-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_agritura

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 42




Болтовня легкомысленной особы - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://agritura.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://agritura.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Просто Ян ван Эйк!

Понедельник, 28 Июля 2014 г. 23:05 + в цитатник
selfie_vaneyck
Портрет мужчины в красном тюрбане.
1433
25,8 Х 18,9 см
Национальная галерея, Лондон

Не исключено, что это автопортрет: люди на портретах того времени обычно смотрели в сторону, а мужчина смотрит прямо на нас - художник мог смотреть на себя в зеркало, когда рисовал. Удивительная детализация - видна каждая морщинка, каждая седая отросшая щетинка на подбородке!

Кроме этого портрета, в посте подобраны не самые знаменитые работы художника.



Пришло время ударить по Яну нашему по ван Эйку.

Это такие недосягаемые вершины таланта и новаторства, такая глыбища, что даже не знаешь, с какой стороны за нее ухватиться.

Давайте с биографии начнем.

Начало жизни – все, как обычно: мы не знаем ни места, ни точной даты рождения. Предполагается, что рожден он был в период с 1385 по 1400 год, возможно, в городе Маасейке или Лимбурге на территории нынешней Бельгии. Скорее, конечно, в Маасейке. Считается, что фамилия "Эйк" перекликается с "Массейк", известно также, что дочь его Ливайн вскоре после смерти отца находилась в монастыре в Маасейке – видимо, в городе остались родственники, и девушку отдали на воспитание в монастырь в родном городе отца. Помимолегендарного брата Хуберта, у Яна был по крайней мере еще один – Ламбер, а также сестра Маргарита. Художник чуть более позднего периода Бартоломью д'Эйк, скорее всего не имеет отношения к семье Эйков, или является очень дальним родственником.

img017
Свадьба Филиппа Доброго и Изабеллы Португальской. 1430
Только вот кто из них жених с невестой, ума не приложу!
161 Х 117 см, Версаль, Франция



История с братом Хубертом темная и запутанная. Его имя буквально пару раз упоминается рядом с именем Яна, точной информации очень мало, однако считается, что Губерт был намного старше и учил Яна мастерству живописца. Предполагают также, что над Гентским алтарем работали оба брата – Хуберт начал работу, но в 1426 году умер, и его дело заканчивал уже Ян. Правда, известно это из надписи на створках алтаря, и есть подозрение, что сделана она гораздо позже, чем период, когда создавался сам алтарь. Очень разные сведения в разных книгах и других источниках: в одних утверждается, что в некоторых работах, приписываемых Яну ван Эйку, местами четко определяется рука другого художника, в других – наоборот, что якобы детальный исследования последних лет доказали обратное.

1410-20 Hubert_van_Eyck_or_Jan_van_Eyck_or_both_-_The_Three_Marys_at_the_Tomb_-_Google_Art_Project
Три Марии у гроба Господня
Считается, что эту работу начал Хуберт ван Эйк в промежутке между 1410 и 1420 годом, но не закончил. Завершена она была в 1440-х кем-то из мастерской ван Эйков.


Есть версия, что Хуберт был не столько художником, сколько декоратором, и с братом они работали "семейным подрядом". Другие исследователи полагают, что Хуберт - просто однофамилец и очень средненький художник на самом деле. А некоторые вообще считают, что никакого Хуберта вообще не существовало, и все это мистификация. Я не знаю, какая из версий правдива, поэтому оставим пока в покое идею об участии в совместных работах Хуберта, и будем говорить только о Яне. Надо сказать, что бельгийцы по широте своей душевной особо разбираться не стали, и поставили в Генте памятник обоим братьям. В благодарность за знаменитый алтарь.

1428-29(attr.),_stimmate_di_s._francesco_di_philadelphia,_1430-32,_01
Стигматизация святого Франциска
29,5 Х 33,7 см
Галерея Сабауда, Турин
Нет точных доказательств, что это работа ван Эйка - стиль, вроде, его а вот эмоциональность персонажей ему не свойственна. Исследователей смущает спутник Франциска, Лука - якобы он слишком аффектирован, чего у ван Эйка отродясь не было. Мне однако кажется, что монах просто спит - по легенде, во время прогулки в горах Лука задремал, а на Франциска в это время "напали" стигматы.


Ранних работ Яа не сохранилось. Не верьте "Википедии" - он, скорее всего, не участвовал в создании иллюстраций к "Турино-Миланскому часослову", в умных книжках пишут, что сейчас большинство ученых эту гипотезу отвергло.

Начал он свою карьеру в 1422 году, став придворным живописцем графа голландского, зеландского и геннегаутского, Иоганна Третьего Баварского. Жил он при этом в Гааге. Был он в это время относительно молод, но, по всей видимости, уже известен, как искусный живописец, ведь кого попало ко двору не взяли бы. К тому времени у Яна уже была своя мастерская и ученики – мне кажется, в свете этого его годы рождения все-таки ближе к 1385-90, вряд ли это был 1400 год; ведь в таком случае он в 22 года должен быть мастером с учениками, а это вряд ли возможно – Рогир ван дер Вейден, например, только в 26 лет поступил в ученики к Кампену.

1430-33 Ювелир
Портрет мужчины в синем головном уборе ("Портрет ювелира")
1430-33
Национальный музей Брукенталя, Румыния



Известно, что Ян ван Эйк принимал участие в декорировании дворца Биненхофф, принадлежавшего графу Голландскому. Именно в тот период его имя впервые упоминается в документах – "Мастер Ян, художник". Его патрон был человеком беспокойным, постоянно лез в какие-то вооруженные конфликты с соседями, не зря его называли Иоганном Безжалостным. Умер он рано (возможно отравлен), в 23 года (1425 год), и ван Эйку пришлось искать новую работу.

Она нашлась практически сразу, так как талант художника давно заметил и оценил сам герцог Бургундский Филипп Добрый (он был союзником графа Голландского в некоторых вооруженных конфликтах и, вероятно, знал о его одаренном придворном живописце). Он пригласил Яна ван Эйка ко двору, художник переехал в Лилль. Можно с уверенностью сказать, что отношения между феодалом и его придворным художником не были обычными отношениями слуги и господина, это была настоящая крепкая дружба, длившаяся всю жизнь ван Эйка.

