-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ru_uzd

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.12.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 4




Там где пехота не пройдёт и танки увязнут в грязи... - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://community.livejournal.com/ru_uzd/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://ru-uzd.livejournal.com/data/rss??a923a8b0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Новый путеводитель «Серпуховская узкоколейная железная дорога (УЖД)»

Воскресенье, 30 Июля 2017 г. 17:04 + в цитатник
Дамы и господа! Друзья!

Наконец-то мы с женой решились на реализацию нового проекта: издание про Серпуховскую узкоколейную железную дорогу. Как вы знаете, я всегда стараюсь делать акцент в своих рассказах и приключениях на что-то всеми забытое и практически исчезнувшее. Один потрясающий пример у нас уже есть – это наша юрятинская мельница! Я и сам долгие годы мечтал узнать о том – почему, для чего она была построена такая огромная, целых 5 этажей? Как выглядела водяное колесо? Кто и когда её построил?… Совместными усилиями было найдено столько невероятных воспоминаний, что брошюра из предполагаемых 60-ти страниц выросла чуть ли не до двухсот! Результат проделанной работы теперь каждый желающий имеет возможность скачать и изучить: http://alxlav.ru/?p=372

Новая загадка, которую мы попытаемся разгадать и, насколько это возможно, восстановить – исчезнувшая железнодорожная ветка, тянувшаяся далеко в леса от города Серпухова на десятки километров, почти до самой границы современного города Жуков. Проложенная для подводки дров и материалов к многочисленным предприятиям Серпухова, она ещё и связала отдаленные деревни, которые до этого из-за полного бездорожья находились фактически в изоляции от современной жизни того периода. Как выглядели исчезнувшие станции? Что за вагончики возили людей? Верить ли картам и докуда на самом деле тянулись рельсы? Использовалась ли она в годы Великой Отечественной войны?… Немало уже можно прочесть на нашем сайте. Но дело в том, что у меня уже собралось более 12-ти часов интервью, записанных на диктофон с новой и ещё более интересной информацией! Более того, я хочу дополнить готовящееся издание стенограммой беседы с одним общительным историком, материал вполне может потянуть на сюжет для передачи "Очевидное и невероятное". Разговор заставит вас обоснованно задуматься о правдивости и реальности казалось бы всем известных фактов истории. Думаю, разговор воодушевит и захватит вас не меньше меня!

УЖД создание книгиВ ИТОГЕ:

  1. Призываю всех делиться информацией обо всём, что вам известно: промышленники Коншины, может быть ваши родственники что-то рассказывали об исчезнувшей узкоколейке, старые фотографии в альбомах, в принципе может вам что-то известно о специфике организации работы узкоколейных железных дорог? Не стесняйтесь делиться и рассказывать даже то, что вам кажется уже всем известным – опыт показывает, что потом бывает обидно, когда тираж уже изготовлен типографией и только после его прочтения начинают поступать замечания и дополнения! Поэтому не ждите – пишите! Ни одно сообщение и письмо без внимания не останется! Электронный адрес: al334433@yandex.ru

  2. Будут совершены новые прогулки по остаткам (следам) Серпуховской УЖД. Желающие могут уточнить даты и присоединиться!

  3. Тираж, как и с книгой о Протвино, планируется небольшой. К слову, до сих пор часто поступают вопросы о том — как приобрести экземпляр книги о мельнице? А продавать то уже нечего, потому что книга заказывалась не впрок, а только для участников "проекта". Так и сейчас! По предварительной информации от типографии, согласно оценке объёма материала — один экземпляр книги при нашем поштучном тираже обойдётся в, примерно, 800 рублей. Желающие, чтобы у них на полке оказался "бумажный" экземпляр нового путеводителя – предлагаю уже оказать помощь! Сделать это можно как на сайте alxlav.ru — кнопка справа "ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ" и в комментарии пишите своё ФИО. Или можно непосредственно через сайт Яндекс: https://money.yandex.ru/to/410011950975205 Имена тех, кто пожелает оказать благотворительную помощь, перечислит 1500 рублей и более (за один экземпляр книги), будут размещены в конце издания! Возможно, с комментариями!
    Помощь будет нам полезна уже сейчас, потому что требуются расходы на заказ документов в архиве, услуги верстальщиков, дизайнеров. Естественно, что это существенно мотивирует и мобилизует наши усилия, потому что мы будем понимать нашу ответственность перед вашим желанием побыстрее увидеть результаты работы! И безусловно мы будем вдохновенны вашим интересом!

Присоединйтесь!

https://ru-uzd.livejournal.com/241704.html


Липаковская УЖД и посёлки Липаково, Лужма и Сеза. Архангельская область

Понедельник, 12 Июня 2017 г. 16:46 + в цитатник
Просторы Архангельской области плотно покрывают густые леса. Один из таких лесных районов — Плесецкий, где с одной сторны от райцентра есть настоящая глубинка, а с другой — закрытый военный город Мирный и даже настоящий космодром. Рассматривая карту Плесецкого района, можно найти в полусотне километров от райцентра посёлок Липаково на реке Онеге, в котором откуда-то взялась железная дорога... Она не связана с остальной сетью железных дорог страны, и вообще она узкоколейная. В советские времена по всему Русскому Северу таких было достаточно много. Сейчас меньше, но тоже не единицы. Но Липаковская узкоколейка особенно интересна другим, — по ней ходит пассажирский поезд, что сейчас встречается редко. Он связывает с остальным миром маленькие посёлки Лужму и Сезу. Белый снег, лес, узкоколейка и удивительно тихие укутанные сугробами посёлки, — такой пейзаж наблюдал я в этом удивительном месте в конце января.



Ночью я приехал на поезде в Плесецк из посёлка Коноша, где был накануне. Ехать там всего чуть больше четырёх часов, и я даже почти не успел в поезде поспать. В конце ночи и ранним утром я гулял по Плесецку, который посетил уже во второй раз после июля 2016 года. А после восьми утра я сел у автостанции в Газель с табличкой "Плесецк - Конёво" и поехал в юго-западном направлении. Вокруг лес и снег, трасса Плесецк - Каргополь в отличном состоянии, — это я запомнил ещё по прошлому лету. После почти бессонной ночи постоянно клевал носом, — приходилось бороться со сном, чтобы не проспать свою остановку. Примерно через 50 минут дороги останавливаемся у моего неприметного поворота с указателем на Липаково.

2. Маршрутка уехала дальше в Конёво, а я выхожу на дорогу. Глубоко вдыхаю свежий зимний лесной воздух, — и сонливость как рукой снимает.



3. До Липаково два километра, причём оно на другом берегу реки Онеги. На часах половина десятого утра, то есть полчаса до отправления узкоколейного поезда. Вперёд, бодрым шагом! Погода, кстати, совсем не холодная. Хоть и конец января, но было в районе 5 градусов ниже нуля.



4. За перелеском показались домики. Это Бодухино — старожильческая деревня. Что интересно, места эти до революции входили в Олонецкую губернию (центром её был Петрозаводск) — в Каргопольский уезд, тогда как Плесецк входил уже в Онежский уезд Архангельской губернии. До Каргополя отсюда 120 километров на юг, и в этом интереснейшем городе я был прошлым летом.



5. По дороге меня обогнала почтовая буханка, а минут через пять я вышел к берегу замёрзшей Онеги. Эту реку я видел в прошлом году в Каргополе и его окрестностях.



