о том, что состоится лекция епископа Тихона (Шевкунова), посвященная Февральской революции. http://www.pravoslavie.ru/101781.html

Вот оно! Гибель Православной империи! Уничтожение особой русской цивилизации! Роковое, истинно роковое событие в нашей истории! Гибель Цивилизации великих царей и великих святых!





Это и есть ГЛАВНАЯ ДАТА 2017 ГОДА!

15 февраля (2 февраля по старому)! Господи! Прости нас, ибо мы согрешили!
Каждый, кто ощущает свою судьбу связанной с судьбой своего народа, пусть попросит у Бога прощения в этот траурный день!

http://fater-go.livejournal.com/596631.html


«Бояться одного – потерять общение с Богом»

Вторник, 28 Февраля 2017 г. 19:38 + в цитатник

Простите меня! И доброго Поста вам!

Воскресенье, 26 Февраля 2017 г. 13:25 + в цитатник

Благоверная Феодора и икона Б.М. "Зерцало"

Пятница, 24 Февраля 2017 г. 16:39 + в цитатник
Благоверная Феодора была женой императора-иконоборца Феофила. В своей комнате императрица держала икону Божией Матери, которая была изображена на обратной стороне небольшого зеркала. Когда Феофил заходил в ее покои, Феодора переворачивала икону и император видел только зеркало. Но однажды он догадался о хитростях жены, схватил икону и приказал бросить ее в огонь. Однако икона не погибла, а лишь немного обгорела. С древних времен этот чудотворный образ находится в Афонском монастыре Святого Павла. В этом году я купил там копию с этой иконы. Особого дня памяти этой иконы нет, поэтому я подумал, что лучше всего подойдет сегодняшний день 11(24) февраля, т.к. это день памяти благоверной Феодоры.



Там же, на Афоне я сложил тропарь для иконы "Зерцало":

глас 8:

Яко знамение присного Твоего о нас радения
Явися невредимо дивная икона Твоя,
Юже рука нечестиваго царя ыо огнь ввергла еси.
Сице и нас от огня вечнаго избави,
Моляще о душах наших Христа, Божественнаго Твоего Сына.

http://fater-go.livejournal.com/595896.html


Метки:  

Благоверная Феодора и икона Б.М. "Зерцало"

Пятница, 24 Февраля 2017 г. 16:39 + в цитатник
Благоверная Феодора была женой императора-иконоборца Феофила. В своей комнате императрица держала икону Божией Матери, которая была изображена на обратной стороне небольшого зеркала. Когда Феофил заходил в ее покои, Феодора переворачивала икону и император видел только зеркало. Но однажды он догадался о хитростях жены, схватил икону и приказал бросить ее в огонь. Однако икона не погибла, а лишь немного обгорела. С древних времен этот чудотворный образ находится в Афонском монастыре Святого Павла. В этом году я купил там копию с этой иконы. Особого дня памяти этой иконы нет, поэтому я подумал, что лучше всего подойдет сегодняшний день 11(24) февраля, т.к. это день памяти благоверной Феодоры.



Там же, на Афоне я сложил тропарь для иконы "Зерцало":

глас 8:

Яко знамение присного Твоего о нас радения
Явися невредимо дивная икона Твоя,
Юже рука нечестиваго царя во огнь ввергла еси.
Сице и нас от огня вечнаго избави,
Моляще о душах наших Христа, Божественнаго Твоего Сына.

http://fater-go.livejournal.com/595896.html


Метки:  

Благоверная Феодора и икона Б.М. "Зерцало"

Пятница, 24 Февраля 2017 г. 16:39 + в цитатник
Благоверная Феодора была женой императора-иконоборца Феофила. В своей комнате императрица держала икону Божией Матери, которая была изображена на обратной стороне небольшого зеркала. Когда Феофил заходил в ее покои, Феодора переворачивала икону и император видел только зеркало. Но однажды он догадался о хитростях жены, схватил икону и приказал бросить ее в огонь. Однако икона не погибла, а лишь немного обгорела. С древних времен этот чудотворный образ находится в Афонском монастыре Святого Павла. В этом году я купил там копию с этой иконы. Особого дня памяти этой иконы нет, поэтому я подумал, что лучше всего подойдет сегодняшний день 11(24) февраля, т.к. это день памяти благоверной Феодоры.



Там же, на Афоне я сложил тропарь для иконы "Зерцало":

глас 8:

Яко знамение присного Твоего о нас радения
Явися невредимо дивная икона Твоя,
Юже рука нечестиваго царя ыо огнь ввергла еси.
Сице и нас от огня вечнаго избави,
Моляще о душах наших Христа, Божественнаго Твоего Сына.

http://fater-go.livejournal.com/595896.html


Метки:  

Вечная память!

Вторник, 21 Февраля 2017 г. 01:15 + в цитатник

Низкий поклон митрополиту Лонгину!

Понедельник, 13 Февраля 2017 г. 21:41 + в цитатник
Уважаемый владыка! Я полностью с Вами согласен!