1432 Тимофей
Тимофей
1432, 33,5 Х 19
Национальная галерея, Лондон

Предполагают, что это - посмертный портрет композитора Жиля Биншуа - тоже служил при дворе герцога. Скорее всего, он абсолютно лысый - ни волос, ни бровей. Даже ресницы, предполагается, дописали при поздней реставрации.

Герцог не только доверял Яну весьма деликатные дипломатические поручения, такие как посредничество в женитьбе, например, он был крестным отцом его сына. Нередко Ян сопровождал патрона в пилигримских путешествиях. Через несколько лет после смерти Эйка, когда его дочь нужно было поместить в монастырь (на обучение, по всей видимости), герцог активно хлопотал за нее и выделил на это необходимые средства.

1435 De_man_met_de_anjervan_Jan_van_Eyck_uit_1423.

Портрет мужчины с гвоздикой
1435
40 Х 31 см
Национальный музей, Берлин


Сохранился документ, подтверждающий очень высокую лояльность Филиппа к художнику, это его гневное письмо 1435 года к городскому казначею Лилля, который пытался "скостить" сумму, которую он должен был выплатить ван Эйку: "Это весьма огорчает Нас, так как Мы не можем назвать ни одного другого художника, равного Нам во вкусах, и столь искушенного в вопросах живописи и наук!". Следует добавить, что на службе у герцога Ян ван Эйк получал плату не сдельно, за выполненную работу, а был "на фиксированной ставке", причем довольно высокой. Это давало ему полную творческую свободу, поэтому он выполнял заказы и других лиц, а не только лишь исполнял "живописные прихоти" своего патрона.

1435 Бодуэн де Лануа
Портрет Бодуэна (или бодуна?)) де Ланнуа
1435

26 Х 20 Национальный музей, Берлин
Изображен губернатор Лилля и Рыцарь золотого руна, так что не смотрите, что рожа такая зверская


Надо сказать, что прозвище "Добрый" отнюдь не означало мягкости характера герцога, на английском его прозвище звучит "Good" - "хороший", он был хорошим воином и хорошим государем, но нрав как раз имел взрывной и горячий. И при этом ван Эйк продержался при его дворе, будучи в фаворе, 16 лет, до самой своей смерти. К слову, его вдове Маргарет герцог назначил большое пожизненное содержание. Еще одна интересная история о герцоге – его отца, Иоанна Бесстрашного, убили в 1419 году, Филиппу было на тот момент 23 года, это событие поразило до глубины души. Он скорбел долго и искренне, потом всю жизнь вспоминал отца и поэтому на всех портретах якобы просил изображать себя в черном. Не знаю, насколько это соответствует истине – почти на всех портретах герцогов и королей того времени они одеты в черное.

Филипп Добрый Рогир ван дер Вейден

Филипп III Добрый
Копия портрета Рогира ван дер Вейдена


Интересы Эйка не ограничивались исключительно живописью, похоже, это был настоящий "человек эпохи Возрождения": он неплохо знал геометрию, имел определенные познания в химии, интересовался ботаникой, а также весьма успешно выполнял дипломатические поручения своего патрона. Известно, что ван Эйк моделировал фасоны одежды и ювелирные украшения, и занимался тем, что сейчас называют "дизайном интерьеров". Также он знал языки – об этом косвенно свидетельствует то, что в надписях на своих картинах он использует латынь, а также греческий и иудейский алфавиты. На его надгробной плите изображен родовой герб – видимо, он был выходцем из мелкого дворянства, что позволило ему получить классическое образование, чего не могли себе позволить другие художники того времени. Это, по-видимому, послужило тому, что Ян занял особое положение при дворе герцога, можно сказать, сделал карьеру, чего никогда не удалось бы достигнуть обычному ремесленнику.



Интересно, что Эйк не был первым нидерландским художником, служившим при Бургундском дворе. За несколько лет до него при дворе отца Филиппа Третьего Доброго, Филиппа Второго Смелого, служил еще один знаменитый художник из Нидерландов - Мельхиор Брудерлам (1328-1409). Так что высокое мастерство нидерландцев было известно и высоко ценилось издавна.

эйк
Предполагаемый портрет Яна ван Эйка
Эта гравюра создана в 1572 году, через 130 лет после смерти мастера.


Немного о дипломатической службе Яна. Роль свата он исполнял дважды – один раз ему пришлось побывать в Турне (где он встречался с местными художниками, в том числе и с Кампеном) в 1427 году, сюда приезжали послы Изабеллы Испанской, инфанты, для переговоров о возможном ее браке с вдовствующим герцогом Филиппом. На этот раз что-то не заладилось, свадьба не состоялась. Это никак не повлияло на отношение герцога к Яну ван Эйку – видимо, в этой ситуации обстоятельства не зависело от посла, и через пару лет (1427-1428 годы) Ян поехал на поиски невесты для герцога повторно – на этот раз в Португалию. Здесь он пробыл девять месяцев. Это был очень полезный опыт – Ян получил возможность любоваться буйной южной флорой, что отразилось в дельнейшем и на его творчестве: в некоторых его работах ("Гентский алтарь", например) на заднем плане мы видим не унылый нидерландский пейзаж, как у большинства его коллег-соотечественников, а буйную экзотическую растительность, которая намного больше подходит для имитации райских кущ.

Португальский вояж оказался более удачным, согласие на брак с 33-летней Изабеллой Португальской было получено, Ян написал ее портрет и привез герцогу; в скором времени состоялась свадьба. Бракосочетание отпразновали 10 февраля 1430 года в Брюгге, ван Эйк был главным организатором и декоратором массового празднества.

Isabelle_de_Portugal_Duchesse_de_Bourgogne
Изабелла Португальская.
Мастерская ван Эйка, прим 1435


Портрет Изабеллы в доступных источниках я не нашла, позже узнала, что он не сохранился. Надеюсь, в молодые годы Изабелла выглядела получше, чем на знаменитом портрете Рогира ван дер Вейдена (на нем ей 47-50 лет), иначе герцогу не позавидуешь – Рогир изобразил ее далеко не красавицей. Хотя, может она человек была хороший. С другой стороны, герцог особо и не переживал – у него было как минимум 17 внебрачных детей; похоже, он не пропускал ни одной юбки!