6. Моста через Онегу нет, да и вряд ли когда-то планировался. На другом берегу лишь несколько деревень и посёлков. С весны до осени здесь ходит паром, а зимой — ледовая переправа. Реку по льду пересекает довольно широкая дорога с накатанным снегом. Навстречу мне проехал гружёный брёвнами "Урал"-лесовоз.



7. Отставленный на зиму паром стоит у берега. Кстати, он не имеет двигателя и передвигается за счёт течения реки при помощи направляющих тросов. А ещё тут бывают межсезонья, — во время ледохода и ледостава левый берег на короткое время становится отрезанным от остального мира.



8. Перейдя реку, поднимаюсь на левый берег. По правую руку — деревня Кузнецово. Она тоже старожильческая, и в ней есть старинные избы, которым может быть больше ста лет.



9. А ещё через полкилометра — Липаково. Это уже советский посёлок, основанный после войны, когда здесь активно развернулись лесозаготовки. Сперва странно об этом подумать, но в этом посёлке есть улицы Вокзальная и Железнодорожная.



Узкоколейка образует триаду лесных посёлков, названия которых перечислены в заголовке этого рассказа. И Липаково из них самое крупное. Это, в своём роде, ворота в затерянный мир. Сюда ещё можно доехать на машине (да и то, лишь с переправой через Онегу), а дальше только узкоколейка.

10. Впрочем, времени до поезда у меня оставалось довольно мало, поэтому по Липаково я толком не успел погулять.



11. Обратил внимание на советский артефакт на сарае:



12. Накануне я был в Коношском районе, где меня застигла лютая метель, утихшая к вечеру. Здесь же меня сопровождала тишина. Домики под снегом, где-то слышен лай собак, а с другой стороны доносится тарахтение узкоколейного тепловоза.



13. В посёлке находится станция Онега, где, по идее, на поезд садятся пассажиры. Но ещё чуть ближе есть тупик, где поезд разворачивается, и при желании садиться можно уже там. Вот так этот поезд и выглядит — тепловоз ТУ6 да один вагончик со скамейками и печкой внутри.



Раз уж дошёл я до узкоколейки, стоит рассказать и об её истории. В советские времена на всём Русском Севере множество узкоколеек было построено для вывоза леса и торфа. Росли леспромхозы и посёлки при них. Так произошло и здесь. В 1947 году отсюда, от берега реки Онеги, начали тянуть узкоколейку вглубь лесов, тогда же был основан посёлок Липаково и Красновский леспромхоз. Первый участок УЖД был открыт для движения в 1949 году. Узкоколейка росла, открывались новые лесозаготовительные участки. В 1952 году на, соответственно, 14-м и 33-м километрах дороги появились посёлки Лужма и Сеза, названные по одноимённым речкам. Лес вывозили в Липаково, к берегу Онеги, и перегружали его с железной дороги либо на лесосплав по реке, либо на автомобили-лесовозы. Помимо основной магистрали, у узкоколейки имелись "усы" — ответвления к разным участкам вырубок. И в 1980-е годы, когда дорога была на пике своего развития, общая её протяжённость составляла 74 километра. Липаково для всего этого хозяйства было базой, — здесь находилось управление леспромхоза.

Кликабельная карта Липаковской УЖД по состоянию на 1990 год. Взято отсюда.



14.



Но, к сожалению, потом пришла перестройка, а за ней и девяностые. Объёмы вывоза леса стремительно падали, пути разбирались и, в итоге, в 2000 году Красновский леспромхоз закрылся, а в 2004 по УЖД был окончательно прекращён вывоз леса. А посёлки Лужма и Сеза остались. Сейчас это умирающие посёлки, в которых, однако, всё ещё теплится жизнь. И поезд ходит три раза в неделю — в понедельник, среду и пятницу. В семь утра выходит из Сезы, в пол десятого приходит в Липаково. В десять идёт обратно в Сезу и прибывает туда после полудня. Затем в три часа дня идёт снова в Липаково, куда приходит в пять, а затем в шесть вечера обратно. То есть расписание позволяет съездить по узкоколейке туда и обратно одним днём. Хотя, конечно, было бы интересно сюда приехать на несколько дней. Но это, наверное, лучше летом.

15. Собственно, узкоколейка теперь лишь пассажирская, лес по ней давно не возят, и находится она в муниципальной собственности. В самом Липаково, однако, лесозаготовки остались. Вот рядом с железной дорогой идёт работа.



16. Буханка с предыдущего кадра подъехала к поезду, и местные мужики начали таскать из неё в вагон ящики и коробки. "Так, это в Лужму... это в Сезу", — этот поезд, ходящий три раза в неделю, является единственной нитью, связывающей эти посёлки с остальным миром. На нём не только ездят люди, но и привозят продукты, почту и пенсию.



Здесь нет голосовых объявлений вроде "пассажирский поезд отправляется с первого пути". Здесь машинист выглядывает из тепловоза и кричит "Николаич, загружай быстрее! Уже отправляться пора", а потом к тепловозу подбегает женщина: "Саша, вот это в Сезу передай", — говорит она, вручая какой-то свёрток помощнику машиниста. Атмосфера здесь совсем иная, нежели на магистральных железных дорогах. Здесь всё как-то по-домашнему.

17. Вот так уютно выглядит вагон внутри. Деревянные лавки, печка с дровами по центру. Слева в углу, кстати, мой рюкзак виден.



18. После десяти часов трогаемся и через пару минут останавливаемся на станции Онега, где в вагон подсаживается ещё несколько человек. За деревьями виден бывший вокзал. Когда-то там даже был зал ожидания и касса. Сейчас билеты продаёт кондуктор прямо в вагоне. Они, кстати, дешёвые, — до Сезы всего 35 рублей за 33 километра.



19. Другая сторона станции. Имеется здесь и второй путь. Раньше в Липаково было депо, но теперь оно осталось только в Сезе.



20. Наконец Липаково осталось позади. Лесной коридор узкоколейки ведёт всё дальше вглубь России...



21. В печке в центре вагона весело играет пламя, и становится всё теплее, а на скамейках беседуют местные жители. Впрочем, я лишь оставил там рюкзак, а сам почти всю поездку провёл в тамбуре. Здесь нет входных дверей, и можно просто стоять у открытого проёма или на подножке. Здесь я, кстати, и уловил плюс тёплой погоды (обычно ведь зимой я предпочитаю морозы), — скорее всего, при минус двадцати градусах я уже не смог бы так стоять. А ведь в начале января здесь было ниже сорока...



22.



23. В Онеге к нам сзади прицепили снегоочиститель. Как сказал мне помощник машиниста, "снегочист надо обратно в Сезу завезти, на днях метель была, дорогу чистили".



24. Через несколько километров останавливаемся. Рыбаки выходят из вагона куда-то в лес. Как я потом увидел на карте, здесь находится озеро Учозеро. Причём оно посреди большого болота, и наверное, летом и осенью от этой же неофициальной остановки люди идут туда за морошкой и клюквой.



25. Едем дальше. Какая-то дорожка уходит в лес. Видимо, в этом месте ещё осталась лесная делянка.



26. А вот незапланированная остановка. Ветки повисли и загородили путь. На этот случай в тепловозе всегда лежат топор и бензопила. За пару минут помощник машиниста решил проблему.



27. Таёжный лес, замёрзшие болота. Вагончик при езде шатает вправо-влево. Скорость, конечно, небольшая, — около 30 км/ч.



28. А потом могучий лес расступился...



29. Это Лужма. На станции по-прежнему есть путевое развитие, и в кадре виден ещё один снегоочиститель. Помощник машиниста переводит стрелку, почти на ходу выскакивая из тепловоза.



