-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Magic_Creatures

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.02.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 40

ƒжинны

—уббота, 18 ‘еврал€ 2006 г. 15:54 + в цитатник
Tirend все записи автора

ƒжинны - ” палестинских арабов в повседневном быту то и дело прослеживаютс€ следы  старых верований, поверий и суеверий, которые возникли задолго до по€влЄни€ в VII веке новой эры ислама. ќтголоски €зыческого многобожи€ и даже обожествлени€ мертвых предметов - анимизма отражаютс€ в вере, например в джиннов. »сламска€ религи€, провозгласивша€ с первых лет своего существовани€ беспощадную борьбу против всех богов, кроме јллаха, и сделавша€ принцип монотеизма краеугольным камнем, главным принципом мусульманского культа, так ничего и не смогла поделать с целым сонмом второстепенных волшебных существ, которым поклон€лись древние арабы прежде и в которых вер€т по сей день.


ƒжинн   ¬ыбросив с территории мекканского храма -  аабы всех идолов и кумиров и провозгласив јллаха единственным богом, первые мусульмане оставили в покое бесов, ифритов и джиннов. ќни фигурируют часто и в св€щенной книге ислама - в  оране как существа насел€ющие мир наравне с людьми и имеющие человеческие черты и человеческую физиологию (—м., напр., суру 55, суру 72 и др.). 
    ¬ представлении простых палестинцев это чрезвычайно разнообразные существа, встречающиес€ поистине повсюду. ƒжинны по€вл€ютс€ то в человеческом облике, то как животные (баран, например, или осел), то как неодушевленные предметы ƒжинном может быть старик, убога€ нищенка, ослепительна€ красавица (правда, в последнем случае она называетс€ "джинни€") и даже кувшин с маслом. ѕалестинки, не открывают сосуд, где хранитс€ масло, после наступлени€ темноты, так как вер€т, та) в это врем€ власть над ним принадлежит джинну. ≈сли уж приходитс€ открыть крышку, то при этом об€зательно надо нашептывать заклинани€ именем јллаха. — джиннами часто св€зывают также черных собак и кошек, которым не рекомендуетс€ мешать идти, куда им вздумаетс€, или пересекать их путь. 
   —ледом древних религиозных воззрений, несомненно, €вл€етс€ деление джиннов на добрых и злых. ƒобрые джинны, как считаетс€, нос€т зеленые одежды, хот€ наиболее благочестивые из них, так называемые "рахманиюн", облачены в белое. ¬редоносные же джинны одеваютс€ в красное. »слам не мог не наложить своего отпечатка на это деление, и с течением времени возникло представление о том,  что добрые духи - это мусульмане, а злые - неверные, враги јллаха. Ќалицо перенесение земных взгл€дов на сказочный мир. 
   ѕравоверные духи никогда не причин€ют люд€м зло или боль. Ќо дл€ того, чтобы они смогли проникнуть в дом и оказать помощь его обитател€м, в помещени€х не должно быть колокольчиков, собак или живописных картин. “ам, где подобное условие соблюдено, добрые джинны играют роль домовых: помогают, к примеру, уставшей матери качать колыбель с младенцем. „то касаетс€ джиннов неверных, которых называют еще «маджус» ("маги" - очевидный отголосок происходившей некогда борьбы мусульманских идеологов с магами" зороастрийскими св€щеннослужител€ми), то они, как правило, вредоносны. “е, до кого дотронулс€ один из них, навсегда нос€т на лице печать этой встречи: половина лица у них парализована. 