Rogier_van_der_Weyden_workshop_-_Portrait_of_Isabella_of_Portugal_-_without_frame
Изабелла Португальская
Рогир ван дер Вейден, прим. 1445



С 1430 года ван Эйк постоянно жил с семьей в Брюгге. Вообще, жизненная его география достаточно обширна, помотало мужика по свету: известно, что он бывал в Генте, Гааге, Лилле, Турне, где общался с Кампеном и его учениками (около 130 км от Брюгге), а также ездил в Португалию, как уже говорилось, в Прагу и в Лондон.

Женился он довольно поздно – после сорока лет, в 1432 году. В супруги себе выбрал девицу Маргарет, судя по портрету – ни грамма не красавицу, но намного моложе Яна. Она родила ему сына и дочь, да и вообще, в отличие от Кампена, Ян ван Эйк "в порочащих связях не замечен". Яну приходилось разрываться между своим ремеслом и дипломатической деятельностью на службе у герцога, так что ему было не до глупостей. Профессиональная его продуктивность была колоссальная для такой кропотливой филигранной техники - немало его работ сохранилось до наших дней, а сколько еще могло погибнуть в период иконоборчества, остается только гадать. А ведь прожил он относительно немного – примерно 55 лет. Умер, похоже, внезапно, от скоротечной болезни - осталось много набросков и незавершенных работ. Мастерскую после его смерти возглавил брат Ламбер.

Jan_van_Eyck_-_Portrait_of_Margareta_van_Eyck_-_WGA7618
Маргарет ван Эйк
1439
32,6 Х 25,8 см
Музей Груннинге, Брюгге
Ну... так... Не переборчив был маэстро



Нужно несколько слов сказать о его технике.
Кажется, сейчас даже весьма поверхностно образованный и не искушенный в искусствоведении человек, уже знает, что масляную краску изобрел не ван Эйк, хотя долгое время авторство этого изобретения приписывалась именно ему.

Такая информация распространилась и муссировалась вплоть до нашего времени, благодаря жизнеописанию художника, написанному в 16 веке нидерландским автором Карелом ван Мандером; речь идет о его труде "Книга о художниках" (в ней речь идет не только о ван Эйке, это что-то вроде книги Вазари только "на Северный манер"). Автор не скупился на цветистые выражения: "То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском".

1439 Jan_van_Eyck_Vera_Icon
Христос
1439


Мандер особо не углублялся в факты, а просто вручил лавры первопроходца своему гениальному соотечественнику, хотя большинство нидерландцев, включая школу Кампена, также активно пользовались этой техникой. В Италии она тоже была известна, хоть и менее распространена, там в большей степени процветала не алтарная, а все-таки фресковая живопись, где больше подходила яичная темпера.

1439_Madonna_bij_de_fontein_(1439)_28-02-2010_13-41-46

Мадонна у фонтана ("Мария у источника жизни")
19 Х 12,2 - крошечная совсем!
Королевский музей изящных искусств, Антверпен


Достоинства масла были важны для работ ван Эйка – он работал при помощи многочисленных полупрозрачных слоев, которые помогали достигнуть необходимой глубины и выразительности изображения. Темперные пигменты, смешиваемые с водой и яичными желтками, были не прозрачны, границы между цветовыми пятнами получались резкими и суховатыми, было сложнее моделировать светотень. Используя масло, ван Эйк добился поразительных визуальных эффектов, которые были неподвластны никому до него; в этом и состояло его новаторство. У масла был один недостаток – оно довольно долго сохло, работа в многослойной технике могла бы затянуться на годы. Ян экспериментировал, смешивая разные виды масел и сиккативов, и добился довольно быстрого высыхания, использую смесь из льняного и орехового масел в определенной пропорции.

мимика
Мимика у нас как-то через раз получалась...
(фрагмент Гентского алтаря)


Он никогда не следовал строго законам линейной перспективы и не старался добиться геометрически выверенного эффекта, как итальянские мастера (в набросках их картин современные исследователи нередко находят в инфракрасных лучах намеченную сетку перспективы) – он просто изображал то, что видел. И получалось неплохо.
Единственное, что, на мой взгляд, ван Эйку удавалось не очень хорошо – это изображение мимики и эмоций своих моделей.
Зато он непревзойденный мастер света и "певец детали". Ювелирные украшения, складки одежды, волоски в шевелюре, текстура тканей у него изображены с дьявольской точностью.


Ткань 10
Фрагменты картин, показывающие мастерскую передачу фактуры дорогих тканей


Работал он на дубовых досках (чаще всего - балтийский дуб, с территории нынешней Польши), покрывал его очень плотным слоем белого грунта, получалась гладкая блестящая поверхность. Затем он наносил рисунок, иногда очень детальный, затем делал полупрозрачный подмалёвок и начинал наносить один за другим полупрозрачные слои масла. Краски на его картинах почти флюоресцировали, свет шел словно из глубины его работ. Потрясающая игра светотени очень точно передавала текстуры богатых тканей, например. При этом Эйк научился своеобразно передавать пространство, подчеркивая при помощи различных ухищрений его глубину. Эрвин Пановский очень точно выразился: ван Эйк словно смотрел в микроскоп и телескоп одновременно.


Мадонна Лукка 1436
Мадонна Лукка (называется так потому, что долгое время находилась в коллкции Карло Луиджи, герцога Луккийского)
1436
65,5 Х 49,5 см
Государственный художественный институт, Франкфурт

Похожую символику мы видели у Кампена - львы на троне Соломона (трон Мудрости), бутыль с водой и таз для умывания, как символ чистоты, фрукты на подоконнике - символ запретного плода

Бросается в глаза абстрактность изображения мифологических персонажей в сравнении с реалистичностью портретов живых людей, написанных с натуры; впрочем, как и у большинства его соотечественников-художников. Особенно на это обращаешь внимание, когда рассматриваешь религиозные картины, на которых присутствуют донаторы. Их лица ван Эйк пишет с беспощадной реалистичностью, в то время как библейские герои выглядят идеализированными. Эмоциональность и аффектация чужды героям его портретах, но мы видим в них глубокую внутреннюю сосредоточенность. Исследователи очень образно говорят, что Эйк первым попытался открыть окно во внутренний мир своих героев.

1441 Jan_van_eyck,_san_girolamo_nello_studio,_detroit
Святой Иероним за работой
1441
20 Х 12,5 см
Институт искусств, Детройт
Это одна из последних работ Эйка, и то не законченная. На ней можно рассмотреть цифры 1442, а Ян ван Эйк умер в 1441. Мастерстки выполнена верхняя часть картины, наверное, начатая ван Эйком, остальное заканчивал его ученик уже после смерти мастера.


