Без заголовка |
Дети фотографируются с памятниками
Забавные фотографии детей с памятниками. Дети на позитиве, кривляются, с хорошим чувством юмора
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
|
|
Без заголовка |
Жизнь и смерть звёзд
Каждый атом в вашем теле берёт своё начало во взорвавшейся звезде. Это самая поэтичная вещь из тех, что я знаю о физике: вы все — звёздная пыль.
Лоуренс Максвелл Краусс
Древние мудрецы любили наблюдать за движением светил по звёздному небу. А поскольку в воззрениях на саму мудрость среди них никогда не было единого мнения, астрономические знания получали как мистическое — предсказание судьбы, — так и сугубо утилитарное применение — для уточнения календаря и навигации. Но знание тысячелетиями оставалось крайне ограниченным. О звёздах людям было известно только то, что они есть. Теперь мы знаем больше.
Главная последовательность
Диаграмма Герцшпрунга-Рассела показывает, что часть звёзд не такие, как все
Первой известной характеристикой звёзд стала светимость. Звездочёты стали на глаз сортировать небесные тела по величинам. Понимая, что видимая яркость зависит от дистанции, ещё древние греки пытались определить расстояние до звёзд по годичному параллаксу, то есть изменению фона объекта в зависимости от того, с какой стороны от Солнца на него смотрит наблюдатель. Но удалось это лишь в 1837 году датчанину Фридриху Струве. После этого в оценку светимости звёзд была внесена поправка на дистанцию.
Следующий шаг был сделан в начале прошлого века, когда спектральный анализ позволил превратить цвет звезды, до этого момента оценивавшийся субъективно, в точную численную характеристику. И в 1910 году появилась знаменитая диаграмма зависимости между спектром и светимостью, составленная датчанином Эйнаром Герцшпрунгом и американцем Генри Расселом. Обобщив накопившиеся данные, учёные обнаружили, что 80% светил выстраиваются в тянущуюся из правого нижнего в левый верхний угол линию.
Открытие имело два следствия. Во-первых, диаграмма давала возможность, зная лишь видимую светимость и спектр, грубо оценивать расстояние до звёзд, слишком далёких для применения метода годичного параллакса. Во-вторых, помимо главной последовательности, на диаграмме отчётливо виднелось ответвление. А если присмотреться, то и не одно. Некоторые светила не желали подчиняться общему правилу возрастания яркости с температурой.
С тех пор астрономия и астрофизика с увлечением ищут объяснение видимой на диаграмме картине. И сейчас уже можно сказать, что главную последовательность образуют "правильные" звёзды, синтезирующие гелий. Для такого объекта характерна твёрдая сердцевина из "металлического" водорода, разделённая на внутреннее ядро, в котором протекают термоядерные реакции, и зону лучистого переноса, сквозь которую выделенная энергия с огромным трудом (чёрный водород непрозрачен и почти не проводит тепло) достигает зоны конвекции. Последняя тоже состоит из ионизированного водорода, но уже жидкого, хоть и плотного, как ртуть. Этот слой находится в постоянном упорядоченном движении: раскалённые массы поднимаются вверх, охлаждённые опускаются вниз, к ядру. Жар зоны конвекции питает тонкий излучающий слой — фотосферу, — бурный сияющий океан. Также звезда имеет и обычную газовую оболочку, именуемую хромосферой.
Строение звезды на примере Солнца
Ответвления на диаграмме образуют светила, которые используют другие источники энергии или отличаются от звёзд главной последовательности по устройству. Обычно это или молодые, ещё формирующиеся звёзды, или старые, умирающие.
Рождение звезды
Около 2% массы нашей галактики составляют газ и пыль, большей частью рассеянные, но иногда образующие сравнительно плотные облака — туманности. Как правило, такие скопления неустойчивы, ведь сила тяготения к общему центру масс ничтожна, а скорость частиц облака оказывается выше второй космической. Но газ постоянно остывает, движение молекул замедляется, и неустойчивость может сменить знак. Такая туманность начинает сжиматься, и этот процесс (гравитационный коллапс) уже необратим. Температура в облаке начинает расти, но часть выделяющейся энергии уносится излучением, и внутреннее давление не может компенсировать растущую гравитационную силу.
