




"Друг кошек" 2005 №04
книга окрасов
Эти старые современные окрасы
Это обыкновенный, без всякой породы, апрельский кот. Но как он одет! На ногах у него камергерские белые шелковые брюки, жилет тоже - белый и шелковый, фрак - бежевый, на хвосте нанизано пять черных колец.
Илья Сургучев. Мой кот
Материал Инны Шустровой иллюстрирован современными фото породистых кошек. Однако внимательный читатель обратил внимание на слова автора о том, что «ускоренная модернизация породных типов практически свела на нет усилия заводчиков-колористов старой школы. Причем наиболее пострадали окрасы, обобщенно называемые «окрасы с белым». А какие они были, эти окрасы в начале XX века? Можно ли взглянуть на кошек с белой пегостью XIX и более ранних веков?
Кому мы, потомки, обязаны знаниями в любой области человеческого жития? Художникам и писателям. Вот ведь как тонко И. Сургучев, русский писатель-эмигрант, подметил в окрасе своего котенка-найденыша предметы мужского костюма. И художники, конечно, не задумывались, что лет, эдак, через двести кто-то, разглядывая кошку, нарисованную в уголке картины, будет сравнивать пятна на ее шерсти с официальным описанием, например, биколорного окраса. А получилось именно так.
В действительности (за редким исключением) художники, оживляя интерьер, в жанровые сцены «подселяли» кошек под стол, на скамью, ковер и т.п. Были заказные портреты людей, в руках которых присутствовали кошки, и совсем редко встречаются портреты любимцев. Анализируя их изображения в перечисленных жанрах, мы видим, что большинство кошачьего племени — пестрые, пятнистые, из которых подавляющая масса черных с белым, то есть биколоры.
В своей статье И. Шустрова рассказывает и о симметрии такого окраса, и о криволинейном белом пятне на мордочке — те и другие, судя по репродукциям, жили в разных европейских государствах. Отыскались и ваны с арлекинами, и кошки «в сапожках». Приходится лишь сожалеть, что показать большинство репродукций невозможно из-за их качества, поэтому для достоверности добавлю фотооткрытки начала XX века, на которых отчетливо просматриваются черно-белые животные.
Рассмотрим картину художника Друэ (1699-1767) «Малыш, играющий с кошкой» (2). Розовощекий мальчик крепко сжимает одной рукой переднюю лапу, другой — заднюю пятнистой кошки, уложив ее внутрь шляпы, украшенной пером и лентами. К сожалению, в формат открытки полотно полностью не вписалось, поэтому у кошки отсутствует ухо, но виден полностью окрашенный хвост и хаотично разбросанные по всему телу пятна.
Другой чудесный портрет кудрявого мальчика кисти итальянца Антонио Ринальди (1710-1794). Ручки малыша крепко прижимают к груди черно-белого котенка, которому позировать вовсе не нравится: обратите внимание на его ушки, лапу с выпущенными когтями, да и рубашка оголила плечо мальчика, скорее всего, по вине котика. В лице и позе малыша чувствуется напряжение — еще бы, наверное, он оцарапан. Картина называется «Мой маленький котенок» (7). Видно, мальчик хотел запечатлеть в первую очередь киску, окрас которой нас интересует. На мой взгляд, это классический биколор с симметричной отметиной в виде перевернутой буквы «V»; белые подбородок, грудь, лапы (думаю, что и шея тоже); на голове и хвосте вкраплений нет.
Редкий портрет заслуженного, уважаемого кота (5), о чем свидетельству ет богатый ошейник с золотым замочком и сохраненное для потомков его имя — Минье, запечатлен в 1876 году американским художником Р.П. Трэллом. Как серьезен кот — настоящий мышелов, и как причудлив окрас!
Трех очаровательных котят с белым треугольником на мордочках нарисовал В. Швар (8). Хозяйка, отложив рукоделие и сняв фартук, отошла по другим делам. Котята тут как тут: один потянул нитку клубка, другой улегся на фартук, а третий будто несет караул. Кроме треугольника, у всех белые конечности, но у рыжего котенка белого меньше, чем у других.
На картине Эдмунда Лойе (9) девочка в национальном костюме у печки-голландки держит пеструю кошку. Белые нос и подусники, шея, грудь, передние лапы и, вероятно, живот — классический пример окрасов с белой пегостью европейских кошек.
Забавную сценку нарисовал неизвестный художник (10). Черный с белым кот, сидя на лавке, рассматривает лягушку, запрыгнувшую на край миски с едой для щенков. На его мордочке отчетливо выписана перевернутая буква «V». Кстати, белая пегость в разной степени выражена и у щенков. На портрете котенка художника М. Стэкса (11) явное смещение пятна на мордочке, но четко выписаны белые лапы и манишка. А белолапый котенок с медальоном на груди, наблюдающий за паучком,демонстрирует типичный окрас домашних кошек на многочисленных старинных открытках (15).
Другого котенка с белым треугольником на мордочке видим на картине французского художника
Альфреда Артура Брюнеля Невилла (1879-1907). Однако здесь острие «V» слишком вытянуто, а пятно, хоть и четкое, но «залезло» на спину (1). Нарушение распределения белого (вкрапления на боку и спине) видны на одном из двух животных в картине Блейра (14).
Образец ванского окраса находим на картине В. Штемберга. Задремавшая белая кошка хорошо «демонстрирует» нам два рыжих пятна на голове, причем наружные стороны ушей белые (3).
Хорош кот в иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» (1905) русского художника Ивана Билибина (6).
Здесь явно 2/3 белого, а черные пятна видны на морде, спине, бедрах. Окрашен и хвост, но не до кончика. К арлекинам отнесем портрет кота немецкой художницы XIX века Софи Шперлих (12). Черные четкие пятна разместились на голове, спине и пол¬ностью окрасили хвост. Вот только пятно на передней конечности несколько не вписывается в современный стандарт.
Наконец, художники запечатлели черных кошек с белыми кончиками хвостов, как, например, на полотне Ханса Хейердала «Девочка с кошкой» (1887). Живописен портрет рыжеволосой девочки в красном платье с белолапым котом, кончик хвоста которого белый (4). На картине советского художника Аркадия Пластова «В деревне» (13) кошка ожидает парное молоко. У нее хорошо виден четкий окрас со спины и белый кончик хвоста.
Наконец, рассмотрим фотографии начала XX века (съемки в ателье). Ангорские коты (17), один из которых (на спинке кресла) — типичный биколор. У кота на подушке (16) явное смещение белого пятна на морде, а кот на белой ажурной салфетке (18) несет в себе ген «gloves», о чем говорят перчатки на всех лапах. Хороша у него и отметина на морде, есть пятно на шее, спускающееся на живот. И последнее фото четырех короткошерстных котят (19): у каждого свой рисунок — где белого больше, где меньше, но «породистые» пятна не просматриваются. Зато какой у всех разрез глаз!
Согласитесь, интересно сравнить «старые» окрасы с нынешними, закрепленными в современных породах.
Екатерина Лисицына
Открытки из коллекции автора
https://art-cats.livejournal.com/3189993.html