Обратите внимание, что все его персонажи, которые традиционно должны были демонстрировать аскетизм и смирение - Дева Мария, святые - к ван Эйка одеты в роскошные одежды и усыпанны драгоценными камнями. Это лишний раз напоминает, что Ян ван Эйк был придворным художником, ежедневно окруженным роскошью. Вот он и изображал ее так умело.

Есть версия, что некоторые "фламандские примитивы" для написания портретов использовали оптику и просто срисовывали проекцию изображения, полученную при помощи линз и зеркал, поэтому они получались такими пугающе точными, а другие, написанные без ухищрений, были простоватыми и даже примитивными.

Кардинал Николо Альбергатти

Портрет кардинала Никколо Альбергатти. 1431

Ян ван Эйк первым "попал под подозрение", т.к. на одной из его работ мы даже видем такое зеркало – выпуклое ("Портрет четы Арнольфини"). Честно говоря, я не доверяю не подкрепленным достоверными фактами теориям, тем более, когда так хочется верить в истинное искусство и мастерство. Смущало меня и то, что если бы это была правда, позирующему вельможе приходилось бы неподвижно сидеть на месте долгие дни и часы, пока художник кропотливо перерисовывал проекцию его лица. Однако моя уверенность несколько поколебалась со временем. Были обнаружены очень подробные наброски портрета кардинала Никколо Альбергатти, которые навели исследователей на мысль – модель позировала только для этих набросков, масляный портрет ван Эйк рисовал по памяти! Возможно, и правы изобретатели безумных теорий? Может, и ван Эйк немножко "мухлевал"?


Ну вот, а знаменитые работы ("Семью Арнольфини", "Гентский Алтарь", "Мадонна канцлера Ролена", "Мадонна каноника ван дер Пале" и др.) как-нибудь потом разберем.

Хорошего вечера и спокойной ночи!

http://agritura.livejournal.com/138767.html


Метки:  


Процитировано 7 раз
Понравилось: 1 пользователю

Робер Кампен. Рвущий шаблоны.

Воскресенье, 06 Июля 2014 г. 17:41 + в цитатник
жак Даре Master_Хортус Конклузус_Madonna_and_Child_with_Saints_in_the_Enclosed_Garden
"Хортус конклузус" (был такой мистический сюжет - Мадонна с младенцем и святыми в райском саду)
Робер Кампен?

А вот и нет. Теперь принято считать, что эта работа написана не им, а его учеником Жаком Даре.


Их называют немного пренебрежительно и обидно – "фламандские примитивы" (когда я слышу "примитивы", сразу представляется что-то вроде работ Пиросмани или Таможенника Руссо, смахивающее на картинки, нарисованные детьми, но работы ранних нидерландских мастеров мало соответствуют этому моему представлению).


1420 Robert_Campin Обручение Марии

"Обручение Марии". Ранняя из сохранившихся работ Робера Кампена - 1420-е годы.

Если быть откровенной, мне всегда казалось это немного скучным – тощие тела с большими головами, архаичные религиозные сюжеты, датировки, от которых кружится голова: 1400-такой-то год – что-то до царя Гороха. Как обычно, как только я стала в этом ковыряться, это оказалось таким захватывающим, что поглотило меня полностью вот уже на несколько последних дней. Так что маленького поста, бегло освещающего предысторию Золотого века голландской живописи, как планировалось ранее, не получится, даже не рассчитывайте.

Робер Кампен. Слышали такого? Только Ван Эйка слышали? А ведь с него, с Кампена, практически, все и началось. До Кампена такого понятия, как нидерландская живопись не существовало – отличить работы французских и нидерландских мастеров 14 века практически невозможно. И даже после Кампена французскую, немецкую и нидерландскую живопись принято обобщать и дифференцировать, как "Северный ренессанс" - уж больно много у них общего, однако именно у Кампена впервые появились уникальные и самобытные черты, которые позднее в полную силу торжественно прозвучали во время Золотого века.

Что было до него? Не спрашивайте меня, я блондинка. А если серьезно, то была готика, нашедшая свое живописное воплощение в книжной миниатюре, например. Мы с вами уже знакомились с братьями Лимбургами, которые сделали, пожалуй, первый шаг в направлении создания нидерландской национальной живописи, а уже следующие несколько шагов сделал Кампен и его окружение.

Эрвин Панофски

Искусствовед Эрвин Панофски

Буквально перед тем, как засесть за этот пост, мне на глаза попалась книга известного американского искусствоведа Эрвина Панофски "Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада" (классная вещь, рекомендую, она есть в Сети). В книге он достаточно аргументированно высказывает мысль о том, что деление на "средневековую" (или "готическую") живопись и "ренессансную" достаточно условно, что Ренессанс в искусстве не имел такого уж революционного и ломающего средневековые привычки характера, как это принято считать, и что традиционная версия о трансформирующей роли классических античных влияний во многом вошла в моду с легкой руки гуманистов 18-19 века.

Фра Анжелико

Дирк Боутс

"Мадонна на троне с младенцем и святыми". Сверху - работа итальянского живописца Фра Анджелико, ниже - его нидерландского современника Дирка Баутса
(вероятно - ученика Рогира ван дер Вейдена). Оба творили на этапе перехода от готики к ренессансу. Заметьте, пока региональные особенности мало заметны, не зря готику называли "интернациональной". Однако уже можно отметить некоторые различия: итальянцу более присуща идеалистичность, воздушность изображений, но большее уважение к пропорциям тела. У Баутса все выглядит более земным, "плотским", выпуклым, более смелая светотень. Еще одно бросается в глаза - у нидерландского художника интерьер в зале и пейзаж за окном - самые настоящие, достоверные и прописанные с необыкновенной детальностью и четкостью. У Фра Анжелико пейзаж ничего себе так, итальянцы их любили, но все-таки идеализировали, а вот интерьер схематичный и исключительно декоративный.

Панофски считает, что на самом деле эволюция в живописи не была столь ощутимой и скачкообразной, как это и должно быть в ходе любой эволюции, а границы между готикой и ренессансом он характеризует, как размытые и достаточно условные. То есть, была именно эволюция, а не революция. Дальше он "проходится" по итальянцам, считая мнение о решающей роли Италии в Ренессансе идеей, широко растиражированным самими итальянцами, но не совсем соответствующее истине (я тоже недолюбливаю хрестоматийное итальянское Возрождение, как и античность, впрочем; но, возможно, пока сама за него не бралась).

