
Создание социального казначейства даст возможность ускорить предоставление мер социальной поддержки нуждающимся россиянам. Согласно пояснительной документации к этой инициативе, новая система оказания помощи позволит оформлять выплаты и пособия не более чем за пять дней, а ряд видов помощи можно будет получить за четверть часа и даже за пять минут, пишет газета «Известия». В настоящее время некоторых видов социальной поддержки, по данным Минтруда, приходится ждать до 60 дней.
Социальным казначейством назвали новую цифровую систему администрирования мер соцподдержки. По замыслу авторов идеи, ее внедрение поможет не только в разы ускорить получение господдержки гражданами, но и сэкономит бюджету за 10 лет около 142,5 миллиарда рублей. Система получит данные ФНС и ПФР, что позволит быстро определять малоимущих, рассчитывать размер необходимой поддержки и направлять ее именно тем, кто в самом деле нуждается. Впрочем, проблему бедности в стране решить таким образом не под силу, полагают опрошенные газетой эксперты.
О создании социального казначейства сообщили в 2020 году. Адресность и проактивность поддержки в новой системе отработали при начислении единовременных выплат на детей в размере 10 тысяч рублей. Более того: как пояснял в интервью информационному агентству «Интерфакс» министр труда и социальной защиты Антон Котяков, целый ряд принципов работы этой системы начал использовать еще до документального оформления в концепцию.
В 2021 году социальное казначейство вошло в перечень из 42 стратегических инициатив правительства. В пояснительной документации к ней говорится, что система предполагает введение единого стандарта господдержки россиян без сбора документов – по заявлению или даже без него. Кроме того, система предусматривает многостороннюю оценку нуждаемости граждан и предоставление им информации о доступных мерах помощи. Ожидается, что к 2024 году соцказначейство станет единым окном оказания социальной поддержки, причем получать ее будут получать только те, кому она действительно необходима.
«Известия» запросили комментарии у представителя вице-премьера Татьяны Голиковой, которая курирует эту инициативу в правительстве, а также в пресс-службе Минтруда. В ведомстве пояснили, что экономия будет возникать за счет снижение трат на обеспечение выплат при автоматизации процесса, сокращения расходов госбюджета на поддержку информационных систем и отсутствия субвенций на администрирование выплат регионам.
Создание социального казначейства – оправданная и своевременная мера, убежден заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Абрамов. Он подчеркнул, что новая система администрирования социальной поддержки высвободит средства, которые прежде уходили не туда, куда следовало, и направит их нуждающимся. Впрочем, серьезно снизить уровень бедности за счет социального казначейства нельзя – нужна детально продуманная социальная политика, и исполнять ее нужно вовремя, указал эксперт.
Снизить уровень бедности за счет более точного перераспределения социальной поддержки едва ли возможно – пособия не столь велики, чтобы могли считаться полноценным источников доходов, полагает и управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. Хотя части нуждающихся эта система поможет, уточнил он.
Сейчас многие граждане, имеющие право на социальную поддержку в различных формах, не знают о возможности получить ее и всем разнообразии пособий и иных форм помощи, подчеркнул аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Эту ситуацию сможет изменить социальное казначейство, предполагающее создание личных профилей и адресное информирование о доступных инструментах госпомощи, ожидает он.
Марат Салимов, доцент кафедры менеджмента Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева (г. Саранск), согласен с тем, что подобная система в России необходима. «Социальная помощь должна быть доступной, потому что людям иногда просто некогда заниматься поиском информации о мерах поддержки и собиранием бумажек. Поэтому все информация о возможности получения социальной помощи должна быть максимально доступной. Сейчас речь идет о состыковке больших данных, которые имеются в разных ведомствах», – сказал он в беседе с журналистами «Давыдов. Индекс».
Эксперт подчеркнул, что, по сути, все данные о доходах граждан у государства уже есть. «Государство может отследить, нуждается человек в помощи или нет. Если нуждается, то ему должна быть предоставлена информация, каким образом он может получить эту помощь», – уверен Март Салимов.
Эксперт Марат Салимов (кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, г. Саранск) комментирует:
Если это не какая-то новая структура, против создания которых я выступаю, а создание цифрового облака, то я считаю, что это очень необходимо. В идеале мы вообще должны прийти к тому, что человек, который нуждается в помощи, не должен проходить традиционный квест по сбору справок о доходах, о составе семьи, детях. От этого нужно уходить.
Все наши доходы, официальные, учитываются. Вся эта информация есть и в Пенсионном фонде, и в Фонде социального страхования. Все эти сведения должны быть в личном кабинете на Госуслугах. Государство может отследить, нуждается человек в помощи или нет. Если нуждается, ему должна быть предоставлена информация, каким образом он может подучить эту помощь. Идеально было бы прийти к такой системе.
Что касается экономии, то по сегодняшним данным сложно сказать, есть ли она. Она может быть только за счет сокращения органов, которые бумажки собирают. Цифровизация как раз и направлена на то, чтобы люди не занимались механической работой по собиранию бумажек, информацию из которых можно перенести в цифровой вид. А социальная помощь должна быть доступной, потому что людям иногда просто некогда заниматься поиском информации о мерах поддержки и собиранием бумажек. Поэтому все информация о возможности получения социальной помощи должна быть максимально доступной. Сейчас речь идет о состыковке больших данных, которые имеются в разных ведомствах.
https://davydov-index.livejournal.com/4238416.html