Образование новых звёзд в галактиках происходит неравномерно. Новорождённые гиганты быстро взрываются, рассеивая галактический газ, после чего галактика остывает три-четыре миллиарда лет. На картинке "взорвавшаяся галактика" М82
Наше Солнце впервые засияло, будучи ещё протозвездой — коллапсирующей туманностью. Единственным источником энергии в тот момент было гравитационное сжатие, то есть превращение потенциальной энергии падающих к общему центру пылинок в кинетическую, а значит и тепловую энергию. Засияло оно холодным, малиновым цветом, но неслабо, так как по размеру соответствовало современной орбите Марса, что обеспечивало колоссальную излучающую поверхность.
Затем наше светило вошло в бурную стадию молодой звезды. В сердцевине центрального утолщения размером с орбиту Меркурия, окружённого холодным пылевым диском, материя уже спрессовалась до жидкого состояния, но давление ещё не достигло необходимого для запуска термоядерных реакций уровня. Тем не менее, водород время от времени "вспыхивал", так как неравномерность осаждения вещества из диска создавала эффект имплозии — столкновения ударных волн, направленных от периферии к центру. Детонации в свою очередь порождали встречную ударную волну, срывающую и выталкивающую в пустоту внешние оболочки звезды. Но гравитация каждый раз торжествовала, и сжатие возобновлялось.
Лишь когда водород в ядре формирующейся звезды перешёл в "металлическую фазу", протекание термоядерных реакций стало непрерывным. С этого момента выделение энергии смогло уравновесить потери на излучение, и сжатие почти прекратилось. "Почти" оно прекратилось потому, что водород, выгорая, превращается в более плотный гелий. Четыре с половиной миллиарда лет назад наше Солнце достигло зрелости, вступив на главную последовательность.
Судьбы светил
Классификация звёзд в астрономии традиционно проводится на основании спектра излучения — единственной характеристики, которую можно измерить непосредственно. Абсолютная светимость и масса звезды вычисляются уже на её основе. Вся эта сортировка по "цветам", "ветвям" и "трекам" кажется невразумительной для неспециалиста — и неудивительно. Ведь в реальности спектр — характеристика вторичная, меняющаяся с возрастом и зависящая от массы звезды. Величественную картину космоса проще расшифровать, предварительно поставив с ног на голову. Свойства и судьбы солнц определяются принадлежностью к одной из девяти "весовых категорий".
Облако газа и пыли вокруг коричневого карлика (иллюстрация)
Бурые карлики — самые лёгкие из светил. Лишь недавно стало известно, что тела массой 0,012 — 0,077 солнечных (или от 12 до 77 "юпитеров") можно считать настоящими звёздами, обладающими термоядерным источником энергии. Давления в их недрах недостаточно для запуска синтеза гелия, но его хватает для протекания реакций с самым низким порогом. Термоядерным горючим для коричневых карликов служат дейтерий и литий.
Бурые карлики (изображён T-карлик) не просто настоящие звёзды, а самая многочисленная категория звёзд. Планеты на орбитах бурых карликов уже обнаружены, но может ли там кто-то обитать — вопрос
Тем не менее, отличия бурых карликов от звёзд главной последовательности велики. Температура и светимость более крупных звёзд постоянно возрастают по мере того, как водород превращается в более плотный гелий и давление в ядре увеличивается. Бурые же карлики, напротив, из-за расхода изотопов непрерывно тускнеют — примерно на 10–20% за миллиард лет. Когда запасы горючего истощаются окончательно, карликовая звезда превращается в увеличенный аналог Юпитера. Другая любопытная особенность этих светил — неполная ионизация вещества. В их атмосферах присутствуют соединения кислорода и водорода: главным образом угарный газ и метан.