Вообще, у меня сложилось мнение, что Эрвину Панофски больше импонирует Северная живопись, и уж точно ему должен быть симпатичен Кампен, так как именно в нем воплотилась та идея, которую высказывает Панофски, ведь творчество Кампена – это настоящий коктейль из готических и ренессансных живописных приемов; он – само воплощение эволюции средневекового искусства. Кратковременная, но очень плавная эволюция в границах творческой жизни одного человека. Без влияния гуманистических идей, только по указке изменений собственного вкуса в ходе приобретения жизненного опыта и оттачивания мастерства.

Портрет молящегося мужчины Мастерская Кампена 1430-35_ca. (1)

Молящийся мужчина. 1430-35
Отличные портрет!
Его мог написать как сам Кампен, так и его ученик Рогир ван дер Вейден, точно не ясно, кто именно. Так что его атрибутируют как "работа мастерской Кампена"


Сначала меня привлеки его невероятные, фотографически точные портреты. Действительно, диву даешься: шесть веков назад человек практически открыл то, что сейчас называют гиперреализмом, ну, или вплотную приблизился к этому. Портрет дамы в замысловатом белом головном уборе (любовно прописана каждая складочка, каждая булавка!) просто шокирует своей достоверностью и жизненностью. Это, похоже, совсем молоденькая женщина, довольно милая, хоть и чуть простоватая, и художнику удалось с шокирующей точностью передать очарование вот этого наивного, даже чуть-чуть глуповатого ("блондиночного") выражения лица женщины-ребенка. И угрюмый мужик в красном тюрбане, и толстый дядька с маслянистыми глазами-маслинами и мелкими шрамами (следы от оспы?). Если вы один раз их увидели и хорошенько к ним присмотритесь, то уже не забудете их никогда и ни с кем не спутаете автора – ведь это настоящие шедевры!

Вида Хулл

Г-жа Вида Хулл, доктор истории искусств, Университет штата Восточный Теннесси.
Ее видео-лекцию про Кампена (на английском языке) можете посмотреть ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. И там у нее еще много по Возрождению.

Потом я стала изучать его религиозную живопись, к этому меня подтолкнул пост ув.zabzamok , в котором он подробно объясняет иконографию традиционного сюжета "Снятие с креста", и я поняла, что в этом вопросе я темная, как чернозем – всегда, к примеру, считала, что Иосиф – это земной отец Христа, а тот, оказывается, к моменту распятия уже годков 20 как почил. Все чаще сталкиваюсь с тем, что не интересно то, о чем мы ничего не знаем и не пытаемся узнать. Так и у меня с религиозной живописью. Стала наверстывать. И в этом мне помогли видео-лекции профессора университета штата Восточный Теннеси Виды Хулл (пришлось переводить их на русский, но это не очень сложно, у нее идеальная дикция) – и понеслось!

Итак, давайте же я и с вами поделюсь тем, что узнала.


мужжена

1430-е. Портрет мужчины и портрет женщины.
Говорят, это портреты мужа и жены. Смотришь на них, и даже оторопь берет. Прямо не знаю, кому больше сочувствовать.


У госпожи Хулл есть большая лекция по Роберу Кампену (американцы называют его по-своему: Кемпейн). Я ее выслушала, перевела и законспектировала. Почитала еще всякие штуки в Интернете, да и книжки на эту тему у меня нашлись замечательные. Кто же такой Кампен?

Как выглядел художник, мы не знаем. На одном из сохранившихся триптихов, условно называемых "Меродский триптих" или "Меродский алтарь" на левой створке позади пары донаторов мы видим фигуру бородатого мужчины. Историки-искусствоведы спорят, кто это мог бы быть: слуга высокого ранга, стюард, гонец, а может быть, сам художник. Шанс небольшой, ведь художники редко изображали себя на религиозных триптихах, кроме того, если уже изображали, то при этом обычно присутствовала какая-нибудь художественная атрибутика, а здесь ее нет. Тогда пусть он будут хотя бы в нашем воображении таким – черноволосым, бородатым, немного сутулым – должно же быть у него хоть какое-нибудь условное лицо для идентификации. Хотя, вообразить Кампеном можно любого на его картине – солдата из массовки, пастуха, фарисея.


Кампен
"Меродский алтарь" (деталь)
Может быть вот этот дядька позади донаторов - сам Кампен? Остается только гадать.


Что еще мы о нем знаем? Некоторые документы, хранящие информацию о нем, найдены в средневековых архивах. Так, мы знаем, например, что в 1410 году он получил (купил) гражданство в городе Турне на территории нынешней Бельгии, а вот где, и даже когда точно он родился – не знаем. Предположительно, в Валансьене, а год его рождения – что-то между 1375 и 1378 годами. Я бы тоже, наверное, с удовольствием жила в Турне – древний-предревний, с чудесной романской церковью, огромной средневековой колокольней, - а ведь эти здания еще помнят Кампена! В этом городе он прожил почти всю жизнь, здесь умер в 1444 году, здесь и похоронен.

Сразу три картинки Турне вам вывешиваю (правда, они поздние, не современницы Кампена), чтобы вы понимали, в каком чудесном городе он жил:

Турне george_ernest

Все три достопримечательности на одном рисунке - древний мост, романский собор и 72-хметровая башня.

Турне


Турне2
Панорама 18 века (откройте в новой вкладке, можно детали рассмотреть)

Интересным мне показалось то, что женился он уже после сорока, в 1422 году на некой Изабель Стокван, причем избранница была на 7 лет старше его! Возможно, это был брак по расчету, потому как далее встречаются документы, свидетельствующие о невероятном богатстве Кампена – в Турне он владел несколькими домами. Для того, чтобы стать членом местного "филиала" гильдии художников имени святого Луки, нужно было быть гражданином города и еще и женатым, поэтому ясно, что Робер обязательно должен был купить гражданство и еще и жениться. Вступив в гильдию "ювелиров и живописцев", успехов он добился быстро и вскоре стал занимать в ней высокие должности. Длительный период он был главным городским художником и на какое-то время даже занимал кресло мэра города, по всей видимости Кампен был очень влиятельным человеком в среде своих сограждан.