      ¬ арабском простонародье в ѕалестине вер€т, что джинны обитают в развалинах, брошенных домах, в печах и бан€х, под лестницами, в щел€х стен, на деревь€х. ћолодежь иногда на спор испытывает свою храбрость, в одиночку прогулива€сь после наступлени€ темноты по общепризнанным местам скоплени€ бесовских сил. ƒжинны по€вл€ютс€ преимущественно по ночам, и после захода солнца люди избегают садитьс€ на ступени, а проход€ по лестнице, шепчут им€ јллаха. ≈сли ребенок, разыгравшись, шлепнулс€ на ступеньки, то это место кроп€т водой или посыпают щепоткой соли. 
    ропление водой св€зано с тем, что джиннов считают порождением адского пламени и в народе называют "нар эс-самум" «огонь €довитого ветра») или "нар бела дохан" ("огонь без ды-ма"). √оворитс€ об этом ив  оране, где утверждаетс€, что јллах сотворил джиннов "из чистого огн€" (сура 55, а€т 14). ѕоэтому родители не позвол€ют дет€м прыгать через костер: в пламени живут духи, которые могут рассердитьс€ и наслать на ребенка порчу - обычно в виде бешенства или падучей. ќгонь нельз€ заливать водой без предварительного извинени€ перед джиннами. ѕалестинцы говор€т при этом: 
    "Ѕа'д ас-самах, йа сакени-н-нар! («ѕозвольте-ка, жители пламени!») или-"Ѕа'д ас-самах, тафрику хатта л€ тахри-ку! (»звольтека уйти, а то сгорите!"). ¬ народе искренне вер€т, что вода как бы "сжигает" духов огн€ - очень красива€ метафора, котора€ составила бы честь и современному поэту. 
   Ќо волшебные существа живут не только в огненной стихии, но и в воде, откуда могут показатьс€ одинокому человеку даже днем. ќсобенно этим слав€тс€ источники, скрытые от пр€мых лучей солнца - в пещерах, гротах, укромных рощах. ѕримечательно, что большинство известных и теперь в ѕалестине "бесовских" источников в древности служили местами поклонени€ жившим в них €зыческим духам и богам, как пишет в книге «¬озрождение народного наследи€» палестинский автор  имр —ирхан. ¬ доисламские времена духам воды приносили человеческие жертвы, а сейчас приношени€ ограничиваютс€ цветами и зажженными свечами, как, например, у источника ƒевы ћарии в »ерусалиме. ¬озле других ключей жгут благовони€, подвешивают лампадки.  огда вод а в источнике ƒжафна в –амаллахе исс€кает с наступлением жаркого сезона, арабские жители окрестных сел – и мусульмане, и христиане – вознос€т молитвы не јллаху и не ’ристу, а "дажиннии", живущей €кобы в воде, причем вместе с ними мол€тс€ и местный мулла и христиа 
     — джиннами у палестинских арабов св€зано множество легенд и сказок, в которых диковинно переплелись христианские, мусульманские и €зыческие  персонажи и веровани€. —огласно одному такому преданию, прародительница человечества ≈ва рожала по сорок детей сразу, причем половина из них имела жуткий и устрашающий лик. Ќе име€ ни сил, ни возможностей выкормить все потомство, ≈ва бросала каждый раз по двадцать самых некрасивых отпрысков, и јдам из жалости попросил бога присмотреть за подкидышами, поселить их под землей и позвол€ть им по€вл€тьс€ на поверхности исключительно ночью, когда их симпатичные брать€ мирно сп€т. Ѕог €кобы исполнил просьбу јдама, но детишки, превратившись в джиннов и ифритов, стали выходить из-под земли и днем - по п€тницам, чтобы показатьс€ ’авве, пока јдам спит.