30. Вот так скромно и незамысловато выглядит станция. Вагон, как видим, недавно покрасили, — выглядит красивым и аккуратным.



31. В Лужме тоже есть вокзал. Раньше на нём была табличка с названием станции.



32. А сама Лужма выглядит примерно вот так. Скорее всего, пейзаж её мало изменился не то что с восьмидесятых, а даже с пятидесятых годов, когда основная часть посёлка и была построена.



33. Лужемская улица. Конечно, каноничные для Русского Севера деревянные мостки здесь тоже есть.



34. Здесь есть такое интересное явление, как подъездной путь к магазину. Во время стоянки тепловоз отцепляют от вагона, и он заезжает вглубь посёлка к магазину, привозя туда продукты и товары. Путь идёт прямо по поселковой улице.



35. А вагончик в это время ждёт его на станции.



36. Начало пути к магазину. Зачем в стрелочный перевод вставили метлу, я так и не понял.



37. В кадре не видно, но именно по этой улице этот путь и идёт. Жители Лужмы видят из окна рядом с домом проезжающий тепловоз, а не машины.



Но вот, ящики в магазине выгрузили, тепловоз возвращается обратно на станцию. Время ехать дальше! От Лужмы до Сезы — ещё 19 километров. Кроме меня в вагоне осталось только два человека. В отличие, например, от сёл Каргополья или Кенозерья, эти посёлки советские, и в них немало некоренного населения. К примеру, в Лужме одна из самых распространённых фамилий — Лодде, происходящая от переселённых сюда немцев Поволжья. Жили тут в своё время и украинцы. Впрочем, несмотря на всё это, у местных жителей всё равно присутствует окающий северный говор.

38.



39. Забавная надпись на двери в вагон. Видимо, изначально было "Бензин в вагоне возить нельзя", но буквы стёрлись, и получилось "Бензин в вагоне возит не я".



40.



41. Сосны, ёлки, снег. В этом лесном коридоре поезд порой цепляет на ходу ветки, стряхивая с деревьев снежные шапки.



42. Ну а после полудня лес снова заканчивается, и на большой окружённой лесом поляне стоит конечный пункт узкоколейки — посёлок Сеза.



43. Снег, нахохлившиеся и слегка неказистые домики, и вокруг лес. Вот такая она — Сеза. Жителей тут осталось всего человек тридцать. Узкоколейка для них, как уже говорилось, единственная связь с остальным миром. У некоторых здесь есть дрезины и снегоходы, но основную связь обеспечивает поезд, — подобно почтальону на моторной лодке для деревень Кенозерья в фильме "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (который, кстати, снимали совсем недалеко отсюда).



44. Общий вид станции. Домик слева раньше был то ли вокзалом, то ли диспетчерской будкой. На заднем плане виден поросший лесом холм, — как сказал мне помощник машиниста Александр, таких там несколько, и их называют "Экскаваторные горы", — видимо, там добывали песок при строительстве посёлка.



45. Сеза выглядит примерно как и Лужма. Домики, наверное, 50-х годов, времён основания посёлка, и занесённые снегом улицы, где расчищена только одна тропинка. Машин здесь всё равно нет, и, наверное, никогда и не было. На заднем плане, кстати, можно увидеть топающую к магазину бабушку. Надо сказать, местные тут приезжим уже не удивляются, — Липаковская узкоколейка в последние годы довольно популярна у транспортных путешественников. У магазина немного поговорил с пожилыми местными жителями — про посёлок, про узкоколейку. Люди здесь хорошие — приветливые и душевные.



46. Поселковый магазин с советским артефактом. 27-й съезд КПСС прошёл в 1986 году. К сожалению, лесозаготовители, к которым обращён этот лозунг, вскоре лишились здесь своей работы.



Вроде бы, в Сезе, как и в Лужме, тоже есть подъездной путь к магазину. Но видимо, этой зимой его не расчистили. Поэтому тепловоз остался стоять на станции, и грузы к магазину один человек таскал на санях, а другой рядом возил на снегоходе.

47.



48. Чей-то занесённый снегом мотоцикл или мопед:



49. В Сезе есть один двухэтажный барачный дом, в котором ещё живёт несколько человек. Говорят, что раньше было ещё два, но их на дрова разобрали.



50. А посёлок маленький. Несколько улиц, а почти сразу за ними — тайга и болота. Кстати, находясь в Сезе, мне было немного странно представлять, что отсюда всего 75 километров до Карелии — до Пудожского района. Но доехать туда можно, лишь сделав огромный крюк.



51. Заброшенная школа. Закрыли её, вроде, в девяностые годы. А в Лужме в 2004 году.



52. Иду по посёлку. Под ногами шуршит глубокий снег, в который я местами проваливаюсь. Иногда хочется остановиться и послушать зимнюю тишину. Она тут совершенно удивительная. Иногда её прерывает лай собак, стук топора или тарахтение тепловоза. Но гармонию это не нарушает.



53. И снова станция. Узкоколейный поезд на фоне тайги, и вязанка дров.



54. Забавно, — у тепловоза есть автомобильный номер. Причём ещё советский.



55. И выцветший герб СССР:



56. Раньше, конечно, станция была больше. Здесь шли лесопогрузочные работы. И Сеза вовсе не была тупиком, — узкоколейка продолжалась дальше на тридцать километров, к участкам лесоразработок. Сейчас в ту сторону уходит просека с остатками разобранных путей. Наверное, туда местные ходят на охоту и рыбалку и за грибами-ягодами.



57. А вот эти деревянные здания — это депо узкоколейки. Хоть и начинается она в Липаково, но поезд базируется именно в Сезе.



58. Отставленный от работы пассажирский вагон. Когда-то в составе поезда вагон был не один.



59. Я немного прошёл по железной дороге в обратную сторону среди леса. В таких местах особенно хорошо чувствуешь, какую большую глубину имеет Россия.



60. Природа спит под зимним одеялом. Пару раз я набрал снега в ботинки и потом сушил их у печки в вагоне.



61. Болото. Представляю, какое обилие ягод тут по осени.



62. Погуляв на природе, возвращаюсь в посёлок. Здесь, кстати, очень красивые собаки.



63. Поезд всё стоит. Назад он пойдёт в три часа дня.



64. В последний час над Сезой было очень красивое небо.



65. Сеза и Лужма неотделимы от окружающего леса и узкоколейки, и не мыслятся без них. Здесь какой-то очень гармоничный уклад жизни. Станция совсем простая, — здесь не крупный вокзал с наводнёнными людьми перронами, а только маленький деревянный домик, занесённая снегом дощатая платформа, и вагончик, дымящий печным дымом на фоне леса.



66.



67. Вид в сторону тупика:



68. Из тамбура вагона наблюдаю за манёврами. Тепловоз отвёз в депо снегоочиститель и возвращается на станцию.



"Ну как, погуляли у нас тут? — спрашивает помощник машиниста, — За околицу посёлка так и не смогли, наверное выйти? Снегом ведь всё занесено". Я надеюсь ещё побывать здесь — летом или в золотую осень. А пока настало время прощаться с Сезой. После трёх часов тепловоз прицепили к вагону уже с обратной стороны, и мы начали набирать скорость. Через несколько минут Сеза скрылась за лесом. На обратной дороге я от Сезы до Лужмы стоял снова в тамбуре, а уже потом дремал внутри вагона у печки.

Видеозарисовка про узкоколейку. Здесь в начале показана и дорога в сторону Сезы.



