Украдено!

На снимке - Лось Лариса Николаевна а фоне восстановленных царских врат из соломки.
На белорусском телевидении по каналу ОНТ 7 августа 2009 г прошла передача о музее в Дудутках. Рассказывалось, как в недавно построенной церкви святого Иоанна Крестителя установлены уникальные соломенные врата. В передаче участвовала мастер по соломоплетению Вера Солдатова и настоятель церкви. Работа Солдатовой была преподнесена, как восстановление старинных врат из-под Бреста, которые сама разыскала Солдатова и благодаря своей настойчивости и умению восстановила их. По этому поводу хотелось бы подчеркнуть: Вера Солдатова не имеет никакого отношения к восстановлению царских врат из соломы. Она просто повторила их, выполнила по реконструкции, которую сделала народный мастер и член Союза Художников Лось Лариса Hиколаевна в 1976 году ! Именно Лось Лариса Николаевна вместе с дочерью Еленой собрала из разрозненных деталей уникальные врата, восстановив недостающие части плетения и представила уникальное, самобытное чудо целиком.
Что стояло за этой работой ? Не просто выполнение плетения - а восстановление конструкции, математический расчет деталей, которые составили единую компоцизию уникального соломенного изделия. Эти врата никто не мог представить себе до окончания работы. Так же кропотливо шла работа над другими соломенными вратами. Трое врат заботой Лось Ларисы Николаевны и Лось Елены Владимировны по поручению профессора Высоцкой Надежды Федоровны были
восстановлены . Это зафиксировано документально исследователями белорусского народного творчества и искусствоведами. Вера Солдатова пошла по очень простому пути - она скопировала не оригинальные врата, а их реконструкцию. Причем присвоила себе право "реконструктора" самостоятельно. Хотя знала, что тема эта принадлежит Лось Ларисе Николаевне. Знал это и священнослужитель, который поддерживал беседу в эфире, но представлял Солдатову, как единственного мастера, который «открыл соломенные врата». Знал, потому что я лично привозила его и директора музея Дудутки домой к Ларисе Николаевне показать копии двух соломенных врат, которые старенькая мастерица держит у себя дома. Солдатова уже делала копию врат для музея - пользуясь расчетами и восстановленой копией Лось Ларисы Николаевны,чем вызвала недоумение в нашей семье художников А сегодня она снова попользовалась чужими разработками и ещё рассказала об этом с телеэкрана, что она такая молодец и сама всё нашла для работы. Можно, конечно, говорить о нечистоплотности такого отношения к чужому труду. Солдатова
" ворует" идеи не только у Лось, Она успешно заимствовала разработки масок у мастера по соломоплетению Павловской.
История плагиатства Солдатовой, которая скопировала работу Л.Н. Лось известна многим художникам.
Для справки - врат не трое, а четверо. Лось Лариса Николаевна 30 лет она занимается изучением этих удивительных конструкций. И скажу больше. Готовы и четвёртые врата. И их пока ещё никто не видел. Но Солдатова уже облизывается?
Последние врата восстановлены по старинной фотографии из Национального музея Литвы.
Возможно, текст моего комментария покажется Вам резким. Но увидев свою 83-летнюю маму после телепередачи, в которой Солдатова бесстыдно нахваливала себя за восстановление царских врат, невозможно предложить другой стиль речи. Во время передачи телефон в квартире разрывался - художники, которые знали, что соломенные врата - главная тема и смысл творчества Лось Ларисы Николаевны - высказывали возмущение передачей, где искажено представление об авторстве научного исследования и восстановления исторической ценности. Солдатова, как хороший ремесленник просто ПОВТОРИЛА то, над чем в течении многих лет трудился другой человек. Можно было бы рассказать и о том, как представители мезея в Дудутках обманным путём выпрашивали подарки для своего музея у старушки художницы, это были панно - части этих самых царских врат. Держа в руках эти детали куда как проще было повторять соломенный узор без всяких расчетов. А заплатили Ларисе Николаевне натурой - солёным сыром из собственной сыроварни, яйцами из-под дудутских курочек, да самогонкой. Кушайте, на здоровье, Лариса Николаевна.
Тема соломенных царских врат сейчас очень популярна в Белоруссии. Туристы, приезжающие в республику, увозят впечатления не только о народных промыслах, но и о культуре нашей страны. Не сделав ссылку на истинных разработчиков проекта восстановления Лемешевичских и Вавуличских врат, Белорусское телевидение оскорбило заслуженного мастера, члена Союза Художников Белоруссии Лось Ларису Николаевну, народного мастера по соломоплетению, состоящего в международной гильдии мастеров по соломоплетению. Тридцать лет положила из своей жизни Лариса Николаевна, чтобы оставить после себя память – она сделала копии со своих восстановленных врат, для музеев Белоруссии. Их четверо – сияющих, кружевных соломенных реликвий – все, что были найдены на земле Белорусской. Двое врат были торжественно выставлены на недавно прошедшей выставке в Государственном музее Белорусии – “Православные иконы”. Эти работы оценил Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, высказав личную благодарность художнице Лось Ларисе Николаевне. А в архиве того же белорусского телевидения должны быть кадры, как на фоне этих врат, которые восстановила Лариса Николаена , фотографируются покойный Алексий II и наш Владыко. Врата из соломы в исполнении Лось Ларисы Николаевны экспонировались в 2008 году в Палаце Мастацтваў на Православной выставке РОЖДЕСТВО в Минске. Тогда же Лось Лариса Николаевна получила благославление предложить свой проект в Дудутки.
Лось Наталья Владимировна – член Союза Майстроў по соломоплетению, дочь Ларисы Николаевны