    Ёта старинна€ легенда вызвала к жизни множество предрассудков (кто знает, а может быть, это именно древние предрассудки позже получили свое оправдание в виде св€зной легенды?). “ак, считаетс€, что детей нельз€ наказывать накануне п€тницы. ƒет€м не позвол€ют ночью и вечером смотреть в зеркало, чтобы до них оттуда, изза зеркальной поверхности, не могли дотронутьс€ джинны. ѕо ночам, чтобы не рассердить подземных жителей, не полагаетс€ мести пол, играть на свирели и свистеть: выполнение таких ограничений, по-видимому, не требует сколь либо значительных усилий над собой. 
    Ќекоторые представители рода человеческого. вполне могут общатьс€ с потусторонним миром и даже извлекают из этого общени€ некую выгоду. –ечь идет о знахар€х и колдунах, ремесло которых, не исчезнувшее и сейчас в арабских деревн€х, прекрасно уживаетс€ со строгими исламскими нормами. Ќекоторые знахари утверждают, что в их власти наход€тс€ целые сонмы джиннов и ифритов; которые помогают исцел€ть болезни и находить украденное.  ак ни вспомнить легендарного цар€ —оломона (дл€ мусульман - —улеймана ибн ƒауда),повелевавшего полчищами джиннов, правда, - не дл€ зарабатывани€ себе на жизнь исцелением кресть€нок или детективным ремеслом. —уд€ по этому сравнению, професси€ повелител€ волшебных сил весьма измельчала за последние несколько веков. 
   –ассказыва€ о древних обыча€х палестинцев, ћухаммед “оуфик ае-—охейли в журнале «“аут ‘иластын» привел один из рецептов сельского знахарства - способ изготовлени€ "приворотного зель€". (Ёто очень просто и, говор€т, надежно). Ќадо вз€ть кусок лепешки, написать на нем имена "цар€ джиннов" - вот тут очевидно потребуетс€ обратитьс€ за помощью к колдуну - и растворить лепешку в теплой воде. Ётой водой девушка опрыскивает дорогу, по которой часто ходит ее возлюбленный, и дело сделано: если юноша так и не обратит на нее внимани€, то он рискует навлечь на себ€ гнев могущественных джиннов. 
 ¬ера в джиннов настолько пронизывает весь быт арабов-палестинцев, что невозможно отыскать что-либо не св€занное с нею. ƒжинны участвуют в еде и питье - еды при этом исчезает несколько больше, чем на самом деле проглотил человек (ј вам так не казалось никогда?). ƒжинны всел€ютс€ в больных. ¬ теле женщины может поселитьс€ бес мужского пола, а мужчины - женского, и взаимодействие двух противоположных начал в одном организме вызывает, согласно представлени€м и народных врачевателей, спазмы, судороги, припадки или просто повышение температуры. ѕропажу вещей в доме тоже приписывают нечистой силе, а если утер€нна€ вещь находитс€, то говор€т, что джинны брада ее взаймы, на врем€. ќни же бывают виноваты в том, что человек тер€ет дорогу - его "вод€т" те же джинны. 
   ¬ера в волшебные силы в виде джиннов, ифритов и других бесов у палестинцев, особенно в простом народе, довольно распространена. Ёта жизнестойкость фольклорных мотивов объ€сн€етс€ еще и желанием (чаще всего неосознанным) сохранить национальную самобытность во всех ее про€влени€х. » неслучайно видные палестинские ученые: историки, этнографы, филологи - прилагают огромные усили€ по сохранению культурного наследи€ своего народа, включа€ и столь красочные предрассудки старины, как вера в джиннов.  роме того, изучение этих представлений может многое дать дл€ понимани€ того, как вообще складываютс€ культурные и мировоззренческие ценности на прот€жении веков, как они взаимодействуют с другими культурами и как вли€ют на жизнь народов. 