Ко второй категории относятся наименьшие из звёзд главной последовательности — красные и частично оранжевые карлики массой от 0,077 до 0,5 "солнц", уже достаточной для того, чтобы четыре ядра водорода сливались в ядро гелия. Однако горение водорода в телах такой массы ещё нестабильно. Звезда пульсирует. Сжатие ведёт к увеличению давления и возрастанию интенсивности реакций, но повышенное выделение энергии влечёт за собой нагрев ядра, расширение, снижение давления и резкое замедление синтеза. Аналогичные процессы протекают и в недрах более крупных звёзд, но если солнечная активность колеблется в пределах долей процента, то светимость красного карлика может изменяться на 40%, а в некоторых случаях даже в разы. Наименее стабильные карлики именуются "вспыхивающими звёздами" и считаются самой многочисленной разновидностью переменных.
Несмотря на неравномерность горения, с возрастом красные и оранжевые звёзды непрерывно наращивают температуру и светимость, пока наконец не сменят цвет. Свою карьеру звезда лёгкого веса завершает уже как голубой карлик. Правда, для этого требуется невероятно много времени: от 50 миллиардов до триллиона лет. Карлики очень экономно расходуют водородное горючее, но в безмерно удалённом будущем догорят и они, превратившись в гелиевые шары, покрытые водородным панцирем.
К третьей категории принадлежат оранжевые, жёлтые и жёлто-белые звёздысреднего веса — до 2,5 солнечных масс. В них водород горит стабильно, а светимость и спектр с возрастом меняются незначительно. За срок от 1 до 50 миллиардов лет (с увеличением массы долговечность светила падает стремительно) оранжевая звезда станет жёлтой, а жёлтая побелеет.
Впечатляющие и замысловатые метаморфозы начнутся, когда водород в ядре будет израсходован. Тогда твёрдая сердцевина звезды начинает сжиматься. Выдавленные из ядра "тонущим" гелием на границу конвективной зоны остатки водорода на короткое время возобновляют реакцию, вследствие чего внешние слои вещества выталкиваются наружу, а звезда раздувается в 2,5 раза, превращаясь в яркий субгигант. Ядро же по закону сохранения импульса испытывает дополнительное сжатие — имплозию, благодаря которой температура в центре звезды кратковременно подскакивает до 100 миллионов кельвинов. А этого уже достаточно для начала термоядерных реакций с участием гелия.
Горение гелия в солнцеподобной звезде прекращается почти сразу, но выделившейся за время гелиевой вспышки энергии хватает, чтобы температура в конвективной зоне возросла до миллионов градусов и горение водорода началось во всём объёме звезды. Увеличив светимость в 100 тысяч раз, а радиус в сотни раз, она превращается в красный гигант. После чего обогащённый гелием и щепоткой более тяжёлых элементов водород, слишком раскалённый, чтобы гравитация ядра могла его удержать, улетучивается. Гелиевое же ядро продолжает сжиматься, в конечном счёте превращаясь в крошечный сверхплотный белый карлик. Через несколько миллиардов лет лишённое внутреннего источника энергии тело остывает. И белый карлик становится "чёрным карликом".
Звёзды четвёртой категории — белые и бело-голубые, от 2,5 до 8 солнечных масс — с возрастом даже не меняют оттенок свечения. Существенные различия с предыдущим типом обнаруживаются в момент гелиевой вспышки. Такая звезда не выходит из стадии субгиганта, ибо более сильная гравитация препятствует разлёту вещества, а выделившейся энергии оказывается недостаточно для того, чтобы воспламенить возросшую массу водорода конвективной зоны. Расширение быстро сменяется сжатием, и горение гелия в ядре "входит в режим", став цефеидой. Звезда пульсирует с чётким ритмом. Однозначная связь между периодом пульсации и светимостью позволяет измерять по таким звёздам галактические дистанции.
