-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_consigliere_rpc

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 0




Православие:взгляд из провинции - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://consigliere-rpc.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??51c477a0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Чапнин против Шмемана?

Пятница, 21 Июня 2019 г. 23:31 + в цитатник
Бывший редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин, открыто перешедший в лагерь противников Русской Церкви и Патриарха Кирилла, выступил с интервью одному одиозному либеральному порталу, в ходе которого изложил "urbi et orbi", ни больше, ни меньше, своё видение церковных реформ.
Не обошлось и без политических требований к Церкви. Например, Сергей Валерьевич потребовал от Священноначалия отлучить от Причастия ополченцев Донбасса, а также – помогающих им добровольцев из России. Карателей из ВСУ и "добробатов" господин Чапнин отлучать не предлагает. То есть, не нравятся ему именно русские ополченцы. Впрочем, "не нравятся" тут – слишком мягкое определение.
Предложение устроить "интердикт" именно для ополченцев Донбасса, а не для украинских карателей, делает позицию Сергея Валерьевича, мягко говоря, политически ангажированной. Не говоря уже о том, что эта ангажированность в глазах большинства православных выглядит, как скандальная.
Неудивительно, что Чапнин поддерживает антицерковный майдан в Екатеринбурге, выступает против строительства храмов шаговой доступности и предлагает православным чуть ли не собираться по квартирам вместо того, чтобы строить храмы. А если и строить, то совсем маленькие, "чтобы община смогла содержать".
Да, нужно развивать приходскую жизнь. Но не лучше ли самих прихожан в отдалённых районах Москвы спросить, по силам ли им содержать большие храмы или нет? Во многих районах сами прихожане отказались от недорогих типовых проектов в пользу индивидуальных. То есть, они вовсе не стремятся "сделать подешевле", как нас уверяет господин Чапнин.
Сергей Валерьевич под видом инсайдов кормит читателей тоннами конспирологии про Священноначалие и Святейшего Патриарха Кирилла, не подкреплённой никакими документальными фактами.
Когда он, срываясь на оскорбления, пишет про "серый и безликий, плохо образованный новый епископат", кажется, что он утратил чувство реальности. Но это не так. Господин Чапнин прекрасно информирован о подлинном положении дел. И его слова о епископате являются сознательным введением читателя в заблуждение.
Ибо Сергей Валерьевич не может не знать, что подавляющее большинство новых епископов помимо духовного имеют ещё и законченное светское высшее образование. Значительное число из них многого добились на светском поприще, преподавали в ВУЗах. Есть знающие древние языки, например – иврит. Знаю епископов, живущих чрезвычайно скромно.

Но более всего меня "перепахал" другой тезис господина Чапнина:
"На мой взгляд, церковь должна решительно поменять позицию — от поддержки государства она должна перейти к поддержке гражданского общества."
Да, нужно работать и с гражданским обществом. Но что-то мне подсказывает, такие общественные православные организации, как "Союз православных граждан", "Двухглавый орёл", "Антимайдан", "Сорок сороков", "Много деток – хорошо", и многие другие, Сергей Валерьевич частью "гражданского общества" не считает. А членов "Союза добровольцев Донбасса", очевидно, и вовсе призывает отлучать от Причастия!
Таким образом, "гражданским обществом" господин Чапнин видит лишь определённый сегмент социума, а другим в праве считаться таковым отказывает. И какое совпадение! "Гражданским обществом" Сергей Валерьевич считает участников екатеринбургского антицерковного майдана, с лозунгом "Кто не скачет, тот за храм!" И предлагает Церкви строить отношения не с государством, а, назовём вещи своими именами, с майданом и грантоедскими НКО.
Поразительно то, что господин Чапнин отказывается видеть в государстве обьект миссии Церкви.
И вот что более всего меня удивило.


Господин Чапнин частенько позиционирует себя, как яростный апологет протопресвитера Александра Шмемана, принимал самое активное участие в издании его книг, порой даже дерзал написать предисловие.
Но, судя по интервью, с позицией отца Александра Сергей Валерьевич часто бывает решительно несогласен (заранее прошу прощения за обширное цитирование):

"Итак, что же есть объект и каковы цели миссии? Православная Церковь без колебаний отвечает: ее объект — человек и мир, но не человек-одиночка в искусственно "религиозной" изоляции от мира и не "мир" как такое целое, в котором человек не может быть ничем, кроме его частицы. Человек — не только первый, но поистине главный объект миссии. Однако православная идея евангелизации свободна от индивидуалистических и спиритуалистических обертонов. Церковь, как Таинство Христа, — это отнюдь не "религиозное общество", не организация, призванная удовлетворять "религиозные" потребности человека. Это—новая жизнь и потому искупление всей жизни, всего бытия человека. И эта всецелая человеческая жизнь и есть тот мир, в котором и которым он живет. … Это не означает претворения мира в Царство Божие или общества — в Церковь. Онтологическая бездна между ветхим и новым сохраняется, и в этом "эоне" не может быть заполнена ничем. Царство Божие грядет, и Церковь не от мира сего. И, однако, это грядущее Царство уже присутствует, и Церковь уже исполнилась в этом мире…."

(Шмеман А., прот. Миссионерский императив, из сборника "Церковь в мире", Москва, изд."Гранат", 2015)

И отец Александр, не противопоставляет государство и общество, в отличие от Чапнина, призывающего Церковь отказаться от поддержки государства в пользу некоей ангажированной, узкой социальной группы, именуемой им "гражданским обществом". Шмеман видит в государстве отнюдь не противника, а реальный обьект миссии:

"Государство, общество, культура, сама природа суть реальные объекты миссии, а не та нейтральная "среда обитания", по отношению к которой единственная задача Церкви — блюсти свою внутреннюю свободу и отстаивать свою "религиозную жизнь". Чтобы изложить историю Церкви с этой точки зрения, нужна целая книга, описывающая историю ее конкретного участия в жизни тех обществ и культур, для которых Православие было выражением всего их бытия, — историю ее идентификации с нациями и народами, которая не была вместе с тем изменой ее изначальной "неотмирности", эсхатологической принадлежности горнему Иерусалиму. Без глубокого богословского анализа немыслимо и адекватное выражение православной идеи освящения материи, то есть собственно космического аспекта ее сакраментального видения. Здесь же мы можем лишь констатировать, что все это — объект христианской миссии как усвояемое Богу и приносимое Ему в Таинстве. В мире Боговоплощения нет ничего "нейтрального" и ничто не может быть восхищено из руки Сына Человеческого."

Это написал не Патриарх Кирилл, не митрополит Иларион, не отец Александр Волков и не Владимир Легойда. Это сказано 40 лет назад автором, труды которого которого сам Чапнин всячески продвигал.
Итак, мы видим, что позиция Сергея Валерьевича фундаментально противоположна позиции о.Александра Шмемана.

Так куда же зовёт нас господин Чапнин? Вместо храмов – квартиры, "интердикт" ополченцам, сотрудничество с воинствующими безбожниками с майдана вместо миссии в отношении государства… И всё это – на полном серьёзе?

Нет, всё же статьи о.Александра Шмемана читать полезнее, поскольку содержат здравое учение Церкви, в отличие от безумных глаголов политизированных завсегдатаев "Карнеги-центра".

https://consigliere-rpc.livejournal.com/3177482.html


Метки:  

БесогонTV «Независимые в погонах»

Вторник, 18 Июня 2019 г. 11:46 + в цитатник

Его Оплот - Юлия Чичерина (Памяти Александра Захарченко)

Вторник, 18 Июня 2019 г. 11:01 + в цитатник
Новый клип Юлии Чичереной "Его Оплот" посвященный Александру Захарченко (26.06.1976 - 31.08.2018).

"Мы за взлеткой аэропорта
Нервы вязали как веники
Нас считали народом второго сорта
Мы сжигали их муравейники

Мы дойдем до рая, в войне сгорая
Нету жарче жара родного края
И теперь не легка не одна верста
Окромя креста".

#ДСС #СорокСороков #Донбасс #АлександрЗахарченко #ЮлияЧичерина #ЕгоОрлот




https://consigliere-rpc.livejournal.com/3177156.html


Метки:  

Патриарх Кирилл о будущем Церкви

Вторник, 18 Июня 2019 г. 00:07 + в цитатник

...Хорошо известно, что сегодня у нас в храмах достаточно много детей — от младенческого до раннего отроческого возраста. Каждый из нас, кто совершает Литургию, с особенным чувством причащает большое количество младенцев, что создает совершенно особую атмосферу в наших храмах и подвигает нас к заботе о детях, о молодежи. Но вот что происходит: дети, которые вместе с родителями приходят в храм в самом юном возрасте, не остаются в храме автоматически по достижении переходного возраста, значительная их часть вообще перестает ходить в церковь. И возникает вопрос: что же происходит с ребенком, когда его наивная детская вера, особая чувствительность к восприятию богослужения проходит, когда она затмевается другими эмоциями, когда у ребенка возникают иные целеполагания? На мой взгляд, происходит нечто неправильное и даже опасное. Дети переходного возраста очень часто увлекаются другими темами, нечто в окружающем их мире становится настолько притягательным, что испытанное ранее религиозное чувство не выдерживает конкуренции, ребенок погружается в иные сферы деятельности и в иные сферы интересов.

Что же нам делать?

Совершенно очевидно, что простого ответа нет, сегодня мы сможем лишь обозначить вопросы. Как мы работаем с детьми того возраста, которые наполняют наши храмы? Именно здесь, я думаю, наша ошибка. Мы видим этих детишек — таких благодатных, радостных, воцерковленных, с бабушками и дедушками, с мамами и папами, — а какая работа с ними ведется? Знает ли священник всех этих детишек? Знаком ли он с семьями? Знает ли он, что в этих семьях происходит? Мне кажется, для того чтобы дети, достигшие переходного возраста, оставались в храме, они уже в радостном младенческом возрасте должны становиться, в меру своих возможностей, ответственными членами прихода, христианской общины. Работа с детьми даже самого юного возраста не может быть исключительно патерналистической, когда мы только гладим по головке и умиляемся. Должны быть выработаны программы очень серьезного воцерковления ребенка, его подготовки к переходному возрасту.

Для того чтобы приход мог справляться с такими задачами, должны быть хорошо подготовлены священнослужители. Общий уровень подготовки московского духовенства у меня сегодня не вызывает никакой озабоченности. Чем чаще я слышу проповеди, произносимые священниками во время Патриарших богослужений, чем чаще я вижу наше духовенство на телеэкране, тем больше я убеждаюсь в том, что за последние годы несомненно произошел духовный и интеллектуальный рост значительной части духовенства города Москвы. Тем не менее, сталкиваясь с проблемой воспитания детей, в том числе в переходном возрасте, я полагаю, что не всегда духовных, интеллектуальных, культурных ресурсов может хватить у одного священника и у одного прихода. Поэтому я бы предложил интенсифицировать горизонтальные связи между приходами в тематическом плане. Например, близлежащие приходы в пределах одного благочиния могли бы обмениваться опытом работы с детьми раннего и переходного возраста, вырабатывать совместные программы — не только чисто образовательные, но и культурные, развлекательные, спортивные.

Знаю, очень многое уже делается, но чаще всего для подростков, которые приходят в храм самостоятельно и сознательно. Но между этим возрастом, от 15 до 18 лет, и возрастом 10-11 лет пролегает переходный возраст, в котором дети часто покидают приход, не чувствуя никакой с ним связи. Да, ходили с мамой и папой, батюшка хороший, — но в приходскую жизнь эти дети так и не были вовлечены, они к ней не привязались. Думаю, только в том случае, если появятся привлекательные для данного возраста программы, ребенок без всякого принуждения, опираясь лишь на свой собственный интерес, начнет связывать себя с приходом.

Я уж не говорю о том, как важно, чтобы священник смог вовремя переключить что-то в своем сознании, отказавшись от патерналистического языка, с которым он обращался к детям младшего возраста. И у родителей такой же язык, — потому что ребенка младшего возраста этот язык не шокирует, напротив, он для него является очень ясным, понятным. В этом возрасте у ребенка еще мало опыта, у него нет возможности сравнивать, и когда мать или отец говорит назидательно, это закладывается в детское сознание. Так и строится воспитание в раннем детском возрасте — именно на конкретных указаниях ребенку, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. Но когда он входит в переходный возраст, патерналистическое отношение может вызывать раздражение. И речь идет не только о раздражении по отношении к священнослужителю, — в первую очередь это раздражение чувствуют на себе родители, когда ребенок перестает слушаться, когда у него возникает собственная повестка дня, когда родители перестают быть для него авторитетами, когда авторитетом для него становится кто-то другой, за пределами собственного дома. Священник должен очень остро почувствовать этот переходный возраст и сменить язык и манеру общения с ребенком. Он должен становиться другом для повзрослевших детей. Может быть, это тяжело человеку в рясе, особенно достигшему определенного положения, привыкшему к тому, что он главный начальник на приходе, что его все окружают любовью, уважением. Стать другом для детей — это, конечно, определенный вызов, но если мы хотим, чтобы дети и в переходном возрасте оставались в наших приходах, то священники должны становиться их первыми друзьями. Конечно, тем, кто моложе, это проще сделать, но и пожилые священники могут найти правильный язык для общения с детьми переходного возраста.

Говоря о коммуникационном разрыве между поколениями, важно помнить, что ни ребенок, ни юноша или девушка не стремятся разорвать все связи вокруг себя. Просто те связи, которые предлагают семья, приход, делаются для них неинтересными, и дети уходят в социальные сети. Последние становятся некой планетой для тех детей или молодых людей, для которых родной планетой перестала быть семья и перестал быть приход. Поэтому мне хотелось бы еще раз сказать, что и работа в социальных сетях должна занимать у нас важное место.

Говорю обо всем этом именно потому, что забота о старшем детском возрасте, о юношестве, в целом о молодежи должна быть для нас абсолютным приоритетом. Скажу вещь, может быть, вполне банальную: люди в этом возрасте очень восприимчивы, легко внушаемы, легко организуемы. И мы знаем, что сейчас в нашем обществе происходит. Например, организовали группу молодежи, которая не имела никакого отношения к возведению храма в Екатеринбурге. Мне удалось ознакомиться с тем, какой информацией люди обменивались в социальных сетях, — это была хорошо организованная акция, в которой принимала участие молодежь. Но почему же она так легко поддалась тем, кто призывал отказаться от выбранного участка? Идея построить храм в этом месте была совершенно логична; справа и слева от храма предполагалось разбить парк, а также сделать красивую набережную, по которой могли бы гулять люди. То есть предполагалось превратить это место в самое замечательное место города — и что в результате? А в результате мы получили то, что получили.

Глубоко убежден, что все эти идеи необходимо было представить визуально — не просто ставить заборчик, а разместить на нем виды всего того, что здесь будет построено. Может быть, это не столько вина, сколько недосмотр тех, кто организовывал это строительство. Из всего этого нужно вынести определенные уроки. Если мы начинаем такое доброе дело, как строительство храма, мы должны убедительно представить свой проект людям, ради которых этот храм и строим. Строительство храмов никак не должно становиться предметом борьбы, в том числе политической. А факт, что в данном конфликте присутствовало политическое измерение, совершенно очевиден.