1430 ПОртрет Робера де Масмина3

Портрет Робера де Масмина. 1430-е
Когда я обнаружила различия в двух репродукциях, меня от волнения чуть кондрашка не хватила! Думала - обнаружила лже-копию, подделку! Однако, оказалось, что это не подделка, а авторская копия. Кампен сразу написал два портрета (наверное, так надо было заказчику - на загранпаспорт, скорее всего, в двух экземплярах), теперь они хранятся в разных музеях.


Правда, пару раз он "засветился" как нарушитель закона. В первый раз он принял участие в восстании против существующего аристократического городского управления. Патрициев свергли, и художник занял большую должность в новом городском совете. Правда, вскоре старая власть возвратилась, и все вернулось на круги своя. Кампена осудили, причем обвинение звучало, как "сокрытие доказательств", его приговорили к штрафу и паломничеству в монастырь Сан-Жиль. Во второй раз все было еще хуже – в 1432 году он был обвинен в развратном сожительстве с девицей Лаурой Полетт (старый сатир!), за что его приговорили к годичному изгнанию. Правда, он опять отделался штрафом – вмешалась анонимная знатная покровительница, скрывшаяся под именем "Мадам Ханой"; возможно, сама Маргарита Бургундская.
Известно также, что Кампен имел мастерскую и несколько учеников, самыми известными из которых были гениальный Рогир ван дер Вейден и Жак Даре.

стиралка
На этом фрагменте "Верльского триптиха" (1438) Робера Кампена позади Артемия Лебедева Иоанна Крестителя и донатора, можно видеть выпуклое круглое зеркало - точно такое же, как на "Портрете четы Арнольфини" Яна ван Эйка (1434). Некоторые искусствоведы предполагают, что зеркало Кампен "позаимствовал" у коллеги, увидев где-то его работу. Я же, например, вообще считаю, что это - стиральная машина!

Считается, что контактировал художник и с ван Эйком, который посетил Турне в 1427 году. Ян ван Эйк точно встречался и общался с художниками из местной гильдией и, скорее всего, разговаривал и с самим Робером Кампеном и видел его работы. К слову, существует легенда, что ван Эйки чуть ли не изобрели маслянную живопись. Так вот, ее технология была известна еще с античных времен, а опыты по ее усовершенствованию и применению Робер Кампен начал проводить одновременно и независимо от Эйков. Правда те, говорят, придумали способ более быстрой сушки, экспериментируя с сиккативами. Я просто слышу их разговор при встрече в 1427 году: "Ты что, до сих пор пигменты с яйцами растираешь?!" - "С ума сошел?! Нет, конечно, давно уже маслом балуемся! А у тебя сохнет быстро?" - "Я одну штуку добавляю, но это секрет фирмы!"

1480 копия Мадонна с Младенцем

Это тоже еще одна работа "не Кампена" - это копия, которая была снята с его "Мадонны с младенцем в апсиде" в 1480 году, уже после смерти художника. Сам оригинал исчез, до нас не дошел, а копия сохранилась. Часто появляющиеся у художника белые одежды Богородицы, и ангелы, и обнаженная грудь, как любил писать Кампен, но лицо чересчур утонченное и изящное - его мадонны были попроще, их называли "бюргерсикми"

Вот мы представляем себе – Средневековая Европа, ни "мобил", ни Интернета, ни поездов, ни даже маршруток! Думаем, сидят себе художники сами по себе, как медведи в берлогах, в своих селениях, творят, не приходя в себя, а потом через 500 лет их работы пособирают со всех концов Европы, распределят в музеи и скажут: "Возрождение, однако!". А вы посмотрите: Кампен и его ученики ван Дер Вейден и Даре (последний вообще жил с Кампеном на одной улице), ван Эйк к ним в гости захаживает, да еще, поди, с братцем. У ван Эйка, в свою очередь, еще один небезызвестный ученичок – Петрус Кристус.
И "молодняк" тут же подтягивается – Дирк Баутс, скорее всего, был учеником уже у Рогира ван дер Вейдена, и сам оказал большое влияние на Хуго ван дер Гуса, с которым они, похоже, тоже контактировали. Только Мемлинг как-то в стороне, он был из Северных Нидерландов. А так, смотришь - а все Северное, по крайней мере, Нидерландское возрождение чуть ли не в соседних домах проживало. Вот вы говорите с придыханием – Европа!!! Да деревня деревней!

1430 Жак Даре-Кампен  Благовещение2
Благовещение, 1430-е
До сих пор не выяснено, чья это работа - самого Кампена или его ученика Жака Даре. Позы почти фотографически повторяют другое "Благовещение", которое точно атрибутируют, как работу Кампена (в следующем посте будем это разбирать), а вот поди же - здесь ученые засомневались.



Итак, Жак Даре и Рогир ван дер Вейден были учениками Кампена, и приступили к обучению они почти одновременно, году эдак к 1426-27. Закончили обучение в 1432 оба, и тоже одновременно. Возможно, эта дата связана с предстоящим изгнанием их расшалившегося учителя, которое, как мы помним, в конечном итоге отменилось. Видимо, Робер понимал, что мастерскую на какое-то время придется закрыть, и поэтому поспешил выпустить учеников в свободное плавание. Интересно, что по правилам гильдии, ученик, находящийся на обучении в мастерской мэтра, не имел права подписи и даже собственности на свои работы. К сожалению, в тот период работы вообще редко подписывались, что доставляет теперь кучу хлопот искусствоведам, спорящим до хрипоты о идентификации того или иного шедевра. Если бы подписи все-таки ставили, то все, что вышло бы из-под кисти Рогира и Жака с 1427 по 1432 год, было бы подписано "Робер Кампен". А нам и без этого путаницы хватает!

Давайте, я наконец-то прекращу болтовню и перейду непосредственно к рассказу о творчестве Робера Кампена, с биографией его мы, вроде бы, разобрались.

Campin,_Robert_—_Blessing_Christ_and_Praying_Virgin_—_c._1425
Благословляющий Христос и молящаяся Богоматерь. 1425-30.
Обратите внимание на необычную иконографию - головы Христа и его матери расположены совсем близко, в одной плоскости, и Иисус словно положил пальцы на край картины.



