
Подробное объяснение распространяющегося феномена
Здесь будет шесть разделов:ПЯТЬ МУДРОСТЕЙ
2.1. Присутствие пробуждённости осознавания в пяти Каях.
2.2. Её присутствие в пяти изначальных мудростях.
2.3. Её присутствие в пяти светах.
2.4. Её присутствие в пяти семействах (Будд).
2.5. Её присутствие в пяти ветрах пробуждённости.
2.6.
Её присутствие в пяти измерениях сущности, природы и энергии.
В знак этого изначального присутствия их нечистые измерения
находятся (соответственно):
в пяти эмоциях;
в пяти (психофизических) совокупностях;
в пяти элементарных энергиях;
в пяти органах чувств;
в пяти чувственных качествах;
в пяти естественных качествах трёх врат.
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» сказано:
«Таким образом, эта сущность всецело распространяется
Посредством пяти Кай, пяти изначальных мудростей,
Пяти светов, пяти цветов,
Пяти дхарм (семейств), пяти ветров пробуждённости,
Пятикратной сущности, пятикратной природы
И пятикратной энергии».
2.1 Присутствие пробуждённости осознавания в пяти Каях
Пробуждённость осознавания проявляется в спонтанно
присутствующем изначальном излучении из собственной сферы природы явлений, и поэтому возникает в Теле Вайрочаны («Освещающего»).
Поскольку пробуждённость осознавания не подвержена колебаниям и трансформациям, как ваджра, то она возникает в Теле Акшобхьи («Непоколебимого»).
Так как просветлённые качества, изначально присутствующие в
пробуждённости осознавания, возрастают во время практики, то она возникает в Теле Ратнасамбхавы («Драгоценного Источника»).
Поскольку собственный свет пробуждённости осознавания неограничен, она возникает в Теле Амитабхи («Безграничного Проявления»).
Так как сама пробуждённость осознавания изначально переживается в реальности просветления, определяя спонтанное осуществление двойной пользы, то она возникает в Теле Амогасиддхи («Осуществляющего Пользу»).
Поскольку осознавание изначально присутствует в пяти Каях,
то сейчас его (нечистое измерение) выражается в пяти совокупностях (скандхах).
В тантре «Самовозникшее Осознавание» говорится:
«Совокупности в освобождённом состоянии - это просветлённые измерения Кай».
В тантре «Тайная Сущность Магии» (Гухьягарбха) сказано:
«Измерения ваджрных совокупностей
Известны как пять совершенных Будд».
Из тантры «Появившаяся Амрита»:
«Совокупность форм - Вайрочана.
Совокупность чувств - Ратнасамбхава.
Совокупность восприятия - Амитабха.
Совокупность формаций - Амогасиддхи.
(Совокупность) сознания - Акшобхья».
2.2 Изначальное присутствие (осознавания) в пяти
изначальных мудростях
Само осознавание ясно отражает общие и индивидуальные свойства вещей, что является «зеркалоподобной мудростью».
Осознавание равностно, как небо или драгоценность, будучи
запредельным лучшему и худшему, большему и меньшему, что является «мудростью равностности».
Особенности вещей и органов чувств проявляются в осознавании ясно и не перемешиваясь, что есть «различающая мудрость».
Осознавание естественно свободно без препятствий и преград,
что является «осуществляющей мудростью».
Само осознавание свободно от всех крайностей умопостроений, что есть «мудрость Дхармадхату (пространства явлений)».
Так как в осознавании изначально присутствуют пять мудростей, то в настоящий момент (их нечистые измерения) проявляются в виде пяти беспокоящих эмоций.
В тантре «Великое Совершенство Львиной Мощи» говорится:
«Пять эмоций - это пять изначальных мудростей».
В тантре «Гора Драгоценностей» сказано:
«Пять эмоций, сковывающих вас эгоцентричным мышлением,
Изначально являются мудростью в самовозникшем осознавании,
Но их облик не распознан таковым».