Наши города понесли колоссальный ущерб от тотального разрушения храмов в послереволюционную эпоху, страна практически изменила свое лицо. Мы имеем моральное, историческое право строить и восстанавливать храмы, но нам следует это делать таким образом, чтобы строительство объединяло людей. Думаю, пример Москвы должен быть важным для всей страны. В обезбоженных, лишенных всяких религиозных символов огромных новостройках Москвы сотни тысяч жителей не имели ни одного храма. Сейчас мы наблюдаем, как появляются новые храмы, нередко замечательной архитектуры, — как же они влияют на эстетику условий проживания! И, конечно, дело не только в эстетике, духовный фактор также имеет очень большое значение. Что же происходит? Мы делаем что-то невероятное? Но если в Москве уничтожили "сорок сороков", то почему же не восстановить хотя бы их часть? Так и по всей стране — все уничтожалось под корень. Разве мало было взорванных храмов, монастырей, тех, кто был расстрелян на этих руинах? Поэтому наша общая задача заключается в том, чтобы идти вперед, объединяя людей, укрепляя веру в духовные начала жизни и одновременно развивая добрые отношения и конструктивный диалог с теми, кто не всегда и не вполне с нами согласен.

Линк

https://consigliere-rpc.livejournal.com/3176904.html


Метки:  

Патриарх Кирилл о будущем Церкви

Вторник, 18 Июня 2019 г. 00:07 + в цитатник

...Хорошо известно, что сегодня у нас в храмах достаточно много детей — от младенческого до раннего отроческого возраста. Каждый из нас, кто совершает Литургию, с особенным чувством причащает большое количество младенцев, что создает совершенно особую атмосферу в наших храмах и подвигает нас к заботе о детях, о молодежи. Но вот что происходит: дети, которые вместе с родителями приходят в храм в самом юном возрасте, не остаются в храме автоматически по достижении переходного возраста, значительная их часть вообще перестает ходить в церковь. И возникает вопрос: что же происходит с ребенком, когда его наивная детская вера, особая чувствительность к восприятию богослужения проходит, когда она затмевается другими эмоциями, когда у ребенка возникают иные целеполагания? На мой взгляд, происходит нечто неправильное и даже опасное. Дети переходного возраста очень часто увлекаются другими темами, нечто в окружающем их мире становится настолько притягательным, что испытанное ранее религиозное чувство не выдерживает конкуренции, ребенок погружается в иные сферы деятельности и в иные сферы интересов.

Что же нам делать?

Совершенно очевидно, что простого ответа нет, сегодня мы сможем лишь обозначить вопросы. Как мы работаем с детьми того возраста, которые наполняют наши храмы? Именно здесь, я думаю, наша ошибка. Мы видим этих детишек — таких благодатных, радостных, воцерковленных, с бабушками и дедушками, с мамами и папами, — а какая работа с ними ведется? Знает ли священник всех этих детишек? Знаком ли он с семьями? Знает ли он, что в этих семьях происходит? Мне кажется, для того чтобы дети, достигшие переходного возраста, оставались в храме, они уже в радостном младенческом возрасте должны становиться, в меру своих возможностей, ответственными членами прихода, христианской общины. Работа с детьми даже самого юного возраста не может быть исключительно патерналистической, когда мы только гладим по головке и умиляемся. Должны быть выработаны программы очень серьезного воцерковления ребенка, его подготовки к переходному возрасту.

Для того чтобы приход мог справляться с такими задачами, должны быть хорошо подготовлены священнослужители. Общий уровень подготовки московского духовенства у меня сегодня не вызывает никакой озабоченности. Чем чаще я слышу проповеди, произносимые священниками во время Патриарших богослужений, чем чаще я вижу наше духовенство на телеэкране, тем больше я убеждаюсь в том, что за последние годы несомненно произошел духовный и интеллектуальный рост значительной части духовенства города Москвы. Тем не менее, сталкиваясь с проблемой воспитания детей, в том числе в переходном возрасте, я полагаю, что не всегда духовных, интеллектуальных, культурных ресурсов может хватить у одного священника и у одного прихода. Поэтому я бы предложил интенсифицировать горизонтальные связи между приходами в тематическом плане. Например, близлежащие приходы в пределах одного благочиния могли бы обмениваться опытом работы с детьми раннего и переходного возраста, вырабатывать совместные программы — не только чисто образовательные, но и культурные, развлекательные, спортивные.

Знаю, очень многое уже делается, но чаще всего для подростков, которые приходят в храм самостоятельно и сознательно. Но между этим возрастом, от 15 до 18 лет, и возрастом 10-11 лет пролегает переходный возраст, в котором дети часто покидают приход, не чувствуя никакой с ним связи. Да, ходили с мамой и папой, батюшка хороший, — но в приходскую жизнь эти дети так и не были вовлечены, они к ней не привязались. Думаю, только в том случае, если появятся привлекательные для данного возраста программы, ребенок без всякого принуждения, опираясь лишь на свой собственный интерес, начнет связывать себя с приходом.

Я уж не говорю о том, как важно, чтобы священник смог вовремя переключить что-то в своем сознании, отказавшись от патерналистического языка, с которым он обращался к детям младшего возраста. И у родителей такой же язык, — потому что ребенка младшего возраста этот язык не шокирует, напротив, он для него является очень ясным, понятным. В этом возрасте у ребенка еще мало опыта, у него нет возможности сравнивать, и когда мать или отец говорит назидательно, это закладывается в детское сознание. Так и строится воспитание в раннем детском возрасте — именно на конкретных указаниях ребенку, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. Но когда он входит в переходный возраст, патерналистическое отношение может вызывать раздражение. И речь идет не только о раздражении по отношении к священнослужителю, — в первую очередь это раздражение чувствуют на себе родители, когда ребенок перестает слушаться, когда у него возникает собственная повестка дня, когда родители перестают быть для него авторитетами, когда авторитетом для него становится кто-то другой, за пределами собственного дома. Священник должен очень остро почувствовать этот переходный возраст и сменить язык и манеру общения с ребенком. Он должен становиться другом для повзрослевших детей. Может быть, это тяжело человеку в рясе, особенно достигшему определенного положения, привыкшему к тому, что он главный начальник на приходе, что его все окружают любовью, уважением. Стать другом для детей — это, конечно, определенный вызов, но если мы хотим, чтобы дети и в переходном возрасте оставались в наших приходах, то священники должны становиться их первыми друзьями. Конечно, тем, кто моложе, это проще сделать, но и пожилые священники могут найти правильный язык для общения с детьми переходного возраста.

Говоря о коммуникационном разрыве между поколениями, важно помнить, что ни ребенок, ни юноша или девушка не стремятся разорвать все связи вокруг себя. Просто те связи, которые предлагают семья, приход, делаются для них неинтересными, и дети уходят в социальные сети. Последние становятся некой планетой для тех детей или молодых людей, для которых родной планетой перестала быть семья и перестал быть приход. Поэтому мне хотелось бы еще раз сказать, что и работа в социальных сетях должна занимать у нас важное место.

Говорю обо всем этом именно потому, что забота о старшем детском возрасте, о юношестве, в целом о молодежи должна быть для нас абсолютным приоритетом. Скажу вещь, может быть, вполне банальную: люди в этом возрасте очень восприимчивы, легко внушаемы, легко организуемы. И мы знаем, что сейчас в нашем обществе происходит. Например, организовали группу молодежи, которая не имела никакого отношения к возведению храма в Екатеринбурге. Мне удалось ознакомиться с тем, какой информацией люди обменивались в социальных сетях, — это была хорошо организованная акция, в которой принимала участие молодежь. Но почему же она так легко поддалась тем, кто призывал отказаться от выбранного участка? Идея построить храм в этом месте была совершенно логична; справа и слева от храма предполагалось разбить парк, а также сделать красивую набережную, по которой могли бы гулять люди. То есть предполагалось превратить это место в самое замечательное место города — и что в результате? А в результате мы получили то, что получили.

Глубоко убежден, что все эти идеи необходимо было представить визуально — не просто ставить заборчик, а разместить на нем виды всего того, что здесь будет построено. Может быть, это не столько вина, сколько недосмотр тех, кто организовывал это строительство. Из всего этого нужно вынести определенные уроки. Если мы начинаем такое доброе дело, как строительство храма, мы должны убедительно представить свой проект людям, ради которых этот храм и строим. Строительство храмов никак не должно становиться предметом борьбы, в том числе политической. А факт, что в данном конфликте присутствовало политическое измерение, совершенно очевиден.

Наши города понесли колоссальный ущерб от тотального разрушения храмов в послереволюционную эпоху, страна практически изменила свое лицо. Мы имеем моральное, историческое право строить и восстанавливать храмы, но нам следует это делать таким образом, чтобы строительство объединяло людей. Думаю, пример Москвы должен быть важным для всей страны. В обезбоженных, лишенных всяких религиозных символов огромных новостройках Москвы сотни тысяч жителей не имели ни одного храма. Сейчас мы наблюдаем, как появляются новые храмы, нередко замечательной архитектуры, — как же они влияют на эстетику условий проживания! И, конечно, дело не только в эстетике, духовный фактор также имеет очень большое значение. Что же происходит? Мы делаем что-то невероятное? Но если в Москве уничтожили "сорок сороков", то почему же не восстановить хотя бы их часть? Так и по всей стране — все уничтожалось под корень. Разве мало было взорванных храмов, монастырей, тех, кто был расстрелян на этих руинах? Поэтому наша общая задача заключается в том, чтобы идти вперед, объединяя людей, укрепляя веру в духовные начала жизни и одновременно развивая добрые отношения и конструктивный диалог с теми, кто не всегда и не вполне с нами согласен.

Линк

https://consigliere-rpc.livejournal.com/3176904.html


Метки:  

Патриарх Кирилл о будущем Церкви

Вторник, 18 Июня 2019 г. 00:07 + в цитатник

...Хорошо известно, что сегодня у нас в храмах достаточно много детей — от младенческого до раннего отроческого возраста. Каждый из нас, кто совершает Литургию, с особенным чувством причащает большое количество младенцев, что создает совершенно особую атмосферу в наших храмах и подвигает нас к заботе о детях, о молодежи. Но вот что происходит: дети, которые вместе с родителями приходят в храм в самом юном возрасте, не остаются в храме автоматически по достижении переходного возраста, значительная их часть вообще перестает ходить в церковь. И возникает вопрос: что же происходит с ребенком, когда его наивная детская вера, особая чувствительность к восприятию богослужения проходит, когда она затмевается другими эмоциями, когда у ребенка возникают иные целеполагания? На мой взгляд, происходит нечто неправильное и даже опасное. Дети переходного возраста очень часто увлекаются другими темами, нечто в окружающем их мире становится настолько притягательным, что испытанное ранее религиозное чувство не выдерживает конкуренции, ребенок погружается в иные сферы деятельности и в иные сферы интересов.