Долгое время были колоссальные проблемы с атрибуцией его творений – добавлю, сейчас они не разрешены окончательно. Существовало довольно много работ, авторство которых приписывалось анонимному художнику, условно называемому "Мастер из Флемаля" по условному же названию триптиха "Флемальский триптих" (в документах с 1406 года – "живописец из Турне"). После множества дискуссий и ожесточенных споров, исследователи пришли к выводу, что большинство из этих работ сделаны Робером Кампеном. Справедливее было бы подписывать их "Кампен & Co", ведь скорее всего, он только разрабатывал композицию и прописывал основные фигуры, а мелкую "грязную" работу, как обычно, выполняли ученики; он мог внести безжалостные правки поверх полностью завершенной учеником работы, мог просто выдать готовую работу ученика за продукт своей мастерской, то есть за свою, ведь, как мы уже знаем, он имел полное на это право. Однако ученые приняли соглашение: то, что общепринято считать на сегодняшний момент работами Кампена, именовать работами Кампена, хотя бы, чтобы на время прекратить споры. Правда, некоторые "непокорные" до сих пор с пеной у рта отстаивают свои версии, переводя бумагу на кипы диссертаций, но мы не них не будем обращать внимания.
Итак, давайте познакомимся с работами Кампена в более-менее хронологическом порядке (с точными датами тоже проблема).

Предполагается, что он работал над следующими алтарями и портретами:
1) Триптих "Положение во гроб" (или триптих Энтони Сайлерна), прим. 1415-1420е, Галерея Института Курто, Лондон, Великобритания;
2) "Обручение Марии", 1420-25, Прадо, Мадрид, Испания;
3) "Рождество", 1420-25,
4) "Портрет мужчины (в красном тюрбане)" 1420-1430, Национальная галерея, Лондон, Великобритания;
5) "Портрет женщины" 1420-1430, Национальная галерея, Лондон, Великобритания
6) "Портрет Робера де Масмина, 1430-е, Гос. музеи, Берлин, Германия и Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид, Испания;
7) "Рождество", 1425-30, Музей изобразительных искусств, Дижон, Франция;
8) "Благословляющий Христос и молящаяся Богоматерь", 1425-30, Музей Филадельфии, США
9) "Благовещение" (Меродский триптих), 1425-30, Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США;
10) "Благовещение", 1430-е, Прадо, Мадрид, Испания;
11) "Мадонна с младенцем перед каминным экраном", 1430-е;
12) "Злой разбойник на кресте" (единственная створка утерянного триптиха), 1430-е
13) "Флемальский алтарь", 1430-1434, Франкфурт, Германия.
14) "Троица" и "Мадонна с младенцем у камина" ("Татищевский складень"), 1433-35, Государственный Эритаж, Санкт-Петербург, Россия;
15) "Верльский триптих", 1438 год (створки),

Вот, с "Положения во гроб" и начнем.


1415-1420 Положение во гроб
"Положение во гроб", 1415-20

Это одна из самых ранних работ Кампена, по крайней мере из тех, что сохранились. Вы помните, что в 16 веке по Нидерландам пронеслась волна иконоборчества, скорее всего, в этот период многие его алтарные работы погибли. Первой из найденных считается эта.

Как на православных иконах, так и на архаичных работах в Западной Европе в качестве фона традиционно использовали сусальное золото или золотую краску (в книжных миниатюрах). Это гармонировало с остальным позолоченным декором церкви, создавало иллюзию глубины, подчеркивало мистический характер изображения. Такой прием мы видим и на этой работе. Как это делалось. Готовили особый состав из растительных смол и тонкой глины, нагревали его и наносили на доску. Сверху накладывали тонюсенькие плёночки листового золота, и, пока состав не остыл, процарапывали на золоте различные узоры. Присмотритесь, они отчетливо видны на всех трех частях алтаря. На Флемальском алтаре в качестве "задника" художник использует узорчатый фон, в дальнейших своих работах он от этого отходит, тщательно выписывая на заднем плане детали пейзажа или интерьера.

1415-1420 Положение во гроб ЗОЛОТО

Деталь золотого фона "Положения во гроб"

Здесь, наверное, уместным было бы отметить, что если сравнивать, к примеру, готические миниатюры братьев Лимбургов с работами Кампена, бросается в глаза во многом общая стилистика: статичность поз, нарушение пропорций человеческого тела, причем иногда сознательное, в угоду общему построению композиции, примитивная трактовка пространства, композиционные вольности. Кампен во многом наследует традиции готики, однако уже в ранних работах проявляется и его смелое новаторство: пластичная объемность фигур и выпуклость складок ткани, первые, и довольно удачные, попытки игры со светотенью.

Художник преднамеренно отходит от идеалистичного стиля изображения святых персонажей, изображая их такими, как обычные люди: уязвимыми, страдающими, не всегда красивыми – это то, чего никогда не будет у итальянцев. В более зрелых работах новаторские черты его живописи будут проявляться еще отчетливее, причем полного отхода от некоторых готических традиций у Кампена, его учеников, последователей и других представителей Северного возрождения не будут наблюдаться еще долго.

На левой створке мы видим дошедшего до нас анонимным донатора. Рядом с ним - изящная белая собачка; возможно, таким был каприз заказчика – нарисовать его вместе с домашним любимцем. А может, это попытка изобразить Агнеца (один из символов Христа), однако судя по Агнецу в руках Иоанна Крестителя на Верльском триптихе, с ягнятами у Кампена было все хорошо, он неплохо их рисовал. Вокруг донатора вьется лента, на которой, по идее, должны были быть начертаны слова молитвы, но по какой-то причине она осталась пустой. Вверх на Голгофу уходит извилистая дорога, минуя кресты, один из которых уже опустел – с него сняли Спасителя. Дорога, вероятно, символизирует тернистый земной путь. Мотив разбойников, распятых вместе с Христом, будет повторяться в поздней работе Кампена "Распятие" и в более виртуозном исполнении.

1415-1420 Положение во гроб ПЛАЧУЩИЙ АНГЕЛ
Плачущий ангел (деталь "Положения во гроб")

На средней части триптиха изображена сама сцена Положения во гроб. Саркофаг написан похожим на алтарь, где Христос – алтарная жертва. Магдалина держит сосуд с мирром так, как обычно держат чашу с вином, она словно тянется к кровавой ране Христа. Таким образом художник символично подчеркивает: вино-кровь христова. Торжественность, с которой Спасителя кладут во гроб его близкие, только подчеркивают это впечатление. Интересный прием – две жены-мироносицы написаны спиной к зрителю, чтобы не отвлекать взгляд от тела Христа – это Мария Клеопова и Мария Магдалина (она держит сосуд с мирром в руке). Старик в зеленом – Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, отдавший для его погребения могилу, купленную для себя самого. Он же упросил римское начальство отдать тело для погребения по иудейскому обряду до начала тления (римляне обычно держали казненных на кресте, пока их не обгладывали птицы). Мужчина в тюрбане – Никодим, еще один знатный тайный христианин, по евангелию, он принес составы для бальзамирования. Мужчина, поддерживающий Богородицу – скорее всего, Иоанн Богослов, ведь именно ему Христос завещал опекать мать. Мать в последний раз целует сына перед тем, как его скроют холодные недра могилы – что может быть страшнее и печальнее?!