69. Вернулись в Липаково в пять часов, когда уже темнело. На обратном пути я вышел уже на станции, а не в тупике. Посмотрите, какой здесь необычный цвет вечернего неба. И это не дефект фотоаппарата, — небо там действительно такое. В северных широтах солнце светит по-другому...



70. Липаковский лиловый закат:



71. Темнеет. Я возвращаюсь уже знакомой по сегодняшнему утру дорогой. Вот уже в сумерках я снова переходил Онегу по ледовой переправе.



После полуночи мне предстояло уезжать поездом из Плесецка обратно на Вологодчину. Уже почти в темноте я вышел на шоссе и начал стопить. Первый же водитель ехал именно в Плесецк и довёз меня до него минут за сорок. Немного погуляв по вечернему зимнему Плесецку, который теперь был уже куда более многолюдным, чем ранним утром, а после Лужмы и Сезы и вовсе казался большим городом, я около восьми часов пришёл на вокзал. До моего поезда было почти пять часов, и в этот момент он только отправлялся из Архангельска, поэтому я пошёл отдыхать в платный зал ожидания (это как дешёвая комната отдыха), где успел поспать, переваривая впечатления от узкоколейной глубинки. Этот край я полюбил с прошлого лета и ещё обязательно в него вернусь — в том числе и на Кенозеро.

https://ru-uzd.livejournal.com/241517.html


Липаковская УЖД и посёлки Липаково, Лужма и Сеза. Архангельская область

Понедельник, 12 Июня 2017 г. 16:46 + в цитатник
Просторы Архангельской области плотно покрывают густые леса. Один из таких лесных районов — Плесецкий, где с одной сторны от райцентра есть настоящая глубинка, а с другой — закрытый военный город Мирный и даже настоящий космодром. Рассматривая карту Плесецкого района, можно найти в полусотне километров от райцентра посёлок Липаково на реке Онеге, в котором откуда-то взялась железная дорога... Она не связана с остальной сетью железных дорог страны, и вообще она узкоколейная. В советские времена по всему Русскому Северу таких было достаточно много. Сейчас меньше, но тоже не единицы. Но Липаковская узкоколейка особенно интересна другим, — по ней ходит пассажирский поезд, что сейчас встречается редко. Он связывает с остальным миром маленькие посёлки Лужму и Сезу. Белый снег, лес, узкоколейка и удивительно тихие укутанные сугробами посёлки, — такой пейзаж наблюдал я в этом удивительном месте в конце января.



Ночью я приехал на поезде в Плесецк из посёлка Коноша, где был накануне. Ехать там всего чуть больше четырёх часов, и я даже почти не успел в поезде поспать. В конце ночи и ранним утром я гулял по Плесецку, который посетил уже во второй раз после июля 2016 года. А после восьми утра я сел у автостанции в Газель с табличкой "Плесецк - Конёво" и поехал в юго-западном направлении. Вокруг лес и снег, трасса Плесецк - Каргополь в отличном состоянии, — это я запомнил ещё по прошлому лету. После почти бессонной ночи постоянно клевал носом, — приходилось бороться со сном, чтобы не проспать свою остановку. Примерно через 50 минут дороги останавливаемся у моего неприметного поворота с указателем на Липаково.

2. Маршрутка уехала дальше в Конёво, а я выхожу на дорогу. Глубоко вдыхаю свежий зимний лесной воздух, — и сонливость как рукой снимает.



3. До Липаково два километра, причём оно на другом берегу реки Онеги. На часах половина десятого утра, то есть полчаса до отправления узкоколейного поезда. Вперёд, бодрым шагом! Погода, кстати, совсем не холодная. Хоть и конец января, но было в районе 5 градусов ниже нуля.



4. За перелеском показались домики. Это Бодухино — старожильческая деревня. Что интересно, места эти до революции входили в Олонецкую губернию (центром её был Петрозаводск) — в Каргопольский уезд, тогда как Плесецк входил уже в Онежский уезд Архангельской губернии. До Каргополя отсюда 120 километров на юг, и в этом интереснейшем городе я был прошлым летом.



5. По дороге меня обогнала почтовая буханка, а минут через пять я вышел к берегу замёрзшей Онеги. Эту реку я видел в прошлом году в Каргополе и его окрестностях.



6. Моста через Онегу нет, да и вряд ли когда-то планировался. На другом берегу лишь несколько деревень и посёлков. С весны до осени здесь ходит паром, а зимой — ледовая переправа. Реку по льду пересекает довольно широкая дорога с накатанным снегом. Навстречу мне проехал гружёный брёвнами "Урал"-лесовоз.



7. Отставленный на зиму паром стоит у берега. Кстати, он не имеет двигателя и передвигается за счёт течения реки при помощи направляющих тросов. А ещё тут бывают межсезонья, — во время ледохода и ледостава левый берег на короткое время становится отрезанным от остального мира.



8. Перейдя реку, поднимаюсь на левый берег. По правую руку — деревня Кузнецово. Она тоже старожильческая, и в ней есть старинные избы, которым может быть больше ста лет.



9. А ещё через полкилометра — Липаково. Это уже советский посёлок, основанный после войны, когда здесь активно развернулись лесозаготовки. Сперва странно об этом подумать, но в этом посёлке есть улицы Вокзальная и Железнодорожная.



Узкоколейка образует триаду лесных посёлков, названия которых перечислены в заголовке этого рассказа. И Липаково из них самое крупное. Это, в своём роде, ворота в затерянный мир. Сюда ещё можно доехать на машине (да и то, лишь с переправой через Онегу), а дальше только узкоколейка.

10. Впрочем, времени до поезда у меня оставалось довольно мало, поэтому по Липаково я толком не успел погулять.



11. Обратил внимание на советский артефакт на сарае:



12. Накануне я был в Коношском районе, где меня застигла лютая метель, утихшая к вечеру. Здесь же меня сопровождала тишина. Домики под снегом, где-то слышен лай собак, а с другой стороны доносится тарахтение узкоколейного тепловоза.



13. В посёлке находится станция Онега, где, по идее, на поезд садятся пассажиры. Но ещё чуть ближе есть тупик, где поезд разворачивается, и при желании садиться можно уже там. Вот так этот поезд и выглядит — тепловоз ТУ6 да один вагончик со скамейками и печкой внутри.



Раз уж дошёл я до узкоколейки, стоит рассказать и об её истории. В советские времена на всём Русском Севере множество узкоколеек было построено для вывоза леса и торфа. Росли леспромхозы и посёлки при них. Так произошло и здесь. В 1947 году отсюда, от берега реки Онеги, начали тянуть узкоколейку вглубь лесов, тогда же был основан посёлок Липаково и Красновский леспромхоз. Первый участок УЖД был открыт для движения в 1949 году. Узкоколейка росла, открывались новые лесозаготовительные участки. В 1952 году на, соответственно, 14-м и 33-м километрах дороги появились посёлки Лужма и Сеза, названные по одноимённым речкам. Лес вывозили в Липаково, к берегу Онеги, и перегружали его с железной дороги либо на лесосплав по реке, либо на автомобили-лесовозы. Помимо основной магистрали, у узкоколейки имелись "усы" — ответвления к разным участкам вырубок. И в 1980-е годы, когда дорога была на пике своего развития, общая её протяжённость составляла 74 километра. Липаково для всего этого хозяйства было базой, — здесь находилось управление леспромхоза.

Кликабельная карта Липаковской УЖД по состоянию на 1990 год. Взято отсюда.



14.



Но, к сожалению, потом пришла перестройка, а за ней и девяностые. Объёмы вывоза леса стремительно падали, пути разбирались и, в итоге, в 2000 году Красновский леспромхоз закрылся, а в 2004 по УЖД был окончательно прекращён вывоз леса. А посёлки Лужма и Сеза остались. Сейчас это умирающие посёлки, в которых, однако, всё ещё теплится жизнь. И поезд ходит три раза в неделю — в понедельник, среду и пятницу. В семь утра выходит из Сезы, в пол десятого приходит в Липаково. В десять идёт обратно в Сезу и прибывает туда после полудня. Затем в три часа дня идёт снова в Липаково, куда приходит в пять, а затем в шесть вечера обратно. То есть расписание позволяет съездить по узкоколейке туда и обратно одним днём. Хотя, конечно, было бы интересно сюда приехать на несколько дней. Но это, наверное, лучше летом.

15. Собственно, узкоколейка теперь лишь пассажирская, лес по ней давно не возят, и находится она в муниципальной собственности. В самом Липаково, однако, лесозаготовки остались. Вот рядом с железной дорогой идёт работа.



16. Буханка с предыдущего кадра подъехала к поезду, и местные мужики начали таскать из неё в вагон ящики и коробки. "Так, это в Лужму... это в Сезу", — этот поезд, ходящий три раза в неделю, является единственной нитью, связывающей эти посёлки с остальным миром. На нём не только ездят люди, но и привозят продукты, почту и пенсию.



Здесь нет голосовых объявлений вроде "пассажирский поезд отправляется с первого пути". Здесь машинист выглядывает из тепловоза и кричит "Николаич, загружай быстрее! Уже отправляться пора", а потом к тепловозу подбегает женщина: "Саша, вот это в Сезу передай", — говорит она, вручая какой-то свёрток помощнику машиниста. Атмосфера здесь совсем иная, нежели на магистральных железных дорогах. Здесь всё как-то по-домашнему.

17. Вот так уютно выглядит вагон внутри. Деревянные лавки, печка с дровами по центру. Слева в углу, кстати, мой рюкзак виден.



18. После десяти часов трогаемся и через пару минут останавливаемся на станции Онега, где в вагон подсаживается ещё несколько человек. За деревьями виден бывший вокзал. Когда-то там даже был зал ожидания и касса. Сейчас билеты продаёт кондуктор прямо в вагоне. Они, кстати, дешёвые, — до Сезы всего 35 рублей за 33 километра.



19. Другая сторона станции. Имеется здесь и второй путь. Раньше в Липаково было депо, но теперь оно осталось только в Сезе.



20. Наконец Липаково осталось позади. Лесной коридор узкоколейки ведёт всё дальше вглубь России...



21. В печке в центре вагона весело играет пламя, и становится всё теплее, а на скамейках беседуют местные жители. Впрочем, я лишь оставил там рюкзак, а сам почти всю поездку провёл в тамбуре. Здесь нет входных дверей, и можно просто стоять у открытого проёма или на подножке. Здесь я, кстати, и уловил плюс тёплой погоды (обычно ведь зимой я предпочитаю морозы), — скорее всего, при минус двадцати градусах я уже не смог бы так стоять. А ведь в начале января здесь было ниже сорока...



22.



23. В Онеге к нам сзади прицепили снегоочиститель. Как сказал мне помощник машиниста, "снегочист надо обратно в Сезу завезти, на днях метель была, дорогу чистили".



24. Через несколько километров останавливаемся. Рыбаки выходят из вагона куда-то в лес. Как я потом увидел на карте, здесь находится озеро Учозеро. Причём оно посреди большого болота, и наверное, летом и осенью от этой же неофициальной остановки люди идут туда за морошкой и клюквой.



25. Едем дальше. Какая-то дорожка уходит в лес. Видимо, в этом месте ещё осталась лесная делянка.



26. А вот незапланированная остановка. Ветки повисли и загородили путь. На этот случай в тепловозе всегда лежат топор и бензопила. За пару минут помощник машиниста решил проблему.



27. Таёжный лес, замёрзшие болота. Вагончик при езде шатает вправо-влево. Скорость, конечно, небольшая, — около 30 км/ч.



28. А потом могучий лес расступился...



29. Это Лужма. На станции по-прежнему есть путевое развитие, и в кадре виден ещё один снегоочиститель. Помощник машиниста переводит стрелку, почти на ходу выскакивая из тепловоза.



30. Вот так скромно и незамысловато выглядит станция. Вагон, как видим, недавно покрасили, — выглядит красивым и аккуратным.



31. В Лужме тоже есть вокзал. Раньше на нём была табличка с названием станции.



32. А сама Лужма выглядит примерно вот так. Скорее всего, пейзаж её мало изменился не то что с восьмидесятых, а даже с пятидесятых годов, когда основная часть посёлка и была построена.



33. Лужемская улица. Конечно, каноничные для Русского Севера деревянные мостки здесь тоже есть.



34. Здесь есть такое интересное явление, как подъездной путь к магазину. Во время стоянки тепловоз отцепляют от вагона, и он заезжает вглубь посёлка к магазину, привозя туда продукты и товары. Путь идёт прямо по поселковой улице.



35. А вагончик в это время ждёт его на станции.



36. Начало пути к магазину. Зачем в стрелочный перевод вставили метлу, я так и не понял.



37. В кадре не видно, но именно по этой улице этот путь и идёт. Жители Лужмы видят из окна рядом с домом проезжающий тепловоз, а не машины.



Но вот, ящики в магазине выгрузили, тепловоз возвращается обратно на станцию. Время ехать дальше! От Лужмы до Сезы — ещё 19 километров. Кроме меня в вагоне осталось только два человека. В отличие, например, от сёл Каргополья или Кенозерья, эти посёлки советские, и в них немало некоренного населения. К примеру, в Лужме одна из самых распространённых фамилий — Лодде, происходящая от переселённых сюда немцев Поволжья. Жили тут в своё время и украинцы. Впрочем, несмотря на всё это, у местных жителей всё равно присутствует окающий северный говор.

38.



39. Забавная надпись на двери в вагон. Видимо, изначально было "Бензин в вагоне возить нельзя", но буквы стёрлись, и получилось "Бензин в вагоне возит не я".



40.



41. Сосны, ёлки, снег. В этом лесном коридоре поезд порой цепляет на ходу ветки, стряхивая с деревьев снежные шапки.



42. Ну а после полудня лес снова заканчивается, и на большой окружённой лесом поляне стоит конечный пункт узкоколейки — посёлок Сеза.



43. Снег, нахохлившиеся и слегка неказистые домики, и вокруг лес. Вот такая она — Сеза. Жителей тут осталось всего человек тридцать. Узкоколейка для них, как уже говорилось, единственная связь с остальным миром. У некоторых здесь есть дрезины и снегоходы, но основную связь обеспечивает поезд, — подобно почтальону на моторной лодке для деревень Кенозерья в фильме "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (который, кстати, снимали совсем недалеко отсюда).



44. Общий вид станции. Домик слева раньше был то ли вокзалом, то ли диспетчерской будкой. На заднем плане виден поросший лесом холм, — как сказал мне помощник машиниста Александр, таких там несколько, и их называют "Экскаваторные горы", — видимо, там добывали песок при строительстве посёлка.