Лишь после выгорания гелия в ядре цефеида, сжавшись в последний раз, вспыхивает по всему объёму, превращается в красный гигант и рассеивается, оставляя после себя белый карлик массой около 0,7 солнечной с заключённым в гелиевую оболочку ядром из углерода, азота и кислорода. Но в случае, если звезда была двойной (а обычно так оно и есть), начинается самое интересное. Дождавшись, когда второй компонент системы войдёт в фазу красного гиганта и станет терять массу, углеродный карлик начинает захватывать чужое вещество. Гравитация этого тела достаточна, чтобы в падающем на его поверхность водороде вспыхнули термоядерные реакции. В результате звезда оживает и, в зависимости от темпов и регулярности поступления горючего, превращается в "новую", "повторную новую", "карликовую новую".
Имеющие массу до 12 солнечных бело-голубые звёзды пятой категории в конце жизненного пути также проходят стадию жёлтого переменного гиганта. Но разительно отличаются в плане возможных "посмертных приключений". Есть мнение, что остающийся после их гибели углеродный белый карлик массой до 1,4 солнечных может, остыв, превратиться в гигантский алмаз. Хотя и только на время. В последующие 101500 лет холодный синтез — то есть возможное при данной плотности вещества "туннелирование" нуклонов из одного ядра в другое — превратит его в "железную звезду". Но не факт, что к тому времени будет существовать Вселенная.
Но карлика может и не остаться вовсе. Давление в недрах "трупа" светила этой категории настолько велико, что горение захваченного у другой звезды водорода может привести к "углеродной детонации", а из-за огромной плотности вещества синтез более тяжёлых ядер из углерода происходит по принципу цепной реакции. Превратившись в сверхновую I типа, карлик полностью распыляется, поставляя галактике необходимые для формирования планет кремний и кислород.
Для бело-голубых звёзд массой от 12 до 18 "солнц" — к этой категории относятся Антарес и Бетельгейзе — старость становится периодом расцвета. На стадии жёлтого гиганта они не пульсируют, а ровно сияют, сжигая гелий в "штатном" режиме. Стадия же красного сверхгиганта для них устойчива: даже пылая по всему объёму, водород не может покинуть глубокую гравитационную яму. Не способным нарушить величественное благолепие оказывается даже углерод, сгорающий в ещё не достигшем сверхплотного состояния ядре мирно, без взрыва.
Что происходит, когда в коллапсирующем ядре звезды, наружные слои которой всё ещё обеспечивают дополнительное давление, детонирует кремний — не очень понятно. Но кончается дело вдесятеро более мощной вспышкой сверхновой, превращающей материю гиганта в рваную туманность наподобие Крабовидной. И образованием пульсара — нейтронной звезды массой 1,5 — 2 солнечных, имеющей плотность на порядок большую, чем у белых карликов.
Сравнение размеров Солнца и голубого гиганта Денеба
Денеб, одна из самых ярких звёзд, относится к седьмой категории — голубым гигантам от 18 до 30 солнечных масс. Светила этого ранга теряют часть массы ещё на этапе формирования, когда давление излучения просто сдувает внешние слои протозвёздной туманности. Но далее они всё-таки занимают своё место на главной последовательности и проходят идентичный предыдущему типу путь развития — за единственным исключением. Образующаяся после их угасания нейтронная звезда массой около 2,5 солнечных нестабильна, и спустя неопределённый срок за взрывом сверхновой может последовать в 100 раз более мощная вспышка — гиперновая. Груда нейтронов сжимается в занимающий вдесятеро меньший объём шар кварк-глюонной плазмы — кварковую звезду.
То, что творится в недрах голубых сверхгигантов массой от 30 до 80 "солнц", даже страшно представить. Эти звёзды вспыхивают как сверхновые уже спустя 30 миллионов лет после рождения. И если 90% их массы при этом возвращаются в галактический круговорот веществ, то оставшиеся 10% "уходят из мира". Образуется чёрная дыра.
