Smels обратиться по имени
Пятница, 11 Сентября 2009 г. 16:24 (ссылка)
На мой взгляд, разделение искусства было с тех пор, как появился класс, поработивший всех остальных. Лучше всего это видно на примере современной музыки. Почему музыки? Да потому что с литературой все сложней, - до сих пор грамотность в мире не достигла и 90 процентов, что уж говорить о том, что было двести лет назад, а исполнять, слушать и сочинять музыку может и безграмотный.
Считается, что блюз и джаз появились в начале XX века, но это совсем не так. Народные, духовные и рабочие песни существовали тысячелетиями, но об этом что-то стали забывать. То, что эта музыка стала популярной, обусловлено в первую очередь тем, что по миру прокатилось несколько революций, и на историческую сцену вышли массы людей, как раз тех, кто раньше до кровавого пота махал мотыгой на плантациях, и это их музыка, и это их искусство. То, что происходило в 60-х годах в США обусловлено финансовым благополучием этих стран в этот период. В итоге вся музыка, которую мы слышим сейчас по радио, даже по «Нашему радио», уходит корнями в американские народные песни. Почему русская, да и практически никакая другая народная музыка (может, за исключением реггей) народная музыка не получила такого развития – это уже совсем другой вопрос.
Чем отличается народная музыка от музыки классической? Я не могу назвать ни одного классического композитора, который вышел бы из простого народа, все они имели возможность, так или иначе, творить и получать за это неплохую плату, и та публика, тот один процент населения земли, для кого они писали, имел такое образование, которое в наше время нигде не получить. То есть, -
1) классическая музыка – музыка элиты.
Конечно, среди классических композиторов были Гении, и их музыка будет жить вечно, и она не имеет уже никаких рамок, однако факт остается фактом, - простой крестьянин вряд ли мог бы понять темперированный клавир Баха.
Классическая музыка несет в себе сложнейшую структуру, огромную смысловую нагрузку, что сложно сказать о музыке современной. Глинка, Бах, Гендель могли позволить себе намного больше свободы, не смотря на то, что у них не было компьютера и студий звукозаписи на abbey road. Их музыка о Вечном она глобальна, в то время как музыка современная пытается уловить моменты сиюминутные, или некие мельчайшие детали. То есть,
2) классическая музыка стремилась к бесконечности, уходу от реалий мира, в то время как народная музыка стремилась к обратному;
Говоря о структуре народной и классической музыки, я сказал бы следующее: мелодия в народной музыке предстает перед нами в ее первозданном виде, в то время как в классическом произведении она течет, изменяется, из нее вырастает что-то новое, - в 3 концерте Рахманинова вся мелодия – 5 нот. Именно поэтому мерками классической музыки вполне можно измерить (записать, исследовать, исполнить) музыку современную, а наоборот… я бы с удовольствием послушал, как Диана Арбенина будет исполнять 9 симфонию Бетховена. И проблема здесь не в отсутствии музыкальных инструментов, - Паганини И Бах писали произведения и для гитары (лютни),
3) Причина относительной примитивности народной музыки в сравнении с музыкой классической в том, что писалась она ущемленными в правах людьми, которые нее имели возможности получить образование, которые просто напросто не имели времени на то, чтобы сочинять.
Помимо всего прочего, нужно сказать, что народная музыка преследовала другие цели. Если классическое искусство было необходимо власть имущим для услаждения слуха, для престижа, - иметь при дворе великого композитора, ставить масштабные представления значило показать, как богато государство, если на искусство тратятся такие средства.
Народная музыка преследовала другие цели. Во-первых, в условиях другой страны этносу было необходимо сохранить себя, и культура в этом случае имела огромное значение. Во-вторых, - так как грамотность среди народа веками была практически на нуле, и речи о литературе не шло, информация передавалась из уст в уста, а запомнить песню намного проще чем скучный текст. То есть,
4) В отличие от музыки элиты, музыка народная была предназначена для практических целей.
А вот теперь попробуйте ответить на вопрос, - что лучше – сложная структура, глубина в музыке или мелодия в первозданном виде? House of rising sun в исполнении Дилана или 9 симфония Брукнера? Я на этот вопрос не отвечу никогда. Добавить стоит вот еще что: так или иначе, вся музыка вышла из музыки народной, - музыка это природа, и то, что Бах смог систематизировать законы природы, и системой этой пользуются при сочинении музыки до сих пор даже те, кто о ней ничего не слышал, не отменяет всего вышесказанного. Что будет с искусством дальше? Мое предположение таково: если один раз их народной музыки появилась музыка классическая, значит, это должно произойти и второй раз, и это, новое искусство не будет похоже ни на классическое искусство, ни на искусство современное. Так что мы с вами живем на стыке эпох, дорогие Товарищи!)
К главному вопросу. Никакого разделения людей на элиту и баранов не существует. Думать так просто тупо. Каждый человек способен чувствовать прекрасное. У каждого есть талант. Разделение искусства на классическое и народное обусловлено социальными, общественными факторами, а не тем, что есть тонко думающие художники и есть тупое быдло. Я вижу причину изначального разделения искусства на искусство для избранных и «искусства для всех» не в том, что существуют особенные люди и люди обычные, а в социальных факторах. То, что сейчас происходит с искусством обусловлено тем же: - чтобы понять, почему это происходит, достаточно отъехать километров на двести от МКАДа, в какой-нибудь небольшой и «уютный город», пройтись по улицам ночью, мимо всех этих черных, заплеванных автобусных остановок, засранных дворов, неисчислимых круглосуточных палаток с алкоголем, - через всю эту безысходность, и подумать: сколько должен иметь силы воли человек, пусть даже и одаренный, чтобы вырваться из этой среды?