-Цитатник

Что может быть прекраснее зеленой, живой стены - (0)

Что может быть прекраснее зеленой, живой стены ? Идея озеленения стен, принадлежащая французскому...

Самые необычные мосты - (0)

Самые необычные мосты. Мосты являются одними из самых сложных архитектурных сооружений. А пото...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Дизайн
Дизайн
20:58 22.06.2012
Фотографий: 1

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в grad-so

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

архитектура городское развитие дизайн системная организация

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.06.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 90

grad-so





Городское Развитие, Архитектура, Дизайн- Системная Организация
ГРАД-СО

Гостиная в светлых тонах от Дизайн- студии " Град СО " г. Калининград

Пятница, 12 Апреля 2013 г. 21:30 + в цитатник
Julia_Zubareva (grad-so) все записи автора

Гостиная в светлых тонах от Дизайн- студии " Град СО " г. Калининград

Гостиная в светлых тонах от Дизайн- студии " Град СО " г. Калининград

Гостиная в светлых тонах от Дизайн- студии " Град СО " г. Калининград

Гостиная в светлых тонах от Дизайн- студии " Град СО " г. Калининград

Дизайнер Юлия Зубарева 



г. Калининград 2013г.

дизайн студия калининград
дизайнеры Калининграда

 
Рубрики:  Дизайн

Метки:  

Дизайн БМК г. Калининград. Дизайнер Юлия Зубарева

Суббота, 23 Февраля 2013 г. 17:40 + в цитатник
Julia_Zubareva (grad-so) все записи автора

 

Дизайнер-Зубарева Юлия

 

https://www.youtube.com/watch?v=r1whg0yE-e4&li...xDu9A0Ofy03-IM8HBO&index=9

https://www.youtube.com/watch?v=euTOrJAN4R8&li...Stdd6VKvFzgBxDu9A0Ofy03-IM8HBO

 

 дизайн Калининград, 

 дизайн Калининград, 

 дизайн Калининград

 

Рубрики:  Дизайн
ВИДЕО

Метки:  

Итоги пятого семинара конкурса на разработку Концепции Московской агломерациии

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 16:51 + в цитатник
Julia_Zubareva (grad-so) все записи автора

 

Подведены итоги пятого семинара конкурса на разработку Концепции развития Московской агломерации
 

 
«Новый федеральный центр». Отчет по результатам Семинара № 5
 

 
23–24 июня состоялся пятый (рабочий) Семинар международного конкурса на проект Концепции развития Московской агломерации. В соответствии с разделом 9, частью 3 Положения о конкурсе проектные группы должны были рассмотреть следующие вопросы:
 
  • Планировка и эскиз застройки территорий размещения федеральных органов управления
  • Схема пространственной организации многофункциональной зоны — городского подцентра,
  • Фрагменты планировки и пространственной организации прогрессивных типов жилой среды, зоны инновационной экономики, учебных, медицинских и рекреационных центров.
  • Схема развития транспортной и инженерной инфраструктуры для обеспечения оптимального функционирования размещаемых объектов и зон.
  • Развитие природно-экологического комплекса
Организационная структура конкурса в форме ежемесячных семинаров позволяет командам выступать и в роли экспертов по оценке предложений других команд и в форме разработчиков альтернативных подходов на фоне обсуждаемых градостроительных концепций. Принятая организационная форма за счет активного взаимодействия всех участников конкурса позволила всем девяти проектным командам заполнить основные ниши альтернативных градостроительных подходов к развитию нового федерального центра и новой юго-западной территории Москвы. По-нашему мнению есть шесть принципиально отличных подходов, стратегий к взаимодействию между Москвой и новыми юго-западными территориями. Соответственно этому количеству возможна разная интерпретация положения и градостроительной роли рассматриваемого федерального центра.
 
  • Стратегия компактного роста центральной зоны Москвы.

    В этом случае существующая структура расположения федеральных объектов принципиально не меняется. Возможно их частичное перемещение на реконструируемые территории в центральной и срединной части города. Наиболее последовательный разработчик этого подхода — команда Остоженка. Частично эти идеи развивают группы Грумбаха и Чернихова. Юго-западная зона развития в данной концепции трактуется фактически как пригородная для Москвы и не подлежит существенной урбанизации.

  • Стратегия смещения центральных функций на периферию Москвы.

    В этом случае на юго-западной периферии города формируется самостоятельный район со своей структурой центра. Это своеобразный новый город, одна часть районов которого располагается в Старой Москве, а другая в Новой Москве. Планомерно эту концепцию реализует команда Сеччи-Вигано.

    Аналогом этой концепции может быть деление органической клетки, при которой не наступает полное формирование двух новых образований. Федеральный центр как важнейший элемент нового городского подцентра в этой стратегии будет стремиться расположиться в пространственном центре периферийного нового образования — «квадрата» Сеччи-Вигано. Остальная часть юго-западной зоны, не вошедшая в «квадрат» ново-старой Москвы будет трактоваться как пригород Москвы.

  • Стратегия формирования нового крупного компактного города.

    По данной стратегии происходит полное разделение градостроительных «клеток», начавшееся во второй концепции. Москва начинает формировать новый крупный город — гравитационный центр за пределами Старой Москвы. Важную роль в формировании нового города как локальной агломерации играет компактное размещение в едином пространстве нового федерального центра, а также финансового, инновационного, многофункционального, логистического центра. Данную концепцию развивает команда ОМА. Проектные решения от команд УДА, ЦНИИП Градостроительства, Бофилла также несут элементы этой стратегии.

  • Стратегия линейного юго-западного градостроительного луча.

    В отличие от предыдущей концепции крупного компактного города, линейный город-луч формируется как система точечных градостроительных образований, градостроительных комплексов вдоль линии скоростного пассажирского транспорта. Линейный каркас юго-западных территорий формирует команда Грумбаха и Бофилла с некоторыми отличиями. Грумбах настаивает на нецелесообразности выноса федерального центра из исторического центра Москвы на новые территории, а команда Бофилла формирует начало линейного города с помощью нового федерального, финансового, инновационного, многофункционального центров. Тем самым, линейный город от Бофилла, может превратиться в крупный компактный город по третьей стратегии развития Москвы. В свою очередь новый линейный город от Грумбаха, может и не уйти за пределы реального города Москвы, тогда заработает стратегия 2 — смещенных центральных функций как склейка пригорода и московской периферии. В этом случае Линия от Грумбаха превратит Квадрат от Сеччи-Вигано в вытянутый градостроительный Прямоугольник.

  • Стратегия линейного города-дуги.