Из тантры «Великое Блаженство Очаровательной Мамаки»:
«Тупость - это изначальная мудрость пространства явлений.
Ненависть - это великая зеркальная мудрость.
Гордость - не что иное как мудрость равностности.
Страсть - это всеразличающая мудрость.
Ревность - осуществляющая мудрость».
2.3 Присутствие в пятикратном свете
Поскольку осознавание неуязвимо карме и беспокоящим эмоциям, то оно проявляется белым.
Так как просветлённые качества в нём изначально совершенны,
то (осознавание проявляется) жёлтым.
Поскольку четыре посвящения в нём совершенны без нужды в
их получении, то оно (проявляется) красным.
Превосходя усилия и колебания, оно (проявляется) зелёным.
Будучи неизменным, оно возникает синим.
В силу присутствия пяти светов, (их нечистые измерения) проявляются в настоящий момент в виде пяти элементов.
В тантре «Золотая Гирлянда» сказано:
«Эгоцентрично воспринимая синий, белый, жёлтый,
Красный и зелёный (свет),
Они естественно проявляются в виде пяти элементов
Пространства, воды, земли, огня и ветра».
Эти (аспекты света) также ассоциируются с пятью супругами
(Будд Самбхогакаи).
В «Тайной Сущности Магии» говорится:
«Земля - это Лочана, вода - Мамаки.
Огонь - Пандаравасини, ветер - Самаятара.
Пространство - это Дхатвишвари.
Все явления трёх миров без исключения - это чистое измерение Будд.
Даже Победоносный не найдёт ничего другого,
Если будет искать нечто отличное от просветления».
2.4 Пять семейств (Будд)
- Будды прошлого достигли просветления, узрев самоосознавание,
и ТАКИМ ОБРАЗОМ (ТАТХА) УШЛИ (ГАТА) в просветлённое
состояние. Это воплощает Татхагаты.
- Где бы и когда бы существа ни рождались, само осознавание не претерпевает никаких перемен и трансформаций. Это воплощает Ваджра (алмаза).
- Так как в осознавании спонтанно присутствуют просветлённые
качества, это символизирует Ратна (драгоценности).
- Падму (лотос) воплощает то, что оно не подвержено порокам,
присутствуя в самсаре.
- Карму (активности) воплощает спонтанное присутствие просветлённых активностей в осознавании.
Поскольку эти пять семейств присутствуют изначально, они
проявляются и сейчас в символической форме пяти органов чувств.
В тантре «Сердечное Зеркало Ваджрасаттвы» говорится:
«Глаза - это Ваджра.
Уши - полезная Карма.
Нос - великий Лотос.
Соответственно, язык - это Ратна,
А тело объяснено как Татхагата».
2.5 Пять пран (ветров пробуждённости)
Они ассоциируются с пятью объектами чувственных качеств.
Выше я описал их подробно, так что сейчас объясню вкратце:
ветер, который привносит жар пробуждённости осознавания,
называется «балансирующим огонь»; тот, что удерживает жизнеспособность самсары и нирваны, ветер «жизненной поддержки»; ветер, «развивающий блеск и сияние», связан с присутствием пяти светов пробуждённости в собственных аспектах; «побуждающий» ветер доводит вас до истинного состояния (пробуждения); «активный ветер безжалостной эпохи» освобождает сансарное измерение в нирване.
По этому поводу в «Самовозникшем Осознавании» сказано:
«(Просветлённая сущность) пребывает во всех живых существах
- в природе пяти пран». «Побуждающий» ветер назван так потому, что побуждает вас к истинному состоянию. Ветер «жизненной поддержки» назван так потому, что поддерживает жизнеспособность чистой пробуждённости. Ветер, «развивающий блеск и сияние», назван так потому, что
присутствует в собственных аспектах пяти светов пробуждённости. «Активный ветер безжалостной эпохи» назван так потому, что способен освобождать в истинном пространстве посредством высшей мудрости. Ветер, «балансирующий огонь», назван так благодаря неделимому
единству видений пробуждённости».