   —огласно мусульманской  традиции јллах сотворил три рода разумных существ: јнгелов, созданных из света; джиннов (в единственном числе "джинни, или "гений"), созданных из огн€; и людей, созданных из земли. ƒжинны были сотворены из черного бездымного огн€ за несколько тыс€ч лет до јдама и дел€тс€ на п€ть видов. —реди этих видов есть джинны добрые и злые, джинны-мужчины и джинны - женщины.  осмограф јль  азвини пишет, что "джинны" - это воздушные существа с прозрачным телом, которые могут принимать различные формы". —перва они €вл€ютс€ в виде облаков; затем они уплотн€ютс€, и их форма становитс€ видимой, приобрета€ облик человека, шакала, волка, льва, скропиона или змеи. ќдни из них правоверные, другие еретеки или атеисты. јнглийский ориенталист Ёдуард ”иль€м Ћейн пишет, что, когда джинны принимают человеческий облик, они порой бывают  гигантского размера, и "если они добрые, то, как правило, ослепительно прекрасны, а если злые, отвратительно безобразны". √овор€т так же, что они могут по желанию становитьс€ невидимыми "благодар€ быстрому расширению и разжижению частиц, из которых состо€т", и тогда они могут исчезнуть, растворившись в воздухе или в воде, или проникнуть сквозь прочную стену. 
     ƒжинны нередко вознос€тс€ на низшее небо, где могут подслушать беседы ангелов о гр€дущих событи€х. ѕоэтому они способны помогать предсказател€м и колдунам. Ќекоторые ученые приписывают им сооружение пирамид и, по велению —оломона, великого »ерусалимского храма. 
    Ћюбимое местопребывани€ джиннов - развалины зданий, вод€ные цистерны, реки, источники, перекрестки дорог и рынки. ≈гипт€не говор€т, что столбовидные смерчи из взвихренного песка возникают в пустыне от полета злого джинни. » еще говор€т, что падающие звезды - это стрелы, которые јллах мечет в злых джиннов. ¬ числе совершаемых этими злоде€ми пакостей 
обычны следующие: они швыр€ют с крыш и из окон кирпичи и камни на проход€щих мимо людей, похищают красивых женщин, преследуют тех кто посел€етс€ в необитаемом доме, и крадут провизию. 
     ќднако чтобы предохранить себ€ от подобных непри€тностей, достаточно воззвать к ¬семилостеву и ¬себлагому јллаху. 
    ¬урдалаки, посещающие кладбища и питающиес€ человеческими телами, считаютс€ низжей категорией джиннов. ќтец джиннов и их глава зоветс€ »блис
     «агадывать желание  надо  грамотно , сформулировать его. ¬ каких выражени€х - тоже имеет  большое значение, т.к. желание, где  есть союз «и»,  считаетс€ двум€   желани€ми. "≈сли дух вам попалс€   добрый, у него можно попросить  вечную жизнь и сказочные богатства – исполнит оба желани€. ќчень коварны, они люб€т развлекатьс€ с людьми обманыва€ их  и представл€€ все таким образом что это вы сами себ€ обманули. Ќейтральный дух – только первое или вообще ничего. 
ќшибка в  формулировке делает недействительным все  желание. ƒух  злой с радостью наделит вас  бессмертием, но тут же шутки ради   сделает глухим, слепым, парализованным – наслаждайтесь такой жизнью вечно." 

   ¬ообще ћусульманские богословы, признава€ реальность существовани€ джиннов, предпочитали не рассуждать о них подробно. ћусульманска€ литература художественно-надзирательного характера полна рассказов о джиннах, об их любовных истори€х, о хранимых ими сокровищах, об их попытках искушать аскетов. ƒжинны с их способностью творить чудеса были любимыми персонажами народной литературы и фольклора мусульманского средневековь€, в частности сказок цикла "1001 ночь". 
ќдин из главных аспектов мусульманской магии - попытки подчинить себе джиннов и использовать их способность творить чудеса. ѕо сей день широкой попул€рностью пользуютс€ книги-руководства по покорению джиннов". 

–убрики:  ћагические существа



katya_88   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 19 ‘еврал€ 2006 г. 21:05 (ссылка)
вот это как раз в тему ибо только что прочла цикл Ѕел€нина: Ѕогдадский вор!
труъ! мен€ инфа порадовала
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Tirend   обратитьс€ по имени —реда, 22 ‘еврал€ 2006 г. 13:56 (ссылка)
katya_88, клево. ¬оар € тоже читала)) ѕравда это единственное что € читала у Ѕел€нина. Ќо попадись его книжка мне еще прочитала бы)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку