Sapfir_t все записи автора
Много было разговоров о том, что Майкл принял ислам. А может и не принял. Точно неизвестно. Но то, что у него была какая-то связь с Нацией ислама – сомнений не вызывает. Неплохо было бы разобраться, так ли это на самом деле и что такое вообще – Нация ислама.
Нация ислама – The Nation Islam – сектантское, воинствующее движение, исповедующее идеи чёрного национализма и сепаратизма в США.
Важным элементом современной идеологии "Нации ислама" является антисемитизм, выраженный в форме многочисленных доказательств активного участия евреев в работорговле. Значительное влияние "Нация ислама" имеет среди американских заключённых-негров.
Сегодня община чёрных мусульман насчитывает более 4 млн. (по другим данным – 2 млн.) человек, то есть, таким образом, среди белого населения США мусульмане составляют около 2%, а в афроамериканской общине мусульманином является каждый пятый.
ИСТОРИЯ ЧЁРНОГО ИСЛАМА
Чёрные мусульмане в Америке появились ещё в начале XVII века, когда рабов-мусульман привозили сюда из Африки. Однако в начале ХХ века "чёрный" ислам приобрел новые качества. Именно в это время возник чёрный расизм, и ислам стал понемногу занимать позиции альтернативной религии по отношению к традиционному христианству.
Идеологи распространения ислама среди чёрной общины США заявляли, что они лишь выступают за возврат к корням, поскольку многие их предки-мусульмане вынуждены были принимать христианство под нажимом белых рабовладельцев.
В 1913 г. была построена первая "чёрная" мечеть - Муришский научный храм в штате Нью-Джерси. Она стала центром миссионерской деятельности, а также пропаганды чёрного расизма.
В конце 20-х годов прошлого века некий "благородный пророк Али Дрю" начал проповедовать среди чернокожих жителей Детройта новое религиозное учение - смесь христианских заповедей, цитат из Корана и принципов чёрного расизма. Проповедники из Нью-Джерси могли радоваться: их работа дала свои первые плоды.
В 1930 г. в разгар Великой депрессии детройтский галантерейщик Уоллес Фард назвал себя Вали Фарад, провозгласил "благородного пророка Али" полубогом, назвал своих последователей "Чёрными мусульманами", призвал афроамериканцев отречься от христианства - "религии белого человека" - и принять ислам, который он объявил религией чёрных предков. Фарад основал в Чикаго "Храм ислама", резко выступал против интеграции белой и чёрной общин Америки и призывал к самоизоляции чёрного населения. В 1934 г., когда Фарад пропал без вести, у него уже было около 8 тыс. последователей.
Движение "Чёрных мусульман" резко радикализировалось, когда его возглавил наиболее непримиримый ученик Фарада - Элайджа Мухаммед. Он провозгласил своего учителя живым воплощением Аллаха, а себя объявил пророком. Утверждал, что около 2000 г. начнётся новая эпоха, чьё начало ознаменуется концом "цивилизации европейской расы узурпаторов" и их "призрачной религии" христианства. Главной задачей "Чёрных мусульман" Мухаммед считал создание на территории США независимого негритянского государства - анклава со столицей в Чикаго.
Естественно, борьба за создание отдельного государства требовала вооружённых подразделений. И они были созданы. В каждом гетто появились отряды самообороны, готовые вступить в бой с полицией в любой момент. А в конце 1960-х отряды "Чёрных мусульман" пополнили до 40 боевых ячеек "Чёрных пантер", уцелевших после разгрома этой организации. Одним из самых знаменитых лидеров и идеологом военного крыла "Чёрных мусульман" был Малькольм Икс.
МАЛЬКОЛЬМ ИКС
Малькольм родился в 1926 г. в бедной семье. Он провёл в заключении в общей сложности десять лет, но не терял времени даром, занимаясь самообразованием. В тюрьме он принял ислам и, сменив прежнее имя, стал называть себя Малькольм Икс (Малькольм Неизвестный).
В 1961 г. он примкнул к движению "Чёрных мусульман" и вскоре стал одним из его лидеров. "Чёрные мусульмане" выступали за автономный принцип расселения афроамериканцев на территории Соединённых Штатов. Иными словами, речь шла об этнических резервациях, как у американских индейцев. Вскоре Малькольм Икс разочаровался в своём выборе. Он обвинил "Чёрных мусульман" в тайном сговоре с Ку-Клукс-Кланом и поощрении расовых беспорядков.
В марте 1964 г. он порвал со своими бывшими единомышленниками и основал новую организацию "Движение за афроамериканское единство". Малькольму удалось склонить на свою сторону четверть миллиона бывших приверженцев "Чёрных мусульман". В результате отношения между этими двумя группировками резко обострились.