2.6 Пять аспектов сущности, природы и энергии
Смысл этих аспектов заключается в трёх Каях пробуждённости
Пребывающей Основы. Пять аспектов сущности ассоциируются с пятью Каями потенциальной Основы. Пять аспектов природы ассоциируются с проявлениями пяти светов. Пять аспектов разумной энергии ассоциируются с пятью изначальными мудростями, а в просветлённом состоянии они (выражаются) так: 1) самопроизвольное милосердие; 2) милосердие по отношению к встречаемым обусловленным объектам; 3) милосердие к взывающим и молящим; 4) милосердие,
(выраженное) в различных деяниях; 5) неизменное милосердие
к нуждающимся в усмирении. Эти аспекты проявляются из
их потенциального источника, спонтанно присутствующего в пробуждённости осознавания.
Осознавание также присутствует в виде пяти проявлений высшего знания (праджня): присутствуя в «различающем» высшем знании, (осознавание) отчётливо различает явления от их восприятия; благодаря присутствию «интегрирующего» высшего знания, всё полностью совершенно в себе; так как высшее знание распространяется на явления и их восприятие, (осознавание) выражается во «всеохватывающем» высшем знании; осознавание присутствует в «побуждающем» высшем знании, так как выталкивается в пространство с помощью ветров пробуждённости; выражается в «освобождающем» высшем знании, так как пресекает жизненную силу сансары и нирваны.
Помимо этого, осознавание присутствует в виде тройного кластера Кай, света и изначальной мудрости. Поскольку сущность пребывает в Каях, объекты восприятия возникают в естественной ясности. Поскольку природа проявляется в свете, ясный свет заполняет сферу (осознавания). Так как энергия выражается в изначальной мудрости, просветлённые активности возникают неограниченно.
Если рассматривать период медитации отдельно взятого практикующего, то период его медитации - это Дхармакая (Тело Абсолюта); неделимость медитации и последующих активностей - это Самбхогакая (Тело Наслаждения); а последующие активности - Нирманакая (Тело Воплощения).
В «Самовозникшем Осознавании» сказано:
«Неконцептуальное присутствие осознавания - это Дхармакая.
Непрерывная ясность осознавания - это Самбхогакая.
Проявление осознавания в чём угодно - это Нирманакая».
В таком тройном естественном состоянии в нас самих изначально присутствуют Три Драгоценности.
В тантре «Шесть Сфер» говорится:
«Будда, Дхарма и Сангха присутствуют в вашем собственном теле в изначальном совершенстве».
В «Гирлянде Драгоценных Жемчужин» сказано:
«Безупречно чистая Дхармакая
Присутствует в этом теле, омрачённом мыслями,
Когда оставлена без поисков».
Теперь я подробно объясню чистоту естественного состояния.
В «Самовозникшем Осознавании» говорится:
«Будды трёх времён
Объяснены как великое собственное проявление
Тела, речи и ума.
Речь - это Будда прошлого.
Ум - это будущий Будда.
Тело - это настоящий Будда.
Три Будды присутствуют таким образом».
Из «Гирлянды Драгоценных Жемчужин»:
«Будда, Дхарма и Сангха,
Учитель, место, время и окружение,
Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая,
Виная, Сутрапитака и Абхидхарма,
Шраваки, Пратьекабудды и Бодхисаттвы».
«Все позитивные аспекты нирваны
Полностью совершенны в теле и уме».
«В силу такого совершенства
Вы не найдёте их в другом месте, даже если будете искать».
Сказано, что всевозможные явления самсары и нирваны полноценно присутствуют в теле и уме, если ассоциировать их с чистотой соответствующих аспектов. В той же тантре говорится:
«Земля, вода, огонь и ветер,
Небо, солнце и луна,
Мужское и женское тело,
Звёзды, планеты и облака,
Деревья, горы и скалы,
Корни, стволы и ветви,
Лепестки, цветы и плоды,
Запахи, вкусы, звуки и телесные ощущения,
Музыка, украшения и зонты,
Знамёна победы и балдахины.