    Кольцеобразное по отношению к Москве развитие линии скоростного общественного транспорта и нанизывание на эту линию локальных градостроительных образований привела французскую команду АУК к концепции «Московской параллели» — линейному городу, развитие которого осуществляется параллельно основному пространству Москвы. Выносимые на «параллель» федеральные и другие градообразующие объекты должны, по мнению авторов, обеспечить жизнеспособность градостроительного развития в направлении международных аэропортов — Внуково и Домодедово.

  • Стратегия сетевого расселения и градостроительного развития.

    Сетевое расселение предполагает не линейное, а пространственное распределение относительно равнозначных или иерархически соподчиненных градостроительных образований. Такая градостроительная структура просматривается в предложениях команд ЦНИИП Градостроительства, Чернихова, УДА. В данной концепции выносимый федеральный центр не становится точкой роста главного градостроительного образования юго-западного сектора, а является равным или иерархически ведущим среди других градостроительных кластеров.

Рассмотренная классификация градостроительных планировочных стратегий развития Москвы на юго-запад важна не для выделения хороших и плохих, правильных и неправильных градостроительных концепций, а для понимания особенностей пространства каждого варианта, а также для понимания того, что Москва может развиваться на юго-запад одновременно по шести обозначенным сценариям или комбинациям из этих вариантов. Существенно фиксировать, на каком историческом, временном этапе, какая схема градостроительного развития начинает доминировать или должна быть применима с минимальными затратами для достижения конкретной исторической и социально-экономической задачи.
 

 
В настоящее время юго-западный присоединенный сектор находится в состоянии несформированного сетевого рассредоточенного развития. С точки зрения затрат на инженерную инфраструктуру шестая стратегия наиболее капиталоемкая. Первая стратегия соответственно наименее затратная по этому показателю. Наибольшим эффектом полицентричности, наибольшей конкурентоспособностью по качеству жизни, качеству мест приложения труда в новом градостроительном образовании обладает третья стратегия градостроительного развития Москвы, хотя реализация этой стратегии потребует длительного времени и сложившаяся сеть расселения в юго-западном секторе плохо поддается агрегированию в крупное компактное, ориентированное на пассажирский транспорт градостроительное образование. Четвертая, пятая и шестая стратегии градостроительного развития могут успешно существовать как законченные пространственные формы, но могут или дополнять или преобразовываться на различных этапах в крупный компактный новый город на юго-западных территориях Москвы. Первая стратегия может независимо развиваться, дополняя все остальные пять.
 

 
Тема нового федерального центра в контексте развития Москвы существенна, прежде всего, в двух аспектах.
 
  • Во-первых, компактное размещение правительственных объектов снижает нагрузку на УДС центра Москвы и повышает эффективность взаимодействия органов власти.
  • Во-вторых, новый федеральный центр способен стать мощным генератором нового градостроительного развития на новых территориях Москвы, т. е. сформировать агломерационную полицентричность, создать до <nobr>200–400 тыс.</nobr> рабочих мест, образовать новый многофункциональный градостроительный центр, достаточно развитый и престижный, чтобы не восприниматься как периферийный, пригородный район Москвы.
С точки зрения двух названных структурных особенностей потенциального нового федерального центра, передислокация федеральных органов внутри центральной части Москвы на реорганизуемые территории или Большого Сити, или АМО ЗИЛ, или на трансформируемые грузовые дворы МЖД не реализует в полной мере градообразующий потенциал нового федерального центра. Развитие первой, обозначенной ранее территориальной стратегии развития Москвы в направлении совершенствования полиструктурности, полифункциональности, повышения градостроительной привлекательности центральной части Москвы — все это обязательно при любых условиях и до и после присоединения юго-запада к Москве. Таким образом, первая стратегия не является в полном смысле альтернативой ко всем другим пяти стратегиям. На этом настаивают все проектные команды конкурса. Компромиссным можно оценить проектное предложение команды Грумбах по формированию представительского правительственного центра РФ в историческом центре Москвы и выносе на новые территории отдельных отраслевых федеральных министерств.
 

 
Профессиональная риторика всех проектных групп сводится к тому, что нельзя развивать Новую Москву, заморозив процессы реконструкции Старой Москвы. В первую очередь должна модернизироваться Старая Москва. При наличии достаточных средств и заинтересованности федерального правительства целесообразно активное развитие Новой Москвы, но не по принципам стихийного масляного пятна в направлении однобокого жилищного строительства, а в направлении первоочередного формирования новых рабочих мест. Преимущество нового федерального административного центра как генератора рабочих мест в Новой Москве, в сравнении с потенциалом других новых федеральных научных, образовательных, финансово-деловых, медицинских, инновационных центров только в одном — в скорости создания рабочих мест и большой генерирующей силе для сопутствующих функций. Но при любых обстоятельствах, формирование любых новых центров в Новой Москве не должно происходить за счет снижения градостроительной активности по реконструкции и развитию Старой Москвы.
 

 
В соответствии с Положением о проведении конкурса, проектные команды не должны проводить технико-экономическое обоснование полного или частичного выноса федеральных органов на новые территории, поскольку такое обоснование предполагает знание конструктивных особенностей каждого освобождаемого федерального объекта и возможностей приспособления этих зданий под неадминистративные функции с их будущей рыночной стоимостью. Существенно, также знание о тех федеральных объектах, которые ни при каких обстоятельствах не могут изменить свое функциональное назначение.
 

 
В рамках проектного конкурса можно изучить потенциал различных градостроительных участков для размещения нового федерального центра, а также принципиальную пространственную организацию нового федерального центра во взаимодействии с прилегающими территориями нового развития. С разной детализацией проектные команды это продемонстрировали на семинаре № 5, одновременно проводя переоценку ранее сделанных предложений по всей агломерации и Большой Москве.
 

 
Учитывая рабочий статус семинара № 5, проектные команды достаточно осторожно демонстрировали свои предложения по пространственной организации нового федерального центра, оставляя возможность блеснуть на заключительном шестом семинаре. Значительным приоритетом для размещения нового федерального центра пользуется территория у Коммунарки, это место рассматривают шесть команд. Команда Сеччи-Вигано, проведя анализ четырех потенциальных площадок для федерального центра, остановилась на двух — в районе Московский и Коммунарка. Команда АУК в рамках концепции города-дуги или «параллельной Москвы» поменяло место размещения федерального центра, выбранное ранее, на район Кнутово-Пушкино. Три команды считают, что надо сохранить и развивать федеральный центр в центре Москвы, а не выносить на новые территории. Команда Остоженка для этого предлагает территорию Большого Сити и приспособление под Парламентский центр историческое здание военной академии с реконструкцией участка бывшей гостиницы «Россия». Команда Чернихова называет участок Большого Сити и АМО ЗИЛ. Команда Грумбаха представительства федеральных органов предлагает сконцентрировать на участке гостиницы «Россия».
 

