Spb_Starosti все записи автора
Как уже говорилось ранее, коллекция музея Прадо сформировалась во многом благодаря личным предпочтениям монархов. Прадо «скорее музей живописцев, чем музей живописи», — заметил французский писатель Теофиль Готье. Специфика собрания состоит в том, что здесь может быть довольно широко представлен один художник, и вовсе отсутствовать другой: так, например, в Прадо нет ни одной работы Леонардо да Винчи, зато есть практически все выдающиеся представители национальной школы живописи. Помимо испанских художников, в Прадо также можно познакомиться с полотнами итальянских, нидерландских, французских и немецких живописцев. Далее будем рассматривать картины в соответствии с этой классификацией.
ЖИВОПИСЬ ИСПАНИИ
Со второй половины XVI века и вплоть до начала XIX века испанские художники состояли на службе короля – этим и объясняется подавляющее преобладание картин национальной живописной школы в коллекции Прадо. Помимо королей крупным заказчиком являлась также церковь, интересы которой были сосредоточены в основном на работах религиозного жанра. В отличие от Нидерландов, где на произведения живописи существовал массовый спрос, или Италии и Франции, где было много частных заказчиков, живопись Испании очень долгое время оставалась отрадой для замкнутого круга ценителей. Сегодня же и мы можем приобщиться к искусству ведущих испанских мастеров.
Доменикос Теотокопулос (1541—1614) был испанским художником греческого происхождения, и всегда подписывал свои картины только этим именем. Прозвище «Эль Греко» художник получил, работая в Венеции. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. Его искусство оказалось не оцененным в столичном Мадриде, и свой творческий путь он продолжил в Толедо.
В картине на тему мученичества Христа художник показывает Иисуса не страдающим, как это было принято традиционно, а просветленным и освободившимся от всего земного. Выразительность лицу придают огромные глаза, переполненные тяжелыми слезами и устремленные к небесам. Ромбовидный нимб, острые шипы терна, беспокойные складки одежды придают и без того необычному образу еще большую одухотворенность. Крест в руках Спасителя не давит своей тяжестью, а, наоборот, кажется совершенно легким. Прижавшись к нему щекой, Иисус словно играет на музыкальном инструменте, перебирая невидимые струны своими тонкими пальцами. И сама картина, словно натянутая струна, подчинена нервному, доведенному до высшей степени ожиданию чуда: вслед за казнью наступит Воскресение…
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