Наконец, голубые гипергиганты — светила высшей девятой категории — никогда не вступают на главную последовательность. Их светимость может превышать солнечную в миллион раз, а масса примерно в 500 раз. Но только на момент начала термоядерных реакций. Интенсивность синтеза в гипергигантах такова, что давление излучения сразу же начинает изгонять водород из гравитационной ямы, в глубине же он полностью выгорает прежде, чем звезда окончательно сформируется, перестав быть "молодой".
Наработанный гелий, в свою очередь, сразу включается в процесс горения. Затем в глубине ядра детонирует углерод… Но это лишь "псевдосверхновая". Сбросив в пространство остатки водорода и потеряв три четверти начального вещества, гипергигант превращается в сравнительно стабильную (ведь с потерей массы снижается и давление в недрах) звезду Вольфа-Райе — пылающий шар, состоящий по большей части из гелия. Температура фотосферы звезды может быть очень высока, но наблюдателю она кажется багровой. Образующийся при сгорании гелия углерод заполняет хромосферу поглощающими свет тучами сажи.
Завершается карьера гипергиганта впечатляющим взрывом гиперновой, лишь вдесятеро менее мощным, чем в случае коллапса нейтронной звезды в кварковую. Природа этого взрыва неизвестна, результатом же оказывается образование чёрной дыры в 5–15 солнечных масс.
Все звёзды
Масса предопределяет судьбу звезды не полностью. Влияние на эволюцию светила могут оказывать скорость вращения или взаимодействие с другими телами. Обмен веществом в двойных системах практически неизбежен. Встречаются и переменные типа W Большой Медведицы — пары настолько тесные, что звёзды в них сливаются в единое гантелеобразное тело. В плотных же скоплениях не редки "голубые отставшие" звёзды, получившие дополнительный водород, поглотив один из компонентов "кратной" системы.
Отдельную категорию составляют звёзды химически-пекулярные(необычные) — углеродные, бариевые, ртутно-марганцевые, а также "кремниевые" Ar-звёзды и Amзвёзды, в спектре которых усилены линии сразу нескольких тяжёлых металлов. Конечно же, "ртутные" звёзды состоят отнюдь не из ртути. Доля этого металла в их массе не выше, чем в составе большинства прочих светил. Просто некие факторы — обмен массой, замедленное вращение, слишком сильное магнитное поле — таким образом влияют на движение вещества в конвективной зоне, что в фотосферу попадают тяжёлые химические элементы, которые в нормальной ситуации должны "тонуть".
Ахернар — в полтора раза сплющенная бешеным вращением бело-голубая звезда в семь раз массивнее Солнца. Благодаря центробежной силе, на экваторе "съедающей" 85% тяготения, он окружён диском утекающего вещества и, вполне вероятно, завершит свою эволюцию уже как светило более низкой "весовой категории"
Окончательные вопросы
Планетарная туманность — результат медленного и величественного рассеяния красного гиганта средней массы. Лёгкие гиганты не оставляют после себя достаточно плотное облако, тяжёлые же — взрываются в конце эволюции
В современном космосе взрывы сверхновых — самые масштабные и, следовательно, наиболее интересные с точки зрения науки события. Проблема лишь в том, что из четырёх катастрофических процессов, объединяемых под названием "сверхновая", научное объяснение имеет только один, самый слабый, — термоядерная детонация углерода на белом карлике.
События, предшествующие рождению нейтронной звезды, понятны лишь в общих чертах. При синтезе железа из кремния выделение энергии ничтожно, а давление излучения не позволяет остановить дальнейшее сжатие звезды. Ядра же железа, сливаясь, порождают ещё более тяжёлые, а затем и сверхтяжёлые и нестабильные элементы. И тут-то пресловутый конфликт теории относительности и квантовой механики переходит в фазу силового противостояния. Гигантское ядро должно немедленно распасться… а ему некуда! Гравитационное сжатие вынуждает материю принимать состояния, запрещённые с точки зрения квантовой механики… Из самых общих соображений ясно: что-то будет! Но что конкретно? Язык математики бессилен описать столкновение непреодолимой силы с несокрушимым препятствием.