Что же нам делать?

Совершенно очевидно, что простого ответа нет, сегодня мы сможем лишь обозначить вопросы. Как мы работаем с детьми того возраста, которые наполняют наши храмы? Именно здесь, я думаю, наша ошибка. Мы видим этих детишек — таких благодатных, радостных, воцерковленных, с бабушками и дедушками, с мамами и папами, — а какая работа с ними ведется? Знает ли священник всех этих детишек? Знаком ли он с семьями? Знает ли он, что в этих семьях происходит? Мне кажется, для того чтобы дети, достигшие переходного возраста, оставались в храме, они уже в радостном младенческом возрасте должны становиться, в меру своих возможностей, ответственными членами прихода, христианской общины. Работа с детьми даже самого юного возраста не может быть исключительно патерналистической, когда мы только гладим по головке и умиляемся. Должны быть выработаны программы очень серьезного воцерковления ребенка, его подготовки к переходному возрасту.

Для того чтобы приход мог справляться с такими задачами, должны быть хорошо подготовлены священнослужители. Общий уровень подготовки московского духовенства у меня сегодня не вызывает никакой озабоченности. Чем чаще я слышу проповеди, произносимые священниками во время Патриарших богослужений, чем чаще я вижу наше духовенство на телеэкране, тем больше я убеждаюсь в том, что за последние годы несомненно произошел духовный и интеллектуальный рост значительной части духовенства города Москвы. Тем не менее, сталкиваясь с проблемой воспитания детей, в том числе в переходном возрасте, я полагаю, что не всегда духовных, интеллектуальных, культурных ресурсов может хватить у одного священника и у одного прихода. Поэтому я бы предложил интенсифицировать горизонтальные связи между приходами в тематическом плане. Например, близлежащие приходы в пределах одного благочиния могли бы обмениваться опытом работы с детьми раннего и переходного возраста, вырабатывать совместные программы — не только чисто образовательные, но и культурные, развлекательные, спортивные.

Знаю, очень многое уже делается, но чаще всего для подростков, которые приходят в храм самостоятельно и сознательно. Но между этим возрастом, от 15 до 18 лет, и возрастом 10-11 лет пролегает переходный возраст, в котором дети часто покидают приход, не чувствуя никакой с ним связи. Да, ходили с мамой и папой, батюшка хороший, — но в приходскую жизнь эти дети так и не были вовлечены, они к ней не привязались. Думаю, только в том случае, если появятся привлекательные для данного возраста программы, ребенок без всякого принуждения, опираясь лишь на свой собственный интерес, начнет связывать себя с приходом.

Я уж не говорю о том, как важно, чтобы священник смог вовремя переключить что-то в своем сознании, отказавшись от патерналистического языка, с которым он обращался к детям младшего возраста. И у родителей такой же язык, — потому что ребенка младшего возраста этот язык не шокирует, напротив, он для него является очень ясным, понятным. В этом возрасте у ребенка еще мало опыта, у него нет возможности сравнивать, и когда мать или отец говорит назидательно, это закладывается в детское сознание. Так и строится воспитание в раннем детском возрасте — именно на конкретных указаниях ребенку, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. Но когда он входит в переходный возраст, патерналистическое отношение может вызывать раздражение. И речь идет не только о раздражении по отношении к священнослужителю, — в первую очередь это раздражение чувствуют на себе родители, когда ребенок перестает слушаться, когда у него возникает собственная повестка дня, когда родители перестают быть для него авторитетами, когда авторитетом для него становится кто-то другой, за пределами собственного дома. Священник должен очень остро почувствовать этот переходный возраст и сменить язык и манеру общения с ребенком. Он должен становиться другом для повзрослевших детей. Может быть, это тяжело человеку в рясе, особенно достигшему определенного положения, привыкшему к тому, что он главный начальник на приходе, что его все окружают любовью, уважением. Стать другом для детей — это, конечно, определенный вызов, но если мы хотим, чтобы дети и в переходном возрасте оставались в наших приходах, то священники должны становиться их первыми друзьями. Конечно, тем, кто моложе, это проще сделать, но и пожилые священники могут найти правильный язык для общения с детьми переходного возраста.

Говоря о коммуникационном разрыве между поколениями, важно помнить, что ни ребенок, ни юноша или девушка не стремятся разорвать все связи вокруг себя. Просто те связи, которые предлагают семья, приход, делаются для них неинтересными, и дети уходят в социальные сети. Последние становятся некой планетой для тех детей или молодых людей, для которых родной планетой перестала быть семья и перестал быть приход. Поэтому мне хотелось бы еще раз сказать, что и работа в социальных сетях должна занимать у нас важное место.