 

 
«ОМА» — Office for Metropolitan Architecture, Роттердам
 

 
Используя весь свой опыт эффектных «клиповых» презентаций голландская команда выплеснула на участников пятого семинара все свои сомнения и догадки по поводу нового федерального центра и взаимодействия власти. Получилось много журналистики и недостаточно градостроительства. У этой команды остался последний шанс — шестой семинар, чтобы доказать экспертам, что кроме четырех авиахабов в агломерации, в юго-западном секторе может сформироваться интегрированное градостроительное образование с внятной пространственной структурой, взаимосвязанной системой кластеров и генерирующей ролью нового федерального центра. Если это не стратегия 3, то, какое сочетание планировочных решений предложит ОМА?
 

 

 

 

 

 

 
ФГБУ «ЦНИИП градостроительства» РААСН, Москва
 

 
Колебания российско-японской проектной команды по размещению федерального центра связаны с уже озвученной доктриной о том, что надо развивать и Старую и Новую Москву. Поэтому демонстрируются слайды с вакансиями и в Большом Сити и на ЗИЛе. Федеральный центр в Коммунарке предлагается формировать в единстве с научно-исследовательским кластером и многофункциональными зонами, что тяготеет к типологической планировочной стратегии 3 — крупного компактного города и хорошо согласуется с планировочной моделью агломерации от этой команды, где в юго-западном секторе предусматривается «core city». Будем надеяться, что на шестом семинаре можно будет увидеть границы предлагаемого «главного города» в юго-западной зоне и другие элементы расселения с показателями.
 

 

 

 

 

 

 

 
ANTOINE GRUMBACH ЕТ ASSOCIES, Париж
 

 
Франко-российская команда с каждым новым семинаром планомерно развивает и детализирует линейный город в Новой Москве и аккуратно «заштопывает» разрывы в потенциальных общественных пространствах центра и периферии Старой Москвы. Визуализация проектных фрагментов и технико-экономический расчет добавляет убедительности сложным градостроительным и инженерным решениям. Оригинальность подхода команды Грумбах к развитию федерального центра состоит в декларации необязательности компактного размещения правительственных учреждений и министерств, если отделить представительские функции органов власти от рутинных, административных. Это позволяет французской команде не перемещать сложившиеся федеральные объекты — символы государства из центра столицы, но добавлять на месте «России» репрезентативные офисы министерств. Часть отраслевых министерств предлагается распределить по четырем кластерам на линейном городе в Новой Москве. Оценка потенциала территории линейного города с учетом фактических резервов для застройки позволяет команде разместить здесь более 2 млн. жителей (к чему стремятся и многие другие участники конкурса). На фоне мегагорода Москвы магия этих цифр вполне ординарна. Другое дало, что это сопоставимо с численностью населения Парижа. Первый кластер линейного города равен по численности населения Турину, второй и четвертый кластер сопоставим с Калугой и Страсбургом, третий в районе Троицка больше Ярославля. Самое главное — не реализовывать участки линейного города очень быстро, кластеры должны «зреть», чтобы многообразие их сред вдохнуло ощущение истории в строительное технологическое пространство нового урбанизма на юго-западных присоединенных территориях.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
«Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA Чернихова А. А.», Москва
 

 
Используя рабочий и промежуточный характер пятого семинара, команда Чернихова предложила два варианта развития федерального центра — в центре Москвы и на новых присоединенных территориях. Предложено также два варианта размещения по «сетевой стратегии» кластеров на новых территориях, которые формируют, развивают, модернизируют систему расселения в Новой Москве. Сетевая стратегия расселения имеет две формы — иерархическую и равнозначную. Предложенная функциональная специализация кластеров пока не отвечает на эти вопросы. Учитывая агломерационный характер взаимоотношения между Старой и Новой Москвой, необходимо обозначить границы локальных агломераций или реальных городов, которые формируют функциональные кластеры. Только в этом случае можно говорить о функционально-планировочной организации присоединенной территории, предусмотренной для разработки на втором проектном этапе конкурса. При отсутствии последнего трудно оценить преимущества альтернативных вариантов сетевой структуры Новой Москвы, различающиеся площадью территории кластеров, а также наличием (вариант 1) или отсутствием (вариант 2) федерального правительственного центра. Инвестиционная оценка реализации кластеров, включая правительственный, является достоинством отчета команды Чернихова на пятом семинаре конкурса.
 

 

 

 

 

 

 
STUDIO ASS SECCHI — VIGANO, Милан
 

 
«Квадрат» итальянской команды реализует вторую из шести ранее названных стратегий развития Москвы. В этой стратегии не так существенна форма нового планировочного района Москвы — важна его компактность и структурная целостность. Новый юго-западный планировочный район должен формироваться как самостоятельный город с насыщением его центральными функциями, в том числе федерального значения, тогда можно говорить о предельной выраженности наиболее эффективной полицентричности у структуры Большой Москвы, т. е. как бы о раздвоенном пространстве Москвы. Одним из способов обеспечения целостности и идентичности города является яркая выраженность его общественного и пространственного центра. В нашем случае пространственный центр «квадрата» формирует Теплостанская возвышенность с сохраняемыми природными территориями и формируемыми парками.
 

 
Команда Сеччи-Вигано рассматривает четыре ключевые площадки для размещения нового федерального центра в границах «квадрата» — нового планировочного района Москвы — это районы: Переделкино, Московский, Коммунарка и Анино. После SWOT анализа итальянские специалисты наиболее предпочтительными для размещения многофункционального и административного центра считают два участка — Коммунарка и Московский. Периферийное размещение главного функционального центра проектируемого «квадрата» на границе крупного центрального парка может расщепить «квадрат» как раз по его центру — по оси Калужского шоссе. Чтобы не потерять целостность крупного района с «зеленым» центром понадобится обстройка границ парка общественно значимыми, архитектурно-выразительными объектами и поддерживать ортогональный рисунок сетки улиц, новых и реконструируемых кварталов.
 