Или коллапс нейтронной звезды. Конечно, превращение нуклонов в кварк-глюонную плазму вполне возможно. В первые сто секунд после Большого взрыва случалось ещё и не такое! Но где Большой взрыв, а где нейтронная звезда с её смешными с позиций физики высоких энергий миллионами кельвинов? Гипотеза, впрочем, всё равно считается убедительной. Ибо альтернативные пути получения такого же количества лучистой энергии подразумевают что-то вроде столкновения обычной звезды со звездой из антиматерии. А это уже перебор даже с точки зрения астрофизиков, способных воображать самые невероятные процессы.
Если слабые "углеродные" сверхновые производят преимущественно кремний и кислород, то более мощные "нейтронные" обогащают галактический газ в первую очередь железом и никелем
Наконец, с образованием чёрных дыр тоже не возникает вопросов — но лишь при рассмотрении проблемы на упрощённом уровне "сферического коня в вакууме". Современные модели гравитационного коллапса, включая и самые экстравагантные, трактуют материю как бесконечно сжимаемый идеальный газ. А чтобы вторая космическая скорость сравнялась со скоростью света и возник горизонт событий, плотность тела массой 3 — 15 солнечных должна превысить плотность гипотетической кварковой звезды, вещество которой ведёт себя как несжимаемая жидкость… И ничего, если бы проблема ограничивалась этим. Увы, при коллапсе сверх- и гипергигантов кварковая материя сжиматься не может даже теоретически. Ибо не образуется. Иначе взрывалось бы на пару порядков сильнее.
* * *
…Тем не менее, существование чёрных дыр "звёздной" массы подтверждено многочисленными наблюдениями и никаких сомнений не вызывает.
Странно ли, что необъяснимые и даже невозможные с точки зрения науки объекты всё-таки видны? Для астрономии это норма. Знание ограничено, Вселенная бесконечна. Орбитальные и наземные обсерватории неутомимо просеивают мириады светил, отыскивая новые загадки космоса. Ибо раз уж на звёзды мы можем только смотреть, этот процесс хотя бы не должен стать скучным.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
|
|
Без заголовка |
Антикварная лавка.Театральные бинокли
Театральные бинокли впервые появились еще в XVII веке, но сначала они были еще очень несовершенны и имели большой вес, отличаясь от телескопов лишь богатым украшением.
По настоящему полезным прибором они стали, когда в Вене Фохлендер открыл первое предприятие по производству точной оптики.
Начиная с 1823 года, когда был создан первый из известных экземпляров подобной оптики, она стала популярной, несмотря на техническое несовершенство.
Бинокли тогда были еще достаточно тяжелыми, и чтобы с удобством держать их в руке, к корпусу приделывали ручку. Такая конструкция "лорнет" встречалась довольно часто.
В XIX веке постепенно улучшалось качество изображения, так как появилась возможность одновременно настраивать резкость для двух глаз и существенно повысить резкость и четкость изображения.
Долгое время театральные бинокли так и оставались предметом роскоши. Известные французские фирмы и многие российские производители выпускали практически произведения искусства, имевшие традиционный вид с изящными изогнутыми линиями и богатый декор.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
|
|
Без заголовка |
<ВЕСНА<
qДеда-еуq
![]()
![]()
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
|
|
Без заголовка |
11 культовых книг, которые любят читатели, но ненавидели их авторы
Лев Толстой, Льюис Кэрролл, Маргарет Митчелл — благодаря этим и другим писателям на свет появились культовые книги и персонажи, которые радуют не одно поколение читателей. Но, как оказалось, все эти мастера слова впоследствии готовы были отречься от своих знаменитых произведений, а кое-кто успел даже возненавидеть придуманного им героя.
Маргарет Митчелл — "Унесенные ветром"
![]()
Как только роман поступил в продажу, он мгновенно превратил неизвестную до того момента писательницу Маргарет Митчелл в обсуждаемого автора, а впоследствии даже принес Пулитцеровскую премию. Да что уж там, ее похвалил сам Джордж Оруэлл.
