


"Друг кошек" 2006 №04
книга окрасов
Екатерина ЛИСИЦЫНА
В поисках пятен
Есть у меня кот — серый в черных пятнашках, как в бусинках.
Е. Чарушин. Васька, Бобка и крольчиха
Выбор старинных открыток для показа пятнистого окраса оказался сложным. Не посвященные в фелинологические тонкости любители кошек к пятнисто-окрашенным отнесут любых мурлык, пестрящих белыми вкраплениями, или с довольно крупными пятнами, разбросанными по телу. Пятнистым окрасом назовут и смесь цветных четко очерченных пятен. На старых открытках преобладают изображения именно таких кошек. Но не они нас интересуют, и если отталкиваться от определения окраса по стандарту, то в старину вряд ли была возможность отыскать кошек с круглыми и равномерно распределенными пятнами по бокам. Остальные «детали» (буква М на лбу, кольца на хвосте с темным кончиком, полосатые конечности) у большинства «моделей» встречаются часто и видны отчетливо.
Современных породистых кошек, за которыми закрепили в стандартах пятнистые окрасы, много. Но породы только с признанными окрасами в пятнышках можно по пальцам пересчитать: бенгальская, египетская мау, оцикет. Интересно, что стандарты оговаривают формы пятен, подчеркивая, что среди них нет идеально ровных кружочков. Пятна могут быть продолговатыми, в виде полумесяца, полубаранки, розетки или других форм — на то они и пятна.
Руководствуясь стандартами, как я уже упоминала, довольно трудно было отыскать иллюстративный материал. Тем не менее на знаменитой картине импрессиониста Огюста Ренуара «Женщина с кошкой» (1875) на боку животного хорошо просматриваются четкие, крупные почти овальные пятна. На американской рекламной открытке XIX века кошка, поцарапавшая девочку, кажется скорее пятнистой, нежели тигровой (1). На картине Бесси Бамбер, также датируемой XIX веком, — пушистые котята с характерным пятнистым рисунком (4), за исключением черного, и, пожалуй, тех двух, что спрятались за ним: не видя их в полный рост, нельзя утверждать, что рисунок шерсти такой же. У остальных видны пятна и довольно точно прорисованные поперечные полоски на ножках, а также черточки на лбу и темные кончики хвостов. Несмотря на некоторую идилличность картинки и статичность поз, котята не выглядят приукрашенными. Разве что двум из них повязали бантики.
Котята-малыши почти такого же возраста нарисованы художником Н. Паркером, но им он придал черты храбрецов и вояк, о чем красноречиво говорит их трофей — крыса (2). Пятна или вкрапления просматриваются и здесь, хотя на удлиненной шерсти не только сложно нарисовать их, но и рассмотреть.
Настенная древнеегипетская роспись (датируется 1290 годом до н.э.) воспроизводит миф о змее Апопе и Боге Солнца Ра, который, чтобы победить змея, превратился в огненно-рыжего кота (3). Рисунок шерсти Великого Кота — так назвали Ра — никак нельзя отнести к полосатому. На однородном, почти оранжевом фоне четкими мазками выделяются темные скругленные пятна.
Теперь посмотрим на открытку, где два котика заглядывают в чашку (7). По форме пятен и цвету шерсти с белыми отметинами они очень близки к изображенному на фреске Ра.
На новогодней открытке котята определенно пятнистые. Форма пятен котенка в красной туфле напоминает полумесяц (6). Обратите внимание: в 2005 году с момента написания адресату открытки прошло более 100 лет!
Художники XX века не часто изображали пятнистых кошек. Отмечу фантазийную кошку голландской художницы Сигрид Спрекельсен. Картина датирована 1985 годом и называется «Аделаида фон Св. Себастьян» (9). Во-первых, предположу, что это кличка породистого животного, во-вторых, пятна (здесь — как розетки), по всей вероятности, указывают на специфический окрас. Но цвет глаз и мочка носа? И эта маска? Такой породы определенно нет! А впрочем, почему же обязательно в каждом художественном произведении отыскивать породу? Вот и у Карин ван Херден, известнейшей английской художницы, пятнистая кошка вовсе не породистая: она просто кошка-мама (8). А другая ее «модель» — рыжая в пятнах (5) — сладко спит.
https://art-cats.livejournal.com/3318081.html