 
Не исключено, что в дальнейшем может появиться новая сложная кольцевая структура нового «садового проспекта» вокруг центрального парка, связывающая все общественно значимые комплексы «квадрата» и обладающая огромным потенциалом развития в юго-западном секторе Москвы. А может авторы примут решение разделить квадрат на два крупных планировочных района или сеть районов и подцентров, примыкающих к «центральному» парку? Градостроительная роль нового федерального центра может быть разной в зависимости от системы расселения. Третий проектный этап должен вернуть долги второго и ответить на все вопросы.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
URBAN DESIGN ASSOCIATES, Питтсбург
 

 
Американо-канадско-английская команда достаточно последовательно развивает сетевую иерархическую схему развития присоединенной территории, состоящую из четырех новых городов и главным городом-ядром — новым федеральным центром. Мы акцентируем осознанную необходимость именования создаваемых на новых территориях кластеров городами. Тем самым американская команда подчеркивает комплексность, многофункциональность, планировочную сложность каждого из четырех градостроительных образований — Федерального города, Инновационного города, Научного города и Логистического города. Центром данной групповой системы расселения признается Федеральный город, благодаря его статусу, пространственному положению и наибольшей численности рабочих мест — 280 тыс. , хотя по численности предлагаемого населения (550 т
Рубрики:  АГЛОМЕРАЦИЯ

Метки:  

Первая версия концепции развития Московской агломерации

Понедельник, 27 Августа 2012 г. 16:22 + в цитатник
Julia_Zubareva (grad-so) все записи автора

Первая версия концепции развития Московской агломерации

23 апреля в гостинице «ИнтерКонтиненталь» начался 2-ой Международный семинар в рамках проведения «Конкурса на разработку проекта концепции развития московской агломерации».

Напомним, что организаторы конкурса — Правительство Москвы, Москомархитектура, ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», агентство БСБ — проводят 6 семинаров, первый из которых состоялся в марте 2012 г.

2-ой семинар открылся приветственным словом заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина. От имени Мэра столицы Сергея Собянина он высказал слова признательности участникам за активную работу в семинаре. В своём выступлении Марат Хуснуллин особо обратил внимание на транспортное обеспечение столичного региона. Он подчеркнул: «Для Москвы и Московской агломерации это вопрос номер один».

Среди творческих коллективов, с которыми заключены контракты на разработку проекта развития Московской агломерации, четыре российских и шесть иностранных. В сентябре 2012 г. планируется провести выставку проектов, представленных конкурсантами. А окончательный вариант концепции намечено сформировать в начале 2013 года.

В первый день работы 2-го семинара обширная программа включала в себя рассмотрение первой редакции концепции развития Московской агломерации, команды продемонстрировали результаты первого отчетного этапа конкурса, который длился два месяца. Десять проектных коллективов изложили свою первую версию концепции развития «Новой Москвы». В течение дня участники семинара заслушали ряд докладов представителей российских проектных коллективов, а также доклады специалистов из Нидерландов, Франции, Италии, США, Испании.

24 апреля, экспертная группа конкурса огласит оценку материалов, представленных сегодня проектными коллективами. Кроме того, во второй день семинара руководителям команд передадут исходные данные для следующего проектного этапа.

  http://www.mka.mos.ru/mka/mka.nsf/va_WebPages/News_20120424-01Rus
Рубрики:  АГЛОМЕРАЦИЯ

Метки:  

А.Раппапорт Архитектура и онтология

Воскресенье, 29 Июля 2012 г. 15:05 + в цитатник
Julia_Zubareva (grad-so) все записи автора

Онтология отвечает на вопрос " Как устроен мир” или, точнее:" В каком мире мы живем?"
Архитектура в какой-то мере "создает" тот мир, в котором мы живем, и в этом отношении тоже отвечает на этот вопрос: проектно и практически. Если научная онтология описывает мир, то архитектура его строит. Однако, чтобы строить, нужно сначала описать его в виде проекта. Поэтому и архитектура в известной мере занята описанием этого мира. Конечно, между описанием проекта и описанием мира в онтологии существуют большие различия. Нашей ближайшей задачей является, однако, не только указать на эти различия, но и постараться отметить моменты сходства. Именно обнаружив сходства и различия архитектуры и онтологии, мы сможем более глубоко понять проблемы современной теории архитектуры.
Иногда приходится читать, что архитектура "моделирует" образ мира или онтологическую действительность. Что это значит?
Это значит, что отношение архитектуры к миру не исчерпывается тем, что архитектура составляет часть этого мира, что архитектура входит в мир или включается в него. Это значит еще и то, что, не будучи равной всему миру по объему и составляя лишь часть мира, архитектура символически отражает его структуру в целом.
Мы говорим " отражает", но, быть может, уместнее было бы сказать иначе: " в известные культурные эпохи отражала" или " в принципе должна отражать" и т.п. Таким образом, функции архитектуры как модели мира не имеют определенного статуса бытия - сущего или должного. Это одна из ПРОБЛЕМ самой архитектуры и культуры, в той мере в какой культура определяет функции своих подсистем.
Можно сказать так: архитектура может ( при выполнении определенных условий) служить моделью мира и тем самым служить людям средством ориентации в нем. По если мы допустим даже такую возможность, то возникнут новые проблемы, касающиеся уже техники такого моделирования. Возникнут такие вопросы - какой мир должна моделировать архитектура, одинаков ли этот мир для всех или для разных людей, групп или общественных страт этот мир представляется разным, а следовательно и архитектура для этих групп должна быть разной. Или такие вопросы: статичен или изменчив этот образ мира и в какой мере архитектура может (должна) отражать эту изменчивость и т.п.
Быть может в прошлом архитектура в действительности должна была быть моделью мира, но после изобретения книгопечатания , когда основная масса населения стала грамотной и черпать знания о мире из книг – эта функция архитектуры отпала.
Или с изобретением телевидения люди начали получать представления о мире из ТВ и у них отпала потребность в архитектуре - как символическом средстве ориентации в мире. Такие вопросы постоянно ставятся, во всяком случае, уже со времен Виктора Гюго они оказались осмысленными довольно ясно и идеи Маклюэна тоже прибавили к ним актуальности.
Ham предварительный ответ на эти вопросы состоит в том, что тот мир и тот образ мира, который моделируется архитектурой и тот мир, относительно которого мы получаем знания из книг или телевизионных передач - не совпадают, хотя было бы преждевременным и неосторожным говорить, что это вообще разные миры. Эти миры принадлежат к "жизненному миру", к онтологии современного сознания и как бы разнородна она ни была, она все же пронизывает разные области сознания, поведения и деятельности и имеет смысл говорить об ее интеграции или степени интегрированности в современной культуре.
Если временно отвлечься от проблем архитектуры и задать себе вопрос о том, что такое этот мир, в котором мы живем, то мы должны вслед за Риккертом и неокантианцами признать для начала, что этот мир распадается на ряд более или менее независимых, автономных миров, среди которых ранее всего распадаются и образуют оппозиции два: мир природы и мир культуры, мир физики и мир истории. Человек живет в обоих мирах и, задавая вопрос о мире, хочет получить ответ о свойствах и того и другого.
Но, кроме того, можно говорить еще и о мире нормативном, противопоставленном миру естественному, мире иллюзорном (идеологическом), противопоставленном миру реальности и пр. Множество миров может быть развито до бесконечности, и окажется, что проблема онтологии есть не только выяснение того, каковы эти частные миры (ни один даже частный мир прилично не описан и многие из них вообще известны нам в совершенно разной мере), но и выяснение того, как связаны между собой эти миры и каким образом мы должны в своем сознании и поведении учитывать эти связи.
Чем лучше организованы отношения этих миров, чем яснее они выражены и поняты - тем более "космичен" образ мира-в-целом. Напротив, чем больше различий, индивидуальных особенностей, частностей, несвязностей и некогерентностей ( в том числе - диффициентностей), то есть принципиальных несовпадений в частных мирах, тем более мир-в-целом хаотичен. Мы живем сегодня в весьма хаотичном мире и эта хаотичность достаточно хорошо естественно выражается нашей архитектурной средой, нашей архитектурой. Там же, где архитектура делает структуру какого-либо частного мира или собственную упорядоченную структуру основой "квази-космического" упорядочения мира-в-целом, там мы видим фальшь и кризис самой архитектуры скорее, чем кризис мироздания.

