Sapfir_t все записи автора

Некогда лидер инноваций компания Sony умирает из-за следования политике закрытых стандартов и технологий.
Одна из самых инновационных компаний в мире давно уже ничего не создаёт и не вылезает из убытков. Виной тому — индустриальная стратегия.
Все ещё помнят, какой великой компанией была когда-то Sony, и какое влияние она оказала на нашу жизнь. Учитывая её былые заслуги, трудно поверить, что компания вот уже 4 года подряд не получает прибыли, что в этом году, согласно официальному заявлению, планируемые убытки вырастут вдвое — до $6,4 млрд, что сегодня только 15% от её капитала составляют чистые активы (отношение заёмных к собственным средствам — 5,67), а её капитализация в четыре раза меньше, чем десять лет назад!
А ведь ещё сравнительно недавно Sony была новаторской компанией и вела рынок за собой. После Второй мировой войны именно Sony создала транзисторный радиоприёмник, вскоре завоевавший весь мир. Под началом одного из своих основателей, Акио Мориты, компания оставалась впереди технического прогресса, а её руководители посвящали бо́льшую часть рабочего времени поискам того, как применить его достижения на благо обычных людей. Движимая идеей не занимать, а создавать новые рынки, Sony сыграла роль первопроходца и на долгое время заняла лидирующую позицию в секторе, который мы сейчас называем “бытовой электроникой”.
Вот только несколько достижений компании:

— Sony усовершенствовала радиоприёмники на основе полупроводников в такой степени, что они превзошли по качеству ламповые приборы. Это сделало доступным надёжный и недорогой качественный звук.
— Sony создала полупроводниковый телевизор, взамен лампового, — более надёжный, функциональный и потребляющий меньше энергии, чем его предшественник.
— Sony разработала телевизионную трубку формата Triniton, резко улучшив качество цветоотображения, и тем самым заставило переключиться на этот формат целое поколение зрителей.
— Sony была одним из первопроходцев видео-технологий, выведя на рынок формат Betamax, — и лишь затем уступила JVC в войне форматов.
— Sony была пионером в создании записывающих видеокамер, превратив полмира в кинорежиссёров-любителей.
— Sony стала пионером на рынке индивидуального культурного потребления, благодаря изобретению плейера “Walkman”, который впервые дал людям возможность брать записанную музыку с собой — на компакт-кассетах.
— Sony создала приставку Playstation, которая намного опередила Nintendo, и сделала из домашних видеоигр целый огромный рынок.
Мало какая технологическая компания способна похвастаться сравнимой историей успеха. Очевидцы рассказывали, что когда-то менеджмент компании уделял 85% своего времени вопросам, связанным с исследованиями и разработками, 10% кадровым вопросам и лишь оставшиеся 5% — финансам. Для Акио Мориты финансовые результаты были именно результатами — результатами упорного труда над созданием новых товаров и формированием новых рынков. Если Sony хорошо справлялась со своей основной задачей, результаты должны были соответствовать. И так всё и было.
К середине 1980-х в США началась паника по поводу абсолютного господства Sony и других японских компаний в мировом промышленном производстве. Причём не только бытовой электроники, но и автомобилей, мотоциклов, кухонной техники, стали — число таких отраслей постоянно росло. Политики придумали для японских конкурентов подобных невероятно успешной Sony особое имя — “Корпорация Япония” — и постоянно говорили о том, как японское Министерство международной торговли и промышленности (ММТП) эффективно распоряжается государственными ресурсами, чтобы “выбить с рынка” американских производителей. Пока растущие цены на бензин тормозили рост компаний из США, японские производители умудрялись превращать новые изобретения (зачастую американские) в весьма успешные бюджетные товары, и только наращивали продажи и прибыли.
Так что же случилось с Sony?
В 1950-е годы консультант Уильям Деминг убедил японских руководителей сосредоточиться на том, чтобы производить товары лучше, быстрее и дешевле, — даже в ущерб инновациям. Пользуясь послевоенной зависимостью Японии от иностранного капитала и внешних рынков, этот гражданин США заразил японскую промышленность идеями индустриализации, как она практиковалась в 1940-е — именно ему приписывается инициатива стремительного и массивного наращивания производства военной техники, которое позволило США разгромить Японию.