Все эти проявленные вещи сансары
Полностью присутствуют в теле практикующего так:
Земля - это плоть, само вещество.
Вода есть кровь, - то, что интегрирует.
Огонь - это тепло, которое взращивает тело.
Ветер - это дыхание, которое поддерживает.
Пространство - это ум, оно поддерживает сияние тела.
Солнце и луна - это глаза, которые проясняют.
Рождение - это мужчина,
А женщина - это смерть.
Планеты - это рот, а звёзды - зубы.
Облака - это волосы, в деревья - вены.
Горы - само тело, а скалы - кости.
Корни (деревьев) - это сердце, стволы - ноги,
Ветви - это суставы,
Тогда как цветы - пять органов чувств,
Плод которых формируется как тело.
Запахи - это волосы тела, вкусы - кожа,
Звуки - ваш голос, телесные ощущения - болезни.
Музыкальные инструменты - внутренние органы,
Украшения - секреции.
Зонты - ноги, знамёна победы - имена,
Балдахины - испарения.
Всё это совершенно в теле йогина.
Они (присутствуют) в осознавании следующим образом:
Пять элементов - это пять светов в разных гаммах.
Солнце и луна - мудрость и метод.
Мужчина - Основа бытия, тогда как женщина - духовный путь.
Планеты - знаки (практики), звёзды - учения.
Облака - всеобъемлющее сострадание.
Деревья - просторный путь энергии.
Горы - неизменный взгляд.
Скалы - Дхармакая, запредельная появлению и разрушению.
Корни - единая причина всех явлений.
Ветви - разделы пробуждения.
Стволы - единый вкус в пустоте.
Лепестки - всеохватывающее пространство явлений.
Цветы - сами лампы пробуждённости.
Плод - естественное совершенство трёх Кай.
Звуки - это звук сферы природы явлений.
Запахи - прославленная речь Будды.
Вкусы - это вкус блаженства (медитативных) переживаний.
Телесные ощущения - покровы великого сосредоточения.
Музыкальные инструменты - совершенная мандала пяти светов.
Навесные украшения - ясное сияние цвета.
Зонты - защитное излучение высшей мудрости.
Балдахины - ключевые пункты устных наставлений.
Знамёна победы - реализация полного просветления.
Все вещи изначально присутствуют
Спонтанно-совершенным образом в природе ума.
Поэтому все материальные и ментальные явления - лишь ярлыки».
Если бы они не присутствовали в осознавании, или Основе бытия, то им не было бы полноценного места в теле и уме, которые вы приобрели (из Основы). Если бы они не присутствовали полноценно в (теле и уме), то им бы не было полноценного места во внешней объективной сфере, проявляющейся уму. Аналогия этому такова: поскольку у бесплодной женщины нет сына, то не будет и его облика,
а раз нет облика (сына), то он не появится в зеркале. Явления
возникают потому, что они полностью совершенны в теле и уме, которые, в свою очередь, совершенны в осознавании.
(Если взять противоположную аналогию) - так как (у женщины есть сын) Девадатта, то у него есть и голова и, соответственно, лицо. А раз оно есть, то его отражение не сможет не появиться в зеркале.
В тантре «Всемогущий» говорится:
«Как бы они ни проявлялись - это моя сущность.
Как бы они ни возникали - это моя сущность.
Посреди всего проявляющегося и существующего
Нет таких вещей, которые бы не принадлежали мне, (моему осознаванию)».
В тантре «Инкрустация Драгоценностями» сказано:
«Например, лицо и зеркало
Как оно выглядит, так (в нём) и проявится».
«Все просветлённые миры без исключения
Пусты, несубстанциональны и полностью распахнуты».
Это завершает подробное объяснение третьего ваджрного пункта «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла» - образ распространения просветлённой сущности.
Лонгченпа
https://nandzed.livejournal.com/9571592.html