Рубрики:  Архитектура

Метки:  

ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМА ГОРОДА. ПЕТР ЩЕДРОВИЦКИЙ

Вторник, 24 Июля 2012 г. 22:03 + в цитатник
Julia_Zubareva (grad-so) все записи автора

 

Город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим и ответить на вопрос, что из наличного социального багажа следует брать с собой. «Прошлое» и «будущее» соседствуют в городском пространстве как реальность человеческих форм самоопределения и образов жизни, как вся палитра переходных форм, задающих шаги ближайшего и далекого развития данной социокультурной формации. Срез городской жизни представляет нам реальность развития во всей ее противоречивости и конфликтности, в отличие от тех утопий и прожектов, которые вынашивают философы и теоретики общественного переустройства.

I

Нарастающий во второй половине ХХ столетия кризис больших городов захватил нас с такой же неожиданностью и стремительностью, как и их рост в конце XIX века, и заставил признать, что за прошедшее столетие не удалось составить сколько-нибудь ясного представления о сущности и перспективах развертывания городских форм жизнедеятельности (ЖД) и городской культуры.

Если считать, что мы продвинулись в плане выделения основных инфраструктур городского хозяйства, то этого, к сожалению, уже нельзя утверждать относительно тех социокультурных процессов, которые констатируют ткань жизни современного города. Существующее теоретическое зрение не позволяет выделять и фиксировать эти процессы в их имманентной логике и, тем более, описывать все многообразие взаимозависимостей между этими процессами и их влияние друг на друга. В большей степени, чем когда-либо, мы понимаем, что выработанные человечеством механизмы проектирования и исследования, методы управления не адекватны ситуациям, сложившимся в больших городах и урбанизированных регионах. Более того, мы все чаще убеждаемся в том, что применение этих методов и эксплуатация привычных форм мышления и деятельности во многом создает тот исходный ряд разрывов и рассогласований в процессах городской ЖД и городского управления, который затем осознается как «проблемы» города.

Вместе с тем, нас часто охватывает ощущение, что мы переживаем эпоху существенных перемен. При анализе проблем города эти перемены ассоциируются со сменой структуры хозяйства, с изменениями карты профессий и структур занятости населения, с экологической ситуацией, с экспортом городской формы жизни за счет использования интеллектуальных и информационных технологий, с децентрализацией и диверсификацией исконно городских функций и изменением статуса города. Меняется та система ценностей, в рамках которой мы обсуждаем и анализируем ситуации, складывающиеся в больших городах. Мы фиксируем тот факт, что городская культура претерпевает переходную стадию своего развития, однако, мы не можем ответить с достаточной степенью определенности, от чего к чему происходит переход.

Может быть, мы находимся на пороге возникновения новой городской формации? Как бы мы ни отвечали на этот вопрос, приходится признать, что на наших глазах разрушаются стандарты и эталоны городского образа жизни предшествующих десятилетий, происходит деградация гигантских урбанизированных регионов, меняются установки и ориентации городского жителя, а вместе с тем меняется характер ответа на вопрос, что значит быть горожанином. В теоретических и организационных дискуссиях явно прослеживается ностальгия по тем временам, когда специалисты думали, что они понимают, что такое город.

В этой ситуации имеет смысл вернуться к обсуждению самой идеи «города», того, что можно назвать Духом городской формы ЖД, того фундамента, на котором в большей или меньшей степени строились все предшествующие городские формации. Возникает задача ввести новую действительность и, в пределе, новую онтологическую картину жизни «города», отличную от тех представлений, на основе которых можно производить нормализацию хозяйственной деятельности городов и «дизайнирование» систем городского управления.

Однако не следует думать, что такого рода установка формируется нами впервые, и никому до нас не приходила в голову задача ре-конструкции и оформления идеи «города». Именно поэтому нас будут в первую очередь интересовать те трудности, с которыми приходится сталкиваться при постановке онтологического вопроса и распределении содержания понятия «города».

II

Если оставить в стороне наивные попытки выдать за сущность «города» морфологию застройки и материальную скорлупу прошлой ЖД и мыследеятельности (МД) и рассматривать те подходы, которые с различных сторон анализируют процессы деятельности и жизни людей, ассимилирующие эту морфологию, то первым исходным парадоксом следует считать тот факт, что исследователи и проектировщики, теоретики и организаторы, говоря о городе, сталкиваются при этом со всем универсумом человеческой ЖД и МД. Другими словами, город есть все. Все структуры жизни и деятельности людей, все социальные институты, все формы человеческой активности, все процессы, характерные для данной культурно-исторической и социально-экономической формации, выворачиваются в пространство «города» и находят там свою специфическую форму представительства. Даже в том случае, если мы пытаемся рассматривать городские формы организации ЖД, противопоставляя их другим формам организации, например, деревенским, то в онтологическом плане мы вынуждены признать наличие этих не-городских форм ЖД в самом городе в том или ином снятом сублимированном виде.

Однако, если город есть «все», то как может быть поставлен онтологический вопрос? Каковы возможные онтологические картины жизни города, если «город» суть локальная площадка, на которой развертывается весь универсум ЖД и МД? Как, в конечном счете, может быть конституирован «город» как объект понимания? Как возможна герменевтическая установка, предваряющая схематизацию в этой области? Обозначенная ситуация отчетливо проявляется в тот момент, когда мы обращаемся к существующим формам представления «города» и «городского», к распространенному строю понятий, обеспечивающему организационно-управленческую, исследовательскую и проектную работу с «городскими» процессами и инфраструктурами.