К сожалению, эта одержимость оставила лидеров японского бизнеса практически без навыков развития и применения инноваций в любых других областях. По прошествии времени Sony стала заложницей увлечения разработкой промышленных товаров, забыв о необходимости освоения новых рынков.
Компьютеры Vaio, как бы хороши они ни были, почти не использовали технологии, рожденные в недрах Sony. Компании пришлось ввязаться в войну с Dell, HP и Lenovo, её успех стал зависеть от игры на понижение себестоимости/цены производства компьютеров, а не от разработки новых образцов. Sony выработала для себя явно индустриально ориентированную стратегию, сосредоточенную на процессах и объёмах производства, вместо того, чтобы постараться создать что-то уникальное и новое, на голову превосходящее предложения конкурентов.
В сфере мобильных телефонов Sony вступила в партнерство с Ericsson, впоследствии целиком его выкупив. Потребители снова не увидели ни новые технологии, ни попытки создать устройство, выделяющееся на фоне конкурентов. Вместо этого Sony сосредоточилась на увеличении объёмов выпуска, а также на том, чтобы обойти продукты Nokia, Motorola и Samsung по цене и функциональности. Не имея никакого потребительского или технологического преимущества, Samsung, производящий свои телефоны за пределами Японии, оставил Sony с её индустриальной стратегией далеко позади за счёт более низких издержек.
Когда Sony вышла на новый рубеж конкурентоспособности, выпустив на рынок технологию Blu-Ray, её стратегия осталась той же самой: сначала найти способ продать как можно больше устройств, работающих в новом формате. Поэтому компания не стала продавать никому саму технологию Blu-Ray. Точно так же она повела себя на рынке аудио-файлов, разработав собственный формат кодирования звука, применимый только на устройствах производства Sony. В условиях информационной экономики такой подход не мог устроить потребителей, поэтому Blu-Ray оказался убыточным начинанием, неинтересным рынку, и та же участь ждала ныне закрытую серию цифровых проигрывателей Sony.
Подобную картину мы наблюдаем практически во всех направлениях бизнеса компании. К примеру, в производстве телевизоров Sony утратила свое технологическое преимущество, когда-то завоёванное благодаря кинескопам Trinitron. В сегменте плоскоэкранных аппаратов Sony предсказуемо — и с предсказуемо плачевными результатами — применила свою индустриальную стратегию, попытавшись одолеть конкурентов за счёт увеличения объёмов и снижения издержек. Но поскольку эти конкуренты могли пользоваться ресурсами стран с дешёвым трудом и капиталом, Sony уже потеряла на этом рынке $10 млрд. за последние 8 лет. И несмотря на это, компания не собирается сдаваться и планирует придерживаться своей политики.
Нынешнее руководство Sony несёт полную ответственность за поддержание этой проигрышной стратегии.
При Морите во главе угла стояла разработка новых продуктов, а тактика индустриальной эпохи использовалась для снижения издержек. Руководители Sony, пришедшие в компанию позже, уже были обучены по-другому: они пришли реализовывать индустриальную стратегию. В их сознании новые продукты и новые рынки занимали подчинённое место. Они были убеждены, что если Sony будет иметь достаточно высокие валовые показатели, и сумеет достаточно сократить издержки, рано или поздно победа в конкуренции будет ей обеспечена. Причем без всяких инноваций.
К 2005 году Sony достигла кульминационной точки этой стратегии, поставив во главе компании неяпонца. Сэр Говард Стрингер заработал свою репутацию как начальник американского филиала Sony, который, в совершенном согласии с буквой индустриальной стратегии, сократил 30-тысячный штат работников компании на 9 тысяч (то есть, почти на треть). Для Стрингера магистральный курс развития Sony не был связан ни с инновациями, ни с технологиями, ни с новыми продуктами и рынками.