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, может ли православный человек вступить в партию КПРФ? Современная КПРФ провозглашает свободу вероисповедания своих членов партии. Многие православные голосуют за КПРФ на выборах. Насколько я знаю, Патриарх общается с лидером КПРФ Г.А. Зюгановым и даже награждал его церковным орденом. Можно ли вступить в эту партию православному человеку? Будет ли это грехом? Андрей

Ответ: Уважаемый Андрей! Вступление или невступление в ту или иную партию, так же, как наличие каких-то политических предпочтений, симпатий, антипатий, грехом не является, если это не влечет за собой недолжных поступков по отношению к Богу, Церкви, другим людям или самому себе. Поэтому вопрос поставлен Вами не совсем правильно.
Но надо помнить вот о чем. Все время своего существования последователи коммунистической идеи боролись и борются с Богом и Церковью. Мы живем в России, а Россия в ХХ веке стала экспериментальным полем для реализации коммунистических фантазий. Это люди, которые уничтожили историческую Россию, и сегодня страна живет тем, что они просто не успели разрушить. И едва ли не самый большой урон коммунизм нанес Русской Православной Церкви. Поэтому я считаю, что человек, для которого вера является основой его жизни, а не просто формальностью, членом коммунистической партии становиться не должен.
Сегодняшние толерантные заявления Геннадия Андреевича никого не должны вводить в заблуждение. Как только у коммунистов появляется малейшая возможность бороться с Церковью, они с ней борются. Примеры тому мы видим и в Москве, и у нас в Саратове, и в других городах: там, где возникает организованное сопротивление строительству православных храмов, в первых рядах – члены КПРФ. Тут же забываются все благоуветливые глаголы Геннадия Андреевича Зюганова, и коммунисты при малейшей возможности начинают поступать согласно своей матрице, а матрица у них одна – антирелигиозная. При этом особую ненависть они всегда проявляли к Православию и Российской истории. Поэтому, по моему убеждению, православному человеку в КПРФ делать нечего.


С сайта Саратовской митрополии. http://eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-arhiereyu-10-2016

Пост_скриптум: Высказывание владыки Лонгина не обсуждается. Комменты отключены.

http://fater-go.livejournal.com/595007.html


Низкий поклон митрополиту Лонгину!

Понедельник, 13 Февраля 2017 г. 21:41 + в цитатник
Уважаемый владыка! Я полностью с Вами согласен!

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, может ли православный человек вступить в партию КПРФ? Современная КПРФ провозглашает свободу вероисповедания своих членов партии. Многие православные голосуют за КПРФ на выборах. Насколько я знаю, Патриарх общается с лидером КПРФ Г.А. Зюгановым и даже награждал его церковным орденом. Можно ли вступить в эту партию православному человеку? Будет ли это грехом? Андрей

Ответ: Уважаемый Андрей! Вступление или невступление в ту или иную партию, так же, как наличие каких-то политических предпочтений, симпатий, антипатий, грехом не является, если это не влечет за собой недолжных поступков по отношению к Богу, Церкви, другим людям или самому себе. Поэтому вопрос поставлен Вами не совсем правильно.
Но надо помнить вот о чем. Все время своего существования последователи коммунистической идеи боролись и борются с Богом и Церковью. Мы живем в России, а Россия в ХХ веке стала экспериментальным полем для реализации коммунистических фантазий. Это люди, которые уничтожили историческую Россию, и сегодня страна живет тем, что они просто не успели разрушить. И едва ли не самый большой урон коммунизм нанес Русской Православной Церкви. Поэтому я считаю, что человек, для которого вера является основой его жизни, а не просто формальностью, членом коммунистической партии становиться не должен.
Сегодняшние толерантные заявления Геннадия Андреевича никого не должны вводить в заблуждение. Как только у коммунистов появляется малейшая возможность бороться с Церковью, они с ней борются. Примеры тому мы видим и в Москве, и у нас в Саратове, и в других городах: там, где возникает организованное сопротивление строительству православных храмов, в первых рядах – члены КПРФ. Тут же забываются все благоуветливые глаголы Геннадия Андреевича Зюганова, и коммунисты при малейшей возможности начинают поступать согласно своей матрице, а матрица у них одна – антирелигиозная. При этом особую ненависть они всегда проявляли к Православию и Российской истории. Поэтому, по моему убеждению, православному человеку в КПРФ делать нечего.


С сайта Саратовской митрополии. http://eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-arhiereyu-10-2016

Пост_скриптум: Высказывание владыки Лонгина не обсуждается. Комменты отключены.

http://fater-go.livejournal.com/595007.html


Донбасс

Среда, 08 Февраля 2017 г. 14:27 + в цитатник
А что? Логично...
Они убьют всех активных командиров, и война окончится.

http://fater-go.livejournal.com/594869.html


Донбасс

Среда, 08 Февраля 2017 г. 14:27 + в цитатник
А что? Логично...
Они убьют всех активных командиров, и война окончится.

http://fater-go.livejournal.com/594869.html


Донбасс

Среда, 08 Февраля 2017 г. 14:27 + в цитатник
А что? Логично...
Они убьют всех активных командиров, и война окончится.

http://fater-go.livejournal.com/594869.html


Афонский закат

Понедельник, 06 Февраля 2017 г. 23:28 + в цитатник

Афонский закат

Понедельник, 06 Февраля 2017 г. 23:28 + в цитатник

Астрономическое

Понедельник, 06 Февраля 2017 г. 19:58 + в цитатник
Спутник Сатурна Тетис (Тефия).

А на "Звезду Смерти" как похожа!!!



Упд. А Мимас еще больше похож на нее!

http://fater-go.livejournal.com/594228.html


Астрономическое

Понедельник, 06 Февраля 2017 г. 19:58 + в цитатник
Спутник Сатурна Тетис (Тефия).

А на "Звезду Смерти" как похожа!!!



Упд. А Мимас еще больше похож на нее!

http://fater-go.livejournal.com/594228.html


Всех Танечек и тебя, женушка, с Днем Ангела!

Вторник, 24 Января 2017 г. 17:41 + в цитатник


Святая мученица Татьяна, моли Бога о нас!

http://fater-go.livejournal.com/594159.html



Поиск сообщений в rss_lj_fater_go
Страницы: 27 ... 22 21 [20] 19 18 ..
.. 1 Календарь