Процессы жизни города и феномены роста городов и урбанизированных регионов осмысляются и описываются в различных средствах, с различных позиций и точек зрения. В этом нет ничего удивительного; удивительно то, что для каждой из названных позиций ее специфические средства замещают реальный мир и многообразие города. Город подменяется теми или иными профессиональными объектами, предметами знания и мышления, характерными для данной социокультурной позиции. Город представляется как «все-что-угодно».

Конечно, философская рефлексия давно отметила эту специфику предметно-ориентированного сознания и мышления. Однако, в данном случае мы имеем дело с чем-то большим, нежели с ошибкой формальной онтологизации содержаний профессионального знания. Если «город» есть все, то он может представляться как все. В феноменальности городской ЖД и МД можно найти эмпирические характеристики и ситуации, соответствующие любым профессионально-предметным идеализациям. Ничто не препятствует формальной онтологизации и натурализации; не возникает ситуации парадокса и противоречия в отнесении различных знаний к объекту; заторможена проблематизация.

В этой ситуации отказ от наивной натуралистической установки, обреченной находить в хаосе городской ЖД все, что открывает теоретический разум, есть во многом вопрос воли, а не проблематизирующего мышления. Необходимо осуществить переориентацию и поставить вопрос иначе: не что есть «город», а как мы мыслим и представляем его, как мы действуем, вторгаясь в его пределы в той или иной роли, как следует мыслить и понимать город.

Такого рода переориентация реально осуществляется уже сегодня на наших глазах, а истоки такого рода подхода к городу можно отчетливо увидеть во всем, что так или иначе связано с городской проблематикой. Действительно, город никогда не был и не мог быть объектом чистого созерцания или теоретического описания; город всегда был предметом практической деятельности людей, предметом градостроительства, организации и политики.

III

Однако и здесь все более и более осознается тот факт, что существующие методы руководства, организации и управления, существующие подходы к проектированию и строительству городов не соразмерны тому явлению, которое мы называем городом. В этом смысле сама постановка вопроса об управлении городом, сама претензия организационно-управленческой деятельности «схватить» и «ассимилировать» процессы и структуры городской ЖД ставится сегодня под сомнение.

Речь идет по сути дела об ограничении действенной установки, о критике существующих способов деятельности и практического преобразования окружающего нас мира. Можно сказать, что город всегда был предметом действия и преобразования, но эти формы деятельности чрезвычайно редко были городскими. Поэтому та переориентация, свидетелями которой мы являемся, связана не столько с переходом от созерцательной точки зрения к действиям, сколько с переходом от существующих форм деятельности к их критике и ограничению. Это ограничение может быть достигнуто на пути осмысления идеи «города», на пути построения понятия о «городе». И при этом, как следует из всего вышесказанного, это понятие о «городе» должно быть построено так и таким образом, чтобы были очерчены допустимые способы практики и формы мышления и деятельности, признанные в качестве «городских».

Создание понятия о городе есть в значительной мере выделение города в качестве особого и самостоятельного явления из всего универсума МД и ЖД. Можно даже утверждать, что, только создав понятие о «городе», мы можем начать реализовывать собственно городские формы организации ЖД в отличие от не-городских. Благодаря понятию о «городе» города начинают существовать, но это только первая форма существования — существование в понятии: на основе понятия еще необходимо создать новые идеалы социокультурного устройства городов, новые проекты, и начать реализовывать эти проекты и идеалы в деятельности, тем самым создавая новую социальную и деятельностную реальность.

Осознание кризиса городских форм ЖД и МД вызывает к жизни широкое распространение философских дискуссий о природе города. В подавляющем большинстве случаев эти дискуссии не поднимаются до понятийной и онтологической работы; они апеллируют к той или иной предельной категории: «организма», «системы», «власти» и так далее. Сказав, что город это организм или система, такая философия считает вопрос о выборе конститутивной категории решенным. На деле, если не стремиться к формированию новой метафизики городов, то в этих суждениях не сказано ничего более того, что «город» необходимо рассматривать системно или применять к анализу «городов» те понятия и представления, которые не противоречат организмическим интерпретациям. Однако, большая часть философско-категориальных поисков такого толка страдает профессионально-предметной ограниченностью: выбрав ту или иную категорию, размышляющие стремятся свести все проявления городского к формам мыслимости и границам, обусловленным этими категориями.

Следует предположить, что выделение понятия о «городе» требует гораздо более сложной работы по выделению различных форм мыслимости этого комплекса явлений и схематизации смысла всего поля различных категорий и определений, в ориентации на задание рамок для различных типов деятельности и городских практик.

IV

Обращаясь к анализу идеи «города», необходимо использовать принципы исторического подхода: как всякое социокультурное явление, «город» меняет свое лицо и свою «природу» по мере исторической трансформации человеческой деятельности. Однако, не имея ответа на вопрос о сущности «городского», мы всегда, обращаясь к материалу истории, должны остерегаться выдать до-городские и не-городские формы расселения и ЖД за формы существования города.

Исторический подход раскрывает себя в идее «развития». Точнее, принцип развития и стоящая за ним логика анализа органических объектов представляют собой наиболее изощренную форму реализации исторического подхода в науках о духе. Используя принцип развития при анализе идеи «города», мы получаем по крайней мере две интерпретации. Один раз «город» должен быть рассмотрен как элемент и организованность более широкого общественного целого и процессов культурно-исторического развития МД; другой раз «город» должен быть проанализирован как самостоятельно развивающаяся системная целостность, а внутри нее должны быть выделены элементы и организованности, выступающие в качестве источников и механизмов развертывания самого «города». Как в первом, так и во втором случае, «город» рассматривается как искусственно-естественное (И-Е) образование.

Рассматривая «город» как И-фактор развития универсума МД и конкретных социокультурных формаций МД и ЖД, необходимо более определенно охарактеризовать эту «искусственность». Часто можно слышать, что город характеризуется через те или иные специфические и уникальные формы деятельности, которые концентрируются и упаковываются на одном участке территории. Однако, как следует из предыдущего изложения, существует большая опасность выдать те или иные конкретные исторические преходящие формы МД и ЖД за сущностные характеристики «города» и «городского образа жизни». Более продуктивным, на наш взгляд, представляется рассмотрение самой формы «концентрации» и «интенсификации» как сущностной характеристики «города» вне зависимости от тех конкретных типов МД и ЖД, которые собирает данная формация городов. В этом случае можно было бы считать процессы концентрации и интенсификации той И-компонентой процессов развития, которая задает место и роль городов в историческом развертывании МД. Напротив, те типы МД и ЖД, которые собираются в «городе» в данной социокультурной формации, относились бы нами к плану Е и задавали бы материал ЖД и деятельности, а значит и материал процессов развития.