Месть отступнику
11 февраля 1965 г. в дом Малькольма были брошены зажигательные бомбы. Дом для него двумя годами ранее купили "Чёрные мусульмане", и хотя они заявили о своей непричастности к нападению, было ясно, что это месть отступнику.
Неделю спустя Малькольм Икс приехал в Гарлем, чтобы выступить перед его жителями. Едва он начал речь, как один из собравшихся закричал: "Убери руку из моего кармана!" Охранники попытались утихомирить дебошира, но Малькольм остановил их примирительной просьбой: "Успокойтесь, братья!"
Вырвавшись из рук охраны, неизвестный выхватил из-под пальто обрез и выстрелил в Малькольма. Затем с разных сторон прозвучало ещё несколько выстрелов...
Тяжело раненного афроамериканского лидера срочно доставили в клинику Колумбийского медицинского центра, но было поздно. Вскоре последовало официальное сообщение о его кончине.
Одного из убийц, Томаса Хейгена, арестовали сразу же, а несколько позднее полиции удалось задержать и остальных - Нормана Батлера и Томаса Джонсона. Все они оказались "братьями по крови" - такими же чернокожими, как и убитый. "Чёрные мусульмане" категорически отрицали свою причастность к этому преступлению. Их представитель заявил: "Если это сделал кто-то из наших, он сделал это по собственной инициативе". После гибели и особенно после посмертного издания мемуаров "Автобиография Малькольма Икса" он стал одним из героев афроамериканской молодежи.
Известный чернокожий режиссёр современности Спайк Ли в 1992 г. снял фильм "Малькольм Икс". Лента наделала много шума. Прославление экстремистски настроенного лидера "Чёрных мусульман" напугало американскую общественность и режиссёра обвинили в расизме и антисемитизме. Однако исполнитель главной роли Дензел Вашингтон в 1993 г. получил приз Международного кинофестиваля в Берлине и был номинирован на премию "Оскар", а Спайк Ли стал героем среди афроамериканцев от Западного до Восточного побережья.
"НАЦИЯ ИСЛАМА"
В начале 70-х годов прошлого века казалось, что золотой век "чёрного ислама" остался позади, в боевых 60-х. Малькольм Икс погиб, Элайджа Мухаммед умер в преклонном возрасте. Руководство "Чёрными мусульманами" взял на себя его сын - Дин Мухаммед. Но в 1977 г. наиболее радикальные активисты, среди которых было немало ветеранов "Чёрных пантер", откололись от организации и создали "Нацию ислама". Сегодня это наиболее агрессивная афроамериканская мусульманская организация.
Штаб квартира "Нации ислама" находится в Чикаго. Её численность составляет, по разным оценкам, от 10 до 20 тыс. человек. Члены организации образуют своего рода службу безопасности, поддерживающую порядок в чёрных кварталах (точнее, существующий в них бандитский режим) и охраняющую особо важных лиц.
Члены организации подчиняются строгой дисциплине. Алкоголь и наркотики официально запрещены. Женщины в "Нации ислама" ограничены в правах. Покидать пределы кухни и спальни им не рекомендуется, а если это всё-таки необходимо, то не иначе, как покрыв голову платком.
У организации много денег. Она не чурается хозяйственной деятельности. Так, в середине 90-х годов "Нация ислама" открыла ресторанный комплекс в Чикаго. Энергично развивается парфюмерный бизнес, начатый благодаря беспроцентному кредиту на сумму 5 млн. долларов, полученному от лидера ливийской революции полковника Муамара Каддафи.
Что касается теневой экономики "Нации ислама", то о ней можно только догадываться. Во всяком случае те, кто делает "добровольные" пожертвования в общую кассу, вряд ли заявят в полицию о рэкете и вымогательстве.
ЧЁРНЫЙ МЕССИЯ
Луис Фаррахан - лидер и создатель "Нации ислама", именуемый американской прессой Чёрным Мессией, перепробовал многие роли: спортсмена, исполнителя карибских песен, скрипача, ученика Малькольма Икса, религиозного лидера и зажигательного оратора. В середине 90-х годов он замахнулся на большее, решив утвердиться в качестве единственного и неповторимого пророка, целителя душ чёрной Америки. Благодаря организованному им 16 октября 1996 г. в Вашингтоне "Маршу миллиона мужчин", Фаррахан далеко продвинулся в достижении этой заветной цели.
Луис Юджин Уолкотт стал Фарраханом в 1955 г., вступив в 20 лет в организацию "Нация ислама". В детстве Луис хорошо учился, пел в церковном хоре и достиг успехов в игре на скрипке. Был профессиональным певцом в стиле каллипсо, но затем жизнь его круто изменилась, и он занялся политикой. Очень скоро Фаррахан выдвинулся на ключевые позиции в "Нации ислама", став правой рукой её тогдашнего руководителя Малькольма Икса. Долгое время был имамом гарлемской мечети.