Кто четвертая женщина, с платком в руках, затрудняюсь сказать, возможно, это святая Вероника – он дола платок Спасителю, чтобы он утер лицо по дороге на Голгофу, возможно, она проследовала за ним к месту казни и участвовала в погребении.

Интересна компания ангелов, изображенных на этой части триптиха. Два из них, парящих над присутствующими, держат в руках орудия Страстей – терновый венец и гвозди. У двоих стоящих позади близких Иисуса в руках пики – на одной губка, смоченная в уксусе, которой Христу омочили губы перед смертью, а вторая – та, которой он был заколот. Ангел с губкой совершенно явственно плачет, вытирая слезы ладонью. Лектор Вида Хулл упоминала все того же Эрвина Панофски, который считал, что первое плачущее лицо в живописи изобразил Ян ван Эйк на своем "Распятии" и потом долго держал пальму первенства Главного Плаксы Северного Возрождения, однако Вида обращает наше внимание на то, что плачущий ангел Кампена написан значительно ранее, хоть слезы его и не видимые.

Рогир Плачущие

Рыдающие персонажи картин Рогира ван дер Вейдена

Правая створка – Воскресение Христа. Он выходит из гроба, приведя в ужас охранника, остальные двое продолжают мирно спать. Обращает на себя внимание утрированно экзотические наряды римских солдат. Такими себе представляли "врагов" современники Кампена. Интересно, что здесь оградка изображена в виде совершенно украинского тына. У меня такой же на даче. Еще посмотрите на стилизованный газон под ногами всех героев триптиха – он весь такой цветочно-декоративный, что не очень вяжется с кровавыми и печальными событиями. Такое идеализированное "ковровое покрытие" мы еще несколько раз будем видеть на ранних картинах Кампена, но позднее его "игрушечность" все меньше будет бросаться в глаза.
Про этот триптих еще можно добавить, что в свое время он был собственностью богатейшего британского коллекционера Антуана Сайлерна. После смерти он оставил почти всю свою богатейшую коллекцию Институту Искусств Курто.

"Рождество"

Еще одна картина, на которой мне хотелось бы остановиться, она довольно необычна. Здесь мы уже видим прекрасно прорисованный и очень детальный пейзаж. Вообще, любование деталью, и даже некоторая в этом отношении чрезмерность – отличительная особенность нидерландской живописи – от Возрождения, до Золотого века. Фигуры на картине несколько приземисты, лица довольно простые. Особенно мне нравятся такие настоящие лица трех пастухов так безыскусно пялящиеся на чудесного младенца. Считается, что они символизируют три возраста.
Дева Мария на картине одета в белые одеяния, а не в традиционные красно-синие. Здесь изображено Мистическое рождество, описанное в апокрифическом (не евангелистском) писании – то ли в "Золотой легенде", то ли в Откровении Бригиты Шведской. По этим источникам, Мария родила, как положено, в овине, но не обычным, "человеческим" способом, а чудесным образом – ребенок просто появился перед ней, воссияв, подобно солнцу. Таким образом закрылись все вопросы, а удалось ли Деве сохранить свое девство в момент рождения ребенка. Когда у Богородицы начались схватки (чудесным – не чудесным, а схватки все-таки были), послали за повитухами.

1420-25 Рождество
"Рождество", 1420-25

Так как ребенок родился таким специфическим манером – взял, да и появился за мгновение, повитухи, естественно, припозднились, и застали Марию уже с младенцем, лежащим прямо перед ней на земле. Спрашивают: что мол за дела, зачем зря звали? Присутствующие и объяснили: чудо произошло.


1240519104_the-nativity-detail-1425-panel-musre-des-beaux
Совершенно замечательные пастухи!

Одна из акушерок, Майя (или Зеломия у святой Бригитты), тут же уверовала в святость младенца и его матери, а вторая, Соломея, засомневалась и, на свою беду, высказала кощунственное предложение: раз ты девственница, давай я сама прямо сейчас это профессионально освидетельствую. При этих словах у нее тут же отсохла рука - видите, как безвольно она повисла на картине? Правда, Господь был так рад рождению сына, что тут же помиловал ее – когда рука несчастной нахалки случайно прикоснулась к ребенку, ее увечье тут же прошло.

Daret-nativity-1922
"Рождество" 1434-35. Жак Даре почти скопировал работу учителя


Это очень, очень редкий сюжет. Из широко известных художников к нему прибегнет только Сандро Боттичелли, написав "Мистическое рождество". Но Кампен навсегда останется первым.

The_Mystical_Nativity
"Мистическое Рождество". Сандро Боттичелли, 1501

От младенца расходятся золотые лучи божественного сияния – такие же, как у солнца в небосводе, и язычок тоненькой свечи Иосифа на их фоне выглядит жалко и одиноко.

Мне очень нравится эта картина – то, как любовно написана уютная корова в хлеву, автор даже "разобрал" его стену, чтобы мы ею полюбовались. Так приятно смотреть на резвящихся изящных ангелов на облезлой сельской крыше – бывают и у таких крыш небывалые праздники! Нравится смиренный еврей Иосиф, чье лицо почти без изменений "кочует" у Кампена из картины в картину. Не могу отвести взгляд от волшебного пейзажа позади героев сцены – кажется, точно такой же я видела три года назад ранней весной на границе Чехии и Германии. Мне только не нравится, что раздетый ребенок лежит на голой земле.

Ну, а с вас на первый раз хватит. Мы, конечно, только начали, но не все же вам сразу!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

http://agritura.livejournal.com/136631.html


Метки:  


Процитировано 6 раз
Понравилось: 2 пользователям

Поиск сообщений в lj_agritura
Страницы: 31 ..
.. 6 5 [4] 3 2 1 Календарь