Но Митчелл, на которую вдруг все обратили внимание, тяжело переносила обрушившуюся на нее славу и мечтала, чтобы все оставили ее в покое. Особенно Маргарет раздражало, когда ее сравнивали с главной героиней Скарлетт О’Харой. Однажды, когда ее снова спросили, не списала ли она эту героиню с самой себя, она ответила: "Скарлетт — женщина легкого поведения, я — нет. Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего... Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации — если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом".
Льюис Кэрролл — "Алиса в Стране чудес"
![]()
Многие уже знают, что Льюис Кэрролл, настоящее имя которого Чарльз Латуидж Доджсон, обладал незаурядными математическими способностями и зарабатывал на жизнь чтением лекций. Но еще в колледже он начал писать стихотворения и короткие рассказы. Когда же мир увидел его сказку "Алиса в Стране чудес", жизнь Льюиса изменилась навсегда: его стали узнавать на улице, а письма от поклонников приходили мешками. Его жизнь, хобби и привычки подвергались постоянному обсуждению. Для застенчивого писателя это было настоящим адом, он чувствовал себя как зверь в зоопарке. В одном из своих писем Кэрролл признался: "Я ненавижу все это так сильно, что иногда мне хочется, чтобы я никогда не писал никаких книг".
Ян Флеминг — серия про Джеймса Бонда
![]()
В отличие от своего экранного воплощения, Джеймс Бонд из книг вовсе не был таким дерзким и неустрашимым. По крайней мере, сначала. Ян Флеминг задумывал создать намеренно пресного и невзрачного персонажа: "Когда писал первый роман в 1953 году, я хотел сделать Бонда очень скучным, неинтересным человеком, с которым что-то произошло; я хотел, чтобы он стал тупым инструментом". Но читателям нравилось, когда тайный агент всякий раз практически восставал из мертвых, и Флеминг с каждой книгой делал его все более сильным и уверенным. Несмотря на успех своего героя, писатель не раз подчеркивал: "Я не считаю Джеймса Бонда именно героем, он просто банально выполняет свой долг и в конце концов получает девушку или джекпот. Мои книги не имеют никакого значения, кроме отрицательного, в них слишком много насилия и разврата".
Энтони Бёрджесс — "Заводной апельсин"
![]()
Энтони Бёрджесс с самого начала считал свой антиутопический роман средненьким и негодовал, что из всех созданных им произведений именно это стало самым известным. В этом он винил экранизацию Кубрика, из-за которой книгу стали воспринимать как гимн насилию. И писателю, и режиссеру после выхода фильма пришлось защищать собственное творение, объясняя, что замысел был совсем не в этом. Позднее, когда Кубрик отошел в тень и перестал давать интервью, в центре внимания оказался Бёрджесс. Он чувствовал, что его лично обвиняют в подстрекательстве к насилию. Со временем он возненавидел этот фильм и постоянно подчеркивал, что тот полностью искажает написанное им.
Лев Николаевич Толстой — "Анна Каренина"
![]()
Критик Павел Басинский отметил, что Лев Толстой впоследствии стал жалеть, что написал "Анну Каренину". Но на самом деле писатель невзлюбил роман уже в самом начале своей работы над ним. Сначала он отзывался о нем так: "Моя Анна надоела мне, как горькая редька. Я с нею вожусь как с воспитанницей, которая оказалась дурного характера; но не говорите мне про нее дурного, <...> она все-таки усыновлена". Позднее, когда работа была почти полностью готова, он вообще захотел от нее отречься: "Я со страхом чувствую, что перехожу на летнее состояние: мне противно то, что я написал, и теперь у меня лежат корректуры на апрельскую книжку, и боюсь, что не буду в силах поправить их. Все в них скверно, и все надо переделать, и переделать все, что напечатано, и все перемарать, и все бросить, и отречься".