Весёлая жизнь ди-джея для Луиса Юджина Уолкотта продолжалась вплоть до середины 50-х годов. Под влиянием проповедей Малькольма Икс, одного из руководителей "Нации ислама", он решил примкнуть к этой организации. Уолкотт принял ислам, изменил имя и по требованию своих "духовных отцов" отказался от карьеры в шоу-бизнесе. Зато его религиозная и общественная карьера быстро пошла в гору. Через год после обращения Луис Фаррахан был назначен имамом бостонской мечети, то есть фактическим главой отделения "Нации ислама" в этом городе. Под руководством бывшего ди-джея бостонская община стала наиболее крупной и влиятельной в организации. Чисто расовый бизнес.
Внешне перемена в жизни Луиса Фаррахана, связанная с принятием ислама и отказом от прежней карьеры, выглядит как мужественный поступок убеждённого человека. Казалось бы, даже при том, что он быстро выдвинулся на первые роли в "Нации ислама", его новая жизнь должна была быть полной аскетизма, лишений и бескорыстного служения Аллаху. Но это совершенно неверно. "Нация ислама" была отнюдь не бедной организацией. С самого её создания в 1930 году лидеры "Нации" массу сил и времени уделяли собственному бизнесу. Идеологической основой этого была идея об экономической независимости чёрных от белых.
Последователям "Нации ислама" предлагалось покупать вещи или обедать только в магазинах и ресторанах, принадлежащих чёрным, арендовать жилье только у чёрных, наконец, вкладывать сбережения только в "расово чистые" предприятия. Между тем при организации создавались банки, агентства недвижимости, строительные компании, рестораны, магазины, сельскохозяйственные фермы. Ни с инвестициями, ни с продажами руководство "Нации ислама" проблем не испытывало: идеологическая обработка чёрного населения в духе идей "экономической независимости" была прекрасно поставлена.
Свой скромный вклад в неё делал и имам бостонской мечети Луис Фаррахан, который едва ли проигрывал по размеру доходов ди-джею по прозвищу The Charmer. Нетрудно догадаться, что при таких условиях бизнес руководителей "Нации ислама" быстро принял полумафиозный характер. Между первыми лицами организации начались размолвки, вскоре обернувшиеся заказными убийствами. Фактический её основатель Элия Мухаммад, которого ныне все чёрные расисты Америки склонны уподоблять Моисею, Будде, Христу и Магомету вместе взятым, однажды чуть не стал жертвой наёмных убийц. Примечательно, что даже "официальные историки" "Нации ислама" не решаются переложить ответственность за это покушение на американские спецслужбы или белые расистские группировки, признавая, что оно стало следствием "разборок" внутри руководства организации. Другой видный деятель чёрного мусульманского движения, Малькольм Икс, который в свое время обратил в ислам самого Фаррахана, оказался не столь везучим. После попытки отколоться от "Нации ислама", а заодно увести с собой мусульман Гарлема (он возглавлял мечеть в этом районе) Икс погиб при загадочных обстоятельствах. Мусульмане Гарлема, не без оснований считавшие это убийство делом рук его "товарищей по партии", были возмущены.
Руководство "Нации ислама" срочно нуждалось в новом имаме, который мог бы успокоить это возмущение и сохранить финансовый и политический контроль организации над гарлемской общиной. Выбор пал на Луиса Фаррахана, прекрасно зарекомендовавшего себя в Бостоне. В 1965 году, сразу после убийства Малькольма Икса, он был назначен на должность главы мечети Гарлема. В этом качестве он и выступал на протяжении десяти лет. Гарлемская община под руководством нового имама не только осталась под влиянием "Нации ислама", но и стала для него "трамплином" для нового взлета. Из Гарлема на Олимп.
Видимо, атмосфера Гарлема наложила неизгладимый отпечаток на этого человека. Фаррахан носит дорогие шёлковые костюмы ярких цветов, очки в золотой оправе и галстуки-бабочки (стиль гарлемских гангстеров). Его пастве нравится подобный стиль.
В разное время Фаррахан был духовным наставником чемпионов мира по боксу Мухаммеда Али и Майка Тайсона, звезды мирового баскетбола Карим Абдул-Джаббара и поп-идола Майкла Джексона. Сегодня Чёрный мессия - один из самых влиятельных и богатых людей США. Он имеет свои телекомпании, издаёт газеты и по-прежнему играет на скрипке.