Говорю обо всем этом именно потому, что забота о старшем детском возрасте, о юношестве, в целом о молодежи должна быть для нас абсолютным приоритетом. Скажу вещь, может быть, вполне банальную: люди в этом возрасте очень восприимчивы, легко внушаемы, легко организуемы. И мы знаем, что сейчас в нашем обществе происходит. Например, организовали группу молодежи, которая не имела никакого отношения к возведению храма в Екатеринбурге. Мне удалось ознакомиться с тем, какой информацией люди обменивались в социальных сетях, — это была хорошо организованная акция, в которой принимала участие молодежь. Но почему же она так легко поддалась тем, кто призывал отказаться от выбранного участка? Идея построить храм в этом месте была совершенно логична; справа и слева от храма предполагалось разбить парк, а также сделать красивую набережную, по которой могли бы гулять люди. То есть предполагалось превратить это место в самое замечательное место города — и что в результате? А в результате мы получили то, что получили.

Глубоко убежден, что все эти идеи необходимо было представить визуально — не просто ставить заборчик, а разместить на нем виды всего того, что здесь будет построено. Может быть, это не столько вина, сколько недосмотр тех, кто организовывал это строительство. Из всего этого нужно вынести определенные уроки. Если мы начинаем такое доброе дело, как строительство храма, мы должны убедительно представить свой проект людям, ради которых этот храм и строим. Строительство храмов никак не должно становиться предметом борьбы, в том числе политической. А факт, что в данном конфликте присутствовало политическое измерение, совершенно очевиден.

Наши города понесли колоссальный ущерб от тотального разрушения храмов в послереволюционную эпоху, страна практически изменила свое лицо. Мы имеем моральное, историческое право строить и восстанавливать храмы, но нам следует это делать таким образом, чтобы строительство объединяло людей. Думаю, пример Москвы должен быть важным для всей страны. В обезбоженных, лишенных всяких религиозных символов огромных новостройках Москвы сотни тысяч жителей не имели ни одного храма. Сейчас мы наблюдаем, как появляются новые храмы, нередко замечательной архитектуры, — как же они влияют на эстетику условий проживания! И, конечно, дело не только в эстетике, духовный фактор также имеет очень большое значение. Что же происходит? Мы делаем что-то невероятное? Но если в Москве уничтожили "сорок сороков", то почему же не восстановить хотя бы их часть? Так и по всей стране — все уничтожалось под корень. Разве мало было взорванных храмов, монастырей, тех, кто был расстрелян на этих руинах? Поэтому наша общая задача заключается в том, чтобы идти вперед, объединяя людей, укрепляя веру в духовные начала жизни и одновременно развивая добрые отношения и конструктивный диалог с теми, кто не всегда и не вполне с нами согласен.

Линк

https://consigliere-rpc.livejournal.com/3176904.html


Метки:  

Семинар: Почему я до сих пор христианин?

Воскресенье, 16 Июня 2019 г. 00:53 + в цитатник

Россия впервые идёт наперекор МВФ. Лёд тронулся

Понедельник, 10 Июня 2019 г. 11:57 + в цитатник

"Перемога" и "Мы здобулы!" День большого украинского счастья!

Вторник, 04 Июня 2019 г. 13:21 + в цитатник

"Перемога" и "Мы здобулы!" День большого украинского счастья!

Вторник, 04 Июня 2019 г. 13:21 + в цитатник

Душенов 223. Рyccкий aтoм самый aтoмный!

Понедельник, 03 Июня 2019 г. 14:43 + в цитатник

Душенов 223. Рyccкий aтoм самый aтoмный!

Понедельник, 03 Июня 2019 г. 14:43 + в цитатник

Один чудак с лицом... Станислав Бартенев

Понедельник, 27 Мая 2019 г. 15:19 + в цитатник

Диалог открыт

Четверг, 23 Мая 2019 г. 04:01 + в цитатник

Орловские журналисты в большинстве своём пропустили знаковое событие - встречу митрополита Орловского Тихона со студентами РАНХиГС. Хотя встреча эта транслировалась в прямом эфире в паблике Митрополии, а запись выложена на её сайте.

А разговор был острым, вопросы студентов - "колючими".

Встреча высветила важную проблему. Сознание и менталитет российских студентов целиком и полностью формируется интернетом, юноши и девушки верят буквально каждому слову со своих гаджетов, и реальные факты зачастую ими не воспринимаются. Даже когда эти факты сообщает им профессор родного ВУЗа. Тревожно то, что студенты РАНХиГС - это будущие управленцы, государственные чиновники, они будут принимать судьбоносные решения. Какие?

Зал устроил овацию некоему старому коммунисту, пришедшему на встречу и потребовшему отказаться от строительства храма в Екатеринбурге, "который хотят строить ограбившие народ олигархи, живущие в Лондоне". Владыка Тихон достойно ответил этому человеку.

Он сказал о том, что перенос места строительства храма проблемы не решит, туда тоже явятся протестуны и будут скакать. "Кто не скачет, тот москаль", "кто не скачет, тот за храм".

Архипастырь спросил: "Есть ли в зале мусульмане?" Поднял руку один человек, которого Владыка спросил, возможно ли, чтобы мусульмане выступили против строительства мечети. Ответ был отрицательным.

Профессор Виктор Анатольевич Ливцов рассказал о том, как в Орле сорвали строительство Петропавловского кафедрального собора под предлогом сохранения городского парка и атракционов. Сейчас атракционы превратились в ржавый металлолом, а участок выкуплен частным инвестором, уже согласовано строительство. Не собора. Высотного здания. И никто из радетелей защиты парка культуры даже не пытается протестовать! Это же не собор!