В версии Стрингера индустриальная стратегия означала одержимость сокращением издержек. Если у Мориты совещания менеджмента на 85% посвящались инновациям и рыночному применению технологий, Стрингер принёс в бизнес Sony “современный” подход. Руководство Sony стало осуществляться в точном соответствии с рецептами MBA образца 1960-х годов. Сосредоточиться на конкретном ограниченном ассортименте продукции, чтобы нарастить объёмы выпуска, стараться избегать затратного развития технологических новинок в пользу массового производства чужих наработок, сократить обновление ассортимента, сфокусировать усилия на увеличении срока службы продукта, продлении срока амортизации оборудования, и постоянно искать способы сокращения затрат. Не жалеть ничего ради этой последней цели, и вознаграждать отличившихся — в том числе щедрыми премиями.
Именно поэтому во время короткого пребывания Стрингера во главе компании Sony не создала ни одного громкого нового продукта. Скорее его правление войдёт в историю двумя волнами массовых сокращений — и это в компании (и стране), исторически приверженной политике пожизненной занятости.
Новый глава Sony только что заявил, что собирается реагировать на продолжающиеся убытки — вы угадали — новой серией увольнений. В этот раз, как считают, речь пойдет о 10 000 работников, то есть о 6% всего персонала компании. Новый генеральный директор, господин Хираи, получивший опыт ведения дел под непосредственным руководством Стрингера, продемонстрировал, что не собирается отказываться от индустриальной стратегии.
Конец Sony
Японские законы об акционерном капитале отличаются от американских и европейских. Местные компании зачастую имеют гораздо более высокий уровень задолженности. Иногда они даже могут оперировать с отрицательным показателем собственных средств — что почти во всех других странах формально означает банкротство. Так что маловероятно, что Sony в обозримом будущем инициирует процедуру банкротства.
Но стоит ли вкладывать в Sony? После 4 лет убытков, принимая во внимание веру её руководства в индустриальную стратегиию и веру в мудрость MBA, которая предписывает уделять внимание цифрам, а не рынкам, нет причин полагать, что траектория продаж или прибылей Sony скоро поменяет направление.
Будучи для Sony наёмным работником, которому грозит угодить под очередную волну сокращений, захотите ли вы работать на эту компанию? Бизнес, который систематически подражает внешним трендам в разработке продуктов, который не уделяет почти никакого внимания инновациям, и наоборот думает только об урезании затрат, вряд ли станет интересным рабочим местом. Особенно, если он почти не предлагает перспектив служебного роста.
Он будет так же малоинтересен и для поставщиков — ведь им уже известно, что каждое новая встреча с ними будет посвящена обсуждению способов дальнейшего сокращения расходов — снова, и снова, и снова.
Когда-то Sony была компанией, за которой хотелось следить. Она была новатором, раз за разом открывавшим новые рынки, почти так, как сегодня это делает Apple. Но благодаря индустриальной бизнес-стратегии и стилю руководства, заимствованному из устаревших программ MBA, пора с ней прощаться. Продавайте акции Sony.
За наводку спасибо IRANT
http://www.companion.ua/Articles/Content?Id=193780&ref=fb-share
В Sony опровергли информацию о массовых увольнениях

Японская корпорация Sony опровергла ранее появившуюся в СМИ информацию об увольнении в текущем году 10 тысяч сотрудников. Об этом в своем твиттере сообщил один из редакторов “Би-би-си” Тим Вебер (Tim Weber).
В то же время в твиттере газеты The Wall Street Journal сообщается, что Sony все же собирается уволить 10 тысяч человек, однако это будет сделано в течение двух лет. Увольнения станут частью плана реструктуризации компании.
Ранее, 9 апреля новость о предстоящих сокращениях в Sony опубликовала газета Nikkei, а вслед за ней - на практике все крупные деловые СМИ. Издания отмечали, что назначенный в начале апреля новый президент корпорации -
Казуо Хираи уже заявлял о “болезненных” шагах, которые предпримет для повышения конкурентоспособности товаров Sony.
Ожидается, что Sony в рамках реструктуризации бизнеса закроет неприбыльные направления. Кроме того, отмечалось, что руководство корпорации, возможно, попросит ряд топ-менеджеров вернуть выданные им ранее бонусы.
По материалам:
http://lenta.ru/news/2012/04/09/sony2/
Источник