"Нация ислама" была известна чёрному меньшинству и до прихода Фаррахана. Однако именно он сумел превратить её во влиятельнейшую организацию, говорящую от имени всех афро-американцев. После смерти Элия Мухаммада в 1975 году Фаррахан без особых усилий оттёр всех претендентов на лидерство. Для этого даже не потребовалось никого убивать - верный признак подавляющего превосходства гарлемского имама. Он ввёл жесткую дисциплину среди членов организации. Сейчас в чёрных кварталах многих американских мегаполисов, реальная власть находится в руках своеобразной службы безопасности, состоящей из "освобождённых функционеров" "Нации ислама", общая численность которых составляет от 10 до 20 тысяч человек. Официально эта "гвардия" поддерживает порядок в негритянских районах и охраняет первых лиц организации.
Высокая организованность всех массовых акций "Нации ислама" заставляет думать, что в ходе их проведения за порядком также следят эти "гвардейцы". Нельзя, однако, исключить и того, что служба безопасности под видом сбора добровольных пожертвований при случае промышляет и рэкетом.
Финансовая мощь "Нации ислама" при Фаррахане была существенно упрочена. К уже существующей сети ресторанов, магазинов, строительных фирм добавились промышленные предприятия, созданные за счёт беспроцентных кредитов от Муамара Каддафи. Нынешние политические позиции Луиса Фаррахана также дают ему все поводы для того, чтобы говорить от имени всей чёрной Америки. В своё время он не гнушался никакими союзниками. Среди соратников мусульманина Фаррахана на рубеже 80-90-х успела побывать даже известная американская коммунистка Анджела Дэвис. Не останавливался он и перед тем, чтобы "сдавать" тех, кто был уже не нужен. Когда десять лет назад американские власти громили негритянскую террористическую организацию "Чёрные пантеры", Фаррахан пальцем о палец не ударил, чтобы защитить "братьев". Что и понятно: устранение такого конкурента было ему лишь на руку. В итоге сейчас "Нация ислама" является единственной крупной организацией чёрных расистов, и конкурентов у нее практически нет.
Луис Фаррахан может с полным на то основанием стать во главе шествия под названием "Марш миллиона чёрных мужчин". Вопрос, однако, в том, что многие из его сторонников ждут от него большего, чем ставшие традиционными заклинания о белых врагах. Участники демонстраций всё чаще испытывают разочарование от того, что после акций Фаррахана "ничего не меняется". В принципе, это понятно. Ведь идеология не должна мешать бизнесу, а бизнесу, как известно, нужна стабильность.
МАРШ НА ВАШИНГТОН
Эта акция готовилась два года. Она принесла Фаррахану известность во всём мире. По данным полиции, в марше приняли участие около полумиллиона человек, прибывших из разных уголков страны, а по подсчётам организаторов - 1 млн. 200 тыс. Для сравнения: антивоенные митинги 15 ноября 1969-го и 24 апреля 1971 г. собрали соответственно 600 и 500 тыс. участников.
Чернокожие устремились в Вашингтон на машинах, самолётах, поездах и автобусах. Многие пришли на этот грандиозный митинг пешком, экономя на проезде. Митинг начался с молитвы в семь часов утра по местному времени и продолжался до трёх часов дня.
В самом начале все прослушали по радио речь Билла Клинтона. Президент выступал за тысячу миль от Белого дома в городе Хьюстон, в университете штата Техас. Но говорил он о том же: о чёрных и белых в Америке.
Как отметил впоследствии один из помощников Фаррахана, это была лучшая речь Клинтона за всё время его президентства. По словам хозяина Белого дома, "пропасть, зияющая перед нами, раздирает сердце Америки". Он сочувственно отозвался о целях марша, однако критиковал Фаррахана (впрочем, не называя его по имени) за "подрывную риторику", ведущую к "антисемитизму, оскорблению сексуальных меньшинств и расовому фанатизму".
Луис Фаррахан не был настроен столь же миролюбиво. Лидер "Нации ислама" обрушился на отцов-основателей Америки, обвинив их в безжалостной эксплуатации чернокожего населения и, следовательно, в лицемерной демократии.
- На этом месте, - бушевал "пророк", стоя в окружении телохранителей и пластиковых пуленепробиваемых щитов, - откуда видны и Капитолий, и памятник первому президенту, был невольничий рынок. Здесь продавали наших прадедов.
Следует при этом уточнить, что предки Фаррахана не жили в Америке, куда он мальчиком приехал вместе с матерью. Но эффект от зажигательных слов был сильным, и настроение толпы становилось все горячее. Чёрный мессия выступал два с половиной часа.
Дело было сделано. Фаррахан получил прекрасное паблисити, его акции пошли вверх. Имел место и международный резонанс. Так, например, по сообщению тегеранского радио, тогдашний спикер парламента Ирана Али Акбар Натек-Нури заявил своим коллегам, что "Марш миллиона мужчин" - это свидетельство того, что начатая аятоллой Хомейни исламская революция докатилась до США.
Источники:
http://religion.ng.ru/problems/2004-12-15/6_islam.html
http://www.profile.ru/items/?item=8357
Тема будет продолжена