




"Друг кошек" 2005 №03
великие кошатники
"Я кот, который гуляет сам по себе"
Статья не случайно названа знаменитой фразой Киплинга — именно эти слова могли быть девизом французского художника Стейнлена.
Теофиль-Александер Стейнлен родился в 1859 году в Лозанне (Швейцария) в семье учителя. В 1882 году он уже в Париже на Монмартре, где поначалу ему жилось нелегко. Все друзья, как и он, бедствовали и собирались в кабачке «Черный кот». Именно здесь в своеобразном артистическом кафе велись бесконечные споры об искусстве, витал дух творчества. Содержал кафе Родольф Салис, он же издавал и газету с таким же названием — «Черный кот». Вот в ней и начал сотрудничать Стейнлен с другом, художником Виллетом.
Первыми заказами были афиши для кабачка Салиса, а также рекламные карточки и газетные иллюстрации. Популярность кафе росла, и для нового здания «Черной кошки» художник нарисовал большое декоративное панно, сразу принесшее ему известность (1). В старом освободившемся помещении в 1888 году открылось кабаре, где процветал жанр парижской уличной песни — шансона.
Здесь же стали издавать новую газету, страницы которой стал оформлять Стейнлен. В ней печатали ноты шлягеров с оригинальными рисунками. Песни шансонье Брюана с авторскими рисунками художника имели такой успех, что позже вышли двумя отдельными книжечками.
В следующие десять лет Стейнлен работал в популярных журналах разных направлений, без устали иллюстрируя рассказы, стихи, ноты и т.п. Работоспособность Стейнлена была колоссальная: он рисовал политические плакаты «на злобу дня», печатал безукоризненные по цвету и рисунку литографии, а в жанре рекламной французской афиши занял первостепенное место. Его лозунгом были слова: «Художник никого не должен ублажать. Он, как и ученый, служит только правде».
Стейнлен признавался, что рисовать ему было не в тягость, и не столько для заработка, сколько для души он рисовал любимых им кошек. При нем всегда были записные книжечки (блокнотики), в которые художник вносил наброски кошек, которых видел всюду: на прогулках, в гостях, в кафе и т. д. Позже из этих карандашных «заметок» — так называл их сам художник — он разрабатывал сюжеты. Большинство таких небольших картинок были сплошь на кошачьи темы.
И в доме художника жили кошки. Особенно он любил черного кота, который «позировал» не только для знаменитых афиш, но и для многих других больших и маленьких картин, например для «Пьеро и кот» (3) и «Девочка и кот» (4). Стейнлен любил рисовать спящих или отдыхающих кошек (8). Особенно известны его «Кот на перилах. Лето» (10) и «Кот на перине. Зима» (обе работы 1909 г.). На этих двух картинах изображен один и тот же кот великолепного мраморного окраса. Эту же «модель» он неоднократно использовал в групповых портретах и в многочисленных этюдах. Приятно отметить, что, как истинный график, художник не обошел вниманием красоту сиамской кошки. С 1920 по 1922 год
Стейнлен, вероятно, бывал в доме, где жила сиамская кошка с котятами. Там он и запечатлел их сладкий сон, еду из одной миски, всевозможные позы, выразительные повороты головы и т.п. Сохранились их имена: Чанг, Крики, Бьюти, Мони (11).
Его самая большая «кошачья» картина — «Апофеоз кошек на Монмартре» (1889-1890). Ее размеры впечатля¬ют: 164,5 х 300 см. В день полнолуния избирается король кошек — и тысячи животных присягают ему на верность. У тех, которых зрители видят на первом плане, открыты пасти — какой стоит вой, визг, ор! А новый король возвышается над всеми, стоя на холме в ореоле луны. Здесь, как и в других картинах, художнику позировали родные домашние кошки (5). Любовь художника к кошкам разделяла его жена Эмилия и дочка Колетт, которых он также много рисовал и прославил на рекламных афишах. Без преувеличения можно сказать, что девочка росла вместе с кошками. Уже в 1885 году (год рождения дочери) отец рисует свою малютку с одним из котов — черным. Отныне они — его любимые модели — постоянно появлялись то в карандашных набросках, то в небольших по размеру картинах и, наконец, во всемирно известных рекламных афишах, тиражированных в постерах (7). Даже маленький двухэтажный домик на Монмартре, в который семья переехала в 1890 году, был известен под английским названием «Дом кошки».
В рекламном плакате жидкого шоколада (густого напитка из порошка какао) изображена рыжеволосая Колетт, его мечтательная жена Эмилия и полосато-тигровая толстая кошка. Сюжет, построенный на динамизме, в котором поначалу на переднем плане не было банки с какао, очень привлек заказчиков.
На картине, написанной в 1882 году (9), у дочки платье другого цвета, а стол не покрыт белой скатертью. Заказчиков нисколько не смутила кошка на столе, и после незначительных переделок плакат с 1895 года пользовался большим успехом.
На другой афише, рекламирующей молоко (1894), Колетт изображена в окружении трех разношерстных кошек. Ярко-красное платье девочки оттеняет черную, тигровую и трехцветную шерсть кошек, которые, конечно же, получат свою порцию вкусного стерилизованного венженского молока. Теперь эти работы — классика, и, пожалуй, нет ни одного альбома, посвященного Стейнлену, где бы не было этих иллюстраций (2).
На другом живописном постере — ветеринарная клиника Шерон. Интересен он тем, что красивая молодая девушка в красном платье — его повзрослевшая семнадцатилетняя дочь (12).
Итак, Стейнлен — великий кошатник. Даже свою печать он нарисовал в виде элегантного изгиба инициала, вписав его в изящную позу кошки.
Однако если читать о жизненном и творческом пути художника по тем изданиям, которые хранятся в наших лучших библиотеках, вы никогда этого не узнаете. Статьи написаны однобоко, в духе «политических и идеологических указаний партии» и ничего, кроме отвращения к подобному чтению, не вызывают. Совсем нет сведений о личной жизни художника, о том, как он переживал ужасы Первой мировой войны и политические передряги. Нет ни слова о его размышлениях о природе, животных. Под конец жизни Стейнлена стали забывать на родине, и ему приходилось выпрашивать место рисовальщика в музее естествознания, которое практически не оплачивалось. Но ему и этого было достаточно — ведь там он был в большей близости к животным. Не лучше ли они, чем люди?.. Увы, пока еще никто не перевел, не затронул тот пласт жизни Стейнлена, когда художник всецело разделял мнение великого Леонардо да Винчи, говоря его словами, что «самая маленькая из кошек является шедевром». Теперь за границей издают роскошные альбомы. Нет, не с рисунками на политические темы,
а с кошками. Нет точных данных, сколько сохранилось подобных зарисовок, но благодаря
коллекционерам лучшие музеи пополняют ими свои фонды и показывают в экспозициях. У меня есть альбом и открытки, которые можно рассматривать часами.
Екатерина Лисицына
В оформлении статьи использованы иллюстрации из альбома "Стейнлен: человек-кот", Кабинет кошек, Амстердам, 1995.
https://art-cats.livejournal.com/3181424.html