Владыка Тихон отметил, что именно православный собор в центре города говорит о том, что это русская земля, подчёркивает нашу идентичность. Он рассказал об опыте строительства кафедрального собора в Южно-Сахалинске. Важно было построить величественное здание собора, дабы показать - здесь начинается Россия.

Владыка рассказал об установке поклонного креста и памятника Николаю Чудотворцу на Южных Курилах. Это было важно и сомволично, поскольку на о.Хоккайдо в Японии специально оборудованы смотровые площадки, с которых японцы в бинокль рассматривают "северные территории", т.е. наши 4 острова.

А в Китае при демаркации границы с Россией однажды участок земли остался за Россией только потому, что там стоял православный храм. А вот с Финляндией демаркировать границу было легко - по всему периметру стоят друг против друга православные храмы и лютеранские кирхи.

Когда пришедшая на встречу православная женщина спросила Владыку, где и когда она может попасть к нему на приём, Владыка сказал - "в любое время в резиденции, когда нет службы". И тут зал вновь взорвался овацией.

Со встречи студенты "ушли, много споря между собою" (ср. Деян.28:25)

Но многие захотели сфотографироваться на память с Архипастырем.

Диалог орловского Архипастыря и орловского студенчества начался. И это - главный итог встречи.

https://consigliere-rpc.livejournal.com/3175235.html


Метки:  

Диалог открыт

Четверг, 23 Мая 2019 г. 04:01 + в цитатник

Орловские журналисты в большинстве своём пропустили знаковое событие - встречу митрополита Орловского Тихона со студентами РАНХиГС. Хотя встреча эта транслировалась в прямом эфире в паблике Митрополии, а запись выложена на её сайте.

А разговор был острым, вопросы студентов - "колючими".

Встреча высветила важную проблему. Сознание и менталитет российских студентов целиком и полностью формируется интернетом, юноши и девушки верят буквально каждому слову со своих гаджетов, и реальные факты зачастую ими не воспринимаются. Даже когда эти факты сообщает им профессор родного ВУЗа. Тревожно то, что студенты РАНХиГС - это будущие управленцы, государственные чиновники, они будут принимать судьбоносные решения. Какие?

Зал устроил овацию некоему старому коммунисту, пришедшему на встречу и потребовшему отказаться от строительства храма в Екатеринбурге, "который хотят строить ограбившие народ олигархи, живущие в Лондоне". Владыка Тихон достойно ответил этому человеку.

Он сказал о том, что перенос места строительства храма проблемы не решит, туда тоже явятся протестуны и будут скакать. "Кто не скачет, тот москаль", "кто не скачет, тот за храм".

Архипастырь спросил: "Есть ли в зале мусульмане?" Поднял руку один человек, которого Владыка спросил, возможно ли, чтобы мусульмане выступили против строительства мечети. Ответ был отрицательным.

Профессор Виктор Анатольевич Ливцов рассказал о том, как в Орле сорвали строительство Петропавловского кафедрального собора под предлогом сохранения городского парка и атракционов. Сейчас атракционы превратились в ржавый металлолом, а участок выкуплен частным инвестором, уже согласовано строительство. Не собора. Высотного здания. И никто из радетелей защиты парка культуры даже не пытается протестовать! Это же не собор!

Владыка Тихон отметил, что именно православный собор в центре города говорит о том, что это русская земля, подчёркивает нашу идентичность. Он рассказал об опыте строительства кафедрального собора в Южно-Сахалинске. Важно было построить величественное здание собора, дабы показать - здесь начинается Россия.

Владыка рассказал об установке поклонного креста и памятника Николаю Чудотворцу на Южных Курилах. Это было важно и сомволично, поскольку на о.Хоккайдо в Японии специально оборудованы смотровые площадки, с которых японцы в бинокль рассматривают "северные территории", т.е. наши 4 острова.

А в Китае при демаркации границы с Россией однажды участок земли остался за Россией только потому, что там стоял православный храм. А вот с Финляндией демаркировать границу было легко - по всему периметру стоят друг против друга православные храмы и лютеранские кирхи.

Когда пришедшая на встречу православная женщина спросила Владыку, где и когда она может попасть к нему на приём, Владыка сказал - "в любое время в резиденции, когда нет службы". И тут зал вновь взорвался овацией.

Со встречи студенты "ушли, много споря между собою" (ср. Деян.28:25)

Но многие захотели сфотографироваться на память с Архипастырем.

Диалог орловского Архипастыря и орловского студенчества начался. И это - главный итог встречи.

https://consigliere-rpc.livejournal.com/3175235.html


Метки:  

Про суеверия

Вторник, 21 Мая 2019 г. 15:49 + в цитатник

О храмоборцах в Екатеринбурге

Воскресенье, 19 Мая 2019 г. 16:13 + в цитатник

О храмоборцах в Екатеринбурге

Воскресенье, 19 Мая 2019 г. 16:13 + в цитатник

Православных в России 3 процента?

Воскресенье, 12 Мая 2019 г. 14:08 + в цитатник

"ЧП. Расследование": "Без свидетелей"

Среда, 08 Мая 2019 г. 17:25 + в цитатник


Поиск сообщений в lj_consigliere_rpc
Страницы: 81 ... 78 77 [76] 75 74 ..
.. 1 Календарь