Скрач обратиться по имени
Понедельник, 05 Декабря 2005 г. 18:43 (ссылка)
До сего произведения я добираюсь несколько позже основной массы поклонников мэтра, ибо на момент выхода книги читал окончание "Темной башни" Стивена Кинга. Кстати так уж сложилось на этот раз, что без сравнений двух моих любимых писателей не обойтись.
Штука в чем. У меня сложилось ощущение, что и "Черновик" и "Башня" писались в спешке. Про "ТБ" я уже излагал свое мнение у себя в дневнике, так вот добавлю - в сравнении, если Кинг спешил, укорачивая повествование в целом, то Лукьяненко спешил, упрощая свой слог. Нет, я не противник простоты, наоборот, я люблю, когда преобладают действия и диалоги, а описательной части минимум. Я и сам тяготею к такому стилю. Но ведь если бы это было гармонично! А то вдруг посреди экшена на пару тройку абзацев пошли размышления на вечные темы, потом автор спохватился и резко их обрубил. Но ладно. Это – ерунда. Глобальная мысль, возникшая при проведении параллелей между двумя писателями такова. Могу держать пари – сюжеты Кинга просто рождаются. Из ничего, из мозга, из воспоминаний, из каких-то жизненных ситуаций. Рождаются, формируются, заполняют мозаику сюжета. Ага! Стивен звонит своему агенту и говорит: «У меня родилась идея…». Сергей Васильевич же имхо не рождает свои книги (за исключением возможно ранних), он их создает. Да. Изучает, что будет интересно читателю, изучает конъюнктуру книжного рынка, интересуется, что пишут коллеги, перебирает незаезженные ходы и сюжеты. После чего приступает к работе. Нет, работает Мастер качественно, и талант увлечь читателя у него от Бога, но… Когда книга рождается, ценность ее несомненно выше, чем у той, появление которой продиктовано подсказками агента/издателя. Впрочем возможно моя точка зрения ошибочна…
Вернемся к нашим бар функционалам. При прочтении книжки весы «нравится/не нравится» качались с небольшой амплитудой около некой срединной точки и в конце концов склонились в сторону «понравилось», но из-за того только, что тема книги моя любимая – параллельные миры. Был бы это космический боевик, весы склонились бы в другую сторону, а фэнтези я, наверное, и не дочитал бы. Кстати, впервые уже прозвучавшие отзывы читателей, да и собственное ознакомление с первой главой «Черновика» несколько месяцев назад на ЖЖ Лукьяненко, грозились испортить впечатление от чтения. Так что возможно я и начну понимать тех, кто просит не рассказывать им содержание книги/фильма, которую те только собираются прочесть/посмотреть.
Повторюсь все-таки о спешке. Имела место быть. Неспроста некоторые критики, поиграв с названием, назвали и само произведение словно «черновым». Заготовка для более обстоятельной и объемной книги. А почему бы и нет!? Может быть, тогда и сгладятся некоторые места, недостаточно проработанные или «притянутые за уши». Как пример – ситуация с родителями главного героя, когда его начинают забывать. Слишком мало сказано о психологическом состоянии в данной ситуации. Хватило бы пары-тройки предложений… Здесь я почувствовал словно провал. Потом, в конце книги, некоторые объяснения даны, но их место было как раз в начале. А личность куратора… Без маленьких шероховатых ловушек в тексте, цепляющих читателя и говорящих ему: «С Костей не все так просто», последнее разоблачение кажется наспех слепленным. Не знаю, у меня за целую книгу уже сложился образ Коти. Сломать его было трудно и неприятно, словно из меня сделали лоха. Представьте в детективе – главный злодей оказывается тот, на кого бы вы ни в жизнь не подумали. Это - фигня. Это нормально даже. А вот если вы еще разок-другой перечитаете детектив и все равно не найдете ни малейших зацепок, почему же он злодей, вот тогда и возникает это ощущение.
Ладно. Увлекся. В целом-то башня между мирами – это красивый образ.
В любом произведении.
На объективность не претендовал, просто делился впечатлениями.