45. Сеза выглядит примерно как и Лужма. Домики, наверное, 50-х годов, времён основания посёлка, и занесённые снегом улицы, где расчищена только одна тропинка. Машин здесь всё равно нет, и, наверное, никогда и не было. На заднем плане, кстати, можно увидеть топающую к магазину бабушку. Надо сказать, местные тут приезжим уже не удивляются, — Липаковская узкоколейка в последние годы довольно популярна у транспортных путешественников. У магазина немного поговорил с пожилыми местными жителями — про посёлок, про узкоколейку. Люди здесь хорошие — приветливые и душевные.



46. Поселковый магазин с советским артефактом. 27-й съезд КПСС прошёл в 1986 году. К сожалению, лесозаготовители, к которым обращён этот лозунг, вскоре лишились здесь своей работы.



Вроде бы, в Сезе, как и в Лужме, тоже есть подъездной путь к магазину. Но видимо, этой зимой его не расчистили. Поэтому тепловоз остался стоять на станции, и грузы к магазину один человек таскал на санях, а другой рядом возил на снегоходе.

47.



48. Чей-то занесённый снегом мотоцикл или мопед:



49. В Сезе есть один двухэтажный барачный дом, в котором ещё живёт несколько человек. Говорят, что раньше было ещё два, но их на дрова разобрали.



50. А посёлок маленький. Несколько улиц, а почти сразу за ними — тайга и болота. Кстати, находясь в Сезе, мне было немного странно представлять, что отсюда всего 75 километров до Карелии — до Пудожского района. Но доехать туда можно, лишь сделав огромный крюк.



51. Заброшенная школа. Закрыли её, вроде, в девяностые годы. А в Лужме в 2004 году.



52. Иду по посёлку. Под ногами шуршит глубокий снег, в который я местами проваливаюсь. Иногда хочется остановиться и послушать зимнюю тишину. Она тут совершенно удивительная. Иногда её прерывает лай собак, стук топора или тарахтение тепловоза. Но гармонию это не нарушает.



53. И снова станция. Узкоколейный поезд на фоне тайги, и вязанка дров.



54. Забавно, — у тепловоза есть автомобильный номер. Причём ещё советский.



55. И выцветший герб СССР:



56. Раньше, конечно, станция была больше. Здесь шли лесопогрузочные работы. И Сеза вовсе не была тупиком, — узкоколейка продолжалась дальше на тридцать километров, к участкам лесоразработок. Сейчас в ту сторону уходит просека с остатками разобранных путей. Наверное, туда местные ходят на охоту и рыбалку и за грибами-ягодами.



57. А вот эти деревянные здания — это депо узкоколейки. Хоть и начинается она в Липаково, но поезд базируется именно в Сезе.



58. Отставленный от работы пассажирский вагон. Когда-то в составе поезда вагон был не один.



59. Я немного прошёл по железной дороге в обратную сторону среди леса. В таких местах особенно хорошо чувствуешь, какую большую глубину имеет Россия.



60. Природа спит под зимним одеялом. Пару раз я набрал снега в ботинки и потом сушил их у печки в вагоне.



61. Болото. Представляю, какое обилие ягод тут по осени.



62. Погуляв на природе, возвращаюсь в посёлок. Здесь, кстати, очень красивые собаки.



63. Поезд всё стоит. Назад он пойдёт в три часа дня.



64. В последний час над Сезой было очень красивое небо.



65. Сеза и Лужма неотделимы от окружающего леса и узкоколейки, и не мыслятся без них. Здесь какой-то очень гармоничный уклад жизни. Станция совсем простая, — здесь не крупный вокзал с наводнёнными людьми перронами, а только маленький деревянный домик, занесённая снегом дощатая платформа, и вагончик, дымящий печным дымом на фоне леса.



66.



67. Вид в сторону тупика:



68. Из тамбура вагона наблюдаю за манёврами. Тепловоз отвёз в депо снегоочиститель и возвращается на станцию.



"Ну как, погуляли у нас тут? — спрашивает помощник машиниста, — За околицу посёлка так и не смогли, наверное выйти? Снегом ведь всё занесено". Я надеюсь ещё побывать здесь — летом или в золотую осень. А пока настало время прощаться с Сезой. После трёх часов тепловоз прицепили к вагону уже с обратной стороны, и мы начали набирать скорость. Через несколько минут Сеза скрылась за лесом. На обратной дороге я от Сезы до Лужмы стоял снова в тамбуре, а уже потом дремал внутри вагона у печки.

Видеозарисовка про узкоколейку. Здесь в начале показана и дорога в сторону Сезы.



69. Вернулись в Липаково в пять часов, когда уже темнело. На обратном пути я вышел уже на станции, а не в тупике. Посмотрите, какой здесь необычный цвет вечернего неба. И это не дефект фотоаппарата, — небо там действительно такое. В северных широтах солнце светит по-другому...



70. Липаковский лиловый закат:



71. Темнеет. Я возвращаюсь уже знакомой по сегодняшнему утру дорогой. Вот уже в сумерках я снова переходил Онегу по ледовой переправе.



После полуночи мне предстояло уезжать поездом из Плесецка обратно на Вологодчину. Уже почти в темноте я вышел на шоссе и начал стопить. Первый же водитель ехал именно в Плесецк и довёз меня до него минут за сорок. Немного погуляв по вечернему зимнему Плесецку, который теперь был уже куда более многолюдным, чем ранним утром, а после Лужмы и Сезы и вовсе казался большим городом, я около восьми часов пришёл на вокзал. До моего поезда было почти пять часов, и в этот момент он только отправлялся из Архангельска, поэтому я пошёл отдыхать в платный зал ожидания (это как дешёвая комната отдыха), где успел поспать, переваривая впечатления от узкоколейной глубинки. Этот край я полюбил с прошлого лета и ещё обязательно в него вернусь — в том числе и на Кенозеро.

https://ru-uzd.livejournal.com/241517.html


Экскурсия на УЖД в Дитве v.2, Лидский район, Беларусь

Вторник, 21 Марта 2017 г. 08:44 + в цитатник
Оригинал взят у victogan в Экскурсия на УЖД в Дитве v.2, Лидский район, Беларусь
18 марта портал 750mm.by снова устроил покатушку на узкоколейку в Дитве.

Ввиду того что обкатать тепловоз прошлый раз я не успел, то посетить эту экскурсию ещё раз было просто необходимо :)

1. Снова ехал своим ходом. Как всегда транспортная составляющая будет позже


2. МАЗы на заводской стоянке


3. ДТ-75 на "постаменте" :)


4. Пришёл немного позже участников приехавших из Минска, но к началу экскурсии которую вёл начальник транспортного цеха вполне успел


5. Раритетный сборник приказов, который вели с 1975 по 2000 годы


6. В этот раз снега уже не было и удалось прогуляться по территории депо


7. Путевое развитие


8. Рельсовые соединители


9. Шпалы


10. База запаса


11. Платформа для крупногабаритной техники


12. Снегоочиститель


13. Самодельная машина для уборки пути


14. Чудо-аппарат


15. Зашли внутрь вагона-столовой, вполне приличное заведение :)


16. Ну и полазили внутри депо


17. В отличие от прошлого раза заглянули внутрь тепловозов


18. ЯМЗ-238


19. Гидропередача


20. Компрессор


21. А в это время велась маневровая работа


22. Наш поезд


23. Под управлением ТУ6М-1465


24. Схема путей типа "няма таго што раньш было". Но и то что есть очень даже приличной протяжённости


25. Выехали на производственный участок, а там полпути вдоль "моря" :)


26. Весьма живописно. На видео в конце поста можно увидеть всё подробнее


27. Приехали на производственную базу


28.


29.


