Поклонники Шерлока Холмса, возможно, будут сбиты с толку новым фильмом Билла Кондона. Несмотря на свою изысканность, трогательность и великолепную игру актера, исполняющего главную роль, этот фильм мало похож на другие истории, рассказанные о самом известном обитателе Бейкер-стрит с большого и малого экрана. Когда мы в первый раз видим его в поезде, 93-летний Шерлок Холмс Иэна Маккеллена совершенно не похож на детектива, которого играли Бенедикт Камбербэтч, Бэзил Рэтбоун, Роберт Стивенс, Роберт Дауни-младший, Джереми Бретт, Питер Кашинг, Клайв Брук и многие другие. Он не носит шляпу охотника за оленями и предпочитает сигары трубке. Этот Холмс - очень старый и сурово выглядящий мужчина с морщинистым лицом и торчащими ушами, которые придают ему устрашающий облик гаргульи. Несмотря на еще сохранившееся дедуктивное мышление, сыщик стал настолько забывчив, что взял в привычку записывать имена на рукавах рубашки. Его главный враг теперь не преступный гений вроде профессора Мориарти (которого, к слову, в фильме вообще нет), а сожаление и старость – да еще причина, по которой умирают его драгоценные пчелы. В начале фильма детектив возвращается домой из Японии. Он больше не живет в Лондоне, переехал на симпатичную ферму недалеко от моря в Суссексе. С недоумением мы замечаем торчащее на поле крыло сбитого самолета Люфтваффе. Холмс, как мы понимаем теперь, находится в Англии времен Эттли, в 1940-х годах, после войны, а не в Лондоне во время правления королевы Виктории. В фильме упоминаются Хиросима и ядерная пустыня, что мы никогда бы не встретили в произведениях Артура Конан Дойла. Доктор Ватсон умер уже много лет назад. Холмс стал чрезмерно бережливым стариком, которого недолюбливает собственная экономка миссис Манро (Лора Линни) и который выводит из себя своего доктора (Роджер Аллам). Сыщик удалился от дел тридцать лет назад, однако сохранил часть своей былой славы. Люди изумленно рассматривают его на вокзальной платформе, удивляясь, что он еще жив. Холмс открыто признает свое возмущение неточностями в «написанных в стиле бульварных ужасов» рассказах Ватсона, однако втайне польщен вниманием, которое эти рассказы к нему привлекли. В одной из сцен мы видим, как он смотрит черно-белый фильм про Шерлока Холмса в местном кинотеатре, где Холмса играет в энергичной, но традиционной для любимчика женской аудитории манере Николас Роу. (Кстати, эту шутку могут понять не все: Роу стал знаменитым после главной роли в фильме «Молодой Шерлок Холмс», снятом в 1985 году Барри Левинсоном.)
Сюжет «Мистера Холмса», придуманный по мотивам романа Митча Каллина «Пчелы мистера Холмса», довольно сложный: действие происходит то в 1947 году, то за много лет до этого, во времена расследования, которое до сих пор не дает покоя Холмсу. Дело, которым он тогда занимался, было весьма обыденным по сравнению с историями о собаке Баскервилей или знаке четырех и касалось одной молодой женщины, находящейся на то время в трауре (Хэтти Морахэн). Холмс был нанят ее мужем для слежки и выяснения причин ее странного поведения. Чтобы раскрыть тайну, Холмсу недостаточно будет руководствоваться одной логикой. Дело этой женщины обладает всеми признаками типичной грошовой детективной истории: поддельные чеки, оброненные перчатки, медиум, которому не стоит доверять (Фрэнсис де ла Тур), подозрения в супружеской измене и даже вышедший из-под контроля машиниста поезд. Но одним дедуктивным методом на пути к разгадке не обойтись. Детективу нужно будет понять чувства, которые сподвигли действующие лица на такие, по тем временам, загадочные поступки. Холмс в поисках человеческого фактора – и именно это окажется далеко не элементарным. Мы настолько привыкли к тому, что Маккеллен изображает на экране волшебников и мутантов, например, в экранизациях произведений Толкина или блокбастерах Марвел, что легко позабыли о его невероятном таланте характерного актера. Эта роль – одна из его самых многогранных и волнующих после умственно отсталого главного героя в «Уолтере» Стивена Фрирза, вышедшем в давние времена на канале Channel 4. Холмс Маккеллена очень точен во всем, начиная с манеры ношения одежды (цилиндр и трость вопреки ожиданиям делают его похожим на Фреда Астера во флешбэках) и заканчивая почерком. Он не старается быть симпатичен людям и только постепенно понимает, как жестоко он к ним порой относился в прошлом. Особенно интересно наблюдать за тем, как человек невероятного ума использует этот ум, чтобы справиться с ухудшением своих способностей. Холмс не может избавиться от чувства страха, когда мозг и тело начинают подводить его. Шерлоку Холмсу традиционно нужен помощник. На этот раз это не доктор Ватсон, а не по годам развитый сын экономки Роджер (который понравится зрителю в исполнении Майло Паркера). Роджер обожает истории Холмса и становится его преданным ассистентом на пасеке. Сентиментальность в изображении отношений Холмса и Роджера не случайна – без этой невероятной дружбы фильм мог бы оказаться слишком уж безрадостным. Лора Линни хорошо подходит на роль любящей покомандовать миссис Манро, которая постоянно возится с Холмсом, как в свое время его бывшая квартирная хозяйка миссис Хадсон. Однако Линни представляет нам свою героиню одинокой матерью, бесконечно преданной своему сыну и чувствующей глубокую горечь от того, что Холмс имеет на него большее влияние. Настоящий объект последнего расследования детектива – он сам, и ему не всегда нравится то, что он выясняет в ходе этого расследования. В это лето, когда вышел «Мир Юрского периода», «Мистеру Холмсу» придется побороться за свою долю кассовых сборов (несмотря даже на то, что фильм был снят той же командой, что участвовала в создании «Король говорит!»), потому как в нем показан совсем иной вид динозавра. Картина – очень личный этюд, в котором пожилой детектив находится один на один с осознанием собственной смертности. Однако режиссер Кондон (наиболее известный благодаря своим экранизациям саги «Сумерки»), уже работавший с Маккелленом на съемках фильма «Боги и монстры», смог внести изрядную долю изящества и юмора в фильм, выгодно отличающийся своей спокойной, но очень точной манерой повествования.
Автор: Geoffrey Macnab