Ясно, что концентрация и интенсификация МД и ЖД формирует специфическую плотность деятельности, специфическую для «городов» насыщенность ЖД и различными типами МД, плотность контактов и необходимое для развития разнообразие форм и содержания деятельности. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что «город» не обладает равномерной плотностью МД: концентрация и насыщенность деятельностью не исключает, а напротив, предполагает наличие в «городе» своего рода «свободных площадок и свободных зон», на которых из элементов сконцентрированных форм деятельности может быть в принципе построено нечто новое, «то-чего-еще-нет» 1.

Находясь во внешней по отношению к «городу» позиции, мы должны сказать, что город есть форма и средство интенсификации и концентрации МД и ЖД. Находясь во внутренней позиции, входя в само городское пространство, мы должны сказать, что город есть смеситель для разных форм и типов ЖД и МД, постоянно производящий новые виды деятельности и жизни. С точки зрения городского жителя город есть мир возможностей, мир, обеспечивающий потенциальное участие в любом виде деятельности, существующем в данной формации. С точки зрения развития МД город есть свободная зона, на которой каждый горожанин может строить новый мир и новую форму организации ЖД, используя специфическую «безопасность городского разнообразия», своеобразный «меркантилизм» города в отношении нововведений и открытий.

Собирая полученную смысловую конфигурацию, можно сказать, что город есть форма выращивания и создания ресурса для развития на основе тех свободных площадок, где горожане получают возможность из элементов существующих типов МД и ЖД конструировать новые образы и образцы жизни и мышления. Для античного полиса таким ресурсом выступал гражданин, обладающий всей полнотой политических прав и возможностью реализовывать свои права на агоре. Для средневекового города таким ресурсом выступали корпорации, выковавшие внутри себя и образцы новой экономической организации, и образцы новой науки, пользуясь правовыми привилегиями университетов и свободой торгового предпринимательства.

V

Однако, было бы опрометчиво представлять «город» как инкубатор, содержащий лишь сеть благоприятных условий для развития и поиска новых форм деятельности. В городском пространстве соседствуют «старые», утвердившие себя типы МД и ЖД и новые формы, лишь только набирающие силу и нащупывающие почву под ногами. Эти новые формы естественно сталкиваются со ставшими типами МД и друг с другом. Город есть вместе с тем поле конфликтов, пространство, в котором развертывается конкуренция проектов и программ; город есть театр существующих позиций и образов жизни, представляющий собой трагический театр истории. Ибо сталкиваясь друг с другом, одни формы МД и ЖД крепнут, а другие умирают, одни набирают силу, ассимилируя содержание конфликтных ситуаций и альтернативных проектов, а другие сходят с подмостков городской импровизации, а вместе с тем растворяются в общем процессе исторического развития МД как материал чужого становления.

Таким образом, город есть специфическая форма развития, не имеющая специально выраженной проектной составляющей. Можно сказать, что город есть та форма организации взаимодействия между различными типами МД и ЖД, которая обеспечивает развитие в условиях, когда у нас нет артикулированных проектов будущего и программ его достижения, нет выверенных целей, но есть смутное переживание фундаментальных ценностей развития и есть доверие к самому процессу развития, в котором выживает и оформляется то, что соответствует нашим ценностям и гарантирует, на наш взгляд, их реализацию. В конечном счете, города приносят с собой политические заговоры, эксплуатацию, опирающуюся на институт частной собственности, массовые эпидемии, преступность. Однако, мы исходим из того, что роль городов в процессах развития все же больше, нежели негативные эффекты, лежащие на поверхности.

Город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим и ответить на вопрос, что из наличного социального багажа следует брать с собой. «Прошлое» и «будущее» соседствуют в городском пространстве; они существуют не как абстрактные идеи о «том-что-принадлежит-прошлому» и о том «что-представляет-собой-будущее», а как реальность человеческих форм самоопределения и образов жизни, как вся палитра переходных форм, задающих шаги ближайшего и далекого развития данной социокультурной формации. Срез городской жизни представляет нам реальность развития во всей ее противоречивости и конфликтности, в отличие от тех утопий и прожектов, которые вынашивают философы и теоретики общественного переустройства. Город живет, и в его жизни, как в капле воды, отражается «шаг» развития в его предельных точках.

Однако как обеспечить открытие элементов будущего в городской повседневности? Как превратиться из суетливого жителя в горожанина: участника исторического театра развития? Как обеспечить со-существование занятых и свободных зон и площадок, прошлого и будущего в теле города?

Условием сохранения Духа города является специфическая форма организации и управления городской ЖД, вбирающая в себя идею развития и идею выращивания ресурсов для будущего. Здесь нас опять подстерегает существенная проблема формирования понятийной действительности и способов мышления «города». Точно так же, как перед нами существовала опасность выдать конкретные типы МД, сконцентрированные в пространстве современного города, за сущность любого города без различия исторических формаций МД и городской организации, так и здесь мы можем выдать конкретные исторически переходящие формы организации, управления, политики и права за сущностные характеристики «города». Важнее подчеркнуть, что со-существование старо-освоенных зон и свободных площадок, независимо от их конкретноисторического характера и содержания заявляемых там форм ЖД и МД, предполагает наличие специальной организации, специфических форм «городского» управления и городской политики. Идея города здесь присутствует дважды: один раз через то понятийное содержание, которое мы уже ввели, через идею развития, свободных зон, ресурса, концентрации и интенсификации ЖД; другой раз через саму идею управления, организации и политики.

VI

Необходимо предположить, что постоянное усложнение и дифференциация форм организации и управления, обеспечивающие выращивание нового ресурса и существования городских форм ЖД, само собой представляют одну из сущностных характеристик города. Город есть не что иное, как неимоверно сложная и разветвленная организационно-управленческая система со многими конкурирующими фокусами управления. Чем более усложняются процессы развития, чем более конфликтным становится взаимодействие между «прошлым» и «будущим», между старыми и новыми типами МД, чем больше плотность деятельности и чем выше разнообразие «города», тем большие требования накладываются на процессы организации, управления и политики, тем сложнее становится сама эта деятельность. История городов может быть рассмотрена с этой точки зрения как история освоения человечеством организационно-технических типов МД.

Действительно, появление первых городов в рамках восточных деспотий связано с пространственным выделением и символическим закреплением функции руководства определенными социальными группами и принадлежащей ей территорией 2. Античные полисы, города-государства возникают за счет синтеза функций руководства и функций политики как внутри сообщества граждан-жителей города, так и на внешнеполитической арене. Город Александра — его знаменитые Александрии, римские города и города диадохов представляют собой результат включения функций руководства и политики в более широкую и сложную рамку управления; здесь кристаллизуется сама идеология управления и стоящая за ней система функций. Средневековые города демонстрируют нам отчетливо выраженную функцию правовой организации, вбирающую в себя другие названные организационно-технические функции и изменяющую всю конфигурацию.