30. Все тамошние карчы я уже описал в прошлый раз


31. Сейчас лишь некоторые подробности, которые тогда не удалось запечатлеть


32. Погрузчик ТО-30


33. Вблизи


34. Экскаватор ЭО-3223


35. ДТ-75 с навесным


36. И болотоходная модификация ДТ-75


37. С прицепом-самосвалом МТП-24


38.


39. Добрался до пары штабелирующих машин МТФ-71


40. Интересный аппарат


41. Двигатель Д-240


42.


43.


44. Передача


45. Кабина


46. Гусеница


47. Противовес


48. Подножка


49. Со спецтехникой хватит, перейдём обратно к УЖД части


50. Артём давал интервью


51. Попросили сделать фото, сделал :)


52. Наш "экспресс"


53. Выехали на мост через Дитву


54. Экскурсия шла своим чередом


55. А я сделал то что не удалось прошлый раз - обкатать тепловоз


56.


57. Вид из заднего окна


58. Пульт


59. В общем в тепловозе было крайне интересно


Дальше смотрим обещанное видео. При съёмке безопасность оператора была соблюдена полностью :)


60. Маневры на финише


61. Сцепные работы


На удивление даже второй раз оказался вполне продуктивным и не менее интересным.
Может ещё раз сгонять? :)))

Прочие ссылки
Экскурсия на УЖД в Дитве v.1

https://ru-uzd.livejournal.com/241155.html


Экскурсия на УЖД в Дитве v.2, Лидский район, Беларусь

Вторник, 21 Марта 2017 г. 08:44 + в цитатник
Оригинал взят у victogan в Экскурсия на УЖД в Дитве v.2, Лидский район, Беларусь
18 марта портал 750mm.by снова устроил покатушку на узкоколейку в Дитве.

Ввиду того что обкатать тепловоз прошлый раз я не успел, то посетить эту экскурсию ещё раз было просто необходимо :)

1. Снова ехал своим ходом. Как всегда транспортная составляющая будет позже


2. МАЗы на заводской стоянке


3. ДТ-75 на "постаменте" :)


4. Пришёл немного позже участников приехавших из Минска, но к началу экскурсии которую вёл начальник транспортного цеха вполне успел


5. Раритетный сборник приказов, который вели с 1975 по 2000 годы


6. В этот раз снега уже не было и удалось прогуляться по территории депо


7. Путевое развитие


8. Рельсовые соединители


9. Шпалы


10. База запаса


11. Платформа для крупногабаритной техники


12. Снегоочиститель


13. Самодельная машина для уборки пути


14. Чудо-аппарат


15. Зашли внутрь вагона-столовой, вполне приличное заведение :)


16. Ну и полазили внутри депо


17. В отличие от прошлого раза заглянули внутрь тепловозов


18. ЯМЗ-238


19. Гидропередача


20. Компрессор


21. А в это время велась маневровая работа


22. Наш поезд


23. Под управлением ТУ6М-1465


24. Схема путей типа "няма таго што раньш было". Но и то что есть очень даже приличной протяжённости


25. Выехали на производственный участок, а там полпути вдоль "моря" :)


26. Весьма живописно. На видео в конце поста можно увидеть всё подробнее


27. Приехали на производственную базу


28.


29.


30. Все тамошние карчы я уже описал в прошлый раз


31. Сейчас лишь некоторые подробности, которые тогда не удалось запечатлеть


32. Погрузчик ТО-30


33. Вблизи


34. Экскаватор ЭО-3223


35. ДТ-75 с навесным


36. И болотоходная модификация ДТ-75


37. С прицепом-самосвалом МТП-24


38.


39. Добрался до пары штабелирующих машин МТФ-71


40. Интересный аппарат


41. Двигатель Д-240


42.


43.


44. Передача


45. Кабина


46. Гусеница


47. Противовес


48. Подножка


49. Со спецтехникой хватит, перейдём обратно к УЖД части


50. Артём давал интервью


51. Попросили сделать фото, сделал :)


52. Наш "экспресс"


53. Выехали на мост через Дитву


54. Экскурсия шла своим чередом


55. А я сделал то что не удалось прошлый раз - обкатать тепловоз


56.


57. Вид из заднего окна


58. Пульт


59. В общем в тепловозе было крайне интересно


Дальше смотрим обещанное видео. При съёмке безопасность оператора была соблюдена полностью :)


60. Маневры на финише


61. Сцепные работы


На удивление даже второй раз оказался вполне продуктивным и не менее интересным.
Может ещё раз сгонять? :)))

Прочие ссылки
Экскурсия на УЖД в Дитве v.1

https://ru-uzd.livejournal.com/241155.html


18.03.2017. Покатушка по узкоколейке в Лиде

Четверг, 23 Февраля 2017 г. 15:58 + в цитатник
Оригинал взят у victogan в 18.03.2017. Покатушка по узкоколейке в Лиде
18 марта 2017 состоится повторная поездка на торфозавод в Дитве, Лидский район, Республика Беларусь

От себя скажу, что там очень интересно и я сам обязательно поеду ещё раз :)
Отчёт о прошлой поездке можно прочитать здесь. Но прочтение не заменит реальных ощущений от покатушки по узкоколейной железной дороге. Кроме того Главный Организатор дополнил экскурсию посещением Лидского пивзавода. Впрочем это не обязательно :)

Стоимость экскурсии составит 45 BYN (с учетом доставки до торфозавода), посещение пивзавода - 22BYN (Возможно посещение только торфозавода и узкоколейки без доставки, цена будет меньше)
Заявку на участие, а так же все свои вопросы вы можете направить:
- по телефону +375 29 509 19 42
- по электронной почте 750mm.by@gmail.com
- через форму обратной связи на сайте http://750mm.by/guidedtours.html
- в нашей группе ВК https://vk.com/uzd_750mm_by
- личным сообщением ВК https://vk.com/id30330577

Страничка мероприятия

https://ru-uzd.livejournal.com/241055.html


18.03.2017. Покатушка по узкоколейке в Лиде

Четверг, 23 Февраля 2017 г. 15:58 + в цитатник
Оригинал взят у victogan в 18.03.2017. Покатушка по узкоколейке в Лиде
18 марта 2017 состоится повторная поездка на торфозавод в Дитве, Лидский район, Республика Беларусь

От себя скажу, что там очень интересно и я сам обязательно поеду ещё раз :)
Отчёт о прошлой поездке можно прочитать здесь. Но прочтение не заменит реальных ощущений от покатушки по узкоколейной железной дороге. Кроме того Главный Организатор дополнил экскурсию посещением Лидского пивзавода. Впрочем это не обязательно :)

Стоимость экскурсии составит 45 BYN (с учетом доставки до торфозавода), посещение пивзавода - 22BYN (Возможно посещение только торфозавода и узкоколейки без доставки, цена будет меньше)
Заявку на участие, а так же все свои вопросы вы можете направить:
- по телефону +375 29 509 19 42
- по электронной почте 750mm.by@gmail.com
- через форму обратной связи на сайте http://750mm.by/guidedtours.html
- в нашей группе ВК https://vk.com/uzd_750mm_by
- личным сообщением ВК https://vk.com/id30330577

Страничка мероприятия

https://ru-uzd.livejournal.com/241055.html


18 февраля 2017 Поездка в Музей Тёсовской УЖД из Москвы

Понедельник, 13 Февраля 2017 г. 01:32 + в цитатник


Друзья! Шагая навстречу трудящимся, то есть Вам, кто любит проводить выходные насыщенно и оставлять время для домашних дел, мы предлагаем вариант однодневной поездки в Тёсовский Музей УЖД с ночёвками в поезде дальнего следования Москва - В.Новгород - Москва. Уже в воскресенье утром Вы уже окажетесь в Москве, что плюс для тех, у кого еще запланированы домашние дела!
Итак, 18 февраля 2017 года мы предлагаем Вам отправиться в новгородчину, посетить Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги и совершить вечернюю прогулку по Великому Новгороду.
Музей Тесовской узкоколейки, созданный всего несколько лет назад энтузиастами из Санкт-Петербурга, уже является одной из самых интересных достопримечательностей региона. На базе узкоколейки местного торфопредприятия была собрана интересная коллекция железнодорожной техники советского периода, проводится реставрация и сбор исторической информации. Отличительная особенность музея - вся экспозиция это живая техника, которая участвует в проведении экскурсий и организации туристического движения. Периодически музей становится площадкой для проведения военно-исторических мероприятий. Коллекция музея ежегодно пополняется, недавно от РЖД был передан тепловоз ТУ-2.