Питер Бенчли — "Челюсти"
Задумка создать книгу об акуле-людоеде, которая терроризирует общество, возникла у Питера Бенчли после того, как он прочитал историю рыбака, поймавшего гигантскую акулу. Роман мгновенно стал популярен, позднее по нему сняли одноименный фильм. Впоследствии автор пожалел, что вообще написал эту книгу, ведь она спровоцировала настоящий параноидальный страх перед акулами. Питер начал бороться за сохранение этих рыб и пытался донести до людей, что акулы нападают редко. В одном из интервью он признался: "Я бы не смог написать это сейчас, зная то, что знаю сейчас. Акулы просто так не атакуют людей и уж точно не таят обиды".
Станислав Лем — "Астронавты"
![]()
Несмотря на то что этот дебютный роман считается наиболее популярным произведением Станислава Лема, сам автор относился к нему более чем прохладно: "Сейчас мне кажется, что мои первые научно-фантастические романы не слишком ценны, хотя я и стал знаменит на весь мир благодаря им. Все такое гладкое и сбалансированное; наивность на каждой странице этой книги. Я пытался создать как можно более прекрасный мир. В определенном смысле я обманывал себя, ведь мои чувства и мысли не были искренними. Сейчас эти романы вызывают у меня некоторое отвращение".
Агата Кристи — серия детективов с участием Эркюля Пуаро
![]()
Однажды мы писали об Артуре Конан Дойле, который буквально возненавидел созданного им Шерлока Холмса. Похожая история произошла и с Агатой Кристи, с легкой руки которой появился легендарный бельгийский сыщик Эркюль Пуаро. Своей популярностью он затмил других ранее придуманных персонажей Агаты, например ее любимицу мисс Марпл. Он даже мешал работать: у писательницы было не так много идей для будущих книг, и большинство из них совсем не подходили для такого героя, как Эркюль. Она не раз пожалела, что создала его.
Даже после того как Кристи назвала бедного Пуаро "утомительным, напыщенным, эгоцентричным маленьким подонком", читатели продолжали его любить и ждать новых рассказов с его участием. Когда же Агата отважилась убить усатого сыщика в "Занавесе", ее уговорили отложить это произведение, что "отсрочило" его смерть на 30 лет.
Энни Пру — "Горбатая гора"
![]()
Энни Пру пожалела, что написала свой рассказ по той же причине, что и Бёрджесс, — после его экранизации люди стали неверно трактовать главный посыл произведения. На Пру посыпались тысячи писем от читателей, которые считали, что конец нужно было сделать счастливым, и давали советы, как именно нужно его переписать. В одном из интервью она призналась: "Хотелось бы, чтобы я никогда не писала эту историю. Она стала причиной хлопот, проблем и раздражения с тех пор, как вышел фильм. Так много людей совершенно ее не поняли".
Карло Коллоди — "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы"
![]()
Несмотря на то что Карло Коллоди считал себя итальянским Диккенсом и хотел писать великие и серьезные произведения для взрослых, он все же решил написать детскую книгу. С самого начала он невзлюбил созданного им Пиноккио и описывал его как "негодяя, вора, беса и настоящего мошенника", который в конце концов погибает. По задумке автора, сказка должна была служить предостережением для непослушных детей. Но деревянный мальчик так понравился читателям, что о его смерти не могло быть и речи. Коллоди тогда печатал свое произведение по главам в еженедельнике Giornale per i bambini, и когда в 15-й главе он повесил Пиноккио, издатели заставили его вернуть персонажа к жизни. Автор согласился, но в отместку стал придумывать для того все более ужасные наказания: его похищали, обманывали, били, грабили.
Лев Николаевич Толстой — "Война и мир"
![]()
Спустя всего пару лет после выхода романа "Война и мир" Лев Толстой от него отрекся. В письме к А. Фету он поделился: "Но как я счастлив, что на меня бог наслал эту дурь... и писать дребедени многословной, вроде „Войны“, я больше никогда не стану. И виноват и, ей-богу, никогда не буду".
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
|
|
Без заголовка |
|
|
Без заголовка |
Текстуры
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
|
|
Без заголовка |
|
|
Без заголовка |
|
|