Вместе с тем, параллельно с появлением новых организационно-технических функций и новых дифференциаций увеличивается масса организационно-управленческой деятельности. Процессы организации, руководства, управления и политики пронизывают всю ткань городской жизни, проникают во все поры городского организма, пропитывают все процессы МД и ЖД в городе. Анализируя современный город, мы практически не можем отделить друг от друга деятельность организации и управления и сами городские процессы. Современный город есть не что иное, как единство руководства, организации, управления и политики. Однако, то же самое мы можем утверждать, ориентируясь на понятийную действительность. Город, по понятию, есть единство организационно-технических процессов, обеспечивающее формирование и выращивание новых форм МД и ЖД, ресурса для развития. История становления городских форм организации есть история освоения организационно-технических типов МД. Городская культура есть не что иное, как культура освоения руководства, организации, управления и политики, позволяющая горожанину включаться в процессы МД и ЖД, самоопределяться и вырабатывать специфические способы самоорганизации и самоуправления и, в конечном счете, становиться источником развития МД.

Здесь следует подчеркнуть еще один момент. Мы уже сказали, что усложнение и дифференциация организационно-технических типов МД во многом инспирированы усложнением городских форм общежития, разнообразием типов МД и способов ЖД, представленных в городском пространстве. С этой точки зрения, процессы в городе постоянно «выскальзывают» из-под «опеки» организационно-управленческого мышления и реальных практических форм организации; организационно-технические процессы городского управления и городской политики оказываются не-адекватны и не-соразмерны реальности городской ЖД и многообразию со-существующих форм. Однако деятельность управления и организации постоянно стремится «просчитать» жизнь города, ассимилировать это многообразие за счет мышления и знания, направить городские процессы за счет специальных форм организации и развертывания городских инфраструктур, охватить «город» и сделать его управляемым.

Эта борьба и конкуренция между управляемыми и управляющими системами приводит, с одной стороны, к появлению механизмов самоуправления и самоорганизации городских общностей и анклавов городского развития; с другой стороны, к появлению новых, более тонких и рафинированных технологий организации, управления и политики. Сегодня уже мало кто помышляет о том, чтобы спроектировать город и построить план его развертывания: жизнь города требует методов, которые в общем виде могут быть названы методами адхократии. Вместе с тем, дифференциация и усложнение управляющих систем приводят к естественному возникновению дисфункций, рассогласований и «зазоров» между ними. С точки зрения решения конкретных задач руководства и организации, это осознается как разрыв в деятельности и требует изменения и совершенствования техник управления. С точки зрения развития города, это создает условия для появления все новых и новых свободных зон и свободных площадок для развертывания поисковых форм МД и ЖД, для возникновения неожиданных ростков неведомого будущего.

Это означает, что если организационно-технические типы МД стремятся во время «овладеть» динамикой городской жизни, то свободное творчество индивидов и групп во все времена стремится «выкроить» свободное пространство, лежащее вне зоны влияния существующих организационных структур, — и оба эти процесса в равной мере реализуют сущность «города».

VII

Таким образом мы получили ряд различных «определений» города и городских форм ЖД. Для того, чтобы переходить к формированию понятийной действительности и схематизировать объект понятия о «городе», введенных представлений далеко не достаточно. Однако принятие принципов философии развития является, на наш взгляд, непременным условием самоопределения любого городского специалиста (проектировщика, исследователя, организатора), а вместе с тем, условием самоопределения современного горожанина, даже в том случае, если он является жителем традиционных городских зон и носителем консервативной идеологии.

Будут ли эти принципы конкретизированы в той системе представлений о городе, которую мы развернули выше, или воплотятся в других концепциях города — это уже другой вопрос. Главное — что без принятия специфической рамки «городского» образа жизни и понимания города, невозможна ни исследовательская, ни организационно-управленческая работа в этой сфере. А это понимание, как мы пытались показать, гораздо сложнее, чем распространенные сегодня подходы к проблеме «города».

Примечания:

1.      Близкие идеи высказывал С. В. Наумов в ходе организационно-деятельностной игры по разработке концепции социального развития Москвы.

2.      Близкие идеи обсуждались в ходе организационно-деятельностной игры, организованной Г. П. Щедровицким в Ростове-на-Дону.

Литература:

1.      Аксельрод Г. М., Генисаретский О. И. Город как объект системного проектирования. — в сб.: Проблемы исследования систем и структур. Москва, 1965, с. 169—175.

2.      Бочкарева Т. В., Ткаченко Л. Я. Экология и развитие города. — в сб.: Региональные проблемы развитых капиталистических стран: возможности практического использования зарубежного опыта. Москва, 1987, с. 163—171.

3.      Большие города. Сиб. изд-во Просвещение, 1905.

4.      Вебер А. Ф. Рост городов в XIX столетии. Сиб., 1903.

5.      Вебер М. Город. М— Л.: 1923.

6.      Вебер М. История хозяйства. — М.: 1923.

7.      Глазычев В. Л. Социально-экономическая интерпретация городской среды. М., Наука, 1984, с. 180.

8.      Гутнов А. Э. Природа и город глазами архитектора и эколога. Архитектура СССР, 1984, № 4, с. 13—19.

9.      Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства. М., Стройиздат, 1984, с. 254.

10.  Зинченко А. П. Проблемы архитектурно-градостроительного обеспечения программ развития города. Ульяновск, 1987, с. 63.

11.  Зинченко А. П. Проблемы программной соорганизации специалистов, обеспечивающих развитие города. Донецк, ИЭП АН УССР, 1983, с. 42.

12.  Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование (теория и методология). М., Стройиздат, 1975, с. 527.

13.  Савченко А. Б. Проблема развития в социально-экономической географии: подходы к решению. — в сб.: Территориальная организация хозяйства как фактор экономического развития. М., ИГАН СССР, 1987, с. 71—85.

14.  Смит Р. Л. Наш дом планета Земля. М., Мысль, 1982.

15.  Щедровицкий Г. П. Проблемы объекта в системном проектировании. — в кн.: II Всесоюзная конференция по технической кибернетике. М., Советское радио, 1969.

16.  Щедровицкий Г. П. «Естественное» и «искусственное» в развитии речи-языка. — в кн.: «Материалы Всесоюзной конференции по общему языкознанию. Основные проблемы эволюции языка». Самарканд, изд-во ФАН, 1967.

17.  Щедровицкий Г. П. и др. «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах. — в кн.: «Семиотика и восточные языки». М., Наука, 1967.

 

Рубрики:  Городское развитие
Системная организация

Метки:  

Поиск сообщений в grad-so
Страницы: [9] 8 7 ..
.. 1 Календарь