Подробности поездки http://www.poezdnaprokat.ru/event.php?event=185

https://ru-uzd.livejournal.com/240856.html


Экскурсия на УЖД в Дитве, Лидский район, Беларусь

Вторник, 31 Января 2017 г. 11:37 + в цитатник
Оригинал взят у victogan в Экскурсия на УЖД в Дитве, Лидский район, Беларусь
Каждый уважающий себя рэйлфан должен хоть раз проехаться по самой настоящей узкоколейке. Желательно чтобы это была нормальная рабочая, а не какая-то там детская, хотя и детскую обкатать вполне душеполезно :)
28 января свежеиспечённый проект ww.750mm.by организовал замечательную экскурсию и поездку по УЖД торфопредприятия Дитва

Я конечно не преминул поучаствовать в этом мероприятии, которое проходило буквально под боком. Что из этого получилось, читаем дальше.

1. Основная масса участников ехала из Минска автобусом. Я же приехал своим ходом через Лиду (транспортная составляющая поездки будет в следующих постах)


2. Весовая


3. "Закладной" камушек


4. Инвентарная сосна )


5. Ждать долго не пришлось. Приехали участники из Минска, а также рэйлфаны из Киева (!), которые доехали из Лиды на такси. То что люди поехали в такую даль ради узкоколейки, лишь подчёркивает актуальность данных мероприятий


6. Пошли на завод


7. Грузовики приехали за готовой продукцией


8. Козловой кран


9. Торфяной погрузочный кран КПТ-1 знатный раритет. Сейчас сейчас для погрузки торфа используют фронтальные погрузчики "Амкодор" и все краны отставлены от работы


10. Экскурсоводом нашим был мастер предприятия. Водил нас по депо и подробно рассказывал об особенностях торфодобычи и эксплуатации УЖД


11. ПС на путях отстоя


12. Вагон-столовая


13. Резервные тепловозы


14. Посетили ремонтное депо


15. Темно, потому за качество фоток не судите строго


16. Подвижной состав представлен в основном локомотивами ТУ6, ТУ8 различных модификаций


17. Зимой работы поменьше и большая часть их находится в депо на ремонте


18. Перепись номеров


19.


20.


21.


22.


23.


24. В другом цехе колёсная техника


25. Экскаватор МТП-71


26. Трактор МТЗ-1021


27. Двигатель от экскаватора


28. Прочий подвижный металлолом)


29. Навес для платформ с торфобрикетом


30. Узкоколейка в Дитве довольно протяжённая по меркам технологических УЖД (да и вообще всех сохранившихся УЖД) - около 30 км путей. Более того имеется станция перегруза в вагоны широкой колеи в Лиде, что само по себе сейчас не часто встречается


31. Для покатушки по сети предприятие выделило вагон для перевозки рабочих и тепловоз-электростанцию ТУ6СПА-046


32. Нам туда


33. Зайдём в вагон


34. Классический демиховский ПВ-40. Немного потрёпан конечно, но что есть


35. Мест на всех вполне хватило


36. Поехали!


37. Машинист поначалу осторожничал и мы не ехали быстрее 25 км/ч. Можно было выйти в тамбур и сделать снимки снаружи.


Небольшое видео поездки


38. Первая остановка на производственном участке "Крупка"


39.


40. Полно техники


41.


42. Ёоу! Сколько годных тракторных корчей. Отснял почти всё, фоток собралось много, потому по ним будет отдельный пост


43. После небольшой экскурсии отправились дальше


44. Всё таки покатушка по УЖД это непередаваемые ощущения. Оно реально стоит проехаться )


45. Жаль что вовремя не подумал проехаться на тепловозе, оно было бы впечатлений побольше


46. Фотостоп


47. Новый капитальный мост через Дитву


48. Понтонный мост для колёсной техники


49. Мелиорация


50. Новый путь к новым торфоразработкам


51. Наш "экспресс" )


52. В тепловоз конечно заглянуть не преминули


53. Он представляет собой обычный ТУ6 переделанный местными умельцами в электростанцию, то есть с генератором


54. Ну и засебячиться это конечно святое :)


55. На разъезде в конце дороги нехитрые обгонные манёвры


56. Причём после отцепки вагон покатился сам в противоположную сторону. Но это видимо штатная ситуация, машинист "обогнавшись" встретил его с другой стороны :)


57. Обратно ехали уже довольно быстро. Машинист осмелел и местами было до 35 км/ч :)


58. На заводе встали под скрещением с грузовым из Лиды, как раз чтобы посмотреть прочую УЖД инфраструктуру завода


59. Сам завод


60. Загрузка торфобрикета


61. Вагоноопрокидыватель


62. Отличное место для любителей индастриала, которые в группе конечно присутствовали


63. Вагоны с торфом


64. А вот и встречный из Лиды, привёз пустые платформы с перегруза


65. Едем дальше


66. Проезжаем переезд


67.


68. Вот мы и на финише - торфоперегруз на окраине Лиды


69. Опять маневровая работа


70. Напоследок нашему экскурсоводу вручили небольшие памятные подарки от детской УЖД в Минске


71. Спасибо нашему экскурсоводу, было очень интересно


72. Поезд пошёл в депо. А мы дальше в Лиду по программе экскурсии


Трек всей покатушки


В общем мероприятие вполне годное, мне понравилось. Потому посещать такие экскурсии вполне можно, а любителям индастриала и рэйлфанам даже необходимо :)

ЗЫ Отчёты по транспортной части и корчам будут позже

https://ru-uzd.livejournal.com/240601.html


Подарочные календари на 2017 год с картинами на узкоколейные темы

Четверг, 15 Декабря 2016 г. 01:46 + в цитатник




Друзья! Мы подготовили для Вас наши традиционные календари на 2017 год. В этот раз у нас что-то новенькое! Вместо фотографий - картины с узкоколейными сюжетами! Мы не смогли пройти мимо замечательного творчества Карины Симоновой из Санкт-Петербурга и подготовили календарь с её работами! Мы были от них в восторге, надеюсь и Вы оцените их по достоинству! Душевно и лампово, наслаждайтесь сами и дарите друзьям!
Формат А3 (большие такие, ну как обычно!), 13 листов (на каждый месяц свой + обложка), высококачественная печать и отличная мелованная бумага.


Посмотреть макет календаря полностью можно по ссылке http://www.poezdnaprokat.ru/event.php?event=183

https://ru-uzd.livejournal.com/240243.html



Поиск сообщений в lj_ru_uzd
Страницы: 8 [7] 6 5 4 3 2 1 Календарь