



"Друг кошек" 2006 №06
Екатерина Лисицына
Открытки из коллекции автора
книга окрасов
ГОЛУБЫЕ ли СЕРЫЕ кошки?
Судя по количеству открыток, выпущенных до 1917 года, голубой окрас, в действительности — серый, был очень распространен. Я отобрала работы разных художников, причем открыток могло быть гораздо больше, но пришлось «отбраковать» изображения серых кошек с белыми, даже с самыми незначительными пятнами (правда, без «исключения из правил» все же не обошлось).
Начну с великолепных парных портретов. Совершенно очаровательна работа известного английского художника Герберта Сиднея «Детство», выставленная в 1912 году в Салоне Парижа. Пушистый кот, как мне кажется, похож на старотипных персов, а главное, он явно в голубых тонах, хотя на лбу различаются полосы (1). Другой портрет девочки-подростка с гладкошерстным котом кисти Августина Овича, датированный 1911 годом (2). Очень живописно выглядит сочетание платья розового тона с серой шерстью дородного кота, который явно не собирался позировать. Видно, что девочка, желая его удержать, поглаживает ему шейку, а он, желтоглазый баловень, лишь терпит ее ласку. Художник ничего не стал приукрашивать — сценка будто сфотографирована. Эта открытка одна из моих любимых: уж очень кот похож на моего кота Деточкина. А как очарователен портрет малоизвестного русского художника М. Брянского «Девушка с кошкой» (3), датированный 1867 годом! На фоне летней зелени сидит миловидная девушка в скромной кисейной кофточке. Несколько печальный взгляд больших зеленого оттенка глаз, на плечах два локона светлых волос. На коленях скрещенные руки, и в них уютно устроилась серая короткошерстная кошка с толстыми лапами и миндалевидными карими глазами.
Теперь посмотрим на открытку, напечатанную в Англии известнейшим издательством Raphael Tuck & Sons' Oilette для серии «Домашние любимцы и товарищи для игр» (4). Художник А. Тэлбойз с максимальным реализмом изобразил пекинеса и персидских кошек начала XX века — самых дорогих породистых животных. Справа от собаки желтоглазый кот с голубой, блестящей на концах волос шерстью (это хорошо видно по «воротнику»). Эта открытка интересна техникой исполнения: она имитирует живопись масляными красками, то есть ее поверхность не гладкая, а шероховатая, что особо ценится коллекционерами.
Пушистых голубых котят встречаем у плодовитого Бернарда X. Коббе, который, рисуя животных, часто вносил в сюжеты элемент экзотики. На представленной открытке котята с опаской наблюдают за глупым щенком, пробующим на зуб панцирь черепахи (5).
Очеловеченный портрет гадающей на ромашке кошечки написан известным Артуром Тиле (6). Обратите внимание на поникшие ушки киски. Нет, вряд ли художник нарисовал представительницу конкретной породы, ныне известной как скоттиш фолд (открытка-то прошла почту в 1907 году). Вероятно, так он изобразил ее печаль. Открытка с породистыми кошками, на обороте которой есть типографская подпись: «Ангорские кошки», напечатана в Германии (7). К сожалению, оттиск всей серии не четкий, но на данной открытке видна вся фигура голубой ангорки: длинное тело, роскошный хвост, высоко поставленные уши, желтые глаза. Леон Губер, вероятно, любил кошек и на полотнах всегда окружал их массой красивых вещей и цветами. Все его картины смотрятся как натюрморты с кошками и часто выставлялись в Салоне Парижа, как и эта — «Любители музыки» (8). Самый главный «любитель» — пушистый голубой кот с белыми лапами играет на старинном музыкальном инструменте. Особенно хорошо художник передал задумчивое выражение его больших желтых глаз, безусловно, очеловечив животное. В стиле фэнтэзи изображал кошек и Карл Рейхерт. Издателей привлекало умелое соединение оригинальных сюжетов с тщательностью письма, поэтому открытки по рисункам Рейхерта были необыкновенно популярны. Вот, например, кошки решили подвести стрелки часов, и делает это самый ловкий и смелый — голубой кот, чья шерсть так и лоснится. На открытке она выглядит прямо-таки бархатной, отливает серебром и ее хочется погладить (9).
А вот старая литография, подкрашенная вручную и напечатанная приблизительно в 1834-1857 годах — образец наивного искусства для бедных. Когда-то растиражированный в листах незатейливый рисунок стал ценнейшим экспонатом музея Метрополитен в Америке (10).
Портрет дамы в голубом платье с голубоглазым котом художника Фрэда Кескелайна называется «Мой дорогой!» (14). Разумеется, в тон платью коту повязан шейный бант, а сам он пушист, толстолап и, конечно, голубого окраса.
Вот работа из серии «Страна кошек», где из¬вестная постоянным читателям журнала художница Софи Шперлих в первую очередь обыгрывает характеры животных (11). Впереди рыжий — он самый смелый, за ним — серый и застрявший у порога третий — явный трусишка, по окрасу, вероятно, биколор. Видно, что это домашние животные: у рыжика на шее сиреневый бантик. Все они с белой пегостью, но если у рыжего и кончик хвоста белый, то у серенького он в легких кольцах: его окрас похож на голубой тэбби с белым.
Из старых фотооткрыток сложно выбрать такую, глядя на которую сразу определяется голубой цвет шерсти. Но одна из них не вызывает сомнений: все пять малышей (помет котят начала XX века) на редкость одинаковы в типе и окрасе (12). И, наконец, фотооткрытка времен 1950-х годов, выпущенная в СССР. Обычно я не смешиваю старинные открытки (до 1917 года) с более поздними, а тут не могу не показать очень редкую — тираж всего две тысячи экземпляров. Полюбуйтесь пухлощекой девочкой и упитанным щекастым котом (13). Съемка проходила при естественном освещении (скорее всего, у окна), и короткая шерсть кота блестит. Отличный экземпляр «дворянина» однотонного голубого окраса!
https://art-cats.livejournal.com/3327067.html